Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе "Биологический экспресс"
«Биологический экспресс»
Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.
Цель: формировать познавательный интерес к изучению биологии; развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
Образовательные задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, экологии, цитологии;
Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других;
Воспитывающие задачи: формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу, воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний.
Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор, слайды.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие на нашем биологическом экспрессе по стране «Занимательная биология».
Мы будем останавливаться на разных станциях и участвовать в разных занимательных конкурсах. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления. Не сбиться с пути и сделать все остановки нам поможет карта путешествия (лист с картой путешествия вывешивается на доску). У нас сформировались две команды. Та команда, которая доедет до конечной станции быстрее, станет победителем, и будет награждена медалями «Знаток природы». Каждый конкурс будет оценивать жюри. Чтобы отправиться в путь, нужно отгадать название наших команд.
1-й конкурс: «Отгадай цветочное название команды»
Капитаны команд загадывают загадки о своем цветке. После того, как соперники отгадают загадку, участники команды надевают эмблемы с изображением этого цветка и зачитывают приготовленные стихотворения о нем.
Команда 1.
Загадка:
Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина: солнце в небе голубом.
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы ………….
(Ромашка).
Стихотворение:
Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки,
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Команда 2.
Загадка:
Подрастет – нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.
И зовут его, ребята, просто ………….
(Одуванчик).
Стихотворение:
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.
Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна,
Срываются, взвиваются
На воздух семена.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес...
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
Итак! С командами мы познакомились! Отправляемся в путешествие по стране «Занимательная биология»! Готовы! В добрый путь!
Первая остановка – «Корзина загадок». Будьте внимательны, ведь здесь вас ждут интересные загадки. Команды загадывают друг другу загадки о растениях и животных. Если загадка разгадана, балл получает команда, разгадавшая загадку, если ответ не найден – команда, загадавшая загадку. Жюри, считайте!
На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки.
(Водяная лилия).
Желтая курица
Под тыном дуется.
Толста и желтокожа,
Всю жизнь проводит лежа.
(Тыква.)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картофель.)
В земле сидит,
Хвостом вверх глядит,
Сахар из нее можно добыть,
Вкусный борщ сварить.
(Свёкла.)
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(Зерно.)
Домовитая хозяйка
Полетает над лужком,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела.)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивает шелком круг.
(Паук.)
Растет зеленый кустик,
Дотронешься - укусит.
(Крапива.)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет,
Золотистые глаза.
Кто же это?
(Стрекоза.)
Что за камень у дороги?
Есть у камня хвост и ноги,
Не похож он на птенца,
А родился из яйца.
(Черепаха.)
Прыг-скок трусишка,
Хвост - коротышка.
Одежда - в два цвета:
На зиму и лето.
(Заяц.)
Ходит-бродит злой разбойник
Без дубинок и ножа,
Все в лесу его боятся,
Кроме дядюшки Ежа.
(Волк.)
Великан в бору живет.
Он сладкоежка, любит мед.
Когда испортится погода,
Ложится спать - да на полгода.
(Медведь)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей.)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит – и легче.
(Дятел)
Землекоп почти слепой
Строит город под землей.
(Крот.)
Слово жюри.
Едем дальше.
Вторая остановка: «Ягодная»
Командам нужно решить «Ягодный кроссворд», вписав в клеточки названия плодовых и ягодных растений. Задание нужно выполнить как можно быстрее и правильно. Продолжительность конкурса 5 минут.
Например, слива, малина, ежевика, клубника, земляника, костяника.
Слово жюри.
Третья остановка «Цветочная» - конкурс капитанов «Рассказ о своем цветке»
Капитаны сообщают заранее приготовленную информацию о растениях, выбранных в качестве эмблемы. На каждый рассказ отводится до 5 минут.
Капитан команды «Ромашка»:
Ромашка - однолетнее травянистое растение. Растет в полях, в огородах, около жилища человека, во всех районах европейской части России, Дагестана, Предкавказья, на юге Западной Сибири, в Восточной Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Цветет в мае-июне. Плоды созревают в июле-августе. Корневая система стержневая, стебель сильноветвистый, очередное листорасположение.
Ромашка - лекарственное растение. Отвар или настой из высушенного растения применяется внутрь при заболеваниях органов пищеварения. Применяют также для полоскания полости рта и горла при ангинах, ларингитах. Очень полезно после мытья ополаскивать настоем ромашки волосы.
Капитан команды «Одуванчик»:
Одуванчик - многолетнее растение. Травянистое, с золотисто-желтыми цветами. Растет на лугах, лесных опушках, полянах, в парках, садах и огородах европейской части России, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Средней Азии. Цветет в апреле - июне, плоды созревают в мае - июне. Листья простые, собранные в прикорневую розетку, стержневая корневая система.
Одуванчик находит применение в медицине. Об этом говорит даже его научное название - «лекарственный». Из корней одуванчика готовят средство для лечения болезней пищеварительной системы. Молодью листья одуванчика используют для приготовления салатов. Соцветия - для приготовления варенья и для лечения простудных заболеваний.
Слово жюри.
Четвертая остановка - «Овощная арифметика»
Нужно быстро и правильно решить задачки.
(Ответ: 30 июля).
(Ответ: 310 лет).
(Ответ: 90 шт.).
Пятая остановка: «Песенная».
- Команды приготовили частушки с биологическим уклоном. Послушаем? Жюри оценивает по пятибалльной системе.
Мы, Авзянские девчата,
Красоты рекорды бьем.
Красоты своей рецепты
В огороде мы берем.
У меня фигурка тонка
И высокий каблучок.
Я не буду есть котлеты,
Мне пожарьте кабачок!
На себе всегда ловлю
Восхищенья взоры.
Красоту мне и здоровье
Дарят помидоры.
Почему в шкафу у мамы
Стало очень пусто?
Все наряды я надела,
Как кочан капусты.
Вся в царапинах ты, Зина!
Кошка, что ль, тебя драла?
Ох, ходила по малину,
На пирог вот набрала.
В синих шариках, ура,
Бабушкина слива!
Буду жить теперь под ней
Сладко и счастливо.
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка.
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока.
Тыкву нашу поливали
Утром, вечером и днем.
Тыква выросла большая,
И теперь мы в ней живем!
Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее,
Надо ей жирафом стать.
Воду нужно кипятить,
Чтоб микробы в ней убить.
Ах, ты, мама, хочешь, чтобы
Пил я дохлые микробы
Слово жюри.
Отдохнули, едем дальше.
Следующая остановка «Научная».
Нужно отгадать кроссворд "Наука о клетке".
Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих деталей микроскопа и органоидов клетки, а также фамилию ученого, впервые обнаружившего клеточное строение растений.
Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей строение и жизнедеятельность клетки (цитология). Команда, первая выполнившая задание, получает максимум 5 очков.
Ответы:
1. Цитоплазма.
2. Объектив.
3. Тубус.
4. Оболочка.
5. Окуляр.
6. Вакуоль.
7. Гук (Роберт Гук).
8. Штатив.
9.Ядро.
Слово жюри.
Следующая остановка «Экологическая»
Ребята, нам пришло письмо. Нам пишет ученик младшего класса. В воскресенье он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как он провел выходной день в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку - 1 очко.
Выходит ученик и читает рассказ.
Рассказ ученика.
Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц.) Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует - разрушается грибница.) Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Все равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет.) Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землей или залить водой.) В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует.) Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой - в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо.) Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник.)
Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.)
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
Команды называют ошибки, зарабатывают очки.
Учитель: В дополнение к рассказу ученика хочется сказать: Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал свое наступление на природу. Он даже назвал себя Царем Природы.
Конечно, человеку ничего не стоит истребить львов, слонов, вырубить лес, осушить болото. Но будет ли от этого наша жизнь лучше? Обедняя природу, человек сам становится беднее. Послушайте отрывок из стихотворения В. Шеффера «Человек»:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
Следующая остановка «Зоологическая»
От каждой команды участвуют два человека. Одному из них показывают картинку с изображением животного. Второй участник может задавать вопросы первому, на которые тот может отвечать только «да» или «нет». Задача – быстро и правильно «разгадать» изображение на картинке.
Остановка: «Поймай птицу»
Командам раздают наборы карточек с цветными буквами. За одну минуту нужно собрать название птиц.
КЛЕСТ ЛАСТОЧКА
СОРОКА ГАЛКА
ПАВЛИН АИСТ
СОВА ВОРОБЕЙ
СНЕГИРЬ СОЛОВЕЙ
Остановка «Всезнайка»
Команда, первая ответившая правильно на вопрос, получает очко.
1. В средние века франк получал среди подарков в день свадьбы корзину, наполненную этим овощем. Это означало пожелание сохранить до глубокой старости здоровье, зрение, слух. Что это за растение?
(Лук).
2. «Отец медицины» Гиппократ восхвалял этот овощ как один из самых полезных даров природы. А знаменитый римский врач XI в. Гален назвал его «золотым оранжевым корнем». Что это?
(Морковь).
3. В гробницах египетских фараонов находят изготовленные из дерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. Что это за овощ?
(Лук).
4. В Румынии этому растению поставлен памятник. А в Брюсселе есть его музей. Что это за растение?
(Картофель).
5. В каком овоще наибольшее количество витамина «С»?
(Перец).
6. Какой овощ в свежем виде имеет самый большой срок хранения?
(Тыква, она может храниться почти год).
7. Почему подмороженные клубни картофеля сладкие?
(В них крахмал превращается в сахар).
8. Это растение 6 тысяч лет выращивают на американском континенте. Его плоды богаты белками, по питательности приближаются к мясу. Что это за растение?
(Фасоль).
9. Что означает слово «помидор»?
(В переводе с итальянского «помо доро» означает «золотое - яблоко». А в переводе с французского - «яблоко любви»).
10. Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пишу?
(В них образуется ядовитое вещество соланин).
11. Это растение имеет много названий - «чуньо», «тартуфелъ»,
«чертовы яблоки», «нечестивый плод». Что это за растение?
(Картофель).
По количеству заработанных баллов определяется команда-победитель.
Жюри подводят итоги.
Победители награждаются медалями «Знаток природы».
Ведущий: На этом наше путешествие по стране «Занимательная биология» завершается. Вам понравилось?
Хоть и путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем занятье
Вновь продолжится игра!
Всем спасибо!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ