Конспект урока на тему «Кто такие насекомые?»

МОУ средняя общеобразовательная школа г. Мурманска

Учитель начальных классов Сущенко Елена Николаевна

Урок окружающего мира в 1 классе («Школа России»)

Тема: «Кто такие насекомые?»

Тип урока: закрепление знаний.

Форма проведения: урок-игра с элементами театрализации.

Технологии: игровые, информационно-коммуникационные.

Цели:

  • Познакомить детей с многообразием насекомых, расширить представления об их образе жизни. Закрепить умение отличать насекомых от других групп животных.

  • Развивать наблюдательность, мышление, речь, память.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • На центральной доске красочно оформленная тема урока, изображение луга, на боковой доске изображения насекомых на магнитах.

  • Игрушка «божья коровка».

  • На партах у детей по 3 конверта с заданиями, по 2 вырезанных из бумаги цветка (красный и синий), два цветных карандаша (красный и черный).

  • Компьютер, телевизор.

  • Маски кузнечика, божьей коровки, костюм гусеницы - бабочки.

Подготовительная работа: со всеми детьми разучить ритмичную физкультминутку, с отдельными детьми разучить загадки, сообщения, подготовить сценку.

Ход урока:

  1. Организационный момент – эмоциональный настрой

- Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу.



  1. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на урок я пришла не одна, а с помощниками. Вы их узнаете и назовете, когда послушаете мой рассказ:

На планете Земля их огромное количество, бесчисленное множество. Самых маленьких из них едва увидишь, а самый крупный помещается на ладони взрослого человека. Одни из них ползают, другие - прыгают, третьи – плавают, четвертые – летают. Некоторые вызывают у нас отвращение, а другие заставляют нас восхищаться ими. На их теле насечки.

- Верно, это насекомые.

- Сегодня на уроке мы продолжим тему «Кто такие насекомые?». А вот и они. Учитель открывает доску.

- Мои помощники приготовили для вас задания и игры, которые помогут вам лучше узнать их. Заданий будет столько, сколько ног у насекомых.

- Верно, шесть заданий. Постарайтесь справиться, ребята! (По мере выполнения каждого задания учитель прикрепляет на доску ромашку-смайлик.)

III. Работа по теме урока

Первое задание.

- Насекомые хотят поселиться на этом чудесном лугу.

- Отгадайте загадки и послушайте рассказы о них. (Дети, отгадав загадку, подходят к доске и «заселяют» насекомое на луг.)

Настя приготовила первую загадку:

Такие нежные крылья,

Словно цветков лепестки,

Покрыты нектаром, как пылью.

На теле ее волоски.

Она, как нарядный цветочек,

Всегда наш порадует глаз.

И ты назовешь непременно,

Кому посвящен мой рассказ. (БАБОЧКА)

- Бабочки не только украшают луга. Они пьют нектар из цветков, при этом переносят пыльцу с цветка на цветок. Бабочки – насекомые-опылители. Посадите бабочку на цветок.

- Следующая загадка звуковая. Послушайте и скажите, чей это звук. (Дети узнают по звуку КОМАРА – приложение 1.)

- Верно, его пронзительный писк невозможно спутать ни с каким другим звуком. Это кровососущее насекомое, поэтому мы его не любим.

- Но есть хищное насекомое, которое питается комарами, живет у пруда, летает, как вертолётик. (СТРЕКОЗА)

- Какое насекомое в сказке К.И.Чуковского имело прозвище Цокотуха? (МУХА).

-Узнайте, а кто эти звуки издает? (Звук – стрекочет КУЗНЕЧИК – приложение 1.)

- Послушайте, что нам расскажет кузнечик. В роли кузнечика выступает Алеша.

- Про меня сочинили песенку «В траве сидел кузнечик. Совсем как огуречик зелененький он был». Это правда. Такая окраска помогает мне скрываться в траве от моих врагов. А вот слова «Он ел одну лишь травку» - неправда! Я ведь ем мелких букашек и даже маленькой бабочкой могу полакомиться. А знаете ли вы, чем я звуки издаю? Это я потираю левое надкрылие о правое. Такими звуками я сообщаю другим кузнечикам, что здесь моя территория – я здесь охочусь!

- Ребята, покажите, чем вы слышите. Это орган слуха. У людей это уши, расположены на голове. А вот у кузнечика орган слуха на ногах.

Саша приготовил загадку:

Что за домик на поляне

Из иголок и листвы?

Подойдем поближе, взглянем,

Чья постройка у сосны?

В этом доме оживленье,

День-деньской в нем напролет

Трудится все населенье:

Кто-то веточку несет,

Кто-то муху еле тянет,

Кто-то крошечку гриба,

Кто-то домик охраняет

От возможного врага.

В дом ведет дорожек много,

В нем не место для лентяев.

И скажу тебе я строго:

«Ты не обижай хозяев!»

(МУРАВЕЙ)

- К муравьям нужно относиться бережно, потому что они уничтожают вредных насекомых. К тому же муравьи рыхлят почву и переносят семена растений.

- Доскажи словечко:

Все жужжит она, жужжит,

Над цветочками кружит,

Села, сок с цветка взяла.

Мед готовит нам… ПЧЕЛА.

Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят: у меня есть жало

И на брюшке полоса,

Потому что я … ОСА.

Полоски словно у осы,

На брюшке капельки росы.

Смотри-ка, плюхнулся на хмель

Большой, мохнатый, толстый …ШМЕЛЬ.

- Шмеля и пчелу мы посадим на цветы. Они, как и бабочки, питаются нектаром и опыляют растения. А вот оса – хищное насекомое. Она, конечно, любит сладкие плоды, но в основном питается вредными насекомыми.

Физкультминутка-релаксация

(Можно под музыкальное сопровождение)

-Закройте глазки. Представьте себе летний солнечный день. Вы идете по лугу, любуетесь красотой природы.

Посмотри на летний луг,

Приглядись внимательно,

Ты поймешь, что жизнь вокруг

Очень занимательна.

И зеленая картинка

Сразу оживает:

Сел кузнечик на травинку,

Бабочка порхает,

Полосатый шмель гудит

Радостно и звучно…

Целый день здесь жизнь кипит,

Здесь совсем не скучно.

- Кто наблюдательный? Взгляните на наш луг. Что изменилось? (появились МАЙСКИЙ ЖУК и БОЖЬЯ КОРОВКА)

- Какой жук получил свое название по названию месяца, в котором он появляется? (майский жук)

- А этот всем знакомый жучок сам расскажет о себе. Конечно, с помощью Саши.

- Меня вы легко узнаете по пятнышкам на спинке. Коровкой меня прозвали за то, что умею выделять оранжевое «молочко». На самом деле это кровь. Она у меня едкая и неприятно пахнет. Из-за этого меня не едят ни птицы, ни ящерицы. Своей яркой окраской я предупреждаю врагов: «Не прикасайтесь! Я несъедобная!» Зато меня любят садоводы и огородники. Ведь я питаюсь тлёй, которая поедает растения и портит урожай.

- Что вас удивило?

- Молодцы! Вы справились с первым заданием. Вы узнали, какие разные насекомые! И питаются они по-разному: одни едят растения, другие – мельчайшую живность, третьи – и то, и другое. Некоторые питаются кровью. Одни умеют летать, другие – нет! Одни жужжат, другие пищат, третьи стрекочут.

- Вспомните, по каким же признакам их в одну группу объединили? Вывешивается схема строения муравья – приложение 2. (6 ног, на теле насечки, тельце состоит из 3 частей: головы, грудки и брюшка.)

Второе задание – в конверте от божьей коровки. (Приложение 3.)

- Найди, какую из трех божьих коровок художник изобразил верно, и раскрась ее.

Проверка: кто раскрасил первую? Кто вторую? Кто третью? Почему выбрали вторую?

-Молодцы! И с этим заданием справились!

- Третье задание: первый вариант возьмет конверт с желтой бабочкой, второй - с голубой. Будете выполнять задание по вариантам. Достаньте из конверта три картинки.



1 вариант: голубь, воробей, стрекоза.

2 вариант: паук, бабочка, кузнечик. (Приложение 4.)

-Догадайтесь, кто из трех животных лишний? Поднимите картинку. Обоснуйте свой выбор. (Ученик выходит к доске, называет лишнего, доказывает.)

-Вы отлично поработали! Давайте отдохнем!

Ритмичная физкультминутка

Дети поют песенку и выполняют танцевальные движения под музыку. (Приложение 1.)

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят.



Чок – чок, каблучок!

В танце кружится сверчок.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.



Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки!

Всё! Устали наши ножки!

- Назовите, о ком пели песенку? Это все насекомые?

Задание № 4

-Божья коровка предлагает вам сыграть в игру «Называй – не зевай»

Нужно передавать по кругу игрушку, называя насекомое. Кто не смог назвать или повторил сказанное, выбывает, садится на место. Побеждает последний участник. (Аплодисменты.)

Задание № 5

- Развитие насекомых в природе происходит с превращениями. Посмотрите сценку, которую приготовили Ира и Настя. После этого вам нужно будет ответить на вопрос: «Какие превращения происходили в этой сказке?»

Сценка по мотивам рассказа Берестова «Честное гусеничное» (Приложение 5.)

Дети отвечают на вопрос: «Какие превращения происходили в сказке?»

- Молодцы! Вы были внимательны! Оказывается, в природе происходит так: сначала бабочка откладывает яйца, из яиц появляются гусеницы. Гусеница усиленно питается, растет и превращается в куколку. Из куколки в свою очередь появляется бабочка.

Задание № 6 в конверте от гусеницы: (Приложение 6.)

- Сложите бабочек и узнаете их названия. Работайте в парах.

Проверка: как называется самая светлая бабочка? (КАПУСТНИЦА) Ее так назвали потому, что ее гусеницы поедают листья капусты. Какую бабочку вы узнаете по красным полосам на темном фоне? (АДМИРАЛ) В старину у военных начальников – адмиралов – были темные костюмы с красными лентами. За это сходство эту бабочку так и назвали. Бабочка МАХАОН считается одной из самых красивых бабочек нашей страны. К сожалению, стала редкой. Берегите ее!

- Вот вы и справились со всеми заданиями.

А теперь предлагаю полюбоваться красотой бабочек.

Показ видеофильма «Бабочки»



IV. Итог урока (Подвести детей к выводу, что все насекомые нужны.)


  - Гусеницы - это злостные вредители, они уничтожают растения, а бабочки приносят пользу: собирая нектар с цветов, они опыляют растения.

- Может быть, надо уничтожить всех гусениц? Что тогда произойдет? (не станет бабочек, не будет корма птицам).

- Это значит, что как бы мы ни относились к насекомым, все они имеют право на существование, все они нужны.



V. Рефлексия

- Если вам было интересно выполнять задания, то возьмите красный цветок.

- Было трудно – синий.

- Давайте украсим поляну цветами.

- Еще краше стал наш луг! Я рада, что вам было интересно на уроке.

- Для вас, ребята, ученики 4 - го класса сделали подарки своими руками. (Оригами: бабочка, в сложенном виде – рыбка.)

- Какой будет тема следующего урока? Дети формулируют тему: «Кто такие рыбы?»











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ