Конспект урока для 6 класса "Признаки растений. Цветковые растения и их органы"
Тема урока:
Цель урока:
Задачи:
а)Образовательные:
б)Воспитательные:
в)Развивающие:
Методы и методические приемы
Оборудование:
План урока:
Домашнее задание
Итог
Рефлексия
6 класс
Признаки растений. Цветковые растения и их органы.
Изучение признаков растений.
Познакомить учащихся с общими признаками растений;
Сформировать представление о семенных и споровых растениях.
Продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения на основе раскрытия взаимосвязи между растениями и окружающей средой;
Обратить внимание на бережное отношение к здоровью своему и близких людей.
Развитие внимания, памяти, интеллектуальных способностей и умение оценивать процесс;
Продолжить развитие интереса к теме, к предмету.
Словесные – беседа, рассказ;
Наглядные – демонстрация изобразительных пособий.
Учебник Биология 6 класс.
Этапы урока:
I.Организационный момент (3 мин)
II. Проверка домашнего задания (10 мин)
III.Изучение нового материала (20 мин)
Признаки растений;
Цветковые растения;
Семенные и споровые растения.
Лабораторная работа №1.
IV.Закрепление и обобщение. (10мин)
V.Домашнее задание (2мин).
ХОД УРОКА
На прошлом уроке вы рассмотрели виды растений.
Итак, что такое культурные растения?
Какие растения можно к ним отнести?
Какие растения называются однолетними, двулетними и многолетними?
Какие растения к ним относятся?
Что такое жизненная форма растений?
Какие вы знаете лекарственные растения?
Тема урока «Признаки растений. Цветковые растения и их органы. Семенные и споровые растения»
Царство растений объединяет около 300 тыс. видов. Существует целый ряд признаков, отличающих растения от других эукариотических организмов:
Клетки растений имеют плотные целлюлозные оболочки.
В клетках находятся зелёные пластиды — хлоропласты, в них зелёный пигмент хлорофилл, поэтому возможен фотосинтез (получение энергии из неорганических веществ на свету при участии фотосинтетических пигментов). Благодаря хлоропластам большинство растений имеет зелёный цвет.
В основном ведут прикреплённый образ жизни.
Запасные вещества в клетках накапливаются в виде крахмала.
Растут в течение всей жизни.
Жизнедеятельность регулируется фитогормонами.
Цветковые растения, или Покрытосеменные - отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные).
Общие признаки. Важнейшие признаки цветковых следующие:
1) двойное оплодотворение;
2) покрытосемянность, т.е. образование семязачатков внутри завязи; со временем завязь превращается в плод, а семязачатки - в семена. У нецветковых растений плодов не бывает;
3) наличие цветков. Есть и другие признаки, например наличие сосудов, правда, они свойственны не всем цветковым растениям и могут встречаться у некоторых нецветковых.
Органы цветковых растений – отдельные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Роль органа
корень
1. удерживает растение в почве.
2. всасывает из почвы питательные вещества, воду.
стебель
переносит от корня воду и питательные вещества к другим органам
лист
участвует в фотосинтезе (в получении из углекислого газа и воды, с помощью света питательных веществ)
цветок
привлекает насекомых-опылителей
плод с семенами
созревание семян для дальнейшего размножения
Семенные растения, или сперматофиты (лат. Spermatóphyta), - высшие растения, образующие семена - тела сложного строения, внутри которых находится многоклеточный зародыш. Играют важнейшую роль в создании растительного покрова Земли, а также в сельскохозяйственной деятельности человека.
Семенные растения считались ботаническим таксоном в ранге надотдела и включали два отдела:
Голосеменные (Gymnospermae);
Покрытосеменные (Angiospermae)
Высшие споровые растения — неформальный термин, объединяющий высшие растения, размножающиеся и распространяющиеся главным образом спорами. Эта группа таксонов обычно противопоставляется семенным растениям, которые для размножения используют не споры, а семена. Высшие споровые растения в современном понимании не являются таксоном.
Именно от высших споровых растений в результате эволюции произошли семенные растения.
Семенные – это голосеменные (например, хвойные) и покрытосеменные (цветковые)
Высшие споровые – это папоротники, хвощи и плауны
1) у споровых расселяющейся стадией является спора, а у семенных – семена (у цветковых – семена или плоды). Семена и плоды по сравнению со спорами лучше защищены и содержат больший запас питательных веществ
2) у семенных растений гаметофит, который делает половые клетки, развивается на материнском растении (на спорофите) и получает от него питание. У высших споровых гаметофит (заросток) свободноживущий, образуется из споры во влажных условиях, питательные вещества вырабатывает сам путем фотосинтеза, т.о. этап образования гамет у высших споровых гораздо менее защищен.
3) сперматозоидам споровых растений для плавания требуется вода, поэтому споровые не могут жить в засушливых местах. У семенных растений мужские половые клетки спермии находятся внутри пыльцы. У голосеменных пыльца переносится ветром, а у цветковых – ветром, водой, насекомыми или другими животными, т.о., семенным растениям вода для оплодотворения не нужна.
Лабораторная работа №1
Тема: Споровые и семенные растения.
Цель: рассмотреть семенные и споровые растения на примере кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов.
Оборудование: учебник 6 класс, конспект, лист с заданиями.
Задание
Написать отличия семенных растений от споровых
Выбрать из предложенных семенные и споровые растения.
Зарисовать рисунок №1.
Рисунок №1 Размножение кукушкина льна спорами.
Зарисовать лист папоротника.
Рисунок №2. Лист папоротника.
Зарисовать семя томата.
Рисунок №3 Семя томата.
Сделать вывод.
Составить синквей
Цветковые растения, или Покрытосеменные - отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные).
Семенные – это голосеменные (например, хвойные) и покрытосеменные (цветковые)
Высшие споровые – это папоротники, хвощи и плауны
Что Вам понравилось на уроке?
Что было трудно?
Что вам удалось уяснить для себя из сегодняшней темы?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ