Практическое использование элементов этноэкологии на уроках биологии


Традиции взаимодействия с природой марийского народа уходят корнями в далекое прошлое. Глубокое чувство любви к природе воспитывалось и закреплялось в течение столетий.

Есть старинная притча о том, как одна молодая мать пришла к мудрецу и спросила, когда ей следует начать воспитание своего первенца. «Какого он возраста?» - поинтересовался умудренный жизнью старец и, получив ответ: «4 года», с сожалением отметил: «Вы опоздали на 5 лет». Мир стареет, а многие матери и вообще не приходят к мудрым старцам с подобным вопросом, особенно в области экологического воспитания «человеческих детенышей», взрастающих в Царей природы. Я думаю, что актуализировать эту проблему в головах будущих отцов и матерей сегодня, еще сидящих за партой, одна из основных задач экологического воспитания. Я считаю, что в сельской школе изучать растительный и животный мир, а также основные принципы охраны природы необходимо применяя национально-региональный компонент, в основе которого лежит марийский фольклор, элементы творчества марийского народа.

Мне, как учителю биологии, очень близка тема разнообразия растительного и животного мира Республики Марий Эл, охрана природных богатств, которая прослеживается в легендах, сказаниях, обычаях. Их использование позволяет мне давать учащимся материал более доступно, ведь дети всегда могут применить полученные знания. Мною разработана программа изучения многообразия животного и растительного мира марийского края по вышивкам этого народа. Ребятам очень нравится создавать образы, которые возникают при прослушивании музыкальных фрагментов. Например, включается старинная марийская мелодия. Ребятам предлагается озвучить образы, которые у них возникают в воображении при прослушивании этой мелодии. Дети говорят, что они представляют мужчин и женщин в красивых нарядах, главным украшением которых является вышивка. Рассматривая элементы вышивки, мы разбираем не только историю марийского народа, но и знакомимся с представителями классов растений и животных, изображенных на вышивке, выясняем, почему именно они изображались, с чем это могло быть связано. Детям интересно, они активно участвуют в обсуждении материала, вспоминают легенды и сказания, которые они слышали дома, изучая и биологический аспект темы. (видеофрагмент урока природоведения в 5 классе)

При изучении биологии в среднем звене - тема «Природные сообщества», использую пословицы, поговорки, загадки о лесе, предлагая ребятам объяснить, почему лес особо почитался у древних мари. Сохранилась ли эта традиция сейчас, так ли мы бережем лес, как завещали нам наши предки? Что мы можем предпринять, чтобы исправить положение.

Ребята анализируют, сравнивают, предлагают пути решения. Они не только сами становятся экологически грамотными, но и становятся носителями экологической культуры.

Загадки являются важным средством умственного развития детей, учат опираться на сравнение, обобщение, вычленять из определенных явлений характерные признаки. В загадках, как в фокусе, сливается образность, поэтичность мышления, взгляды на природу и ее обитателей. Издревле пользуясь дарами природы, марийцы сложили о них немало поэтических загадок, в которых прослеживаются особенности строения живых организмов, тип их поведения, особенности питания и местообитания. Например, загадка о лисе: «Посреди поля лежит красный клубок», о зайце говорится: «Уши длинные, хвост короткий, никого не пугаю, от всех убегаю». В загадках ярко отражен мир птиц: «Сам с наперсток, выводит мелодии», говорят о соловье. Изучая жизнь пчелиной семьи, в 7 классе при изучении темы насекомые, я всегда отмечаю, как представлен ее образ в устном народном творчестве. Она изображается как труженица кормилица, созидательница изобилия и богатства, мастерица вышивальщица. Пчелу марийский народ любовно называет сестренкой. Детям предлагается проанализировать материал и объяснить все образные сравнения. Сравнивая и обобщая, ребята используют не только биологический материал, но и материал ИКН, и здесь красной нитью прослеживается интеграция учебных дисциплин, что ведет к активизации познавательной деятельности учащихся. У ребят повышается мотивационный аспект учения, ведь свою активность на уроке может проявить ученик любой подготовки.

Особое место уделяю использованию пословиц. В сжатой форме в них заключены социальные отношения, мораль, быт, взгляды на окружающую действительность. Здесь порицается бесхозяйственное отношение к природным богатствам, поэтому этот вид фольклора использую при изучении материала природоохранной тематики. Например, «И болото - земля, и колючий куст – лес, и свинья - животное». При изучении темы «Время посева и глубина заделки семян» в 6 классе всегда использую марийские пословицы, которые содержат ценные практические советы, связанные с обработкой почвы, посевом семян. «Кряжистый дуб распустил листья – земля набрала силы», « Если срезанная рябиновая ветка тонет в воде, можно сеять рожь». И здесь дети знакомятся с особенностями сокодвижения растений, сезонными изменениями в их жизни.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что фольклор многое дает в плане обогащения экологических знаний школьников, лучшего овладения практическими умениями, навыками природоохранной деятельности, выработки правильного поведения в природной среде. Глубокое восприятие художественных образов произведений народного творчества содействуют не только углублению природоведческих знаний, но и обогащению эстетических переживаний и чувств. Все это позволяет воспитывать экологически грамотных жителей планеты Земля.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ