Обобщающий урок для 6 класса по теме «Грибы»

Обобщающий урок-игра по теме «Грибы» - 6 класс

Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?


Наша игра посвящена царству «Грибы». Она позволит проверить, насколько хорошо усвоен материал по этой теме: как они устроены, особенности их жизнедеятельности, отношения с другими организмами.

Класс заранее делится на 5-6 групп. Каждая группа выбирает капитана, название, делают эмблемы, придумывают свой лозунг или девиз.

Этап I – Представление команд.

Длительность не более 1 минуты

Этап II – Разминка.

Быстро поднять руку и ответить на вопрос, заработав жетон (максимум - 10 баллов):

  1. Специализированная клетка, с помощью которой происходит бесполое размножение грибов – СПОРА

  2. Тонкие, белые нити, образующие грибницу – ГИФЫ

  3. Надземная часть шляпочного гриба – ПЛОДОВОЕ ТЕЛО

  4. Подземная часть шляпочного гриба – ГРИБНИЦА

  5. Оплетение и проникновение нитей грибницы внутрь корней деревьев приводит к образованию – ГРИБНИЦЫ ( МИКОРИЗЫ)

  6. Если спороносный слой шляпки гриба пронизан многочисленными трубочками, то такие грибы называют – ТРУБЧАТЫЕ, а если покрыт пластинками, то – ПЛАСТИНЧАТЫЕ

  7. Тесная связь, устанавливаемая между двумя организмами, полезная как одному, так и другому, называется – СИМБИОЗ

  8. Грибы, живущие на других организмах и питающиеся за их счёт, называются – ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ

  9. Многоклеточные организмы, питающиеся мёртвыми органическими веществами, называются – САПРОФИТЫ

  10. Вещество, входящее в состав оболочки клеток большинства грибов. Оно же имеется в покровах раков, пауков, насекомых – ХИТИН

Этап III – «Царь-царевич, Король-королевич»


Хочешь – верь, хочешь – не верь.

Ни растение, ни зверь!

Общее есть и с тем и с другим.

Вы назовёте, а мы утвердим!

За 5 минут каждая команда должна заполнить табличку, сделав вывод и объяснив, почему грибы относят к отдельному Царству


Общее между грибами и растениями

Общее между грибами и животными

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.


Группы меняются листочками по часовой стрелке, делают проверку и высказывают комментарии.

Этап IV - «Грибной кузовок»

Соедините шляпки и ножки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдёте их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху.

По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух.

Он кричит: -КУ – КА – РЕ – КУ!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой,

.Из под ёлки фыркнул Ёж:

- Все грибы ты растрясёшь!

Ёжик прав: у петуха

В кузовке одна труха.


КА – РО – МАС – ЛЁ – СЫ – ЕЖ – ВИК,


НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК,


КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО,


НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – НОК – ВОЛ - ОВ - О.


Соединив слоги между собой, скажите, какие 8 известных грибов принёс Петушок – грибник из леса в кузовке. Ответы: (маслёнок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберёзовик, рыжик, опёнок, лисичка).


Этап V – «Фоторобот»

Каждой группе раздаются карточки с рисунками, фотографиями грибов. По их внешнему виду – по «фотороботу», надо их разделить на две группы: «преступников» - несъедобные, ядовитые грибы и «невиновных» - съедобные грибы.

Этап VI – «Ты – мне, я – тебе»

Команды по очереди задают друг другу по 3-5 загадок по теме «Грибы», в которых скрываются названия конкретных грибов.


Например:

На пеньке живёт семья:

Мама, папа, брат и я.

Дом один у нас, а крыша

Есть у каждого своя.

(опята)


Этап VII – «Итоговое тестовое задание»

  1. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

    А) способны к фотосинтезу

    Г) питаются готовыми органическими веществами

    У) поглощают пищу путём всасывания

  2. Оболочка клеток большинства грибов содержит:

    Р) хитин

    О) целлюлозу

    Т) муреин

  3. Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

    Ж) мицелий

    Д) плодовое тело

    И) микориза

  4. Дрожжи размножаются

    А) спорами

    Б) почкованием

    В) мицелием

  5. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

    К) выгодно одному из организмов

    О) не выгодно обоим

    Н) выгодно обоим

  6. Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов

    М) мукор

    И) трутовик

    К) фитофтора

  7. К пластинчатым грибам относится

    Ц) лисичка

    О) подосиновик

    М) маслёнок

  8. Половое размножение у грибов происходит

    А) при слиянии специализированных клеток

    Г) с помощью спор

    У) почкованием


1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Г

Р

И

Б

Н

И

Ц

А


Ключевое слово – ГРИБНИЦА. Если оно у вас получилось, значит вы на все вопросы ответили верно.

В конце игры каждая команда подводит итоги, подсчитывая общее количество баллов. Оценки группам ставятся на своё усмотрение (можно выработать свои критерии).За тест ставится отдельная оценка каждому учащемуся.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ