выступление


Технологи сотрудничества как инструментарий современной школы.

Плаксиной Л.А., учителя биологии Филиала МБОУ «Комсомольская СОШ»

Тамбовского района Тамбовской области

Современная школа, на мой взгляд, вступила в новый этап развития, когда для достижения поставленной цели учитель имеет возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, даже форму организации учебного процесса. А проблемы учителя тесно соприкасаются с проблемами современной школы, когда ученик получает готовые знания, сам не имея возможности добывать их, так как традиционные методики не учитывают субъективный опыт ученика. А ведь в информационном изобилии современного мира, когда ученик имеет возможность посетить библиотеку, использовать материалы справочной, энциклопедической литературы, данные системы INTERNET, видимо необходимо не просто дать знания ученику, а научить его лавировать в этом потоке информации, выбирать и использовать нужную. К тому же традиционная методика не учитывает личностного подхода. Кроме того, наши дети, по мнению психологов, практически не умеют общаться в группе. А ведь я, как учитель биологии, должна еще научить их слышать и слушать, смотреть и видеть, ощущать, сопереживать и даже перевоплощаться.

Познакомившись с работами учителей -новаторов, современными технологиями, особенно с работами американского педагога Джека Хассарда, я пришла к выводу, что решить эти проблемы возможно, организовав активную самостоятельную деятельность каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего урока.

На протяжении ряда лет я использую американскую технологию обучения, когда происходит индивидуальное изучение учебного материала в группах через сотрудничество. Я представляю себе детей своего класса. Они отличаются множеством специфических черт: уровнем самооценки, эмоциональной зрелостью, темпом развития, физической зрелостью. Если эти различия признаются и уважаются, то обучение становится желанным, а это главное. Деление класса на небольшие группы, совместно выполняющие различные задания, создают новую структуру, в которой повышается уровень общения учащихся, а кроме того, усвоение материала идет на уровне общения, а это очень важно. Постепенно в классе создается доверительно- психологический климат не только между учеником и учителем, но и между самими детьми. Это способствует развитию лингвистических навыков. Каждая группа приобретает свое лицо и находит свою нишу. Кто-то становится активным лидером,

кто-то генератором новых идей. А вся группа активно участвует в познавательном процессе. Группы создаются логически и это зависит от цели урока. Это могут быть группы по интересам, по уровню обучаемости, по темпу работы, по корректировке знаний, смешанная группа. Такое деление обеспечивает оптимальное сочетание индивидуальной, парной, групповой форм работы.

Использование методики ОЧС изменяет структуру урока: блоковая подача материала, большая часть времени - это самостоятельная работа, обязателен мотивационный этап, поэтапное закрепление и оперативный контроль. Изменяется топология класса (видеофрагмент), когда группа работает над изучением определенной части материала, который изучает весь класс. При этом каждый член группы берет на себя ответственность за изучение своего материала и передачу его остальным. Методика ОЧС включает в себя несколько блоков. Первый блок - познание через ощущения. Этот блок подразумевает самостоятельную деятельность с любым источником информации и индивидуальное общение с натуральным объектом. Я могу начать урок так: " Возьмите в руки рыбу. Какая она, холодная, теплая? Ощутите пальцами, что осталось на Ваших руках? А теперь проведите пальцами от хвоста до головы рыбы. Что ощущает Ваша кожа? " Или - " Закройте глаза, представьте, что Вы - рыба..." Включение ощущения в процессе познания обеспечивает всестороннюю мотивацию изучения данного объекта. На уроках, работая над этим блоком, я использую приемы " думаем руками", "моделирование", когда учащиеся не только наблюдают объект, но и создают его самостоятельно, посредством бумаги, дерева, пластилина - того, чем сегодня ребенок хочет заниматься. Все дети - прирожденные актеры. Блок "познание через ощущения" дает возможность использовать это качество. Например,

мы работаем над созданием одноклеточного организма, я предлагаю детям взяться за руки, встать в круг и всем вместе сказать "Я -амеба", а один ученик скажет: "Я - ядро, я управляю всеми процессами". После того, как учащиеся " обыграют" все функции органоидов, я думаю, вы понимаете, они никогда не забудут, что это за животное, каково его строение. Кроме этого мы можем инсценировать движение в природе, когда ребенок начинает свой ответ со слов: " Я - прорастающий желудь...", или мы снимаем кино, когда класс становится киностудией, а дети - режиссерами, художниками, сценаристами. Организация такой работы не только повышает уровень познания, но и обеспечивает слуховую, зрительную и, в конце концов, эмоциональную память. Второй блок - боковые тропинки. Этот блок подразумевает междисциплинарную деятельность учащихся с дополнительной литературой,

когда знания биологии интегрируются с общественными науками, культурой, литературой. В качестве отчетной работы учащиеся могут написать сочинения, которые начинаются словами" Я-бабочка", или "Я- муравей, который готовится к зиме", или найти биологическую ошибку в известных строках. Например:" Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела..." Оказывается с биологической точки зрения, это не совсем верно. Кроме этого учащиеся готовят поэтические странички, художественные отчеты, карикатурные работы, рисунки, модели. Такая деятельность обеспечивает всестороннее развитие

личности, задействует творческий потенциал каждого ученика. Третий блок - это исследовательская работа. Учащиеся малыми группами выполняют собственные исследовательские проекты, основное внимание уделяется наблюдениям и экскурсиям, но экскурсиям, несколько необычным. Например, если дети пройдут по тропинке, по которой ходят каждый день, но задом-наперед, то это открывает удивительные возможности для наблюдения, или попробуют совершить вслепую экскурсию, когда дети завязывают глаза и пытаются на ощупь определить объект, который будут изучать. Однажды осенью мы наблюдали ежа, который накалывал листья на иголки. Я задала вопрос: " Зачем еж это делает?" Естественно, дети правильно ответили на вопрос, но вот вопрос, одного любознательного ученика поставил и меня в тупик:" А как еж снимает листья с иголок?" Мы просмотрели большое количество литературы, пока пришли к правильному ответу. Однажды я попросила детей принести заброшенное гнездо птицы. Мы его измельчили, поместили в горшок, периодически поливали. Каково же было удивление детей, когда через несколько дней гнездо проросло, мы определили в нем более 10 растений. И уже в ходе урока, ответить на вопрос о питании птиц не составляло труда. В следующий раз я предложила детям собрать весь мусор, который находится в школе. Не смотря на то, что школа кажется чистой, дети собрали большое количество мусора, мы его расклассифицировали, и группы стали предлагать свои проекты, как использовать этот мусор. Это занятие позволило перейти к глобальной проблеме, как использовать мусор на нашей планете. Такая деятельность стирает привычные границы изучения биологии, позволяет шире посмотреть на предмет, не только как на сумму знаний, а как на предмет, который необходим в обыденной жизни. Тем самым все школьные предметы становятся общим единым блоком, который учит ребенка ориентироваться в современном мире.

Последний блок - это оценка деятельности учащихся. Работая над этим блоком надо постоянно помнить, что каждый ребенок идет своим путем развития, у каждого на уроке свои цели. Я стараюсь использовать мягкие формы контроля : само -, взаимоконтроль, сверка с образцом. Кроме того дети привыкают, что отметку им ставит не только учитель, их работу оценивает вся группа. Такая деятельность дисциплинирует учащихся, приучает уважительно относится к мнению других.

Применение методики ОЧС позволяет учащимся раскрыть свой собственный учебный, творческий потенциал. Дает возможность выбрать темп работы, форму и вид деятельности, т.е. обеспечивает личностно- ориентированное обучение.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ