ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЛУХ И ОРГАНЫ РАВНОВЕСИЯ»
ПЛАН УРОКА
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (РАБОТА С ТЕСТОМ)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЛУХ И ОРГАНЫ РАВНОВЕСИЯ»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ:
КЛАСС:
ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ИЗУЧАЕТ:
А) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Б) ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЛЮДЕЙ
В) ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2.СИЛА ШУМА ИЗМЕРЯЕТСЯ:
А) В МЕТРАХ НА СЕКУНДУ (м/с)
Б) В ДЕЦИБЕЛАХ (дБ)
В) В ДЖОУЛЯХ (Дж)
3.БЕЗОПАСНЫМ ДЛЯ СЛУХА И ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА СЧИТАЕТСЯ ШУМ:
А) 20-40 дБ
Б) 85 дБ
В) 100 дБ
4.СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ШУМА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОВРЕЖДЕНИИ ОРГАНА СЛУХА
А) ДА
Б) НЕТ
5.ШУМ НАРУШАЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ЗАМЕДЛЯЯ ВСЕ НЕРВНЫЕ РЕАКЦИИ
А) ДА
Б) НЕТ
6. НАПИШИТЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ФОРМЫ БОЛЕЗНИ ДВИЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВИДАМИ ТРАНСПОРТА
ЗАДАЧИ УРОКА:
Понять, что такое стресс; показать губительную роль стресса на здоровье человека; выявить в связи с какими причинами возникает стресс, научить методам снятия нервного напряжения; учиться оценивать воздействие условий окружающей среды, воспитать бережное отношение к своему здоровью.
ТИП УРОКА:
Комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Термометры, глобус, система караоке.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
Рассказ учителя, элементы беседы, практическое упражнение, лабораторная работа.
ХОД УРОКА.
Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, обернитесь ,пожалуйста, и поздоровайтесь. Садитесь.
А сейчас давайте проверим готовность к уроку: на парте должен находиться учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручки. Дежурный объявите отсутствующих .
Проверка домашнего задания в виде теста для всех учащихся.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как шум влияет на здоровье человека, о том, какая сила звука является предельно допустимой и о значении вестибулярного аппарата. Поэтому в качестве проверки домашнего задания , вы самостоятельно ответите на вопросы теста. По окончании работы свои ответы передавайте на первую парту своего ряда.
А мы продолжаем говорить о здоровье человека, потому что это основное его богатство.
Давайте вспомним , что такое здоровье?
А что означает здоровый образ жизни?
Здоровье- это спокойствие души и отсутствие болезней тела.
Здоровый образ жизни- соблюдение режима дня, правильное питание, занятия спортом.
Посмотрите на доску, здесь вы видите высказывание древнего афинского государственного деятеля Перикла. Я цитирую : «Здоровье – это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, и не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды.»
В этом определении отметим два чрезвычайно важных момента: во-первых – здоровье лежит в основе взаимодействия человека со средой, т.е. согласитесь со мной, что природа влияет на здоровье, во-вторых, человек может потерять способность к адаптации перед лицом серьезного жизненного кризиса, т.е. нервная система человека может не справиться с трудными жизненными ситуациями.
Одним из факторов риска для здоровья является стресс. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.
« Стресс как негативный биосоциальный фактор»
Давайте в тетрадях запишем тему урока.
Слово «стресс» в переводе с английского языка означает «напряжение».
Стресс возникает под влиянием разных факторов среды.
Ребята, как вы думаете, какие факторы среды могут вызвать стресс у человека?
Низкие температуры влекут развитие холодового стресса, высокие температуры – теплового. Так же мы можем привести пример длительной слякотной, пасмурной погоды в то время, когда положено лежать снежному покрову, температура воздуха должна быть отрицательной, периодически должно было появляться солнце. Отсутствие солнца в течение нескольких месяцев привело к возникновению стресса у большинства людей, некоторые впали в состояние депрессии.
Какие еще примеры влияния погоды на возникновения стресса у человека мы можем привести? Период половодья, когда по улицам мы наблюдаем бурлящие потоки воды, наши огороды и дома подмывает разлившаяся река. Что мы испытываем в этот момент? Нервное напряжение, страх, т. е. стресс. Также стресс вызывает длительная засуха летом, когда мы переживаем за свои огороды и вынуждены в дневное время суток прятаться от палящих лучей солнца.
Существует лекарственный стресс, возникающий в результате избыточного употребления лекарств. Но наиболее распространен эмоциональный стресс.
Учение о стрессе было создано канадским исследователем Гансом Селье, который установил, что стрессорные факторы вызывают комплекс защитных реакций организма, протекающих в три стадии.
1 стадия тревоги. Происходит мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессорному фактору.
2 стадия устойчивости. Организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды, которым был вызван стресс. Но снижается устойчивость организма к другим неблагоприятным факторам и значительно ослабевает иммунитет.
3 стадия истощения. Организм не в силах противостоять действующему фактору, и возникают различные болезни.
В тот момент, когда человек испытывает стресс, учащается сердцебиение. Тютчев писал:
О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Люди имеют неодинаковую устойчивость к факторам среды. Некоторые их переносят легко, а у других наблюдается нервное перенапряжение и нарушение функций внутренних органов. Эти особенности человека передаются по наследству.
Итак, как уже было сказано, наиболее распространен эмоциональный стресс, который возникает в ответ на конфликтные ситуации.
Ребята, какие конфликтные ситуации вызывают стресс у людей?
Это непонимание со стороны окружающих, завышенные требования, наказания, отсутствие дружеских отношений со сверстниками, высокий темп жизни и др.
Давайте рассмотрим рисунок 40 на стр. 103 вашего учебника
Если мы достаточно подробно рассмотрим режим дня школьника, то увидим , что в течение дня организм несколько раз испытывает напряжение.
Так для многих из вас стрессом является подъем с постели, сбор в школу ( вспомним про «сов», людей, которым необходим утренний сон до 8-ми, 9-ти часов).
Многие из вас не всегда бывают готовы к урокам, поэтому в течение учебного дня испытывают стресс, боясь , что учитель спросит и поставит неудовлетворительную оценку.
Участвуя в мероприятиях, где вам приходится выступать перед классом , родителями вы также испытываете нервное напряжение.
Придя домой, вы сразу включаете телевизор и получаете негативную информацию об убийствах, пожарах, наводнениях и других катастрофах, при этом наверняка поглощаете обед, плохо пережевывая пищу. И это тоже стресс для организма.
Некоторые из вас забыли выполнить просьбу родителей, и в семье возник конфликт.
Ребята, можно ли визуально определить то, что человек находиться в состоянии стресса?
Да, конечно, при этом кто-то грызет ногти, накручивает волосы на пальцы, смотрит в одну точку, теребит ручку или платок, грубо отвечает на вопросы, хлопает дверью и т. д.
А сейчас я для вас исполню песню из кинофильма «Приключения электроника» «Это что же такое», а вы определите, чем у Сыроежкина был вызван стресс.
Примеров эмоционального стресса множество.
Так в современном мире стресс может быть вызван массовой нищетой населения развивающихся стран Африки и Юго-Восточной Азии, где люди голодают и иногда со смертельным исходом. Согласно статистическим данным, в этих странах ежегодно умирают 15 млн. детей.
В развитых странах (США) психические и социальные стрессы у 13 млн. детей вызваны неработающими отцами, 2/3 детей становятся свидетелями развода своих родителей, 17% детей и подростков живут в нищете, убогих перенаселенных домах, страдая от загрязненной среды, несчастных случаев, грубого отношения.
Статистика, представленная Национальным советом здравоохранения Щвеции, показывает, что каждый третий ребенок в возрасте 4 лет имеет психические отклонения ( ночные страхи, недержание мочи, агрессивность). Каждый третий взрослый страдает от недомогания, бессонницы, усталости, угнетенного состояния и тревоги. Каждый десятый алкоголик.
Согласно исследованиям ВОЗ, в мире 48 млн. наркоманов. Но это лишь один пример патологической реакции на стресс. Другой пример реакции на стресс – курение, которое является основной причиной 1/3 всех раковых заболеваний, 75% хронических бронхитов и 25% инфарктов миокарда.
Эмоциональный стресс и его последствия можно избежать.
Быстрому снятию стресса способствует глубокое дыхание.
Давайте вместе сделаем глубокий вдох и выдох. Повторяйте за мной.
Общение с домашними животными.
Поднимите руку т е ребята, у которых есть домашние животные. Какие эмоции они у вас вызывают? Конечно только положительные, мы любим за ними наблюдать, играть с ними. Животные очень преданные, мы с вами знаем, что их любовь бескорыстна. Давайте посмотрим на фотографии кошек. Они вызывают у нас чувство умиления.
Прослушивание мелодичной музыки.
Физические упражнения и подвижные игры.
Играете ли вы в подвижные игры? Какие игры самые любимые? Да , это футбол, волейбол, баскетбол и др. Во время игры вы забываете обо всем, о делах, проблемах, И организм восстанавливается.
Но наиболее эффективное средство – это полноценный сон.
Сколько часов длится полноценный сон ? Да, не менее 8 часов в сутки.
Именно за этот период организм успевает восстановиться после трудового дня.
Помимо выше перечисленных способов борьбы с напряжением организма, существуют и другие способы релаксации. Но они требуют специальной подготовки. Об этом вы узнаете дома при подготовке домашнего задания.
А сейчас мы вместе выполним упражнение, предназначенное для снятия психического и физического напряжения. Называется оно «Чередующееся носовое дыхание».
Сидя на стуле, выпрямите спину. Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую зажимая пальцем . Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счет 6. Вдыхайте правой ноздрей и т. д. Повторить 5-6 раз.
Старайтесь делать это упражнение не реже 1 раза в день. Оно полезно при подготовке к встрече или событию, которые могут вызвать сильные эмоции.
Ребята, так почему стресс является негативным биосоциольным фактором?
Потому, что стресс вызывается природными и общественными причинами.
Вывод: неудовлетворительные условия жизни являются причиной серьезных , порой непереносимых страданий для людей, но существует возможность адаптироваться даже к экстремальным условиям, за что приходиться расплачиваться своими нервами физическим здоровьем.
А сейчас мы с вами выполним лабораторную работу. Для каждого из вас на парте лежит текст с лабораторной работой. Давайте внимательно прочитаем задание.
Лабораторная работа
Тема: Оценка температурного режима учебных помещений.
Цель: Учиться оценивать воздействие условий окружающей среды.
Оборудование: термометр для измерения температуры воздуха.
Ход работы
Измерить среднюю температуру в классе. (Норма 18-23*С)
Измерить температуру пола, у стены с окнами и у противоположной. ( Разница недолжна превышать 2*С)
Измерить температуру пола. ( Нижняя допустимая температура пола 17-18*С)
Сделать вывод о том , является ли температура в помещении оптимальным фактором, влияющим на работоспособность.
А сейчас я включу мелодичную музыку, чтобы вы могли расслабиться.
Запишите домашнее задание: №25, выполнять чередующееся носовое дыхание в течение 7 дней и сделать вывод о влиянии его на состояние здоровья. Спасибо за урок.
Вывод: неудовлетворительные условия жизни являются причиной серьезных , порой непереносимых страданий для людей, но существует возможность адаптироваться даже к экстремальным условиям, за что приходиться расплачиваться своими нервами физическим здоровьем.
А сейчас мы с вами выполним лабораторную работу. Для каждого из вас на парте лежит текст с лабораторной работой. Давайте внимательно прочитаем задание.
Лабораторная работа
Тема: Оценка температурного режима учебных помещений.
Цель: Учиться оценивать воздействие условий окружающей среды.
Оборудование: термометр для измерения температуры воздуха.
Ход работы
Измерить среднюю температуру в классе. (Норма 18-23*С)
Измерить температуру пола, у стены с окнами и у противоположной. ( Разница недолжна превышать 2*С)
Измерить температуру пола. ( Нижняя допустимая температура пола 17-18*С)
Сделать вывод о том , является ли температура в помещении оптимальным фактором, влияющим на работоспособность.
Мы проделали лабораторную работу. А теперь ответьте мне на вопросы.
Что такое стресс?
Как звали исследователя, который занимался изучением стресса?
Сколько стадий стресса вы знаете?
Какие факторы вызывают стресс?
Как можно избежать стресс и его последствия?
Сейчас я включу мелодичную музыку, чтобы вы могли расслабиться.
Запишите домашнее задание: №25, выполнять чередующееся носовое дыхание в течение 7 дней и сделать вывод о влиянии его на состояние здоровья. Спасибо за урок.
МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка»
Открытый урок по экологии в 8 классе на тему:
СТРЕСС КАК
НЕГАТИВНЫЙ
БИОСОЦИАЛЬНЫЙ
ФАКТОР
Работу выполнила
Учитель экологии
Теклина З.В.
Самоанализ
открытого урока по экологии
в 8 классе
на тему: «Стресс как негативный
биосоциальный фактор».
Для проведения открытого урока я выбрала 8 класс, где изучается экология человека.
В состав класса, в котором был проведен урок, входят учащиеся разного уровня развития. В целом уровень средний.
Выбранная тема урока соответствует своевременному прохождению программы.
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.
В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам здорового образа жизни через предмет экология.
В связи с выше сказанным мы видим актуальность темы сегодняшнего урока: «Стресс как негативный биосоциальный фактор».
Мной были поставлены следующие задачи: показать губительную роль стресса на здоровье человека, выявить в связи с какими причинами возникает стресс, научить методам снятия нервного напряжения, учиться оценивать воздействие условий окружающей среды, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов проведения урока: рассказ учителя, элементы беседы, практические упражнения, лабораторная работа.
Учащиеся класса были заинтересованы темой урока, в связи с его актуальностью на сегодняшний день.
Я считаю, что в ходе урока поставленные задачи были решены.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ