Конспект урока по биологии в 6 классе "Что называют почвой"
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Бодайбо
Биология, 6 класс
Что называют почвой
Форма урока: урок-исследование, тип: изучение нового
Сычевская Оксана Ярославовна
Урок биологии в 6 классе
(специальной (коррекционной) школы VIII вида)
Тема: Что называют почвой
Цели:
- продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; в процессе опытов установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края;
- развивать мышление, наблюдательность, любознательность;
- воспитывать самостоятельность, чувство ответственности, аккуратность.
Оборудование: компьютер, файл с презентацией к теме «Что называют почвой», оборудование для опытов: прозрачные стаканы с водой, палочки, промокательная бумага (салфетки), лабораторное стекло, штатив, спиртовка, спички, держатель, коллекция почв, фильтр (кусочек ткани), таблички со словами «ЗЕМЛЯ», «плодородие»; белые халаты (либо фартуки), «научные дневники» - карты для фиксации ответов практической работы.
ХОД УРОКА:
Организация класса, сообщение темы и целей
- Здравствуйте, Юные ученые! Я не случайно вас назвала учеными, мы с вами сегодня будем проводить научные исследования, а вот что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, угадав загадку:
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Земля.)
– если не угадали, то продолжаю:
- Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть догадались, как она называется? ЗЕМЛЯ
У слова «земля» несколько значений.
- Какие значения вы знаете? (дети могут назвать планета Земля; то, что у нас под ногами и т.д. (1 слайд).
- (учитель обобщает сказанное детьми и подводит к теме урока) Одно из них – почва – верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Вы узнаете состав почвы, ее свойства, сами совершите научные исследования. А как вы думаете во что одеты ученые в научных лабораториях? (белые халаты). Давайте и мы с вами превратимся в ученых (дети и учитель надевают белые халаты). У каждого из вас имеются научные дневники (карты) в них вы будете фиксировать результаты исследований.
2. Изучение нового (показ презентации)
1. Эвристическая беседа
- Посмотрите внимательно на экран и скажите Что такое почва? (2 слайд)
- Посмотрите на образцы почвы на экране (3 слайд), какого она цвета?
- Как вы думаете, какое основное свойство почвы? (плодородие, вывешиваем на доску табличку с этим словом)
- Толщина почвенного слоя бывает различна: от 2-3 см до 150-200 см.
2. Работа с учебником (с. 170-171)
- найдите в учебнике ответ на вопрос: Кто живет в верхнем слое земли? (читают 2-й абзац: дождевые черви, личинки и т.д.) (4-7 слайды)
3. Практическая работа
- А сейчас мы с вами приступим к исследованию (8 слайд) и сами выясним все о почве. По ходу выполнения опытов все открытия будем фиксировать в ваших научных дневниках (карты для фиксации результатов опытов).
Опыт 1
Дети выполняют за партами:
- Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха).
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух).
- Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
Опыт 2
А) Дети выполняют за партами:
- Берем промокательную бумагу, насыпаем на нее немного почвы. Прижимаем ее плотно к бумаге. Стряхиваем почву в стакан с водой.
- Что вы увидели на бумаге? (На бумаге осталось небольшое влажное пятно).
Б) Я демонстрирую опыт:
(Я немного нагреваю почву. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным).
- Что доказывает этот опыт?
Опыт 3
Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым и в классе появился неприятный запах).
Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной, или гумус.
Опыт 4
- Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? (На поверхности воды плавают насекомые, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана – осадок).
- Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? (Песок, поверх которого осела глина).
- Сделайте вывод. (В почве есть песок и глина).
Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядет песок и глина.
Опыт 5
Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это соли.
Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
- Сделайте вывод. (В почве находятся соли, которые могут растворяться в воде). 3. Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз наклон
И два наклон,
Зашумел листвою клен.
4. Закрепление изученного на уроке
1) Работа со схемой «Состав почвы»
- ИТАК, мы исследовали почву, давайте еще раз вместе составим схему «СОСТАВ ПОЧВЫ» (9 слайд).
- (коррекционное упражнение) назовите лишнее слово в этой схеме. Почему? (бактерии) А может оно не лишнее?
2) Укажи стрелками составные части почвы (работа в «Научном дневнике».
- Рассмотрите рисунки. Укажите стрелочками, какие составные части почвы можно обнаружить с помощью изображенных на них опытов (слайд 10). Поставьте столько баллов, сколько верных стрелок вы расставили. За составление этой схемы вы получите дополнительные оценки.
5. Итог урока
- Что такое почва?
- Почему почву называют кормилицей?
- Кто участвует в образовании почвы? (Растения, лишайники, животные: черви, личинки, кроты и т.д., микроорганизмы (бактерии)).
- Зачем необходимо охранять почву? (Она очень медленно образуется…).
- А сейчас давайте оценим наши ответы во время выполнения практической работы, опытов (слайд 11). Количество набранных баллов – оценка за урок.
6. Домашнее задание
1. Прочитайте статью «Что называют почвой» (учебник с. 170-175) (1, 2, 3 группы дифференциации)
2. Выполните практическую работу с. 173 (рисунок 110) (1, 2, 3, 4 группы дифференциации).
3. Ответьте на вопросы с 174 (1, 2 группы дифференциации).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ