Урок биологии в 5 классе по теме: «Признаки живых организмов»



Ходченкова Галина Михайловна

учитель биологии

МОУ «Жарковская СОШ №1"

Тверская область

Урок биологии в 5 классе

по теме: «Признаки живых организмов»


Цель урока: обобщить и углубить знания о живой природе; сформировать понятие признаки живых организмов.


Задачи урока:

Образовательные:

  • углубить и расширить знания о признаках - свойствах живых организмов;

  • продолжить работу по формированию биологических терминов.

Развивающие:

  • развивать самостоятельную деятельность;

  • умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

  • научить выявлять и обосновывать важнейшие свойства живых организмов.

Воспитательные:

  • формирование умения работать в коллективе;

  • уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.


Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: объяснять характерные признаки живых организмов;

  • метапредметные: уметь работать с различными источниками

информации; умение выделять главное в тексте

  • предметные: выделять признаки живых организмов, уметь

формулировать понятие «размножение», «индивидуальное развитие», «раздражимость»

Оборудование: учебная презентация, тетрадь-тренажер №1, информационные листы (раздаточный материал)


Ход урока:

  1. Организация класса


Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.


  1. Подведение итогов по изученному разделу «Введение»

(Активация знаний, беседа с использованием слайдов 2-5)


Учитель: ребята, мы с вами закончили знакомство с I разделом учебника «Введение», которому посвятили 3 урока. Прежде чем перейти к изучению следующего раздела – подведем небольшие итоги.

На предыдущих уроках мы с вами говорили об уникальности нашей планеты – планеты Земля, по сравнению с другими планетами солнечной системы.

- Давайте вспомним, в чем же ее уникальность? (слайд2)

(есть жизнь, ее населяют различные живые организмы)

- Какую оболочку земли они образуют? (биосферу) (слайд3)

- Как называется наука, изучающая живые организмы? (биология)

- Кто из живых организмов является связующим звеном между землёй и космосом? (растения). Докажите! (слайд3-4)


  1. Работа над новым материалом


    1. Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)


Учитель: живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы. (слайд5)

- Назовите известные вам признаки живых организмов

(питание, дыхание, передвижение …).

Учитель: посмотрите на слайд, какие признаки живых организмов вы не назвали?

(слайд 6)

- Как вы думаете, почему еще остались незаполненные строчки?

(существуют еще какие-то признаки)

- Именно о них и пойдет речь на нашем уроке.

Учитель: ребята, сформулируйте тему и задачу урока (запись темы урока в тетрадях)

Учитель: у нас есть возможность расширить свои знания, узнать о признаках живых организмов больше.

- Где и как узнать! (слайд 7)


3.2. Самостоятельная работа уч-ся в парах.

1. учебник – с.14

2. информационными листами (дополнительным материалом)

3. тетрадь-тренажёр №1, с.15 «Работаем с текстом», задание №1


4. Музыкальная физкультминутка для глаз (слайд 8-9)


5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания)


Учитель: ребята, о каких еще важнейших признаках живых организмов вы узнали?

- Какие аргументы привели тетради - тренажёре, доказывая, что автомобиль - неживой объект?

Учитель: как вы себе представляете такой признаках живых, как клеточное строение? (индивидуальное развитие, размножение, раздражимость).

(обсуждение)

Т.к. данные понятия сложноваты для пятиклассников, в ходе обсуждения (для лучшего восприятия биологических понятий) используются слайды 10-26


5. Применения новых знаний (слайд27)

5.1. Заполнение таблицы «Основные признаки живых организмов»


Признаки

Характеристика признака


(с последующей проверкой)


1. учебник – с.14 (читаем)

2. тетрадь-тренажёр №1 ,с.31 «Сравниваем и обобщаем»


5.1. Подведения итогов работы (проведение самооценки)


Учитель: поставьте себе оценку за проделанную работу.

Критерии:

Если при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил «отлично»

Допущены незначительные ошибки, урок усвоил «хорошо»

Допущены ошибки, урок усвоил «удовлетворительно», надо доработать


7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд28)

Прочитать § 3, стр. 14

Творческое задание (по выбору)

  • Фоторепортаж «Признаки живых организмов»

  • Составление вопросов – заданий по теме «Признаки живых организмов»


8. Рефлексия (слайд29)

Закончите предложение:

На уроке я работал...

Я узнал...

Мне удалось...

У меня вызвало затруднение...

Мое настроение...


Спасибо за внимание! До скорых встреч! (слайд30)




Список литературы

1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-14с 2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.-15,31с. 3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Поурочные методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-15,31с.


Интернет-ресурсы


1. тюльпаны http://vfl.ru/fotos/tag/124.html, http://www.diets.ru/post/723234

2. реакция рассады на свет http://sedovvic.narod.ru/rassada.htm

3.мимоза стыдливая http://www.portaltravi.ru/rast, http://pulson.ru/page/54

4. куры http://www.stepandstep.ru/catalog/know/114843/100-sposob-usypit-kuricu.html

5. цыплята http://www.kartinki.me/download/11760/800x480/

6. дуб http://dnevniki.ykt.ru/%D0%9F_%D0%9F/529443

7. жёлуди http://narodnayamedic.ru/lekarstvennie-rastenia/113-dub-obiknovenniy.html

8. развитие бабочки http://900igr.net/kartinki/biologija/Embrionalnyj-period-razvitija/042-Razvitie-zemnovodnogo.html

9. развитие лягушки http://refoteka.ru/r-140216.html

10. планета Земля http://planeta.moy.su/blog/27_sentjabrja_planeta_zemlja_izmenitsja_navsegda/2011-09-25-7093

11. Музыкальная физкультминутка для глаз http://zreni.ru/uploads/posts/2011-04/1302589613 title.jpg







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ