Конспект урока для 7 класса "Путешествие в страну земноводных"
Пояснительная записка.
Согласно стратегии модернизации, одной из главных целей общего образования является формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной и информационной сферах.
Цель применения компьютерной презентации на уроке – создание дидактической активной среды, способствующей формированию познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развития мышления обучающихся. Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, а также позволяет задействовать на уроках дополнительную информацию, выходящую за рамки учебной программы.
Урок с использованием данной презентации является уроком изучения нового материала, он дает возможность обучающимся образно представить анатомическое строение объекта, его функции и значение в организме человека.
При отборе материала я руководствовалась значимостью данной темы в изучении биологии, старалась подобрать интересные факты, помочь обучающимся увидеть взаимосвязи строения органа его функций в организме, подобрать такой материал, который помог бы затронуть не только ум, но и душу моих учеников.
Этот урок проведен во время методического дня под общей темой «Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся как один из элементов проектирования образовательной среды урока».
Конспект урока по биологии в 7 классе
Программа основного общего образования по биологии. 6-9 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшкин. Сборник: Биология, 5-11 классы: программы для ОУ к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
Технология: Проблемно-диалогического обучения открытия нового знания (по образовательной системе «Школа 2100»).
Тема: Путешествие в страну земноводных.
Цель: Формирование знаний о строении земноводных, как о первых наземных позвоночных, их многообразие, приспособленность к среде обитания.
Задачи:
Образовательные:
раскрыть особенности внешнего строения земноводных, связанных с жизнью на суше и размножением в воде;
установить происхождение земноводных от древних кистеперых рыб;
показать значение земноводных и необходимость их охраны;
продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности живых организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать дополнительную литературу.
Развивающие:
развивать умение анализировать материал по теме;
формировать умение излагать свою точку зрения.
Воспитательные:
формирование научно-материалистического мировоззрения, собственных убеждений;
воспитывать любовь к природе.
Оформление: компьютерная презентация урока.
Оборудование для ученика: тестовые задания, информационный лист, карточки с изображением земноводных, разноцветные жетоны для оценивания своей работы.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедиапроектор.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Доска и оборудование
1.Организационный момент
-Ребята, я очень рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое. Из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки.
-С каким настроением вы пришли на урок?
-Вот с таким хорошим настроением мы будем работать с вами на уроке.
Показывают смайлики – веселый, грустный, нейтральный.
2.Проверка знаний
-Теперь вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
-А как вы усвоили эту тему? Сейчас мы выполним задание на инструктивных картах, которые лежат у вас на столах.
-Проверим.
1 задание:
1в,2б,3а,4а
2 задание:
Верно: 2,3,4,6,8,9.
«0» ошибок – 5 баллов;
«2» – 4
«3 – 4» - 3
Более 4 ошибок – 2
-Класс рыбы. Многообразие рыб.
Приложение №1
3.Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
Одно из заданий у вас было о древних кистепёрых рыбах. Вероятно, они были предками той группы животных, о которой мы с вами будем сегодня говорить. Для того, чтобы определить о ком мы будем говорить послушайте стихотворение.
-О ком пойдёт речь?
-К этому классу относятся не только лягушки, но и другие животные. Но все они обитают и воде и на суше, поэтому как их можно назвать?
-Я вас приглашаю в путешествие, поэтому тема урока: Путешествие в страну земноводных.
Эпиграф к уроку: Великое достижение эволюции – выход животных на сушу.
-О лягушках.
-Речь пойдёт о лягушках.
Земноводные.
Приложение №2
Формулирование проблемы
-Чтобы вы хотели узнать об этих животных.
-На все эти вопросы мы ответим вместе.
-Что нам сегодня предстоит выяснить?
-Почему земноводные могут жить и воде и на суше?
-Какие бывают земноводные?
-Какое внешнее строение земноводных? И т.д.
Формулируют ответы в разных вариантах.
В чём состоит необычность этих животных и каковы её причины? (Проблемный вопрос записываем на доске)
Версии
-Какие у вас есть предположения по решению проблемы.
Предлагают свои версии.
От проблемы ставим стрелки к ключевым словам версий.
Актуализация знаний
-Что вы знаете об этих животных?
-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
-А почему важно изучать этих животных?
-Где можно применить данные знания?
Ответы учащихся.
-Строение земноводных.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Открытие новых знаний.
-Во время путешествия мы будем заполнять с вами информационный лист, по которому вы будете оценены в конце урока.
-Запишите тему урока:
-Второе название амфибии было предложено шведским учёным К. Линнеем, означает «двоякоживущие», с помощью этого понятия мы можем понять, какая группа рыб проложила земноводным путь на сушу.
-Заслушав, сообщение ответьте на вопрос: Почему эта группа рыб была предком земноводных?
-Первыми наземными земноводными были стегоцефалы.
-Какие новые признаки появились у стегоцефалов в отличие от рыб?
-Стегоцефалам пришлось приспособиться к новым условиям, а какие приспособления у земноводных к жизни на суше и в воде?
-Заполните таблицу в информационном листе.
-Оцените себя и друзей жетонами.
-Мы выяснили значение некоторых органов.
-А на какие отделы поделено тело лягушки?
-Строение конечности не изменилось вплоть до человека. Состоит из тех же отделов: бедро, голень, стопа.
Плечо, предплечье, кисть. Слово лягушка переводиться «ляжка - бедро»
-В чём отличие в строении лягушек от строения рыб?
-Почему лягушка не шагом ходит, не бегает, а только прыгает?
-Среди лягушек есть рекордсмены, по прыжкам и, даже, полётам. (Длина прыжка – более 2 м; полёт – 10 – 12 м).
Обобщим знания о земноводных.
Сообщение учащегося.
Отвечая на вопрос, записывают в информационном листе.
Отвечая на вопрос, записывают в информационном листе.
Учащиеся выполняют задания и проверяют по следующему слайду.
Ответы учащихся и работа с информационным листом.
Ответы учащихся.
Задние и передние конечности различны.
Ответы учащихся
Приложение №3
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Приложение №4(а)
Приложение №5(б)
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Физкультминутка: нервно-мышечная релаксация
1. Обе стопы всей поверхностью на полу.
2. Оставьте носки на полу, приподнимая обе пятки как можно выше.
3. Подержите так. Опустите и расслабьтесь.
4. Затем поднимаем носки, пятки оставляем на месте.
5. Подержите так. Опустите и расслабьтесь.
6. Скрестив пальцы рук, большой палец оставляем свободным и немножко вращаем ими.
7. Закрыв глаза, думаем о чём-то приятном.
Учащиеся выполняют упражнения.
Открытие новых знаний.
-Сумев освоить сушу, земноводные не порвали до конца связь с водой.
-А какая связь у них с водой?
-Заслушаем сообщение о размножении земноводных.
-Слушая сообщение, сделайте записи в информационном листе, и ответьте на вопрос: почему размножение амфибий возможно только в воде?
-Знаменитый эволюционист Жоффуа – Сен – Илер говорил: «Каждый, кто хочет убедиться в справедливости эволюционных идей сам может каждую весну видеть это чудо – повторение выхода земноводных на сушу».
-Какой общий вывод можно сделать о приспособленности лягушки к жизни на суше и воде?
- Мы с вами ещё раз убедились. Что строение и приспособленность данных животных определяют их название «Земноводные», но кроме лягушек в этом классе есть и другие. У вас на партах карточки животных данного класса, распределите их на три группы и попробуйте назвать.
-А теперь давайте поработаем с учебником, дадим характеристику данных отрядов:
1 группа (бесхвостые) – стр. 119 (В.В Латюшин, В.А. Шапкин, Дрофа 2009 г.);
2 группа (хвостатые) – стр.118;
3 группа (безногие) – стр.117.
-Кроме тех представителей, которых вы назвали, есть и другие. (Посмотрите на слайд)
-Оцените себя и друзей жетонами.
-В Вологодской области обитают следующие земноводные. Посмотрите на слайды.
-Как вы видите этот класс по сравнению с другими малочисленный, поэтому их нужно охранять.
Лягушки томные в пруду
Расселись важно и надменно
Не бей лягушек! Береги,
А вдруг одна из них царевна.
-И в сказах говорится о том, что их надо беречь.
-продемонстрируйте свои рисунки из сказок, в которых есть земноводные.
-А вы отгадайте название сказок.
Ответы учащихся.
Сообщение учащегося.
Отвечая на вопрос, записывают в информационном листе.
Ответы учащихся после работы с таблицей слайда.
Работа в парах.
Работа в группах.
Сообщение учащихся.
Оценивают работу.
Ребята отгадывают.
Слайд №10
Приложение №4(в)
Слайд №11 – 12
Слайд №13 – 14
Приложение №5
Приложение №6
Слайд №15 – 19
Приложение №7
Слайд №20
Слайд №21 – 24
Слайд №25
4.Применение нового знания
-Наше путешествие подходит к концу. И, для того, чтобы проверить знания, я предлагаю вам поиграть. (Игра «Верю-не верю» в информационном листе)
Мы возвращаемся домой к главному вопросу: В чём состоит необычность этих животных и каковы её причины?
-Оцените себя на информационных листах. Оцените друзей, используя жетоны.
Работа в информационном листе.
Ответы учащихся.
5.Домашнее задание
-Я хочу закончить наш урок следующим стихотворением:
Коль суждено дышать нам воздухом одним.
Давайте же навек мы все объединимся.
Давайте наши души сохраним. Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
§24, подобрать загадки о земноводных, нарисовать плакаты в защиту этих животных.
Список литературы:
Энциклопедия для детей «Аванта +» Биология 2 том, Москва 2004г.
Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100», Баласс, 2008.
Биология. Животные. 7 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений /В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.-7-у изд.,стереотип.-М.:Дрофа, 2006.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ