Конспект урока для 5 класса «Разнообразие грибов»
Лукина Татьяна Михайловна, Сосновская сош №2, пгт. Сосновка, Тамбовская обл.
 
 
Конспект урока
«Разнообразие грибов»
На тему «Грибы» обычно отводится 2 урока, но я провожу в 1 урок.
 
 
Цель:
1. Знакомство с представителями особого царства грибами.
2. Формирование понятия о строении, размножении.
3. Определение значения грибов в природе и жизни человека.
 
Оборудование:
- учебник «Природа. Неживая и живая», 5 класс,
авторы – В.М. Пакулова, Н.В.Иванова;
- мультимедийная презентация «Разнообразие грибов»;
- компьютер, проектор, экран.
 
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
 
- Что вы знаете о грибах?
- Как вы думаете, можно ли их отнести к растениям? Почему?
- Можно ли их отнести к животным? Почему?
 
II. Изучение нового материала.
а) на доске план изучения темы:
- Что такое грибы? 
- Многообразие, условия произрастания, способ размножения. 
- Значение грибов. 
- Виды грибов 
а) одноклеточные и многоклеточные;
б) съедобные и несъедобные.
- Правила сбора грибов. 
 
 
б) Рассказ учителя о грибах (с элементами беседы).
 
Слайд 2
Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа. Грибы сходны с растениями разветвленным, способным к неограниченному росту телом, способом питания – брать питательные вещества из почвы. С животными их роднит отсутствие хлорофилла и крахмала в тканях тела, наличие хитина в покровах тела. Ученые считают, что грибы были в древности, когда еще не было деления на растения и животных.
 
 
 
Слайд 3
Царство грибов велико. Их более 100 000 видов. Они имеют разную форму, различный цвет, строение.
 
Слайд 3
Они очень важны для природы и человека. Некоторые виды грибов культивируются и широко используются населением. Многие виды грибов продуцируют биологически активные вещества, антибиотики, алкалоиды, витамины, ферменты, ростовые вещества, кормовые и пищевые белки.
Подумайте, где используется пеницилл?
Посмотрите, почему один из сеянцев дуба более развит?
 
Слайд 5
На какие группы делятся грибы?
Какие грибы мы будем называть одноклеточными? Многоклеточными?
 
Слайд 6
С одноклеточными грибами чаще всего встречаемся, когда видим больные растения. Болезни как раз и вызваны грибками.
 
Слайд 7
Более подробно мы остановимся на многоклеточных грибах.
Какие грибы вы знаете?
 
Слайд 8
Все эти грибы относят к шляпочным.
Почему их так называют?
Каково строение гриба?
Грибы размножаются спорами - мелкими семенами. Попав в почву, споры прорастают, образуя грибницу. Грибница напоминает паутину. Позже появляются грибы. Растут очень быстро, живут около 10 дней.
Подумайте, какие условия нужны грибам для нормального роста и развития?
Таким образом, грибы требовательны к почве, влажности и теплу. Есть весенние, летние, осенние грибы. Некоторые грибы требовательны к своим соседям-деревьям: в березняке – подберезовики, в сосняке – маслята, в осиннике – подосиновики.
 
Слайд 9
Все ли шляпочные грибы можно употреблять в пищу?
На какие группы еще делят грибы?
 
 
Слайд 10-11
Беседа о съедобных грибах, их правильной обработке.
 
 
Слайд 12-13
Беседа о несъедобных грибах. Опасность отравления.
 
Слайд 14-15
Грибы-двойники. Черты сходства и отличия.
 
Слайд 16
Мы живем с вами близ леса и вы, конечно, собирали с родителями грибы.
Как правильно собирать грибы?
Таким образом, грибник должен заботиться о грибном месте, то есть правильно собирать грибы: срезать ножом или срывать, выкручивая ножку гриба; не ворошить листья, чтобы не повредить грибницу. Собирать лучше в корзинку и класть грибы вниз шляпкой, предварительно очистив листья и землю. Нельзя собирать грибы в металлические ведра, где грибы портятся, «сгорают». Нельзя брать грибы червивые, старые. Нельзя долго хранить грибы без первичной обработки, грибы используют в день сбора. Не следует брать незнакомые грибы, собирать грибы близ дорог и промышленных предприятий.
 
III. Закрепление.
 
Слайд 17
Ответьте на вопросы:
- Какую группу организмов мы называем грибами? 
- Каково значение грибов в природе? 
- Почему грибы поселяются на растениях, животных или их остатках? 
- Каково строение шляпочного гриба? 
- На какие группы делятся грибы? 
- Откуда произошло название грибов «подосиновик», «подберезовик», «моховик»? 
- Назовите съедобные грибы, которые вы собирали? 
- Какие ядовитые грибы вы знаете? 
- Почему надо знать грибы-двойники? 
- Как правильно собирать грибы? 
- Почему грибы в лесу нельзя ломать и растаптывать? 
- Почему нельзя разрушать почву при сборе грибов? 
- Какие грибы выращивает человек? 
 
IV. Итог урока. Выставление оценок.
- С какими новыми понятиями вы познакомились на сегодняшнем уроке?
- Если позволит время, то можно использовать игру «Узнай гриб». Учитель показывает гриб-муляж, а школьники его называют и говорят, съедобен он или нет.
V. Домашнее задание: §42-43
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ