Программа по биологии в 5 классу по ФГОС
Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
Муниципальное Учреждение Управление образованием
г. Нерюнгри
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 24
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Биологии
Уровень образования (класс): 5 А, Б, В
Количество часов: 35 часов
Учитель: Парфенова Мария Афанасьевна
Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012, по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 35 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,
— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно - деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Результаты изучения биологии в 5 классе.
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:
Живой организм: строение и изучение
Многообразие живых организмов
Среда обитания живых организмов
Человек на Земле
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы:
Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.
Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009
1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009
8. Электронно-программное обеспечение:
Компьютер
Презентационное оборудование
Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)
Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в биологию. 5 класс
(35 ч, 1ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел,гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защитапланеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Ученик получит возможность учиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программыпредполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Резервное время — 3 ч.
Тематический план
Название темы
Количество
часов
Введение
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение 8 ч.
1
Тема 1.1 Что такое живой организм
1
Тема 1.2 Наука о живой природе
1
Тема 1.3 Методы изучения природы
1
Тема 1.4 Увеличительные приборы
1
Тема 1.5 Живые клетки
1
Тема 1.6 Химический состав клетки
1
Тема 1.7Вещества и явления в окружающем мире
1
Тема 1.8 Великие естествоиспытатели
1
Раздел 2.Многообразие живых организмов 14 ч
Тема 2.1Как развивалась жизнь на Земле
1
Тема 2.2 Разнообразие живого
1
Тема 2.3Бактерии
1
Тема 2.4Грибы
1
Тема 2.5Водоросли
1
Тема 2.6 Мхи
1
Тема 2.7 Папоротники
1
Тема 2.8 Голосеменные растения
1
Тема 2.9 Покрытосеменные (цветковые) растения
1
Тема 2.10 Значение растений в природе и жизни человека
1
Тема 2.11Простейшие
1
Тема 2.12Беспозвоночные
1
Тема 2.13Позвоночные
1
Тема 2.14 Значение животных в природе и жизни человека
1
Раздел 3. Среда обитания живых организмов 4 ч
Тема 3.1Три среды обитания
1
Тема 3.2Жизнь на разных материках
1
Тема 3.3 Природные зоны Земли
1
Тема 3.4 Жизнь в морях и океанах
1
Раздел 4.Человек на Земле 6ч.
Тема 4.1 Как человек появился на Земле
1
Тема 4.2 Как человек изменил Землю
1
Тема 4.3 Здоровье человека и безопасность жизни
1
Тема 4.4 Растения и животные, занесённые в Красную книгу.
1
Тема 4.5 Обобщающее повторение
1
Тема 4.6 Итоговый контроль
1
Резерв времени
2
Итого
35
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения урока
№ урока
Тема урока
Тип урока. Форма проведения процесса.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
Планируемые результаты
Система
контроля
Основные средства обучения, ЭОР
Параграф (или страница учебника)
С начала года
По теме
личностные
метапред-метные
пред-метные
по
плану
01.09-06.09
Факт
1
1
Введение
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Беседа.
Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете. Правила пожарной безопасности.
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения.
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности.
Опрос, вводная диагностика, тест.
Учебник, наглядные пособия, определители, атласы.
1-3 стр.
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
08-13.09
2
1
Что такое живой организм.
Комбинированный.
Лекция.
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.
Наглядный, словесный.
Формировать познавательный интерес
Уметь сопоставлять свойства живых организмов
Знать свойства и основные признаки живого организма
Ответы на вопросы 1-10 стр.11.
Муляжи животных, комнатные растения. Электронное приложение к учебнику.
П. №1, стр. 6-11.
15.-20.09
3
2
Наука о живой природе
Урок «открытия» нового знания.
Беседа.
Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формировать навыки осознания ценности живых объектов
Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни.
Знать основные свойства живой природы
Биологический диктант по теме «Признаки живого»
Электронное приложение к учебнику
П. №2, стр. 12-16.
22-27.09
4
3
Методы изучения природы.
Комбинированный.
Беседа.
Индивидуальная, работа в парах, группах.
Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.
Формировать ответственное отношение к обучению.
Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты.
Знать характеристику методов биологических исследований.
Ответы на вопросы 1-9 стр.22
Плакат «Лабораторное оборудование»
П. №3, стр. 17-22.
29-4.10
5
4
Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».
Лабораторно-практический урок.
Парная работа.
Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний.
Формировать навыки работы с увеличительными приборами
Уметь работать с увеличительными приборами
Знать устройство светового микроскопа, лупы.
Выполнение упр. 22-25 из рабочей тетради.
Микроскоп
П. №4, стр. 23-26.
06-11.10
6
5
Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Лабораторно-практический урок.
Парная работа.
Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.
Формировать навыки сравнения живых клеток.
Уметь находить отличия у живых клеток.
Знать основные органоиды клетки.
Ответы на вопросы 1-7 стр.32
Микроскопы, готовые микропрепараты.
П. №5, стр. 27-32.
18-25.10
7
6
Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы».
Лабораторно-практический урок. Парная работа.
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.
Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в семенах./
Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого.
Уметь работать с наглядным материалом.
Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества.
Выполнение упр.35-39 из рабочей тетради.
Электронное приложение к учебнику.
Семена пшеницы, вода.в стакане, салфетка.
П. №6, стр. 33-38.
27-1.11
8
7
Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ».
Лабораторно-практический урок.
Работа в парах.
Формировать познавательный интерес.
Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации.
Знать отличие веществ и явлений.
Ответы на вопросы 40-46 из рабочей тетради.
Модели атомов, магнит, металлические предметы.
П. №7, стр. 39-46.
3.-08.11
9
8
Великие естествоиспытатели.
Урок «открытия» новых знаний.
Беседа.
Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником.
Формировать познавательный интерес.
Умение работать с разными источниками биологической информации.
Знать ученых сделавших, открытия.
Сообщения. Разноуровневый контроль знаний.
Портреты К. Линнея, Ч.Дарвина, В.Вернадского и др.
П. №8, стр. 47-50.
УУД: регулятивные (Р).личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14ч)
Дата
прове
дения
урока
№ УРОКА
Кол-во часов
Тема урока
Тип урока
Форма проведения
Формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся
Планируемые
результаты
Система контроля
Основные
Средства
обучения
Пара
граф
(или страница)
личностные
Метапредметные
предметные
10-15.11
10
1
Как развивалась жизнь на Земле
Урок «открытия» нового знания
Эвристическая беседа
Групповая работа, работа с учебником
Приобретение и первичный контроль знаний
Просмотр фильма
Формировать познавательный интерес
П: Уметь находить закономерности
Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты
Л: умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,
Р: умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности
К: умение слушать и вступать в диалог, работатать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками
Знать этапы развития жизни на Земле
Вопр.№9 стр56 уч;
Тест №1,2 электронное приложение к учебнику
Плакат, мультимедиа, царства живой природы
Интерактивное Задание
http\\filesschjjl-collektion.edu.ru
электронное приложение к учебнику
П.№9
стр.52-56
17-21.11
11
2
Разнообразие живого
Урок изучения нового материала,
Индивидуальная, работа с учебником, приобретение знаний и первичный контроль, взаимоконтроль
Просмотр фильма
Формировать этическое отношение к живым организмам
Уметь систематизировать многообразие живого
П: умение давать определениям понятия, классифицировать объекты
Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог
Знать отличия живых организмов друг от друга
Зад в раб тетр.№3,4
Электр.приложение «кто из какого царства»
Плакаты, муляжи, фильм
http\\filesschjjl-collektion.edu.ru
электронное приложение к учебнику
П.№10, стр.57-59
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов
27-29.11
12
3
Бактерии
комбинированный
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся
Приобретение знаний и первичный контроль
Работа в парах
Формировать познавательный интерес
Уметь дать характеристику, объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
П: умение работать с различными источниками информации , преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
Л: потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников
Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
К: умение эффективно строить взаимодействие с одноклассниками
Знать особенности строения и жизнедеятельности
Вопр. №1, 4,10 учебника.
Сообщение вопр.№7,8
Таблица «Бактериальная клетка»
Интерактивное задание
http\\filesschjjl-collektion.edu.ru
электронное приложение к учебнику
П.№11, стр60-63
01-06.12
13
4
Грибы
комбинированный
Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль
Формировать познавательный интерес
П: Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Л: уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья
Р: умение организовывать выполнения задания учителя, развитие навыка самооценки и самоанализа
К : умение работать в составе творческих групп
Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, их значение в природе и жизни человека
Вопр.№1,38 учебн.
стр 67
Раб.тетр. таблица «Значение грибов»
Электр.приложение к учебнику тест №1,2
Муляжи, таблицы,
Интерактивное задание
http\\filesschjjl-collektion.edu.ru
электронное приложение к учебнику
П.№12.стр.64-67
08-13.12
14
5
Общая характеристика растений. Водоросли.
Комбинированный
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа
Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением растения»
Просмотр фильма
Формировать познавательный интерес
П: Уметь дать характеристику водорослям
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей
Вопр.№13,6 стр 72
Сообщение (вопр.№10
На стр 72)
Электр. Приложение к учебнику тест №1,2 ,
Плакат, ТСО,
фильм
http\\filesschjjl-collektion.edu.ru
электронное приложение к учебнику
П.№13
Стр69-72
15-29.12
15
6
Мхи
Комбинированный
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа
Формировать познавательный интерес
П: Уметь дать характеристику мхам, различать
виды мхов
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Знать особенности строения мхов
Вопр.№1,8 стр75;
Сообщение (впр.№9 стр75);
Электр. Приложение к учебнику тест №1,2
Плакат, гербарий
электронное приложение к учебнику
П.№14
Стр73-75
22-27.12
16
7
Папоротники
Комбинированный
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа
Индивидуальная работа
Просмотр фильма
Формировать познавательный интерес
П: Уметь дать характеристику папоротников Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Знать особенности строения папоротников
Вопр.№3,4,7 стр78
Электр. Приложение к учебнику тест №1,2
Плакат, живое растение
фильм
http\\filesschjjl-collektion.edu.ruьм
электронное приложение к учебнику
П.№15
Стр.76-78
09-17.01
17
8
Голосеменные растения
Комбинированный
Приобретение и закрепление знаний, беседа , индивидуальная работа и работа с учебником
Формировать познавательный интерес
П: Уметь дать характеристику
голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Знать особенности строения голосеменных
Вопр.№4
Стр 82;
Сообщение (вопр №6 стр 82)
Раб. Тетрадь 2 задания по выбору учащихся
Плакат, веточки хвойных деревьев, гербарий
Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru
электронное приложение к учебнику
П№16
Стр79-82
19-24.01
18
9
Покрытосеменные (Цветковые ) растения
комбинированный
Эвристическая беседа, работа с учебником, работа в парах, первичный контроль знаний
Просмотр фильма
Формировать познавательный интерес
П: Уметь дать характеристику покрытосеменным
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Знать отличительные признаки цветковых растений
Вопр.№1,2,3,4 стр 87
Составить сравнительную таблицу
(вопр №5 стр87)
Электронное приложение к учебнику
Тест №1,2
Плакат, живые растения, гербарий
фильм
http\\filesschjjl-collektion.edu.ru
электронное приложение к учебнику
П№17
Стр83-87
26-31.01
19
10
Значение растений в природе и жизни человека
Урок обобщения и контроля знаний
Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам (презента-ции)
Просмотр фильма
Контроль и углубление знаний
Формирование навыков поведения в природе
П: Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения
Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям
Л: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию
К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение
Знать о значении растений в природе и жизни человека
Интерактив «да – нет» (электр.прил. к учебнику)
Задания в рабочей тетради (4 по выбоу учащихся)
Биологический диктант
Фильм, плакаты
электронное приложение к учебнику
П.№18
Стр88-90
01-07.12
20
11
Общая характеристика животных. Простейшие
Урок «открытия» новых знаний
Эвристическая беседа, лабораторная работа «наблюдение за передвижением животных», приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником в парах
Формировать осознание ценности живых объектов
П: Уметь определять простейших
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы
Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов
К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль
Знать отличительные признаки
Вопр. №1,2,3,4,8
Стр93
Электр.прилож тест №1,2
Плакат, микроскопы, культуры водных микроорганизмов
электронное приложение к учебнику
П.№19
Стр91-93
09.02-14.02
21
12
Беспозвоночные
Комбинированный
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа
Индивидуальная работа
Просмотр фильма
Формировать осознание ценности беспозвоночных
П: Уметь определять беспозвоночных
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы
Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов
К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль
Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных
Вопр.№1,2,6,8 стр 96;
Сообщение уч-ся о представителях беспозвоночных (по выбору уч-ся)
Плакат, ТСО, фильм,
Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru
электронное приложение к учебнику
П.№20
Стр94-96
16.-19.02
22
13
Позвоночные
Комбинированный
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником,
Сообщения учащихся Просмотр фильма
Индивидуальная работа
Формировать осознание ценности позвоночных
П: Уметь находить на плакатах и систематизировать позвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы
Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов
К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль
Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение
Вопр.№1,5,6,9 стр 99
Зад.в рабочей тетради (по выбору уч-ся)
Сообщение о представителях позвоночных
Плакаты, фильм и
Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru
электронное приложение к учебнику
П.№21
Стр97-99
26-28.02
23
14
Значе-
ние животных в природе и жизни челове
ка
Урок обобщения знаний и контроля знаний
Индивидуальная работа,
Контроль знаний, углубление знаний проекты учащихся по заданным темам (презента-ции)
Формирование навыков поведения в природе
П: Уметь находить изучаемые объекты в природе
Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям
Л: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
Р: умение планировать свою работупри выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию
К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение
Знать значение животных в природе и в жизни человека
биологический диктант;
вопр.№1 стр101;
электр.приложение к учебнику интерактив «да – нет»
Плакаты, ТСО
электронное приложение к учебнику
П.№22
Стр100-102
УУД: регулятивные (Р).личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).
Раздел 3. Среда обитания организмов
Дата
прове
дения
урока
№ УРОКА
Кол-во часов
Тема урока
Тип урока
Форма проведения
Формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся
Планируемые
результаты
Система контроля
Основные
Средства
обучения
Пара
граф
(или страница)
личностные
Метапредметные
предметные
02-07.03
24
1
Среда обитания живых организмов.
Три среды обитания
урок изучения нового материала;
индивидуально-групповой;
проблемно-поисковый.
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль.
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.
Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.
Ответы на вопросы с.108, выполнение тестов.
Таблицы, ЭОР
Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия с помощью анимированной модели
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a3fd666-ad4b-4f16-b755-a1bd743f5bdd/cep_1.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/723439db-0bc0-4938-a121-6fb878d39f8d/cep_2.swf
П.23
09-14.03
25
2
Жизнь на разных материках.
урок изучения нового материала;
индивидуально-групповой;
проблемно-поисковый
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль.
Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.
Р:Развитие навыков оценки и самоанализа.
П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.
К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах.
Сообщения, ответы на вопросы с.114
Таблицы, ЭОР
П.24
16-21.03
26
3
Природные зоны Земли.
урок изучения нового материала;
индивидуально-групповой;
проблемно-поисковый
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.
Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
П:умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.
Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний
Таблицы, ЭОР
П.25
23-28.03
27
4
Жизнь в морях и океанах.
урок изучения нового материала;
индивидуально-групповой;
проблемно-поисковый
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.
Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.
Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,
развитие навыков оценки и самоанализа
П:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.
П.26
Дата проведения урока
№ урока
Тема урока
Тип урока. Форма проведения процесса.
Планируемые результаты
Система
контроля
Основные средства обучения, ЭОР
Параграф (или страница учебника)
С начала года
По теме
личностные
метапред-метные
пред-метные
Раздел 4.Человек на Земле
30-04.04
28
1
Как человек появился на Земле.
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Беседа.
Формирование познавательного интереса
Объяснить место и роль человека в природе.
Знать этапы появления человека на Земле.
Ответы на вопросы.
ТСО
П. №27, стр. 128-134.
06-08.04
29
2
Как человек изменил Землю.
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Беседа.
Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе.
Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем.
Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности.
Сообщения, творческие задания.
ТСО
П. .№28, №30, стр. 135-145.
15-18.04
30
3
Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Лекция.
Формирование основ экологической культуры.
Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Ульяновской области.
Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, нашего региона.
Сообщения, ответы на вопросы
Фильм, плакаты.
П. .№ 29, стр. 140-142.
20-25.04
31
4
Здоровье человека и безопасность жизни
Урок «открытия» нового знания
Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
Знать природную и социальную среду обитания человека.
Ответы на вопросы
Плакат
П. № 31, стр. 146-152.
27-02.05
32
5
Обобщающее повторение
Урок рефлексии
Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее.
Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Наблюдать и описывать явления природы. Представлять результаты своего исследования.
Отчет по экскурсии.
Тетрадь, ручка, пакет.
04-16.05
33
6
Итоговый контроль
Формирование интеллектуальных умений.
Формирование умения видеть проблему.
Анализ и оценка деятельности на уроке.
Итоговая диагностика.
Летнее задание: «Проект «Мое дерево».
18-23.05
34
Резерв времени 2 часа
25-30.05
35
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ