Рефлективные размышления о диалоговом обучении
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 83 им. Г. Мустафина»
отдела образования г Караганды
Рефлективные размышления о диалогическом обучении
(курсы повышения квалификации учителей 3 базового уровня по Кембриджской программе)
Подготовила: учитель биологии и химии
Асанова Анжелика Асылбековна
г. Караганда
2014г
Ожидаемые результаты данной Программы заключается в том, чтобы ученики научились тому, как обучаться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся (Barber and Moushand, 2007г). Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель (Strong, Ward & Grand, 2011).
Основное содержание Программы представлено в виде семи отдельных модулей, которые в ходе обучения рассматриваются в комбинированном виде.
Модули:
Новые подходы в преподавании и обучении.
Обучение критическому мышлению.
Оценивание для обучения и оценивание обучения.
Использование информативно-коммуникационных технологий в преподавании.
Обучение талантливых и одаренных детей.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Управление и лидерство в обучении.
Модель обучения Выготского Л.С. предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог.
На своих уроках я убедилась в том, что диалог как стратегия на уроке занимает первое место. Диалог-это форма работы учащихся, которая подразумевает конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения-зоны ближайшего развития,при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Диалог-это форма интерактивного обучения, которая практически всех учащихся вовлекает в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, усвоения учебного материала показывает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. Изучая предмет в ходе диалога, учащиеся развиваются интеллектуально, учатся совместной работе в кругу сверстников, развиваются когнитивно, эмоционально, социально, эмоционально. Другие стратегии из других модулей также проявляются в диалоговом обучении. Обсуждение вопроса в паре («мозговой штурм») с партнером развивает критическое мышление, учащиеся делятся идеями, ведут согласованную работу, высказывая свой мнение, свои идеи. На уроке по теме « Внимание и память» ребята обсуждали в паре правила тренировки памяти и делились своими примерами запоминания. Один из примеров, который приведен учеником: « Для того, чтобы улучшить свою память, я учу стихи». Этот метод помогает формулировать свои идеи, а потом обсудить их в группе.
Наблюдая работу в группе, я убедилась в том, что ученики разного интеллектуального уровня и способностей могут друг друга слушать, исправлять ошибки, высказывать свои идеи при создании кластеров, анализировать изученный материал, делать выводы. Более сильные учащиеся помогают более слабым, слабые берут пример с сильных, они равноправны в своих действиях. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать новые знания, развивает познавательную деятельность, ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих проблем, саморегуляции.
На уроке биологии при изучении темы «Здоровье человека и окружающая среда» очень хорошо учащиеся показали работу в группе над вопросами о вредных привычках. Учащиеся проговаривают новые понятия, размышляют о вреде никотина, алкоголя, наркотиков, неправильного питания, анализируют собранный материал, объясняют почему они пришли к определенному решении, оценивают себя и другие группы.
Диалог позволяет сконцентрировать внимание на изучение конкретного вопроса и лучше его понять.
В ходе диалогового обучения учащиеся критически мыслят, собирают информацию, решают сложные проблемы на основе анализа соответствующей информации, взвешивают альтернативные мнения, принимают продуманные решения, участвуют в дискуссиях. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Диалог- это средство измерения, с помощью которого можно увидеть уровень понимание предмета.
Когда на моих уроках преобладал монолог, многие дети не проявляли себя. Наблюдая за работой своих « тихих» учеников в паре и группе, я заметила, что они не боятся отвечать и тянутся за более сильным. Пусть даже их ответы были не четкими и не полностью раскрытыми, главное, что они включились в работу, я увидела их заинтересованность и положительные эмоции при изучении темы. Значит, данный подход позволяет комфортно чувствовать себя на уроке, позволяет раскрыться.
«Обучение тому, как учиться», или метасознание, направлено на оказание помощи учащимся в понимании и принятии ответственности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самостоятельно.
Литература:
Руководство для учителя (University of Cambridge Faculty of Education)
www.cpm.kz

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ