Урок для 8 класса по теме: «Иммунитет»
МОУ «гимназия «Дмитров»
План-конспект урока 8 класс по курсу «Биология. Человек»
«Иммунитет»
Место урока: второй урок по теме «Кровь и кровообращение».
Цель: продолжить формирование понятия об иммунитете.
Образовательные задачи: познакомить учащихся с видами иммунитета, с понятиями «вакцина», «лечебная сыворотка», «аллергия». Уточнить знания об органах иммунной системы.
Развивающие задачи: продолжить формирование умения работать со справочной литературой, умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитательные задачи: воспитывать потребность вести здоровой образ жизни и соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Оборудование: таблица «Кровь»; атлас «Биология (человек)» на каждой парте; компьютер; презентация «Аллергия», выполненная учащимся и презентация «Развитие иммунологии», выполненная учителем в программе Power Point .
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа с учащимися, рассказ учителя, демонстрация презентаций, самостоятельная работа с атласом, сообщение учащегося с демонстрацией презентации.
Оформление классной доски: * тема урока, таблица «Кровь»;
схемы, заполняемые в процессе урока;
Основные понятия.
План урока:
Актуализация знаний.
Индивидуальный опрос «Лейкоциты. Типы лейкоцитов. Открытие фагоцитоза - клеточного иммунитета И.И.Мечниковым».
Беседа: «Можно ли назвать воспаление защитной реакцией организма?»
Отразить в схеме (на доске) этапы воспалительного процесса.
Изучение нового материала.
Рассказ учителя: «Гуморальный иммунитет»
Самостоятельная работа с атласом «Сравнение клеточного и гуморального иммунитета». Формулировка вывода «Иммунитет». Запись понятия в тетрадь.
Беседа и составление схемы «Строение иммунной системы». Работа с понятийным аппаратом.
Демонстрация презентации «Развитие иммунологии». Работа с понятийным аппаратом.
Самостоятельная работа с учебником «Виды иммунитета». Вычерчивание схемы.
Беседа о факторах, которые могут стать причиной снижения иммунитета.
Сообщение учащегося с презентацией «Аллергия».
Работа учащихся с атласом «ВИЧ – инфекция и СПИД».
Беседа о предупреждении заражения ВИЧ.
Выводы.
Домашнее задание
Ход урока.
Актуализация знаний.
Индивидуальный опрос «Лейкоциты. Типы лейкоцитов. Открытие фагоцитоза - клеточного иммунитета И.И.Мечниковым».
Краткое содержание ответа учащегося.
Лейкоциты – ядерные белые кровяные тельца, не имеющие постоянной формы, способные проникать между клетками эндотелия капилляров и активно перемещаться во все части тела.
В одном кубическом мм содержится 4-9 тыс. лейкоцитов. При инфекционных заболеваниях их число резко увеличивается (патологический лейкоцитоз). При лучевой болезни, опухолях наблюдается значительное уменьшение числа лейкоцитов (лейкопения).
Лейкоциты образуются в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах, а разрушаются в селезенке и в очагах воспаления. Продолжительность жизни 5-9 суток.
Лейкоциты делят на два типа: ) незернистые (агранулоциты) и зернистые (гранулоциты) – фагоциты.
Явление фагоцитоза открыто И.И.Мечниковым. Наибольшей способностью к фагоцитозу обладают нейтрофилы, базофилы, эозинофилы. Они обеспечивают клеточный иммунитет.
Вопрос к классу: «Можно ли назвать воспаление защитной реакцией организма?»
Краткое содержание ответа учащихся.
Воспалительная реакция, основанная на фагоцитарной активности лейкоцитов (лейкоциты гибнут, освобождая ферменты лизосом, разрушающие окружающие ткани). В очаге возникает покраснение, формируется гнойник (скопление погибших лейкоцитов), повышается температура.
Схема
«Этапы воспалительного процесса»
Повреждение тканей приводит к выделению веществ «привлекающих» фагоциты.
Фагоциты гибнут. Образуется гной.
Происходит
расширение кровеносных сосудов, покраснение, повышение температуры.
Повышается проницаемость мелких сосудов, что вызывает отек.
Отек, в свою очередь, раздражает нервные окончания и вызывает боль
Фагоциты уничтожают поврежденные и чужеродные клетки.
Заканчивается воспаление восстановлением поврежденных тканей.
Изучение нового материала.
Демонстрация портрета иммунолога П.Эрлиха.
Краткое содержание рассказа учителя «Гуморальный иммунитет»
* Другой формой защиты является гуморальный иммунитет, осуществляемый лимфоцитами. Лимфоциты образуют защитные белки – антитела, или иммуноглобулины, которые разрушают чужеродные белки, обеспечивают реакцию отторжения трансплантата и уничтожение естественных мутантных клеток. Лимфоциты обладают иммунной памятью (они живут более 20 лет).
Далее рассказ сопровождается демонстрацией схемы «Гуморальный иммунитет» в атласе (с.23).
* Различают лимфоциты (по месту созревания) Т-лимфоциты (тимусозависимые) и В-лимфоциты. Оба вида лимфоцитов образуются в костном мозге из стволовых клеток-предшественниц.
* Т-лимфоциты дифференцируются в вилочковой железе (тимусе). Различают Т-лимфоциты: Т-киллеры (убийцы) способны убивать чужеродные клетки, например опухолевые, клетки-мутанты, клетки чужеродных тканей трансплантатов;
Т-супрессоры (угнетатели) блокируют чрезмерные реакции В-лимфоцитов, поддерживая гармоничное развитие иммунитета;
Т-хелперы (помощники) регулируют реакции иммунитета (при болезни СПИД поражаются Т-хелперы, что подавляет иммунитет).
* В-лимфоциты дифференцируются в лимфоидной ткани кишечника, аппендикса, миндалин, небно-глоточного кольца. Основная функция – создание гуморального иммунитета путем выработки антител (после встречи с антигеном В-лимфоциты мигрируют в селезенку, лимфатические узлы, где размножаются и превращаются а плазматические клетки, образующие антитела).
Самостоятельная работа учащихся со схемой в атласе (с.23)
Задание: сравнить действия клеточного и гуморального иммунитетов.
Примерный ответ учащихся:
Фагоцитоз – клеточный иммунитет – это поглощение и переваривание «чужих» антигенов и их носителей. В уничтожении чужеродных молекул и клеток участвуют особые клетки – фагоциты. В результате фагоцитоза «чужой» антиген оказывается на поверхности фагоцита. Его распознают Т-хелперы (лимфоциты-помощники)), которые выделяют вещества, стимулирующие размножение и созревание Т- или В-лимфоцитов, чувствительных к данному антигену. Т-лимфоциты осуществляют клеточный иммунитет (убивают выделяют вещества, повреждающие мембрану «чужих» клеток и активизирующие фагоцитоз, а В-лимфоциты осуществляют гуморальный иммунный ответ. В результате иммунного ответа носитель антигена уничтожается различными способами. Одновременно образуются клетки иммунологической памяти. Благодаря им иммунный ответ на повторное появление антигена в организме осуществляется быстрее и сильнее, чем на первое.
Формулировка и запись понятия в тетрадь:
« Иммунитет – способность организма защищаться от живых тел, веществ, которые несут генетически чужеродную информацию (бактерии, вирусы, белки, клетки-мутанты)».
Беседа: Какие ткани, органы обеспечивают иммунную защиту организму?
Фронтальная работа с рисунками атласа (с.22).
Составление схемы «Строение иммунной системы (на доске и в тетрадях)
Центральные органы иммунной системы
Красный костный Тимус
мозг (вилочковая железа)
В Т
Кровь
Периферические органы иммунной системы
Миндалины
Лимфатические узлы и узелки
Селезенка
Вывод: Иммунная система объединяет органы, ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступивших извне или образующихся в организме.
Демонстрация презентации «Развитие иммунологии»
1-й слайд * Иммунология – наука, изучающая защитные реакции организма.
*Портрет Э. Дженнера (1749-1823)
2-й слайд * Фотография ребенка с оспенными пузырьками на лице (сканированное фото из книги для чтения по анатомии И.Д.Зверева).
3-й слайд * Рисунок и изображением Э.Дженнер прививает мальчика от оспы (сканированный рисунок из книги для чтения по анатомии И.Д.Зверева).
4-й слайд * 19 век. Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер. Он заметил, что женщины, доившие коров, на вымени которых были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Почему? Ответ найти в учебнике. Ответ учащихся: «Дженнер привил жидкость, взятую из оспинок коров, здоровому мальчику, а через некоторое время привил ему человеческую оспу. Но мальчик не заболел. В его организме после прививки выработались антитела, которые защитили его от болезни. Жидкость, содержащую ослабленные микробы или их яды, называется вакциной» (запись термина в тетрадь).
5-й слайд * Портрет Луи Пастера (1822-1895)
Луи Пастер, французский микробиолог, продолжил дело Э.Дженнера.
Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы.
6-й слайд * В результате опытов были получены вакцины, в том числе и от бешенства.
Вопрос: Какой микроорганизм вызывает это заболевание? Как им можно заразиться? Чем он опасен? Ответ найти в учебнике.
Ответ учащихся: «Бешенство вызывает вирус, поражающий собак, лис, волков и других животных. Заразиться человек может при укусе больным животным. Вирус опасен тем, что поражает клетки нервной системы. У заболевшего человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или от прекращения сердечной деятельности может наступить смерть.
Необходимо выполнить курс прививок против бешенства! Это временный иммунитет.
Самостоятельная работа с учебником.
Задание: Прочитать в тексте учебниках о видах иммунитета, составить и начертить схему в тетради «Виды иммунитета».
Наследуется ребенком от матери (люди Появляется после попадания в кровь
с рождения имеют антитела в крови). Чужеродных белков (корь, ветрянка, оспа и т.д.)
предохраняет от собачьей чумы и чумы
крупного рогатого скота
Врожденный Приобретенный
(пассивный) (активный)
Естественный
ВИДЫ ИММУНИТЕТА
Искусственный
Активный Пассивный
Появляется после прививки. Появляется при действии
Заболевание протекает в ослабленной лечебной сыворотки, содержащей
Форме. Вызывает появление собственных необходимые антитела.
Антител.
Беседа: «Факторы снижения иммунитета».
Примерные ответы учащихся:
нездоровый образ жизни;
неправильное питание;
стрессы;
загрязненная окружающая среда;
тяжелые физические и умственные нагрузки;
частые бактериальные и вирусные болезни.
Сообщение учащегося с презентацией «Аллергия - заболевание, связанное с ослаблением иммунитета».
Фронтальная беседа: «ВИЧ-инфекция и СПИД». Работа с атласом «Биология (человек)» (с.25).
1). Строение ВИЧ – вируса иммунодефицита человека.
2). Жизненный цикл ВИЧ.
3). СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) – конечная стадия ВИЧ-инфекции.
4). Пути передачи ВИЧ от зараженного человека: через кровь, половым путем, при беременности и кормлении грудью, от зараженной матери ребенку.
5). Типичное течение ВИЧ – инфекции.
6). ВИЧ не передается: через воду, через пишу, через одежду, через воздух, при рукопожатии, при медосмотрах, животными.
Выводы: Значение иммунитета для человека.
Поддержание здоровья человека.
Иммунитет – внутренний барьер на пути бактерий и вирусов.
В формировании иммунитета участвуют различные формы лейкоцитов.
Домашнее задание: п.15, в рабочей тетради выполнить №53-59.
Знать определение понятий: «иммунитет»; «врожденный, приобретенный, естественный, искусственный, активный, пассивный иммунитеты»; «Клеточный и гуморальный иммунитет»; «вакцина»; «лечебная сыворотка»; «прививка».
** Подготовить сообщения о пересадках органов, переливании крови.
В подготовке урока были использованы:
Биология человека в таблицах, рисунках, схемах», Е.А. Резанова
Методика для учителя «Биология (Человек)», Р.Д.Маш, А.Г.Драгомилов
Учебник «Биология (Человек)» 8 класс, Р.Д.Маш, А.Г.Драгомилов
Атлас (Линия жизни) «Биология (Человек)» - пособие для учителя, С.В.Барабанов
Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, И.Д.Зверев
Википедия – свободная энциклопедия
Ресурсы интернет.
Учитель биологии гимназии «Дмитров» Орлова В. И.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ