Тематическое планирование занятий школьного научного эколого-биологического общества "Росток"
Утверждаю Проверил
Директор ГБОУ ООШ №11 Зам. директора по ВР
С.И. Стрижко ___________ О.В. Лентина ____________
«_____» _______________ 2011г «______» ______________2011г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Руководителя научного эколого- биологического общества «Росток»
ПОПОВОЙ О.И.
ГБОУ ООШ №11
г.о. Новокуйбышевск
на 2011– 2012уч.год
Название программы: Программа учебных занятий школьного научного эколого-биологического общества «Росток»
Продолжительность освоения программы: 1 учебный год
Возрастной диапазон начала освоения программы: 15-16 лет
Образовательная область: эколого-биологическая
Уровень освоения программы: углубленный
Тип программы: ориентационная
Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации
Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная
Количество часов в неделю: 2 часа
Пояснительная записка
При изучении школьных естественнонаучных дисциплин необходим экологический подход. В предлагаемом курсе учебных занятий основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную тревогу о состоянии природной среды и перспективах развития цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение атмосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.
Современные вопросы экологии и охраны окружающей среды рассматриваются на примере Самарской области, и, где это необходимо, на примере краеведческого материала – применительно к г. Новокуйбышевску.
Занятия в школьном биологическом обществе дадут учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций.
Материалы, полученные в процессе занятий общества помогут учащимся 9-11 классов лучше понимать экологические проблемы родного края, сформировать экологическое мышление и окажут большую помощь в изучении школьного курса экологии, биологии и географии.
Программа занятий школьного экологического общества рассчитана на 1 год из расчета трех занятий (3 академических часа) в учебную неделю. Практические работы, проблемные конференции и экскурсии проводятся по мере изучения предложенных тем.
Структура программы
Часть I (вводная). Содержит основные проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе занятий, раскрывает перспективы экологической науки; знакомит учащихся с основными терминами, принятыми в экологии. Основной теоретический материал содержит следующие компоненты: экология как предмет, экология как широчайшая синтетическая наука, общая экология, частная экология, глобальная экология, окружающая среда, природная среда окружающая среда и современное общество.
Часть II. Рассматривается абиотический аспект взаимодействия организмов с окружающей средой. Основные компоненты: периодичность температурного фактора; жизненные формы растений в зависимости от температурного фактора, адаптации; солнечный свет и его составляющие; экологические характеристики света; группы растений по их отношению к свету, фотопериодизм; вода (свойства и классификация организмов по отношению к воде); экологические свойства атмосферного воздуха и их значение для организмов; свойства почв и их роль в жизнедеятельности организмов; фитоиндикация почв; почва - среда жизни; взаимодействие экофакторов; формы биотических отношений; наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов; понятие "биосфера", "биомасса", "энергетика биосферы"; водная среда и ее биота; автотрофное звено сухопутных местообитаний; круговорот воды и ее баланс; химические элементы в биосфере; биогенная миграция и круговорот химических элементов.
Часть III. Основные компоненты: термин "природные ресурсы"; водные ресурсы планеты, России, родного края; хозяйственное водопользование; ресурсная база Мирового океана; биологические ресурсы суши; почвенные ресурсы России и родного края; ресурсы сырья и энергии; рациональное и нерациональное природопользование.
Часть IV. Основные компоненты: разнообразие заповедных объектов; понятия - биосферный заповедник, национальный парк, заказники, зоны покоя, буферные зоны, памятники природы, уникальные ландшафты, искусственные природные объекты; "красные" книги - основные принципы и положения.
Часть V. Основные компоненты: геомагнитное поле; космическое излучение; ионизирующее излучение; земная радиоактивность; землетрясения; вулканическая деятельность; цунами; ураганы и смерчи; наводнения; засуха.
Часть VI. Основные компоненты: демография как наука; демографические проблемы и возможности биосферы; прогнозы и перспективы; демографическая ситуация и продовольственная проблема; пути решения продовольственной проблемы; основы знаний о антропогенном загрязнении биосферы; атмосфера: смог и кислотные осадки; гидросфера: органическое и неорганическое загрязнение, pH воды; почвы: загрязнение ТМ, нитраты и пестициды как загрязняющий фактор; радиоактивное загрязнение биосферы; тепловое загрязнение оболочек Земли; шум как загрязнитель среды обитания; электромагнитное воздействие на биосферу; война - губительный для биосферы фактор; международная деятельность по охране окружающей среды и природоохранительного просвещения.
Календарно- тематическое планирование занятий для старшей группы
Календарный
срок
Тема занятий
Количество
часов
Экскурсии,
Конференции
И др.
Использование ПК,
Интернета
1-я неделя
Экология: основные понятия и предмет исследования
1. Основные представления об экологии. Краткий обзор истории экологических наук.
ПК
2.Экология и управление природными ресурсами.
2-я неделя
3. Будущее экологии.
Интернет
4. Термины и понятия в экологии.
3-я неделя
5. Количественные и качественные показатели в экологии.
Интернет
6. Практическая работа. Изучение влияния оксида серы (IV) на растения.
ПК
4-я неделя
7-8 Практическая работа. Основы биоиндикации на основе липы.
2
Улицы города
ПК
5-я неделя
Среда и условия существования организмов. Биосфера
9. Среда и экологические факторы абиотического типа.
10. Температура и солнечный свет.
6-я неделя
11. Вода (свойства и классификация организмов в зависимости от потребностей в воде)
12. Формы биотических отношений.
ПК
7-я неделя
13. Наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов.
Интернет
Воздействие человека на биосферу и охрана природы.
14.Демографические проблемы и возможности биосферы.
ПК
8-я неделя
15. Демографические прогнозы и перспективы.
Интернет
16. Народонаселение и продовольственная проблема.
ПК
9-я неделя
17. Антропогенное загрязнение атмосферы. Смог. Кислотные дожди.
ПК
18. Загрязнение гидросферы. Кислотность воды.
Интернет
10-я неделя
19.Практическая работа. Методика отбора проб снега и определение кислотности снежного покрова.
20. Загрязнение почв. Нитраты. Пестициды. Кислотность.
Экскурсия в зоопарк г. Самара
Первый триместр
20
Второй триместр
22
11-я неделя
21. Практическая работа. Кислотность различных сред и растворов.
22. Практическая работа. Методики исследования содержания тяжелых металлов в продуктах питания.
интернет
12-я неделя
23. Практическая работа. Исследование пищевой металлической упаковки на избыток свинца.
24. Радиоактивное загрязнение планеты.
13-я неделя
25. Практическая работа. Наблюдение за прозрачностью атмосферы в различное время суток.
26. Радиоактивное загрязнение России.
14-я неделя
27. Тепловое загрязнение.
28. Практическая работа. Демонстрация способности СО поглощать ИФ- излучение (парниковый эффект)
ПК, интернет
15-я неделя
29-30. Антропогенное загрязнение оболочек Земли на примерах родного края.
2
Встреча со специалистами
16-я неделя
31.Практическая работа. Влияние коррозии металлов на загрязнение окружающей природы.
ПК
32. Шум как загрязнитель окружающей нас природы.
Интернет
17-я неделя
33.Воздействие на человека электромагнитных излучений.
34. Практическая работа. Методики контроля за радиоактивным фоном в помещении.
18-я неделя
35-36.Практическая работа. Исследование радиационного фона различных ландшафтов.
19-я неделя
37. Главные принципы охраны природы Самарской области.
38. Война – губительный для биосферы фактор.
20-я неделя
39. Международная деятельность по охране окружающей среды.
40. Для чего нам генофонд животных и растений?
21-я неделя
41. Практическая работа. Изучение микроклимата школьного помещения.
ПК
42. Практическая работа. Оценка микроклимата жилой комнаты.
ПК
Второй триместр
22
Третий триместр
26
ПК
22-я неделя
43. Хозяйственное водопользование.
ПК
44. Хозяйственное водопользование в г.о. Новокуйбышевск. Итоги соц. опроса.
ПК
23-я неделя
45. Ресурсы суши.
46.. Биологические ресурсы России.
24-я неделя
47- 48. Биологические ресурсы Самарской области.
25-я неделя
49. Почвенные ресурсы России.
50. Почвенные ресурсы Самарской области.
26-я неделя
51-52. Ресурсы сырья и энергии.
ПК
27-я неделя
Охрана растительного и животного мира. Заповедные объекты.
53. Заповедники: критерии и характеристика.
ПК
54..Заповедники России.
ПК, интернет
28-я неделя
55. Заповедники Самарской области.
Ботанический сад , Самарская лука
ПК
56. Заказники: критерии и характеристика
Интернет
29-я неделя
57. Заказники на территории России.
58. Заочное путешествие по заповедникам России.
30-я неделя
59.Заочное путешествие по заповедникам Самарской области.
60. Природные уникумы Самарской области.
31-я неделя
61-62. Особо охраняемые территории Самарской области.
32-я неделя
63 - 65. Экскурсии в природу.
3
33-я неделя
66 – 68. Работа на пришкольном участке школы.
3
Третий триместр
26
Всего
68
Утверждаю Проверил
Директор ГБОУ СОШ №11 Зам. директора по ВР
С.И. Стрижко ___________ О.В. Лентина ____________
«_____» _______________ 2011г «______» ______________2011г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Руководителя научного эколого- биологического общества «Росток»
ПОПОВОЙ О.И.
ГБОУ ООШ №11
г.о. Новокуйбышевск
на 2011– 2012уч.год
Название программы: Программа учебных занятий школьного научного эколого-биологического общества «Росток»
Продолжительность освоения программы: 1 учебный год
Возрастной диапазон начала освоения программы: 13-14 лет
Образовательная область: эколого-биологическая
Уровень освоения программы: углубленный
Тип программы: ориентационная
Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации
Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная
Количество часов в неделю: 1час
Календарно- тематическое планирование занятий для средней группы
Календарный
срок
Тема занятий
Количество
часов
Экскурсии,
Конференции
И др.
Использование ПК,
Интернета
1-я неделя
Экология: основные понятия и предмет исследования
1. Основные представления об экологии. Краткий обзор истории экологических наук.
ПК
2.Экология и управление природными ресурсами.
3-я неделя
3. Количественные и качественные показатели в экологии.
Интернет
4.Экологическая обстановка в Самарской области (прошлое и настоящее)
ПК
4-я неделя
5-6. Экологическая обстановка в г.о. Новокуйбышевск
2
Улицы города
ПК
5-я неделя
Среда и условия существования организмов. Биосфера
7. Среда и экологические факторы абиотического типа.
8. Формы биотических отношений.
ПК
7-я неделя
9. Флора и фауна Самарской области.
Интернет
10. Почвенный покров Земли (орографические и эндафические факторы).
ПК
Первый триместр
10
Второй триместр
8-я неделя
11.Взаимодействие экологических факторов.
Интернет
12. Экологическая игра «Если у планеты шанс?»
ПК
9-я неделя
13. Биотические факторы.
ПК
14Формы биотических отношений.
Интернет
10-я неделя
15.Антропогенные ландшафты Самарской области.
16. Антропогенные ландшафты г.о. Новокуйбышевск.
17.Биосфера.
18. Живое вещество биосферы.
11-я неделя
19. Растительный мир Самарской области.
20. Животный мир Самарской области.
Экскурсия в зоопарк г. Самара
21-22. Флора и фауна Самарской области под охраной.
Второй триместр
12
Третий триместр
12-я неделя
23. Экосистемы.
24. Экосистемы Самарской области и г.о. Новокуйбышевск.
13-я неделя
Природные ресурсы гидросферы..
25.Природные ресурсы гидросферы..
26.Реки Самарской области и их ресурсы.
14-я неделя
27. Животный и растительный мир Самарских рек.
28. Ресурсы суши.
ПК, интернет
15-я неделя
29. Почвенные ресурсы России.
30. Почвенные ресурсы Самарской области.
Встреча со специалистами
16-я неделя
Охрана растительного и животного мира. Заповедные объекты.
31. Заповедники: критерии и характеристика.
ПК
32. Заповедники России и Самарской области.
Интернет
17-я неделя
33.Природные уникумы Самарской области и особо охраняемые территории Самарской области.
34. Красная книга. Нужны ли красные книги?
Третий триместр
12
Всего
34
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
основные понятия: глобальная экология, мониторинг, ландшафт, антропогенный ландшафт, демография, заповедные объекты, биосфера, биомасса, природные ресурсы, биологические ресурсы, антропогенное воздействие, рациональное и нерациональное природопользование;
последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почвы, биоту;
характерные черты различных видов антропогенного воздействия на природу Самарской области;
взаимосвязи экологии с другими естественными науками;
целостность человека и природы;
теоретическое и практическое значение экологических знаний;
основные метолы контроля за состоянием окружающей среды;
причины экологического кризиса;
природоохранные проблемы родного края и возможные пути улучшения экологической обстановки;
ценности и нормы, определяющие гуманистическую ориентацию людей в решении глобальных проблем человечества;
необходимость личного участия в решение отдельных природоохранных задач.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем;
аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций;
самостоятельно анализировать различные экологические ситуации;
прогнозировать развитие событий в природоохранном аспекте на примерах родного края;
элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;
анализировать литературу и составлять конспекты и рефераты;
грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;
составлять экологическую характеристику местности;
оценивать природные и биологические ресурсы родного края;
объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Главные критерии в организации исследовательской работы
Полная самостоятельность в выборе темы для самостоятельных исследований. Соблюдение этого условия позволяет учащемуся выбрать направление работы «по интересам», что делает ее выполнение более продуктивным.
Наличие современной литературной, методической и программной базы для проведения научно-исследовательской работы, без которой невозможно ее начать, и, что самое главное, получить исходный результат на наиболее высоком научном уровне. Учащимся предлагается на первых этапах подготовки уделить внимание разнообразной теоретической и практической литературе, а также оценить уже имеющуюся методику проведения выбранной работы.
Всестороннее привлечение к исследовательской и лабораторно-практической работе в качестве научного консультанта – специалиста в данной области, поскольку он, как никто другой, может, с точки зрения современной теории и практики, вести исследование в научном русле.
Материал, который входит в номенклатурный состав исследовательских работ отвечает следующим главным требованиям:
Познавательной и практической значимости в системе знаний, умений, навыков;
Возможности создания на его основе проблемной ситуации и постановки проблемы;
Безопасности при постановке эксперимента или опыта;
простоты и доступности выполнения и понимания проделываемой работы;
Наглядности;
Актуальности.
Методические особенности проведения практических работ
Практическая работа № 2.
Тема: Определение кислотности почвенного образца.
Оборудование:
Стакан химический (100-150 мл) или пробирки, мерный цилиндр (с метками), 10-% раствор KCl, универсальная индикаторная бумага со шкалой значений pH.
Ход работы:
20 г измельченной почвы поместить в колбу и прилить к ней 50 мл хлорида калия;
полученную почвенную суспензию тщательно взболтать и отфильтровать;
фильтрат поместить в пробирку и опустить в него полоску индикаторной бумаги;
сравнить полученную окраску со шкалой и определить значение pH;
сделать вывод о кислотности почвенного образца.
Практическая работа № 6.
Тема: Исследование радиационного фона различных ландшафтов.
Оборудование:
Бытовой дозиметр "Мастер-1" или комбинированный дозиметр РКСБ-104, дневник наблюдений.
Ход работы:
включить прибор и поместить его рабочую часть в 7-10 см от исследуемой поверхности;
провести цикл измерения радиационного фона (около 28-30 сек.);
записать результат с табло прибора в дневник наблюдений и временно отключить прибор;
через 1-2 минуты повторить предыдущую операцию в той же последовательности;
сделать 4-5 замера в выбранной точке и вычислить среднее значение радиационного фона;
сравнить результаты измерений в учебной комнате, в лесопосадке и на лугу и сделать вывод.
Практическая работа № 7.
Тема: Демонстрация способности СО2 поглощать ИФ-излучение (“парниковый эффект”).
Оборудование:
две колбы по 0,5 л., заполненные одна СО2, а другая - воздухом; два термометра, электронагреватель.
Ход работы:
закрыть колбы поролоновыми пробками, в которые вставлены одинаковые термометры;
снять показатели с обоих термометров;
включить в непосредственной близости от колб (25-55 см, в зависимости от мощности) электрообогреватель;
через 5-7 минут выключить обогреватель и записать показания термометров;
по скорости нагревания и температуре сделать вывод о способности поглощения ИФ-излучения воздухом и углекислым газом.
Практическая работа № 9.
Тема: Исследование пищевой металлической упаковки на избыток свинца.
Оборудование:
консервная крыша (банка), уксусная кислота (40-% раствор), йодид калия KJ (4-% раствор).
Ход работы:
очистить объект исследования от жира ватой, смоченной эфиром;
второй кусочек ваты смочить 40-% уксусной кислотой и приложить на 3-4 мин. на очищенное место;
на то же место приложить вату, смоченную 4-% раствором KJ;
пожелтение ваты указывает на примесь свинца выше нормы (более 1 % при норме 0,04 %).
Практическая работа № 12.
Тема: Изучение влияния оксида серы (IV) на растение.
Оборудование:
два молодых, одинаковых по возрасту растения, медная проволока, 10-15 мл конц. серной кислоты, химический стакан, два стеклянных колпака (большой и маленький).
Ход работы:
под стеклянный колпак помещаются два растения, одно из которых вторично накрывается вторым колпаком;
для получения диоксида серы в химический стакан наливается серная кислота и в нее помещается медная проволока;
стакан с кислотой и проволокой помещают под большой колпак;
в течение нескольких дней ведутся наблюдения и на 8-9 день результаты записываются в тетрадь;
сделать вывод о влиянии оксида серы (IV) на растения.
Практическая работа № 13.
Тема: Основы биоиндикации на основе липы.
Оборудование:
Пособие Тараниной Л.Ф. "Экологический практикум для студентов и школьников", стр. 36-39, живой природный материал - листья липы, взятые в разных частях города.
Ход работы:
ознакомиться с материалом пункта 5 (стр. 36) пособия;
рассмотреть листья липы и выделить те из них, которые имеют аномальную окраску;
согласно рисунка 5 и текстового материала пособия определить степень некроза (хлороза) листьев;
сделать вывод о солевом загрязнении разных частей города.
Практическая работа № 15.
Тема: Оценка микроклимата жилой комнаты.
Оборудование:
ртутный термометр, рулетка, гигрометр или психрометр Ассмана.
Ход работы:
измерить температуру воздуха в помещении утром днем и в конце рабочего дня в трех точках по диагонали комнаты на высоте 0,2 м и 1,5 м, данные записать;
измерить относительную влажность воздуха в помещении в течение рабочего дня через 90 мин и записывать данные;
измерить общую площадь помещения и рассчитать площадь на каждого человека;
сравнить полученные данные с физиологической нормой помещения и сделать вывод о комфортности помещения.
Литература
1. Бухвалов В. Методы экологических исследований. - М.: "Варяг". 1995. 167 с.
2. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учеб. для 10-11 кл. профил. шк. - М.: Просвещение, 1998. 270 с.*
3. Дорогань Л., Филиппов В. Экологический практикум. - Воронеж: Изд. Воронеж. обл. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования. 1994. 39 с.
Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. - М.: Гидрометеоиздат. 1984. С.5-15.
Колбовский Е. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: "Академия развития", "Академия и К0". 1998. 255 с.
6. Методика экологических мониторинговых исследований организмов, популяций, сообществ. Методические рекомендации. - Пенза, 1998. 103 с.
7. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х т. - М.: Мир. 1993.
8. Дмитриев Э.Я. Самарская область.Самара. Самарский информационный концерн, 1998.
Польский Б.Н. Рассказы о почве. Пособие для учащихся. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Просвещение. 1977. 144 с
10.Раймерс Н. Природопользование. М.: Мысль. 1990. С. 31-129.
11.Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.1. - М.: "Мир". 1994. 340 с.
12.Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.3. - М.: "Мир". 1995. 294 с.
13.Сытник К., Брайон А., Гордецкий А. Биосфера, экология и охрана природы. Справочное пособие. - Киев: "Наукова думка". 1987. С. 24-471.
14.Таранина Л. Экологический практикум для студентов и школьников (биоиндикация загрязненной среды). - М.: "АРГУС". 1997. 80 с.
15.Углубленное изучение экологии в школе. - Н. Новгород. 1991. 37 с.
16.Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. Учебное пособие. - М.: Просвещение. 1995. 240 с.
17.Экология. Школьный справочник. - Ярославль: "Академия развития". 1998. 240 с.
18.Экология и охрана природы. пособие для слушателей экологической школы. - Н. Новгород. 1991. 30 с
19.Экологический практикум. - Н. Новгород. 1995. 128 с.
20.Экология человека (словарь-справочник). Под общей ред. Н. Агаджаняна. - М.: Крук. 1997. С. 5-21

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ