Урок по биологии в 6 классе на тему: «Значение простейших в природе и жизни человека»
Краснокордонская основная школа
Открытый урок по биологии
в 6 классе
на тему:
«Значение простейших
в природе
и
жизни человека»
Подготовила и провела: Соболева Т.В.
2012-2013 уч.г
Биология 6 класс
Тема: Значение простейших в природе и жизни человека.
Цель:
Расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах;
Показать их роль в природе и жизни человека;
Совершенствовать умение работать с текстом,
Привитие навыков личной гигиены и соблюдения санитарно-гигиенических норм;
Показать практическую значимость знаний о простейших
Развитие коммуникативных качеств
Тип урока: комбинированный
Методы: Эвристическая беседа, поисковая работа с текстом, учебная презентация, ролевая игра.
Оборудование и материалы: УДЕ, раздаточный материал, (карточки –тест , 2 рисунка дерева, разноцветные листочки, руки из бумаги для рефлексии)
Ход занятия:
Этап урока
Содержание этапа
Методы, УД
1.Организацион-
ный момент.
- Приветственное слово учителя. Проверка готовности кабинета и класса к уроку.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы завершим изучение живых организмов, относящихся к подцарству Простейшие. Мы увидим, насколько многообразно это царство, обобщим знания о Protozoa, рассмотрим меры борьбы с паразитическими простейшими и выявим роль этих животных в природе и жизни человека.
- Деление класса на микро группы.
- Проверка эмоционального настроя к работе:
На доске нарисовано «Дерево настроения». Учащиеся прикрепляют к дереву листья из цветной бумаги. Листья разного цвета. Каждый цвет несет в себе информацию об эмоциональном настрое.(приложение №1 - «цветные листочки»)
Расшифровка значения цветов пока не объясняется. Изображение дерева остается на доске до конца урока.
1. Проверка усвоения материала прошлого урока
2. . Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний.
1. Проверка знания строения организма простейших на примере амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки
( Опрос с использованием тренажера УДЕ амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки» ).
2. Проверка умения выделять общие признаки и особенности простейших путем их сравнения (заполнение таблицы «Сравнительная характеристика простейших» ). Карточки с ответами ученики сдают учителю на проверку.
1. Сценка к уроку «Многообразие простейших».
Учитель - А зачем ещё нужны простейшие? Давайте посмотрим небольшую сценку. Действующие лица: Амеба кишечная, Симбионт термита, Инфузория рубца. Герои нашей сценки обязательно нужны организму, в котором живут. А какое значение имеют другие простейшие в природе и жизни человека?
Встречаются одноклеточные (паразит – кишечная амеба, симбионт термита и инфузория из желудка коровы) и рассуждают о своей жизни.
Амеба кишечная – Я живу лучше всех. И тепло, и врагов нет, а уж пищи…навалом. Человек существо всеядное: глядишь – то колбаски, то яблочка, или тортиком побалует. Правда, в полупереваренном виде, да ничего, терпимо. Зато зубов не нужно. А как что не по мне…, так я человеку мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это быстро получится
^ Симбионт термита - Ну да, тут тебе и конец придет, то есть крышка. Человек существо разумное. Пойдет к врачу, ему таблеточек пропишут, примет он их и все – конец тебе придет. В раз о дырках в кишечнике забудешь, если жива останешься.
Инфузория из желудка коровы – Послушала я вас и поняла, что нет лучше хозяина чем моя корова! Вот уж где действительно и кров и хлеб и не скушают тебя на обед. Живем мы с подружками в рубце желудка коровы весело, ведь нас миллиарды в нем. Всем работы и пищи хватает. А как уж корове с нами хорошо… траву да солому помогаем перерабатывать.
Вопросы
1.Подумайте о каких взаимоотношениях идет речь у кишечной амебы и человеком? (Паразитизм )
2.А какие взаимоотношения складываются у простейшего с термитом или коровой? (Взаимовыгодные – симбиоз)
Индивидуальная работа.
Работа в группе
Театрализованная сценка.
3. Усвоение новых знаний
Изучение нового материала.
1 Класс Саркодовые, вид – Дизентерийная амеба. Человек заражается, проглатывая цисты паразита с водой или пищевыми продуктами, загрязненными землей. Профилактика – соблюдение мер гигиены.
2.Среди паразитических жгутиконосцев –лейшмания. Болезнь сопровождается непрерывной лихорадкой. Профилактика личная – защита от укусов москитов; общественная – уничтожение (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д. также делать прививки.
3.В кишечнике млекопитающих (человека, кролика, мыши), земноводных и некоторых беспозвоночных обитают лямблии. Источником заражения служат немытые овощи, фрукты, некипяченая вода, грязные руки. Чаще эти паразиты встречаются у детей. Болезнь, вызываемая ими, называется лямблиозом. 4.Одним из опасных болезнетворных простейших является малярийный плазмодий, относящийся к типу Споровиков Вызываемая малярийным плазмодием малярия - очень опасная болезнь. Распространена малярия в тропиках и субтропиках. Составление памятки профилактики. Используя уже знакомую вам информацию, выработайте правила профилактики заболеваний, которые вызывают простейшие и оформите в виде информационного листка. (изготовление листовок)
соблюдение правил личной гигиены;
кипячение воды;
добросовестное приготовление пи
требования к качеству сырых продуктов;
своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр)
научно-просветительская работа среди населения
2.Какую же роль играют простейшие в нашей жизни?
Составление схемы «Роль простейших в природе и жизни человека», при помощи цветных карточек.
Физминутка: Как амебы – растянулись
Как эвглены потянулись
Как инфузории- поплыли
Запись темы в рабочих тетрадях.
Демонстрация фрагментов УДЕ.
Эвристическая беседа
Работа в группах с учебником
Творческое задание Оформл-е инф листка.
.
Работа у доски
4 Закрепление
Ребята, вы сегодня выяснили, что мир простейших богат и разнообразен, что простейшие имеют большое значение и в природе и в жизни человека.
Задание1. распределите простейшие организмы и заболевания ,которые они вызывают.
1. Лейшмания - лейшманиоз
2.Лямблия - лямблиоз
3.Плазмодий - малярия
4.Дизентерия - амеба
2. Игра – викторина.
Вопрос № 1: Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?( Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается).
Вопрос № 2: Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?( Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб).
Вопрос № 3: В ходе опытов отметили, что евглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька- из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями.(Эти явления – проявление раздражимости – ответной реакции организма на изменение окружающей среды. В опытах наблюдаем положительные пищевой и световой \таксисы, таксис – это направленное движение простейших, отрицательный хемотаксис).
3.Анаграммы
Составить из букв термины, связанные с темой «Простейшие».
МЕАБА ( амеба)
ГЭВНАЛЕ ( эвглена)
ДНИТЕЗЕРИЯ (дизентерия)
4. Верно-неверно
Ребята, на заданные вопросы нужно ответить «да» или «нет», обосновав свой ответ.
1.Простейшие являются одноклеточными организмами. (Да.)
2. Все простейшие абсолютно незаметны невооруженным глазом. (Нет, некоторые простейшие достигают 3 мм.)
3. Амеба имеет два ядра. (Нет, у нее одно ядро.)
4. Амеба дышит всей поверхностью тела. (Да.)
5. С помощью красного глазка эвглена зеленая различает изменения освещенности. (Да.)
6 Лямблии - вид паразитических жгутиконосцев. ( Да.)
7. Инфузории-туфельки передвигаются острым концом вперед. (Нет, они передвигаются тупым концом вперед.)
5.ТЕСТ ( на отдельных листах)
Поисковая работа с текстом.
.
Творческое задание.
Коллективная работа
Работа в группах
Индивидуальная работа
5.Домашнее задание
Параграф 34, таблица
6.Итог урока
1. Отметка работы учащихся на уроке.
2. Прикрепление на второе «Дерево настроения» разноцветных листьев. Учащимся дается пояснение, что обозначают цвета: красный - отличное настроение, зеленый – хорошее, желтый – плохое. Сравниваются оба дерева, анализируется их цветовая гамма.
3. Рефлексивная карточка-рука. С одной стороны ладошки укажите, что вам понравилось на уроке, а с другой – ваши пожелания.
тест
1.Амеба передвигается с помощью...
а) правдоножек;
б) жгутиков;
в) ложноножек.
2. Амеба размножается...
а) половым путем;
б) бесполым путем;
в) половым и бесполым путем.
3. Эвглена делится...
а) вдоль тела;
б) поперек тела;
в) по диагонали.
4. Эвглена и инфузория-туфелька имеют...
а) клеточный нос;
б) клеточный рот;
в) клеточное ухо.
5Конъюгация характерна для...
а) эвглены;
б) амебы;
в) инфузории-туфельки.
6. Не имеют ресничек...
а) амеба
б) инфузории-туфелька
в) эвглена -зеленая
«Сходство и различия простейших».
Органоиды
П р о с т е й ш и е
Амеба
Евглена зеленая
Инфузория-туфелька
1.Оболочка
+
+
+
2.Цитоплазма
+
+
+
3 Ядро
+
+
+(2)
4. Ложноножка
+
-
-
5. Жгутик
-
+
-
6. Ресничка
-
-
+
7.Пищеварительная вакуоль
+
-
+
8.Сократительная вакуоль
+
+
+(2)
9.Ротовое отверстие
-
-
+
10.Порошица
-
-
+
11.Хлоропласты
-
+
-
12.Светочувствительный глазок
-
+
-
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ