Тема урока: «ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ»
Тема урока:
«ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ».
Учитель химии – биологии Меркулова В.Г.
ЦЕЛЬ: Рассмотреть основные направления эволюционного процесса.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Дать понятия основных направлений эволюции.
2. Продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при
устном развернутом ответе.
Воспитательные:
Формирование примеров ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации.
Развитие логического мышления.
Воспитательные:
Формирование материалистического мировоззрения.
Установление причинно-следственных связей.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Презентация.
Схемы, тесты, коллекции (раздаточный материал).
Учебник биологии 9 класс, под редакцией С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина.
План урока:
I.Организационный момент
II. Этап проверки домашнего задания (повторение)
III. Объяснение нового материала
IV. Закрепление полученных знаний
V. Домашнее задание
VI. Подведение итогов урока
Вступительное слово учителя.
-- Тема нашего урока «Главные направления эволюции»,(запись темы на доске) Откройте тетради, запишите число и тему урока.
-- Давайте определим цели нашего урока.
Подумайте и назовите их, напишите поставленные вами цели на стрелках. (Целеполагание учащихся). 1) пути эволюции
2)процессы происходящие в эволюции
3) развитие(изменения) организмов
Стрелки прикрепляются к теме урока.
-- На доске написаны основные понятия темы, давайте прочитаем их
биологический прогресс
биологический регресс
макроэволюция
ароморфоз
идиоадаптация
дегенерация
Все эти понятия на следующий урок нужно выучить наизусть.
---- Итак, цель определена, но прежде чем мы приступим к рассмотрению вопросов данной темы, нам необходимо вспомнить, что характерно для эволюционного процесса.
Фронтальная работа (слайд №2 – вопросы)
Вопросы
Примерные ответы учащихся
Перевод с латинского понятия – эволюция.
Изоляция.
Движущие силы эволюции.
4.К чему приводит борьба за существование у организмов.
5.«Кто» играет роль естественного отбора в природе.
6.На что направлено действие естественного отбора.
7. Результат действия
естественного отбора.
Развертывание или развитие
(орг мира)
Обособление.
Борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной изменчивости.
К увеличению приспособленности.
Условия среды (природа, окружающая среда).
На повышение приспособленности организмов к условиям среды обитания.
Возникновение нового вида
Слово учителя.
-- Давайте рассмотрим, чем будет характеризоваться каждый тип развития, по отношению к популяции и виду в целом, с точки зрения: приспособленности, численности и ареала. Стр 59 Iабз --- (Слайд №3)
Мы очень часто сталкиваемся с понятиями прогресс и регресс в истории, экономике и в других науках. Понятия прогрессивного и регрессивного пути развития применимы и к биологии, в частности к развитию биологического вида. Каково же значение этих терминов?
(работаем с текстом на стр 59)
---Биологический регресс. (прикрепляю табличку на доску) Какую роль он играет в процессе эволюции? (Слайд №4)
Биологический регресс – низкая численность, сужение ареала, снижение числа групп более низкого ранга. На грани вымирания соболь, гренландский кит, уссурийский тигр, бархатный кот.
Причины:
1. Вымирание из-за глобальных изменений климата (динозавры, мамонт, шерстистый носорог, пещерный лев).
2. Истребление человеком (дронт, тарпан, странствующий голубь, зебра квагга, страус моа).
(Слайды №5, 6, 7,8,9)
ВЫВОД: Биологический регресс МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ВЫМЕРАНИЮ ВИДОВ.
Запишите в тетрадь термин и его значение
--- Биологическая стабилизация (прикрепляю табличку на доску) (Слайд №10,11)
Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые" (плеченогие, мечехвосты, гаттерия, латимерия, гинкго).
Приведите примеры «живых ископаемых». (Слайд №12,13,14)
ВЫВОД: Биологическая стабилизация ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОХРАНЕНИЕ ВИДОВ.
Запишите в тетрадь термин и его значение
А каковы пути достижения биологического прогресса?
Ответ на этот вопрос дает А.Н.Северцов и называет их – основные направления эволюционного процесса.
(Краткая биография А.Н.Северцова) (Слайд №15)
(Слайд №16)
Биологический
прогресс
приспособления
численность
ареал
Биологический
регресс
---Как вы думаете, прогресс или регресс выгоден природе? (ответ: прогресс)
?Признаки биологического прогресса(Слайд №17,18)
(результат успеха в борьбе за существование):
1. Высокая численность.
2. Широкий ареал.
3. Большое число подчинённых систематических групп (вид, род, семейство).
Макроэволюция (Слайд №19) – это эволюция крупных систематических групп надвидового ранга.
- Вспомните что такое микроэволюция?
Микроэволюция – это изменение популяций в ходе естественного отбора, ведущее к видообразованию.
Запишите в тетрадь термин и его значение
Пути достижения (Слайд №20)
Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация
Ароморфоз (Слайд №21) Работаем с текстом (стр. 60)
---- Что такое ароморфоз?
(от греческого «айро» - поднимаю, «морфа» - образец, форма) означает усложнение структурно-функциональной организации, поднятие её на более высокий уровень. Ароморфозы не являются приспособлениями к каким-либо специальным условиям среды, они носят более общий характер. Примеры ароморфозов: появление челюстей у позвоночных (переход от пассивного питания к активному), появление сердца у рыб, возникновение жабр и лёгких, разделение артериального и венозного кровотока. Ароморфозы уменьшают зависимость животных от условий существования. Они сохраняются в процессе дальнейшей эволюции и приводят к появлению новых крупных систематических групп.
С ароморфозами юрского периода связано зарождение птиц: чешуя превратилась в перья; появились воздушные мешки и двойное дыхание. Благодаря этому птицы смогли оторваться от земли и освоить воздушные просторы, где обитали летающие членистоногие — хорошая пищевая база.
Таким образом, морфофизиологический прогресс — магистральный путь эволюции органического мира.
Запишите в тетрадь термин и его значение
Идиоадаптация (Слайд №24) Работаем с текстом (стр. 63)
--- Что мы понимаем под словом идиоадаптация?
(от греческого «идиос» - особенность, «»адаптация) – приспособление) - приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации. Появление разнообразных форм птиц, грызунов, копытных. Происходит приспособление к специальным условиям среды.
! Выполнение практического задания
Работа с коллекцией( задания на карточках №1)
Обсуждаем результаты проделанной работы.
Специализация – это крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования (колибри, муравьеды).
Запишите в тетрадь термин и его значение
Общая дегенерация (Слайд №28) Работаем с текстом (стр. 65)
---- Что такое общая дегенерация?
– биологическое процветание достигается с помощью упрощения организации – морфофизиологического регресса (ведёт к исчезновению органов активной жизни – органы чувств, пищеварительная система, упрощение нервной системы). Примером являются все паразиты – черви (чрезвычайно высока плодовитость, наличие кутикулы, защищающей от пищеварительных соков хозяина), растения (атрофируются корни, листья, нередко утрачивается способность к фотосинтезу). Переход к сидячему образу жизни и пассивному питанию (асцидия) также сопровождается упрощением организации.
Запишите в тетрадь термин и его значение
! Выполнение задания по карточкам №2
ВЫВОД: Биологический прогресс обеспечивает необратимый ход эволюции.
Этап закрепления
1.Повторение значения терминов (на доске)
2. Устный диктант. Я буду озвучивать явление, а вы должны сказать, как оно называется.
Появление челюстей у позвоночных. (Ароморфоз)
Покровительственная окраска у животных. (Идиоадаптация)
Отсутствие ног у змей. (Дегенерация)
Уменьшение ареала белых лебедей. (Регресс)
3.Работа по карточкам №3.
Домашнее задание:
стр. 60-66
Поясните значение терминов с помощью текста, приведите примеры.
Ароморфоз
Идиоадаптация
Дегенерация
–– Как вы считаете достигли ли мы цели, поставленной в начале урока. Что вам особенно понравилось? Что у вас вызвало затруднения? Узнали ли вы сегодня что-то новое.
Оценки за сегодняшний урок.
Спасибо за урок, до свиданья.
Использованная литература:
С.Г. Мамонотов и др. Учебник биология. Общие закономерности 9-й класс. М.: “Дрофа” 2008.
О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии. 9-й класс. М.: “ВАКО” 2009.
№ 15/2005 журнала "Биология" издательского дома "Первое сентября".
Основные пути эволюционного процесса (Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология в таблицах. М.,2000)
Материалы интернета.
Самоанализ урока.
Тема урока: «Главные направления эволюции».
Цель: рассмотреть основные направления эволюционного процесса
Задачи:
Образовательные:
1 Дать понятия основных направлений эволюции.
Воспитательные:
Формирование примеров ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации.
Развитие логического мышления.
Воспитательные:
Формирование материалистического мировоззрения.
Установление причинно-следственных связей.
Оборудование урока: учебники, тетради, таблицы, мультимедиа(презентация).
К уроку был подготовлен раздаточный материал: схемы, тесты, карточки, коллекции насекомых..
Урок изучения нового материала. Это первый урок темы «Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.»
Форма урока- комбинированный урок.
Считаю, что урок прошел достаточно эффективно, т.к. удалось достичь поставленных целей урока и активизировать мыслительную деятельность учащихся. Показателем наличия познавательной мотивации учащихся было стремление принять участие в обсуждении вопросов, активной работе на протяжении урока, рефлексия по окончании урока.
Все этапы урока были последовательны и логически связаны, направлены на выполнение задач урока. Структура урока соответствовала уроку – изучения нового материала с элементами обобщения знаний.
I Этап - организационный момент во время которого учащимися была сформулирована цель урока.
II. Этап проверка знаний учащихся – использовался фронтальный опрос
III Этап - объяснение нового материала при котором использовался частично поисковый метод ( учащиеся осваивали материал с помощью учебника), наглядный метод (использование презентации), беседа, небольшая практическая работа.
IV.Этап - закрепление полученных знаний здесь использовались задания, которые требовали анализа изученного материала ( решение теста) и знания терминов,
биологический диктант.
На уроке использовались следующие методы работы.
* на этапе опроса учащихся был применен фронтальный метод работы со всем классом, так как было необходимо определить общий уровень знаний учащихся по данной теме. (Индивидуальная работа с учащимися на данном этапе урока менее эффективна, так как важно создать общее «погружение» обучающихся в тему.)
* На этапе изучения нового материала была использована эвристическая беседа с учащимися, нацеленная на получение промежуточной рефлексии фрагмента урока.
* Использовалась индивидуальная работа учащихся с текстом, по характеристике основных направлений эволюции.
* применялась работа в парах при подборе примеров адаптации насекомых, что способствовало повышению мотивации обучения.
Для достижения поставленных целей были использованы средства обучения:
-презентация; - таблицы; - раздаточный материал (схемы, рисунки),коллекция насекомых.
Выставлены оценки за урок.
Домашнее задание
С точки зрения личностно-ориентированного урока, на этом уроке мне удалось создать комфортную обстановку, позволившую учащимся свободно работать на уроке без страха и «зажатости».
Цель урока достигнута, план реализован, расчетное время урока совпало с реальным.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ