Рабочая программа элективного курса "Разнообразие растительного мира" 6 класс

I Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа составлена с учетом:

1) Федерального Государственного стандарта,

2) Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения»,

3) Положения о системе оценок, формах и периодичности промежуточной аттестации

(пр. № 203 от 23.09.2008 г),

4) Положения о рабочей программе по предмету (пр. № 178 от 10.09.2008 г),

5) Приказа №1593 от 05.06.2009 г «Об утверждении положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».

Данная программа составлена в поддержку основного учебного предмета «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» для 6 класса. Она направлена на формирование навыков исследовательской и проектной деятельности, развития творческой инициативы, познавательной активности.

Программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них распределение учебных часов, минимальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ.

Программа строиться на основе приобретения обучающимися навыков использования знаний в повседневной жизни.

Средства обучения обеспечивают учащимся возможность приобрести указанный в стандарте опыт практической деятельности с реальными природными объектами, измерительными приборами и лабораторным оборудованием.

Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, реализации целей и задач школы.


Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о многообразии растений.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью цепей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие исследовательских умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста и др.


Обучение направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся системы знаний о живой природе, общих методах ее изучения;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;

  • воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;

  • формирование компетентности в сфере защиты окружающей среды, ухода за растениями, сохранения собственного здоровья на основе использования в повседневной жизни биологических знаний и умений.


Место предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии «Многообразие растений»

в объеме 34 часа 1 час в неделю.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:

  • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях; использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала; корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

При прохождении программы будут реализованы проекты по теме исследования «Растения»,

Планируется применение различных технологий, методов и форм проведения уроков, а также работа над исследовательскими проектами, организация групповой работы.


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.


В процессе обучения будут использоваться:

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с разнообразными источниками информации.


Виды контроля:

Само- и взаимоконтроль, контроль со стороны учитель, контроль внутри группы, парная проверка знаний. Тесты разного характера.


Результаты обучения:

Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены, главным образом, на усвоение и воспроизведение содержания предмета.

Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т.д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т.д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с практической деятельностью учащихся.


Всего часов: 34 (1час в неделю)

Всего лабораторных работ: 17

Практических работ: 2






































II Содержание

1. Введение (2 ч)

Царства живой природы.Многообразие живых организмов. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Экскурсия Многообразие живых организмов.


Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные

Методы изучения растений

Уметь:

Называть основные царства живых организмов.

Распознавать царства живой природы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Знания для определения представителей царства Растения.

Определять царства живой природы.



2. Строение и жизнедеятельность растительного организма. (3 часа)

Методы изучения растений. Особенности строения растительной клетки. Жизненные циклы клетки. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

Демонстрация жизненных фаз клетки.


Лабораторные работы

«Работа с увеличительными приборами»

«Рассматривание пластид под микроскопом»

«Рассматривание фаз деления клетки»


Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

Правила работы с микроскопом. Хлоропласты. Хлорофилл.

Особенности строения мякоти листа.

Хромосомы.

Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы.

Деление и рост.

Изменения ядра и цитоплазмы при делении.

Особенности строения молодой и старой клеток.

Уметь:

Называть клеточные структуры и их значения.

Распознавать и описывать клеточное строение мякоти листа.

Называть:

-структуры клетки, участвующие в делении;

-этапы деления клетки.

Определять роль хромосом.

Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки.

Отличать старую клетку от молодой клетки.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Навыки работы с увеличительными приборами для исследования организмов.

Знания для объяснения роста растения.

Знания при управлении ростом растений.

Знания при управлении ростом растений.


3. Царство Растения (11 ч)

Разнообразие, распространение, значение растений.

Многообразие водорослей Одноклеточные водоросли. Среда обитания водорослей Многоклеточные водоросли. Значение водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.


Лабораторные работы

«Изучение строения лишайников»

«Строение мха»

«Распознавание растений отдела Папоротникообразные»

«Строение спороносящего хвоща»

«Изучение внешнего строения папоротников»

Практическая работа

«Работа с определителями хвойных деревьев»


Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

Что изучает ботаника. Низшие растения. Высшие растения. Группы растений.

Значение растений в природе и жизни человека.

Основные признаки водорослей. Низшие растения. Значение водорослей в природе и в жизни человека.

Хламидомонада. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей.

Слоевище, ризоиды. Места обитания и распространение.

Зеленые, бурые, красные водоросли.

Зелёные водоросли: улотрикс, спирогира.

Бурые водоросли: ламинария.

Красные водоросли: порфира

Многообразие лишайников: кустистые, листовые, накипные.

Распространение лишайников. Строение, питание, размножение, значение.

Основные признаки мхов.

Классификация мхов.

Основные признаки Папоротникообразных, многообразие, строение, среда обитания, роль в природе и жизни человека.

Жизненные формы: деревья, кустарники.

Хвойные растения: сосна, ель, лиственница, можжевельник.

Значение и разнообразие голосеменных растений.

Уметь:

Перечислять основные группы растений, приводить примеры групп растений.

Выделять особенности строения низших и высших растений.

Давать определение термину низшие растения.

Распознавать водоросли различных отделов.

Распознавать и описывать внешнее строение водорослей.

Доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям.

Сравнивать строение одноклеточных водорослей и растительной клетки.

Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.

Распознавать различные группы лишайников. Доказывать, что лишайники – симбиотические организмы. Определять роль лишайников в природе и жизни человека.

Давать определение термину высшие растения.

Определять по признакам высшие растения.

Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Распознавать растения отдела Моховидные. Распознавать и описывать внешнее строение мхов.

Объяснять:

роль мхов в природе и жизни человека;

происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей.

Распознавать растения отдела Папоротникообразные. Распознавать и описывать внешнее строение папоротников. Выделять общие черты строения высших споровых растений. Объяснять роль папоротников в природе и жизни человека.

Давать определение термину голосеменные растения.

Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Распознавать и описывать наиболее известных представителей голосеменных.

Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Знания в природоохранной деятельности.

Знания для объяснения «цветения воды».

Знания при использовании водорослей в с/х, лечении, профилактике дефицита йода.

Знания для определения экологического состояния среды.

Знания для определения в природе представителей папоротникообразных.

Знания для определения хвойных растений по хвое и шишкам.

Использование фитонцидов для профилактики заболеваний.


4. Строение покрытосеменных растений ( 10 ч )

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение.

Внешнее строение листа. Жилкование.

Видоизменение листьев.

Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.


Лабораторные работы

«Внешнее строение стебля»

«Строение клубня»

«Строение луковицы»

«Соцветия»


Практическая работа

«Выявление фазовых изменений в жизни растений»


Экскурсия

«Фенологические наблюдения за растениями»


Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

Особенности строения покрытосеменных растений.

Органы цветкового растения.

Жизненные формы. Однолетние и многолетние растения. Многообразие, значение.

Видоизменения корней

Побег

Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные.

Внешнее строение листьев: листовая пластинка, черешок ,простые и сложные листья; жилкование: сетчатое, параллельное, дуговое.

Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности.

Функции стебля. Виды стеблей: травянистые, деревянистые.

Видоизменение побега: корневище, клубень, луковица.

Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка.

Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды.

Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных, саморазбрасывание.

Уметь:

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.

Распознавать и описывать строение цветкового растения.

Распознавать и описывать жизненные формы растений.

Выделять особенности строения покрытосеменных растений.

Приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией.

Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями.

Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега, почки.

Определять названий деревьев и кустарников, растущих около школы и вашего дома по внешнему строению почек.

Определять тип жилкования и листорасположения.

Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений.

Определять листья разных условий существования.

Называть функции слоев стебля.

Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля.

Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину.

Определять видоизменения побега по внешним признакам.

Доказывать, что клубень, луковица, корневище являются побегом.

Сравнивать строение цветков вишни и тюльпана.

Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Распознавать и описывать по рисунку: типы соцветий.

Приводить примеры растений, имеющих различные соцветия.

Называть функции плодов, способы их распространения.

Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов.

Выделять приспособления к распространению плодов и семян.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Знания при выращивании с/х растений.

Знания при пересадке растений, поливе растений.

Знания для определения растений по внешнему строению побега.

По внешнему строению почки определять вегетативные и генеративные почки.

Знания при выращивании комнатных цветов.

Знания при выращивании плодовых деревьев.

Знания при выращивании растений с видоизменёнными побегами, использование их в пищу.

Знания при выращивании декоративных растений.

Знания при употреблении плодов в пищу.



5. Классификация растений (3 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учетом местных условий.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)


Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.


Лабораторные работы

«Распознавание наиболее распространенных растений класса Двудольные в Тамбовской

области»

«Распознавание важнейших с/х растений»

«Распознавание наиболее распространенных однодольных растений различных семейств»

«Распознавание важнейших с/х культур однодольных растений»


Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

Классификация растений, единицы систематики, их назначение.

Отличительные признаки сорта и вида.

Признаки класса однодольные и двудольные растения.

Признаки семейств.

Признаки класса Двудольные.

Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов.

Значение растений основных семейств класса двудольные.

Сельскохозяйственные растения: овощные; плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения.

Признаки класса Однодольные.

Значение растений основных семейств класса.

Редкие и охраняемые растения семейства лилейных.

Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения.

Признаки строения растений семейств Лилейные, Злаки.

Уметь:

Уметь определять единицы систематики, их характерные признаки.

Уметь по характерным признакам определять растения классов и семейств.

Распознавать:

наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса двудольные;

сельскохозяйственные растения.

Определять принадлежность растений к классу однодольные.

растения семейств: лилейные, злаки;

сельскохозяйственные растения.

Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений.

Сравнивать семейства растений класса однодольных по заданным критериям.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Знания для определения систематического положения растения.

Знания для определения принадлежности растений к классам и семействам.

Знания при выращивании растений в парниках и теплицах.


6. Антропогенное влияние на растительный мир (5 часов)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ.

Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.


Демонстрация примеров растительных сообществ.


Экскурсия

«Природные сообщества и человек»



Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

Типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса.

Взаимосвязи растений в сообществе.

Причины смены растительных сообществ.

Ярусность в растительном сообществе: надземная и подземная.

Уметь:.

Приводить примеры растительных сообществ.

Описывать видовой состав растений лесного сообщества.

Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Знания при описании растительных сообществ.

Поведение во время нахождения в зоне растительных сообществ.














IV Требования к уровню подготовки



Знать / Понимать:

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

- взаимосвязь растений с факторами среды,

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные культурные растения региона, особенности их возделывания.



Уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения сезонов года по признакам растений;

-управления ростом растений;

-профилактике грибковых и бактериальных заболеваний человека, растений и животных;

-хранения продуктов питания;

-соблюдения правил сбора грибов и употребления их в пищу;

-определения качества продуктов;

-сохранения и укрепления здоровья;

-распознавания растений разных групп в природе;

-выращивания и размножения с/х, комнатных и декоративных растений;

-безопасного употребления плодов и семян в пищу;

-определения класса, семейства растений и использование их особенностей при выращивании растений;

-осуществления природоохранной деятельности;











V Литература и средства обучения


Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Аллен Р. Наука о жизни. – М., 1981

  2. Ботаника. Книга для учителя в 2 ч. – М., Просвещение, 1996.

  3. Мир живой природы / Пер. с англ./ - М., Мир, 1984.

  4. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

  5. Сергеев М.Б. Сергеева Т.В. Планета Земля Развитие идей и представлений – М., Интерпракс, 1994.

  6. Журнал Биология в школе.

  7. В.В. Травникова Биологические экскурсии Санкт-Пет. «Паритет» 2002г


Список дополнительной литературы для учащихся:

    1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.

    2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины – М., Просвещение, 1991.

    3. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

    4. Энциклопедический словарь юного натуралиста Сост. Рогожкин А.Г. – М., Проссвещеие, 1981.

    5. Экология. Познавательная энциклопедия – М., 1994

    6. Журнал Юный натуралист

7) Журнал Биология для школьников.

8) Н. И. Шорина Биология.6-7 кл. Практикум по ботанике М. «Изд. НЦ ЭНАС» 2003г

9) Д. И. Трайтак Книга для чтения по биологии Растения М. «Просвещение» АО «Учительская литература» 1996г

Учебно – методическое обеспечение:

  1. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Раздел "Растения, грибы, лишайники". (Дидактические материалы к учебнику 6-7 кл.).- М.,Просвещение,1995 

  2. Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., Просвещение,1996.

  3. Г. Н. Лернер Ботаника 6 кл. Тесты. Задания. Контрольные работы. М. Изд. «Аквариум» 1998г

  4. Т. С. Сухова Контрольные и проверочные работы 6-8 кл. «Дрофа» 2000г


MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Растения.»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  2. Интегрированное интерактивное наглядное пособие Строение и жизнедеятельность организма растений.

  3. Интегрированное интерактивное наглядное пособие систематика и жизненные циклы растений.

  4. Мультимедийное учебное издание Биология 5-9 классы Растения.

  5. Электронные уроки и тесты Биология в школе Растительный мир.

  6. Интегрированное интерактивное наглядное пособие Строение и жизнедеятельность растений.

  7. Электронные уроки и тесты Биология в школе Животный мир.

  8. Мультимедийное учебное издание Биология 5-9 классы Многообразие живых организмов.

  9. 1 С: Школа Биология Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ