Урок биологии для 7 класса по теме «Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений»
Урок биологии
в 7 «А» классе
(эксперимент по 12-летнему обучению)
по теме: Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений
Артыкпаева Рауза Серикбаевна
Учитель высшей категории
Многопрофильной гимназии №5 «Тандау»
г. Кокшетау
02000 г. Кокшетау
Капцевича 141, тел: 25-57-14, 87775176053,
t-mail
Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений.
Цель. Сформировать у учеников понятия об общих признаках покрытосеменных растений и современную их классификацию. Изучить особенности отдела Покрытосеменные растения; формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать; прививать навыки коммуникативного общения; совершенствовать навыки работы с гербарием и инструктивными карточками.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, таблицы, инструктивные каточки (корневая система, стебель, жилкование листьев, строение семени), семена растений.
Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа), рассказ с элементами беседы); наглядные -презентация и гербарные образцы, поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
1. Подготовительная беседа. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.
Ученики по желанию называют растения. Названия растений, которые принадлежат к покрытосеменным, учитель записывает на доске.
2. Объяснительная беседа. Посмотрите, какие растения вы назвали. Большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название?
Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.
ІІІ. Сообщение темы, цели и задач урока.
Слайд 1.
Итак, Мы сегодня начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.
Слайд 2. Откройте тетради, запишите тему урока.
На уроке мы:
познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;
познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.
.
ІV. Изучение нового материала.
Слайд 4. Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.
Где же они распространены.
В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)
Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ.
Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.
Слайд 5.
образуют семена.
семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
опыление происходит с помощью ветра.
только древесные формы.
Работа с учебником 43, прочитать. Какие особенности имеют покрытосеменные растения? Их Признаки? (3 мин.)
Ответы детей.
Проверьте себя. Всё ли мы назвали?
Слайд 6. Признаки Покрытосеменных растений.
Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
Семяпочка защищена завязью
Образуют плод
Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.
Запишите их в тетрадь.
Работа в группах.
Объединение в группы:
1 группа – Определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.
2 группа – Определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Проверка:
Слайд 7.
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных
Слайд 8.
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Оценивание.
Слайд 9.
Классификация покрытосеменных растений.
Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства – Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные – семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные.
Все перечисленные мною семейства мы будем изучать на следующих уроках. А сейчас, нам нужно рассмотреть, по каким признакам можно отличить класс.
Как вы думаете, по какому признаку возникло название классов Однодольные и Двудольные? (по количеству семядолей)
Слайд 10.
Итак, основные признаки класса.
Количество семядолей.
Корневая система.
Внутреннее строение стебля.
Расположение листьев на стебле.
Жилкование листа.
Работа в группах с гербарием:
Задания: 1 группа – Определить характерные признаки класса Однодольные.
2 группа – определить характерные признаки класса Двудольные.
Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс, к которому относятся предложенные вам растения, а также основные признаки класса и занести их в таблицу.
Задание и определительные таблицы также лежат у вас на столах.
Слайд 11.
Знакомство с характерными признаками класса двудольные и однодольные растения.
Рассмотреть на образцах растений:
Корневую систему;
внутреннее строение стебля;
расположение листьев на стебле;
жилкование листьев;
строение семени.
Какие органы нужно рассмотреть, для того чтобы отнести растение к какому-либо классу?
Полученные данные занесите в таблицу, которые лежат у вас на столах. Найдите их.
Слайд 12.
Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений
Корневая система, Внутреннее строение стебля, Жилкование листьев, Строение семени, Виды растений.
Слайд 13.
Вы можете использовать определительные таблицы, которые лежат у вас на столах, а также на слайде, на экране.
Ответы детей.
Слайд 14.
Проверьте и запомните.
Оценивание.
Слайд 15 растения - исключения
Ответы детей.
А теперь давайте проверим свои знания.
Слайд 17
Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений.
1. Главный корень хорошо выражен.2. Мочковатая корневая система.
3. Травянистые, реже деревянистые растения.4. Растения имеют камбий
5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием
6. Зародыш с двумя семядолями
7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием
8. Растения не имеют камбий 9. Главный корень не развивается
10. Стержневая корневая система
11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные
12. Цветы трехчленные
Взаимопроверка.
Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12 Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11
VI. Домашнее задание.
VІІ. Подведение итогов урока.
Основные понятия и термины: Покрытосеменные, Однодольные, Двудольные.
Мы познакомились с характерными признаками отдела Покрытосеменные растения.
1.Так как данные растения имеют все органы и ткани, они относятся к высшим растениям;
2.Так как, они имеют цветки, их относят к цветковым растениям;
3.Так как, семена находятся внутри плода, их называют покрытосеменными.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ