Методика проектирования экологической тропы

Методика проектирования экологической тропы.

Учитель географии и экологии МБОУ Гимназия №4 Афанасьева Е.Н.


Введение.


Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятель­ности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Учебная экологическая тропаспециально оборудованная в образовательных целях при­родная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направля­ющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также поле­вого практикума.

Маршрут экологической тропы выбирается таким обра­зом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный лан­дшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятель­ности.

Протяженность учебной тропы обусловливается време­нем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для взрослых (старшеклассников) это два, два с половиной часа соответственно длина маршрута составляет около двух километров. Для малышей проводятся ознакомитель­ные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью в 30-40 мин. Школьники средних возрастов проходят на эк­скурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объекта­ми (до 1,5ч).


Цели и задачи учебных экологических троп.

Цель соз­дания тропы заключается в обучении и воспитании по­сетителей. Создание учебных троп направлено на решение четырех задач: экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне.

Для создания учебных троп подходят, например, городские леса, лесопарки, .зоны отдыха, зе­леные зоны городов и даже леса промышленного исполь­зования и нелесные площади: тундра, степь, полупус­тыня, т. е. территории, не относящиеся к особо охра­няемым.

За последние пять лет в нашей стране часто орга­низуют тропы в окрестностях школ, пионерских лаге­рей, где они создаются силами самих школьников. Та­кие маршруты получили название учебных экологичес­ких троп. Сам процесс создания и последующего ис­пользования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подт­верждает и многолетний практический опыт.

Во-первых; сам процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет руководителям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования и воспитания школьников. Во-вторых, оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и учащихся, в-третьих, она несет информацию для тех посетителей, которые проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов. Если учесть, что тропа, как правило, объединяет участки, где прово­дится экологический практикум и организуется _ приро­доохранная деятельность учащихся, то ее использова­ние настолько многогранно, что она становится своеоб­разным учебным кабинетом в природе.


Типы учебных троп.


Учебные тропы можно клас­сифицировать по разным крите­риям: прежде всего по длине маршрута или его продолжи­тельности.

Как и туристские маршруты, учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по слож­ности предлагаемой информации.

Однако основным критерием классификации троп природы следует считать их назначение: прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специ­фику.

Прогулочно-познавательные тропы природы, или тро­пы «выходного дня», имеют протяженность 4—8 км. Маршрут пролегает преимущественно на природе, обычно вблизи городов и курортных центров. Отдыхающих объединяют в группы, и под руководством экскурсовода или с путеводителем за 3—4 часа они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. В той или иной мере на таких маршрутах затрагивают вопросы взаимоотношения природы и человека, влияния хозяйственной деятель­ности на природу, мероприятий по предотвращению нежелательных последствий .

Помимо летних прогулочно-познавательных троп, можно создавать зимние тропы. Зимний отдых в настоя­щее время получил большое развитие. Его основной и общедоступной формой являются лыжные прогулки.

Зимняя учебная тропа также способствует осу­ществлению природоохранных, рекреационных, инфор­мативно-познавательных и воспитательных задач. В отличие от летней зимняя тропа может иметь несколько иную трассу. При выборе основными факторами являются удобство для лыжных прогулок, наличие раз­личных природных объектов, удобных для осмотра в зимнее время. Необходимо также учесть большую скорость передвижения посетителей по зимней тропе в сравнении с летней при наличии одного и того же количества объектов осмотра: на лыжах скорость пере­движения больше, да и рассказ экскурсовода короче зимой ведь недолго и замерзнуть.

Познавательно-туристические тропы. Их протяжен­ность колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще проклады­вают в зонах активного отдыха с малой плотностью населения, а также вблизи заповедников и национальных парков или в границах последних. Среди этого типа троп есть маршруты «выходного дня» средней протяженно­стью 20—30 км с местом для ночлега.

Прогулочно-познавательные и познавательно-турис­тические тропы по основной научно-информацион­ной ценности могут быть ботаническими, зоологически­ми, геологическими.

Учебные экологические тропы. Это наиболее специа­лизированные для целей обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на посещение их учащи­мися разных типов учебных заведений: школ, ПТУ, тех­никумов и вузов. Доступны они и для посещения отды­хающими. Движение по маршруту организуется преиму­щественно под руководством педагога или экскурсовода из числа учащихся. Можно и самостоятельно посетить тропу, ориентируясь по указательным знакам и инфор­мационным щитам. Тропы подобного типа должны быть легкодоступны для учащихся. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций:

в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов.

Основные посетители тропы организованные учеб­ные группы от младших школьников до педагогов. Со­ответственно и время движения по тропе колеблется от 30—40 минут до трех часов. В целях пропаганды эко­логических знаний учащиеся могут организовывать вре­менные группы посетителей из числа родителей или от­дыхающих в зоне тропы.

От формы организации зависит и способ оборудова­ния тропы. Тропы бывают оборудованы информацион­ными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-указателями и совсем немаркированные на местности. Первые тропы предназначены в основном для самостоя­тельного прохождения, но не исключается и проведение групповой экскурсии. Пример тропа в Измайловском парке Москвы, где регулярно силами создателей тропы школьников проводятся экскурсии.

По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо самостоятельные группы (или отдельные посетители), но в этом случае их необходимо снабдить буклетами-путеводителями.

Существует и другая точка зрения: тропа природы должна быть максимально «дикой» и минимально обо­рудованной. Ее сторонники считают, что тропа хороша тогда, когда экскурсовод может ее выбрать экспромтом в любом месте: в лесу, лесопарке, по берегу реки и т.д.; что достаточно выбрать, запомнить маршрут, даже не маркируя тропу. Экскурсовод останавливает слушателей возле заранее намеченных объектов и рассказывает о них, предварительно подготовившись по той или иной теме.

Все перечисленные выше типы учебных троп в идеале должны не только соответствовать природным и социально-экономическим условиям данного места, но и могут находиться в пределах одной территории.

Организация тропы.

Большую воспитательную роль играет сам процесс организации и оборудования учебных экологических троп. Учебные тропы рассчитаны на организацию силами общественности и в первую очередь молодежи. Опыт показывает, что инициаторами создания таких троп, как правило, выступают взрослые: ученые, педагоги, жур­налисты, общественные деятели, лидеры студенческих коллекти­вов. С помощью местной системы информации формируется общественное мнение. Одновременно создается инициативная группа по организации учебной тропы. В нее желательно при­влекать учителей разных предметов, старшеклассников, сту­дентов.

Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является принятие официального документа, который дает юридическое право на ее организацию. В итоге всей организационной работы создается единый документ паспорт на экологическую тропу.


Паспорт на учебную экологическую тропу.

Местонахождение ______________________________________________

Проезд далее пешком ___________________________________________

Землепользователь _____________________________________________

Постановление органов власти о создании тропы __________________

Значение тропы ________________________________________________

Направление маршрута (указать азимуты, ориентиры на местности и расстояние между ними) ____________________________________________

Режим использования __________________________________________

Необходимые мероприятия _____________________________________

Ответственный за охрану тропы ________________________________

Шефствующие учреждения _____________________________________

Тропа создана _________________________________________________

Приложения:

а) карта-схема маршрута

б) описание экскурсионных объектов


Требования к выбору маршрута.

Чтобы раскрыть смысл и основ­ные приемы выбора трассы и организации тропы, дадим крат­кую характеристику трех глав­ных требований, которым она должна удовлетворять:

  1. Привлекательность троп для посетителей склады­вается из трех компонентов: красоты природы, ее своеоб­разия и разнообразия.

2. Доступность для посетителей одно из самых главных требований при проектировании учебной тропы - влияет прежде всего на выбор трассы. Необходи­мо чтобы учебная тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные пути: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому мо­менту, как он сделает первый шаг по тропе.

3. Информативность, т. е. способность удовлетво­рять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем, непременное свойство троп. Большая часть из них имеет явную биологическую направленность. Однако не менее важно создавать такие тропы, кото­рые раскрывают также географические проблемы, и прежде всего характер взаимодействия человека с при­родой.


Оборудование экологической тропы.

Оно начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления крупно­масштабной картосхемы. Целесообразно провести обследование местности радиусом 50 м от полотна тропы, чтобы выявить и картировать интересные экскурсионные объекты или наметить места для их последующего создания.

Эта работа проводится во время внеклассных занятий с группой учащихся, которые увлекаются картографией, совместно с будущими экскурсоводами.

После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с консультан­тами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с конкретными условиями, выявляет места установки информа­ционных досок, экологических знаков и указателей, оборудова­ния обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха.

Опыт показывает, что на посетителей тропы разного возраста положительный воспитывающий эффект оказывают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окру­жения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера. Для этого можно рекомендо­вать создание микрозаказников для насекомых, пробных площа­док с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц. Их успешно можно использовать для проведения исследователь­ской работы школьников в рамках изучения программного материала по зоологии и внеклассных занятий. Полученные учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках используются экскурсоводами для экологи­ческого просвещения посетителей тропы.

Одной из задач экологического образования является форми­рование бережного отношения к лекарственным, редким и ис­чезающим видам. На внеклассных занятиях школьники могут заложить в зоне маршрута тропы серию ботанических площа­док.

Известно, что обугленные пятна кострищ разрушают природ­ную среду. Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха. Наблюдения показывают, что большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне маршрута тропы показатель­ное место отдыха с очагом.


Приведем примерное содержание работы для учащихся МБОУ Гимназия №4 г. Пушкино по созданию учебной Эколого-краеведческой тропы.

Объект: «Учинское водохранилище».

С группой учащихся 7-9 классов проходит подготовка к экскурсии по Учинскому водохранилищу с целью ознакомления с историей создания водохранилища и природными особенностями территории, экологическим значением и проблемами эксплуатации данного объекта

Все учащиеся, родители, желающие принять участие в создании тропы, выполняют задания:

  1. исследование местности;

  2. прокладка рекомендованного маршрута;

  3. нанесение маршрута на карту;

  4. выявление смотровых точек, экскурсионных объектов, мест отдыха;

  5. определение общего содержания познавательных экскурсий;

  6. подготовка и защита рефератов;

  7. паспорт экологической тропы:

  8. описание местонахождения;

  9. информация о землепользователях;

  10. описание маршрута;

  11. режим использования водоохранной территории;

  12. приложения (карта-схема, описание экскурсионных объектов).

Выбранный маршрут проложен как вдоль побережья водохранилища, так и в глубине леса.

В этом году ученики 7 класса , как экскурсоводы, готовили материал по истории создания водохранилища, современным проблемам эксплуатации данного объекта. В исторической части также рассказывается о Екатерининском трапе, по которому проходит часть проложенного маршрута. Последняя точка в маршруте - Памятник погибшим при строительстве водохранилища. Подготовка экскурсоводов играет большую роль в ов­ладении навыками самообразования. Ребята учатся ра­ботать с научной и публицистической литературой, уста­навливать связи между знаниями по разным предметам. Первая бригада составила перечень объектов, расположенных в зоне тропы, и определила примерную тематику научных и художественных текстов, призывов и обращений к посетителям, которые надо было развесить на стендах и установить вдоль маршрута.

Для остальных учеников предполагается выполнение серии заданий на местности: изучение, описание и сравнение экосистем леса, поля и на берегу водохранилища (три остановки) , задания по ориентированию на местности, сбор фотоматериала, дальнейшая обработка с представлением презентации, рефератов.

Эколого-краеведческая тропа проводится как в начале весны, когда приходит пора первоцветов, так и в конце мая – описание растительных сообществ. Обязательно отмечаются растения, занесённые в Красную книгу (в нашем лесу, например, это печёночница), также лечебные и полезные свойства растений, ядовитые растения.


Заключение.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают рас­ширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьни­ка трудолюбие и уважение к труду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы, так как происходит сбор мусора участниками на территории водохранилища.


Литература.

  1. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)- М. : Знание, 1986.

  2. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.

  3. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов - Ростов: Феникс, 1996.

4. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя – М. : Просвещение,1984.

5. Чижова В.П. Петрова Е. Г. Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) – Сб. «общество и природа» МГУ , 1981.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ