Методическая разработка урока «Царство Грибы» для учащихся 7-х классов
МУНИЦИПАЛНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ»
Методическая разработка урока
«Царство Грибы»
для учащихся 7-х классов
Учитель: Шадрина Надежда Анатольевна,
предмет: биология,
первая квалификационная категория
г. Новоуральск, 2013 г.
Тема урока: "Царство Грибы".
Цель: создать условия для достижения следующих результатов обучения:
Личностных: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Метапредметных: развитие у учащихся универсальных учебных действий:
осуществлять сравнение, классификацию;
выдвигать гипотезы и делать вывод об их верности на основании полученных в процессе исследования фактов;
представлять конкретное содержание и сообщать его как в письменной, так и в устной форме;
планировать общие способы работы;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
делать выводы, умозаключения;
давать оценку полученным результатам и применять их в новых ситуациях.
Предметных: формирование у учащихся умений:
выделять существенные признаки строения грибов;
выделять отличительные признаки грибов, растений и животных.
Материалы и оборудование:
проектор и экран;
компьютерная презентация «Царство Грибы»;
рабочие листы, информационные листы для каждого учащегося (приложение 2);
маркеры и рабочий лист формата А3 в каждую группу (Приложение 1);
наглядный материал.
Ход урока
I этап. Мотивация
Цель: создать условия для возникновения проблемной ситуации, связанной с затруднением установить, почему грибы являются самостоятельным царством, оценивания своих первоначальных знаний по теме.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
На экране показаны изображения различных видов животных, растений, грибов, бактерий.
- Проведите классификацию предложенных живых организмов.
- По какому основанию классифицировали данные организмы?
- Какие названия можно дать выделенным группам?
- Сегодня на уроке нам предстоит знакомство с царством Грибы.
- Каждый из вас встречал грибы, имеет о них какое-то представление. Определите ваш уровень знаний о данном царстве, используя шкалу.
- Грибы, также как растения и животные, - постоянные спутники человека, обязательные участники его жизни и деятельности.
- Обратите внимание на следующие исторические факты:
XVI в.: "Грибы называются детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие".
XVIII в.: Карл Линней утвердил принадлежность грибов к царству растений, хотя был склонен причислить грибы к животным.
1960 год: грибы классифицированы как самостоятельное царство.
- Что вас удивляет?
- Действительно, процесс познания природы грибов очень затянулся.
- Сегодня на уроке попытаемся ответить на вопрос «Почему грибы отнесли в самостоятельное царство?» (вопрос появляется на слайде)
- Какие предположения у вас появляются? Обсудите в группах и сформулируйте свою гипотезу.
Грибочки фиксируются на доску.
- Мы видим разные точки зрения, зачитайте их, пожалуйста.
- Что необходимо сделать, чтобы убедиться в правильности ваших гипотез?
Обобщает ответы, формулируя вместе с учащимися цель урока:
Найти факты об особенностях строения и жизнедеятельности грибов, сравнить с характерными особенностями растений и животных, доказать или опровергнуть гипотезы.
Классифицируют живые организмы.
- На основании принадлежности к царствам живой природы.
- Царство Бактерии, Грибы, Растения, Животные.
Отмечают первоначальные знания о грибах.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Высказывают свои мысли:
- Почему такая путаница?
- Почему такие разные мнения?
- Грибы относят то к одному, то к другому царству.
Учащиеся формулируют и записывают на «грибочках» различные варианты гипотез, среди которых возможны такие:
Строение клетки гриба, отличается от клетки растений и животных.
Строение тела гриба не похоже ни на растения, ни на животных.
Питание грибов отличается от питания растений и животных.
Размножение грибов отличается от размножения растений и животных.
Зачитывают свои гипотезы.
Предполагаемые ответы:
- Изучить особенности строения, питания, размножения грибов.
- Изучить признаки, характерные для царства Грибы.
- Найти отличия от других царств живой природы.
- Выяснить особенности грибов и найти отличия от других царств живой природы
II этап. Исследование.
Цель: создать условия для сравнения, установления признаков, благодаря которым грибы отнесли в самостоятельное царство, для поиска и отбора фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
Деятельность учителя
Деятельности учащихся
Раздает рабочие листы для группы и индивидуальные рабочие листы, тексты. [Приложение 1,2]
- Работая в группе, вы изучаете определенный признак о грибах, доказывая свою гипотезу.
- Первая группа выясняет особенности строения клетки грибов, сравнивая с растительной и животной клеткой.
- Вторая и третья группа определяют тип и способы питания грибов, сравнивая с особенностями питания растений и животных.
- Четвертая группа выясняет способы размножения грибов, сравнивая с особенностями размножения растений и грибов.
- Пятая группа изучает признаки строения тела грибов, сравнивая со строением тела растений и животных.
- Каждая группа заполняет рабочий лист.
- Результатом работы групп будет заполненная таблица и вывод о принадлежности грибов в отдельное царство. [Приложение 2].
Учащиеся работают в группах. В зависимости от уровня сформированности умения планировать свои действия одним группам даётся план работы, другие самостоятельно его определяют.
Задание:
Прочитайте текст.
Определите характерные признаки клетки (тип и способы питания, способы размножения, особенности строения тела) грибов, сравните с клетками (особенностями питания, размножения, строения тела) растения и животных.
Оформите материал в рабочем листе.
Сделайте вывод по результатам работы.
III этап. Обмен информацией
Цель: создать условия для представления результатов работы, свободного обмена мнениями.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Создает условия для комфортного психологического состояния отвечающих, организует порядок отчетов.
Задает корректирующие вопросы, дополняя форму таблицы (при необходимости).
Оценивает ответы каждой группы.
Ученики представляют результаты групповой познавательной деятельности, и свои выводы другим ученикам.
Задают уточняющие вопросы.
Заполняют таблицу в рабочих листах. тетради.
IVэтап. Организация и связывание информации
Цель: создать условия для систематизации полученных данных, формулирования и обоснования общего вывода.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Обратите внимание на вопрос, возникший в начале урока (вопрос появляется на слайде).
- Какая общая идея объединяет выводы всех групп?
- Почему грибы относят в самостоятельное царство?
- Как вы считаете, почему долгое время не могли определить систематическое положение грибов, возникали разные мнения?
Соотносят свои выводы с выводами других групп.
- У грибов отмечаются общие признаки, как с царством Растения, так и царством Животные, но при этом проявляются отличительные признаки.
- Отличительные особенности строения клетки, вегетативного тела, способы питания и размножения, позволяют отнести грибы в самостоятельное царство.
- Грибы обладают общими признаками, как с растениями, так и с животными.
- Недостаточно были изучены особенности строения и жизнедеятельности грибов.
V Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: создать условия для рефлексии собственной мыслительной деятельности, понимания значимости темы, сделать выводы о верности гипотез.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Обратите внимание на гипотезы. Какие из них нашли свое подтверждение?
Таким образом, можно считать, что вы сформулировали верные гипотезы или частично верные гипотезы, что позволило дать ответ на вопрос урока.
- Оцените ваши знания о царстве Грибы после изучения темы.
- Произошли изменения?
- Благодаря чему это произошло?
-Что вас удивило?
- Где вам могут пригодиться полученные знания на уроке?
Каждая группа анализирует состоятельность гипотезы.
- Гипотеза «Строение клетки гриба, отличается от клетки растений и животных» частично подтвердилась.
- Гипотеза о том, что питание грибов отличается от питания растений и животных частично подтвердилась.
- Предположение о том, что размножение грибов отличается от размножения растений и животных частично подтвердилось.
- Гипотеза «Строение тела гриба не похоже ни на растения, ни на животных полностью подтвердилась.
Уровень знаний отмечают на шкале, которая предлагалась в начале урока.
- Да, на 2-3 ступеньки поднялись выше.
- Определили цель работы;
- Спланировали свою деятельность
- Провели сравнение
- Благодаря совместной работе в группе.
- Дрожжи – это грибы, питающиеся готовыми веществами.
- Настоящее тело гриба – мицелий находится в почве, а шляпка и ножка – это плодовое тело.
-Почему грибы часто встречаются под лиственными деревьями
- Существуют хищные грибы и грибы паразиты.
- Грибы имеют удивительное внешнее строение, не похожее на шляпку и ножку.
- Для правильного сбора грибов.
- Для правильного хранения продуктов питания.
VI Применение
Цель: создать условия для контроля и самоконтроля усвоения нового материала.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Предлагаю применить знания о строении и жизнедеятельности грибов, полученные на уроке с практической стороны.
- Составьте Памятку грибника, используя знания о строении, питании и размножении грибов.
- Составляют в группах правила сбора грибов в форме листовок, рисунков, буклетов.
VII этап. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель: создать условия для обобщения и закрепления новых знаний, умения их практического применения.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Учащимся предлагается повторить материал в тетради, прочитать текст учебника с.20-22, составить словарик понятий.
Записывают домашнее задание.
Задают уточняющие вопросы.
Список литературы
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 2010.
Классная биология в вашей школе: 5-8 классы / Н.А. Бравая. – Ростов н/Д,2008
Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). – М.: Педагогическое общество России, 2011.
Проектная деятельность школьников/ К.Н.Поливанова.-М.: Просвещение, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ