Урок по теме «Воздушное питание растений (фотосинтез)»
Тицкая Т. В.
Урок по теме: «Воздушное питание растений (фотосинтез)»
Цели и задачи: сформировать представление о фотосинтезе как воздушном питании растений, об условиях его протекания, аккумулировании энергии в органических (питательных) веществах; использовать полученные знания для дальнейшего развития представлений об обмене веществ растительного организма; формировать умение делать теоретические выводы из конкретных фактов (обобщение об условиях протекания фотосинтеза); развивать навыки символизации изученного материала (отображать в символах условия протекания фотосинтеза; схемах); использовать знания о космической роли растений для формирования нетерпимого отношения к уничтожению и повреждению растений; привлекать школьников к озеленению дома и школы.
Оборудование: комнатные растения, таблицы «Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Устьица», «Внутреннее строение корня, компьютер ,диск с презентацией.
Тип урока: комбинированный (эл-ты мультимедиа).
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
Актуализация знаний учащихся.
Особенности строения листа и его значение в жизни растения.
Суть процесса фотосинтеза: место, условия протекания и результаты.
Космическое и эволюционное значение фотосинтеза.
Закрепление изученного материала, итоги урока.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность ученика
На прошлом уроке мы начали изучение темы «Питание и пищеварение», познакомились с одним из способов питания растений. Давайте с вами повторим
Слайд «Вопросы к повторению»:
- Что такое питание?
- Как могут питаться растения?
- Раскройте суть почвенного питания.
- Какова роль корня в почвенном питании?
Слайд «Внутреннее строение корня».
Слайд «Выполни тест подстановки»
«При почвенном питании растения с помощью… (1) поглощают… (2) и… (3), которые по… (4) тканям поступают в листья».
Слайд «Проверка теста подстановки»
Ребята оцените работу своего товарища, поменяйтесь тетрадями.
Слайд «Опыт Ван-Гельмонта»
В процессе рассказа дополняются слайды (3 раза).
… Боле трехсот лет назад ученый Ван-Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван-Гельмонт обнаружил, что вес ее увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г.
Откуда, как вы считаете, растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ? В свое время для ученого это осталось загадкой. Попробуйте ее разгадать вы.
Да, помимо почвенного питания растению свойственно и воздушное питание.
Слайд «Тема урока»
Цель нашего урока рассмотреть такое питание, условия его протекания и роль.
Слайд «Процесс фотосинтеза».
Отвечают фронтально на вопросы.
Выполняют тест:
Корневых волосков;
Воду;
Минеральные вещества;
Проводящим.
Ребята пытаются решить загадку Ван-Гельмонта, предлагая различные версии.
Все версии принимаются.
Предлагается версия, - помимо почвенного питания, воздушное.
Записывают тему урока.
Записывают схему в тетради.
Где же происходит процесс фотосинтеза? (место). Ответить на этот вопрос поможет загадка
Слайд «Что это?» (3 раза)
Когда растет, тогда зеленеет.
Упадет, тогда пожелтеет.
Полежит и весь почернеет. (Лист)
Вы правильно определили основной орган, принимающий участие в воздушном питании, лист. Вспомним его строение и функции подробно.
Слайд «Клеточное строение листа» (2 раза).
Проверка (самопроверка) – 3 раза.
Слайд «Место процесса фотосинтеза» (1 раз).
Заполните схему:
Слайд 5 раз: Орган – Лист
Ткань – Основная
Клетки – Столбчатые
Органоиды клетки –Хлоропласты
В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани, так называемые столбчатые или полисадные. Главная их особенность: они содержат хлоропласты. Вещество, входящее в их состав это пигмент хлорофилл, который не только придает всему растению зеленую окраску, но и играет главную роль в процессе фотосинтеза.
Место выяснили, теперь выясним условия.
Слайд «Условия протекания фотосинтеза» (2 раза).
Ответить на вопрос и заполнить схему поможет схема в учебнике на стр. 63. Откройте учебник, рассмотрите схему.
Используя схему попробуйте составить последовательный рассказ о процессе воздушного питания растений.
(Вариант учителя):
Солнечный свет, несущий энергию через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникают в более глубокие слои зеленого листа, а именно в клетки основной ткани, называемые полисадными или столбчатыми. Сюда же через открытые устьичные клетки из атмосферного воздуха поступает СО2. А из почвы по корневым волоскам – вода. Подается она к листьям от корня за счет корневого давления. В результате образуются органические вещества путем сложных превращений. И энергия солнечного света превращается в энергию химических связей, заключенную в молекулах органических веществ. При этом выделяется кислород.
Так что же является результатом фотосинтеза?
Слайд «Результат фотосинтеза» (1 раз).
Слайды картинок «Где накапливаются в растении органические вещества» (6 раз – в плодах, корневищах, стеблях, листьях).
Итак, какой же процесс мы называем фотосинтезом?
Слайд «Образование органических веществ и выделение кислорода».
Вернемся к задаче Ван-Гельмонта. Какие сейчас у вас будут версии решения ее?
Слайд «Опыт и задача Ван-Гельмонта».
Ребята, как вы считаете, мы исследовали, что, из себя представляет воздушное питание растений?
Разгадывают загадку.
Называют ткани листа:
- покровная;
- механическая;
- проводящая;
- основная.
Заполняют схему и проверяют.
Слайд «Проверка» (6-9 раз).
Свет
Кислород СО2
Н2О
Заполняют в тетради.
Ученики составляют рассказ, записывают условия, необходимые для процесса фотосинтеза.
Ребята высказывают различные версии.
Дают определение.
Отвечают.
Да.
Тогда вам не трудно будет сделать вывод о космической роли и значении процесса фотосинтеза (слайд 5 раз).
Озоновый слой – защитная оболочка Земли от действия жестких ультрафиолетовых лучей.
Необходим свет – солнечная энергия, которая поступает из космоса, а космосу дает кислород, из которого образуется озоновый слой.
А как понять эволюционное значение процесса? (слайд 2 раза)
Несомненно, речь идет о значении его для хода эволюции (развития всего живого на Земле). Подробно мы этот вопрос будем изучать в старших классах. А сейчас вы должны знать, что побочный продукт фотосинтеза – кислород – заставил все живые организмы приспособиться к новым условиям существования – кислородным.
Составляют схему вместе с учителем:
Анаэробные или бескислородные организмы
Кислород
Аэробные организмы
(слайд – 3 раза)
Закрепление:
Слайд «Свет – рисунок».
1.Пойдет ли процесс фотосинтеза?
Какие клетки задействованы в процессе воздушного питания?
Слайд – 3 раза
(Остальные 3 раза убрать картинки):
1. Столбчатые клетки.
2. Клетки механической ткани.
3. Проводящие сосуды.
4. Устьичные клетки.
5. Лубяные волокна.
6. Клетки кожицы.
Слайд «Выберите правильные утверждения» (1 раз и далее 6 раз):
1. Только растения могут непосредственно усваивать солнечную энергию.
2. Процесс поглощения корнем из почвы воды минеральных веществ называется воздушным питанием.
3. При фотосинтезе в качестве побочного продукта выделяется углекислый газ.
4. В процессе фотосинтеза образуются органические вещества.
5. Лист – единственный орган цветкового растения, в котором происходит фотосинтез.
6. Устьичные клетки, как и другие клетки кожицы листа, не имеют хлорофилла.
Ребята поменяйтесь тетрадями и проверьте тест.
Слайд «Ключ к ответам» (2 раза):
1 ошибка – 4, 2-3 – 3, меньше 4 – 2.
Слайд «Молодцы!» (2 раза).
Если останется время, предоставить слово ребятам, которые подготовили сообщения об интересных растениях. Если нет, то следующий урок начать с сообщений.
Отвечают нет, так как нет воды.
Проверка 4 раза.
Ребята выполняют тест.
1 (+), 2 (-), 3 (-), 4 (+), 5 (-), 6 (-).
Выставляют оценки.
Записывают домашнее задание: стр. 62-63 учебника, составить тесты, кроссворды по теме «Питание растений». Сообщения учащихся об интересных растениях, которые накапливают питательные вещества и воду в различных частях и органах растения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ