Статья "Особенности преподавания биологии не слышащим детям"

Даниленко Наталья Владимировна

Учитель биологии. Работаю в Белгородской специальной (коррекционной)общеобразовательной школе-интернате № 26 Iвида. Стаж работы 5 лет. Также преподаю природоведение в начальной школе.

Особенности преподавания биологии неслышащим детям

1.Цели обучения биологии

Школа - это дом творчества. Я стремлюсь всегда донести детям на уроках биологии важность и значимость этого предмета в жизни, учу мыслить творчески, жить правильно, учиться с интересом. Общепризнано: учитель до тех пор сохраняет свое право учить других, пока он сам учится. Биология - ключевой предмет сегодняшнего дня. Педагогической целью учителя биологии считаю научить детей при усвоении данного компонента содержания  биологического образования  любить, охранять и защищать природу. Прошли те времена, когда биология рассказывала только о зверюшках, цветках, экспедициях. Сегодня биология – это и проблема экологического кризиса, резкого роста заболеваний, исчезновения степей и лесов с их обитателями, загрязнения рек, озер, морей, океанов.

 

2.Достоинства и недостатки существующих учебных программ и учебных пособий

В настоящее время биологическая грамотность становится социально необходимой, а роль школьного курса биологии в системе культуры, воспитания уважения и любви ко всему живому как уникальному и неповторимому нельзя недооценивать. Примерная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Примерная программа является ориентиром для составления рабочих и авторских программ, она определяет обязательную часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие, авторские программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации. Рабочая программа по биологии в нашей школе опирается на примерную программу по биологии для основной школы. Изменения количество часов, тем по разделу связаны с возрастными, психологическими особенностями детей. Могу привести пример таких изменений в рабочей программе по биологии: учебник по биологии для 6 класса изучается в 6 и 7 классах, т.к материал не усваивается детьми за один год. В преподавании школьной биологии используется большое разнообразие учебно-методических комплектов (программы, учебники, методические пособия). Многим учителям трудно выбрать один из множества учебно-методических комплектов. Они не имеют возможности заранее оценить новые учебники, понять, по которому из них хотели бы работать. Для меня главной проблемой является то, что учебники, учебные пособия предназначены для общеобразовательных школ, в них мало наглядности, приходится редактировать текст, делать более доступным для неслышащих детей.

3. Роль лабораторных работ на уроках биологии

Лабораторные занятия – занятия, на которых учащиеся под руководством учителя самостоятельно изучают предметы и явления природы. Роль практических и лабораторных работ является наиболее оптимальным способом изучения структуры и динамики уровневой активизации познавательной деятельности школьников на уроках биологии. Воспитательные функции учителя заключаются в том, чтобы на конкретном примере показать и доказать школьникам объективную необходимость систематизации учебного  материала, дать почувствовать им острую необходимость в этом.

Учебно-воспитательное значение лабораторной работы:

1. Загружают детей работой.

2. Развивают наблюдательность.

3. Обеспечивает полное представление об объектах, т. к. в восприятии принимают участие различные органы чувств.

4. Представление прочно удерживаются в памяти. Лабораторные работы учат приобретать знания самостоятельно. В процессе занятий учащиеся приобретают практическое умения.

4. Значение внеклассной работы

Образование современной школы призвано вооружать учащихся не только теоретическими, но и практическими знаниями и умениями. В своей работе я использую практическую направленность, раскрываю возможность для учащихся в проявлении патриотических чувств, любви к родной природе, сознательное отношение к труду, необходимость быть полезным, нужным, воспитываю гуманное отношение ко всему живому. Решению этих задач способствует внеклассная кружковая работа. В течение 4 лет я внедряю свой опыт во внеклассной работе. Кружковая работа должна иметь результат. В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Работа организуется для учащихся, которые проявляют интерес к предмету. Содержание программы кружков выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся. Кружковая работа, имеющая цели, задачи и планируемый результат достижения, имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания. Имеет широкие возможности интеграции предметов. Широкое использование заданий связанных с проведением наблюдений и постановкой опытов развивает у школьников исследовательский интерес. Кружковая работа имеет большое значение в решении учебно - воспитательных задач в современном образовании, при формировании личности школьника. Внеклассная работа позволяет не только закрепить учебные навыки, но и расширить кругозор учащихся, ознакомить с различными областями науки, узнать новые профессии, способствует развитию их мышления, наблюдательности. Тематика кружков может быть разнообразной. Но необходимо учитывать интересы детей соответственно их возраста. На начальных этапах они хотят приобрести разносторонние знания о живой природе, это связано с множеством вопросов возникающих в процессе познания окружающего мира. Ученики среднего звена интересуются узкой специализацией вопросов, например комнатные растения. Старших школьников привлекает исследовательская деятельность, защита проектов.

5. Применение информационных технологий на уроках биологии

в школе для неслышащих детей

Сейчас все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Сфера образования не могла стать исключением. И именно сфера образования характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий. Нужно также отметить и об обучающих возможностях компьютера. А сколько обучающих программ разработано в настоящее время. Работа на компьютере – это перспективная работа даже для глухих людей. Научившись владеть компьютером, глухие приближаются к миру слышащих и не окажутся на обочине жизни. В учебных заведениях, преобладают речевые занятия, и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Использование мультимедийных средств, и в том числе презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения глухих детей. С появлением компьютеров в нашей школе-интернате появилась возможность внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что значительно изменило его содержание, формы и методы деятельности учеников и учителей. Располагая сегодня двумя классами, проектором, интерактивной доской школа-интернат использует их как новые средства обучения, а выход в интернет – как возможность познать все то, что не дает ни один самый распрекрасный учебник – это жизнь, общение, учеба, источник информации – как оперативной, так и познавательной. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания, а также технологии проведения урока. Современные школьники все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Поэтому, сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием информационно – коммуникационных технологий. Необходимо, потому что урок с использованием информационных технологий – это наглядно, красочно, информативно, экономит время, позволяет каждому ученику работать в своем темпе, формирует навыки самостоятельной деятельности, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. В изучении школьного курса биологии я выделяю несколько направлений, где оправдано использование компьютера:

- демонстрация наглядного материала: рисунков, схем, опорных конспектов;

-использование презентаций при изучении нового материала;

-система тестового контроля знаний и умений.

Таким образом, использование информационно - коммуникационных технологий на уроках способствуют развитию познавательного интереса, делает урок более наглядным, увлекательным, способствует повышению качества знаний учащихся по предмету, а также готовит учащихся к будущей жизни в информационном обществе.

6. Особенности преподавания биологии неслышащим детям

Биология – это устный предмет, поэтому проблема развития речи обучающихся стоит на первом месте. Формирование у глухих детей устной речи означает усвоение ими необходимого речевого материала (словаря грамматических форм), приобретение навыков его восприятия посредством чтения с губ и воспроизведения в устной форме, а также усвоение прочной установки на общение с нормально слышащими людьми с помощью устного слова. На уроках учитель должен уделять внимание  умению обучающихся грамотно, доказательно и последовательно излагать учебный материал, проводить сравнение, представлять свои знания в устной форме. Лексический материал предмета биологии очень разнообразен и формирование у учеников биологических понятий, умение активно использовать их в самостоятельной речи при изучении программного материала по биологии требует специальной работы, которая должна проводиться систематически. На каждом уроке я работаю с коллективной звукоусиливающей аппаратурой. Большое внимание уделяется активизации устной коммуникации у детей. В начале урока проходит фонетическая зарядка. Она проводиться фронтально и индивидуально. Основной речевой материал на фронтальных занятиях воспринимается детьми слухозрительно. Весь речевой материал связан с темой урока, является органичной его частью. Восприятие речевого материала только на слух носит непродолжительный характер (не более 10-15 минут) и проводится не только в начале, но и в конце урока. Материал слуховых упражнений я произношу за экраном, закрывающим лицо до глаз. Ученики, воспринимая на слух сказанное мною, активно действуют: или отвечают на вопрос, или выполняют определённые поручения. Если после двукратного повторения материал не воспринят, то он воспринимается слухозрительно, в помощь используется дактилология или письменная речь. Один и тот же речевой материал включается в слуховые упражнения до тех пор, пока ученики не начинают свободно опознавать его на слух в разных ситуациях. Порядок предъявления речевого материала всё время меняется. При восприятии на слух речевого материала, связанного с содержанием урока, дети проговаривают его, воспринимают образец на слух, прочитывают по табличкам и только после этого – различают на слух. Благодаря табличкам у детей создаются образы слов, основанные на зрительно-слуховом восприятии и кинестетических ощущениях. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально – ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность. Ребенок, с ограниченными возможностями здоровья, который учится без познавательного интереса, воспринимает полученные знания, как “мертвый груз”, а сам процесс обучения – как тяжелую и бессмысленную повинность. Отсутствие интереса приводит также к тому, что учащийся не стремится углублять свои знания. Волевых усилий школьника в этом случае хватает лишь на то, чтобы более или менее успешно освоить материал школьной программы, но далее познавательные потребности учащегося не распространяются. Основными дидактическими и методическими условиями развития познавательного интереса старшеклассников на уроках биологии являются следующие:

  1. Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, который необходим и возможен при решении проблемных познавательных задач.

  2. Обеспечение разнообразия видов учебной деятельности школьников.

  3. Использование на уроках активных форм, методов и приемов обучения (поисковая или эвристическая беседа; постановка и разрешение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение наблюдений и опытов; дискуссия по актуальным проблемам современной биологии и др.)

  4. Реализация на уроках биологии межпредметных связей с химией, физикой, математикой, историей, географией и др.

  5. Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, располагающее к диалогу.

Но использовать все эти общепринятые методы с глухими учащимися бывает затруднительно. Восприятие учебного материала у глухих учащихся идет в основном за счет зрительного анализатора, поэтому я использую как можно больше наглядности в виде схем, опорных текстовых схем, таблиц. Необходимо помнить об особенностях памяти глухих учащихся. Детей с ограниченными возможностями здоровья, обладая образной памятью, часто отмечают несуществующие признаки. Глухие учащиеся реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. У таких детей очень кратковременная память. У детей с нарушением слуха наблюдается отставание в развитии словесной речи, которое приводит к отставанию в развитии словесной памяти. У глухих учащихся ограниченный запас слов. При работе с глухими детьми необходимо соблюдать приемы, формирующие познавательные интересы детей, с ограниченными возможностями:

  • Работа учащихся с любимыми привлекательными объектами;

  • связь с близкой детям ситуацией, с собственным опытом, наблюдениями в природе за изучаемыми объектами;

  • включение речевой и другой учебный материал в интересную для детей деятельность;

Практически у всех учащихся есть выход в интернет. Они много смотрят научно популярных фильмов о животном и растительном мире, но рассказать затрудняются, так как у них ограничен словарный запас. Использование текстовых опорных схем помогает учащимся в формировании ответа на вопрос. В нашем классе большое количество цветов, имеется теплица. Учащиеся ухаживают за цветами, поливают, удобряют, рыхлят, пересаживают, то есть приобретают первичные трудовые навыки по цветоводству. Большое количество цветов дает возможность с большим интересом проводить лабораторные работы по курсу биологии (растения). Все живые натуральные объекты и дают возможность развивать познавательный интерес у учащихся к биологии. Для проведения лабораторных работ мною составлены опорные схемы с доступным описанием хода работы. Выполнение задания вызывает у учащихся интерес, так как учащиеся практически самостоятельно могут ответить на все вопросы.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ