Проект программы внеурочной деятельности «Юный эколог- краевед»



Проект программы внеурочной деятельности

«Юный эколог- краевед»


Составитель : Шарко Сергей Викторович ,

учитель географии, МБОУ «СОШ №36»,

г.Новокузнецка


1.ВВЕДЕНИЕ.

В свое время Н.Н. Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать».

В целях осуществления воспитания учитель географии имеет возможность решать следующие задачи:

показывать могущество нашей Родины – Российской Федерации, раскрывать разнообразие, красоту и богатства ее природы;
– воспитывать бережное отношение к природным богатствам и к тому, что создано трудом человека;
– знакомить с Основным Законом страны – Конституцией Российской Федерации;
– знакомить обучающихся с новейшими достижениями географической, геологической, экономической и других наук, с достижениями НТР;

Более полная реализация данных задач видится через внеурочную деятельность предусмотренную стандартами второго поколения.

Федеральный Государственный образовательный стандарт ООО определяет в качестве приоритетной задачи в преподавании географии формирование географической компетентности выпускников школы. Географическая компетентность - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. Более актуальным становится поиск технологий обучения, которые могли бы создавать условия для реализации компетентностного подхода в географическом образовании обучающихся. Одной из таких технологий является проектное обучение. Под ним понимается целенаправленная деятельность по определенной программе для решения поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной и надпредметной основах.

Программа Юные экологи- краеведы решает эти задачи в рамках занятий по внеурочной деятельности.

Предпосылкой для составления данной программы стала попытка реализовать идею продолжения образовательной программы внеурочной деятельности 1-4 классов «Родничок».













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе, когда происходит процесс обновления российского образования, актуальным является вопрос о краеведческой деятельности в учебно - воспитательном процессе школьных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Программа рассчитана для обучающихся 5-6 классов.

Цель программы — Формирование у обучающихся понятия о це­лостности природных комплексов, путях их ра­ционального использования и охраны, воспитания бережного отношения к природе;

Задачи:1. Формировать ответственное отношение к окружающей среде;

2. Прививать интерес к географии, основам экологии, охраны природы с учетом регионального компонента.

3. Развивать экологическое мышление, уметь четко излагать и обосновывать свои мысли

Программа предусматривает активное участие в общественно- полезной деятельности, овладение навы­ками туризма, ориентирования, фенологических и краеведчес­ких наблюдений в рамках внеурочной деятельности.

Принципы: 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность

Виды деятельности школьника:

  • Игровая деятельность.

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Объем: Программа рассчитана на 51 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 2 года (5-6 класс):

5 класс – 34 часа

6 класс – 17 часа


Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня обучающихся в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.


Планируемые результаты:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Юный эколог - краевед» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит  сформированность  у  обучающегося    коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую;

  • умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

  • способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа, установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

  • умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Формы диагностики учета результатов освоения программы:

Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Географии», «Биологии», «Окружающем мире.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Самоконтроль: Основными задачами их введения являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся;

  • создание ситуации успеха для каждого школьника;

  • повышение самооценки и уверенности в собственных

возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих

способностей каждого ребёнка.

Контроль правильности выполнения задания обучающимися проводится в следующих формах:

«творческий отчет» , проект, включающий собранный согласно своей «должности» материал;

викторины, олимпиады, конкурсы;

участие в экскурсиях, дальних прогулках, походов выходного дня.

Текущая диагностика - в конце каждого тематического блока, итоговое занятие проходит в различных формах: викторины, тесты.

Отличительная черта программы краеведческой направленности в том, что в ней нет четко выраженных стандартов, критериев, показателей качества «образовательного продукта».

Основной темой 1-го года обучения является раздел «При­родный территориальный комплекс и его компоненты». Здесь дается понятие о природных комплексах, в опоре на знания, полученные на уроках окружающего мира.

Программа предлагает изучение отдельных компонен­тов природного комплекса, подробно изучаются неживые компоненты.

При изучении рельефа, климата рассматривается их взаимодействие и влияние на деятельность человека, фор­мирование растительности и животного мира.

Представление о природе, как целостной динамической системе, является опор­ным для формирования понятия об охране природы. Заключи­тельной темой является раздел «Человек и природа», в кото­рой раскрывается единство природы и общества. Важно дать представление о целях использования природы. На региональном материале обучающиеся знакомятся с примерами рацио­нального использования природных ресурсов природных комплексов области .

Успех прохождения всех тем программы зависит от уровня и количества занятий на природе и проведении походов.

Программа предусматривает проведение туристического путешествия

Итогом работы по программе «Юные экологи – краеведы» является на­учно-практическая конференция. Материалы могут быть оформлены в виде выставки, докладов и рефератов обучающихся.

ПРОГРАММА

(первый год обучения) Таблица 1.

Географическое положение области. Туристские возможнос­ти родного края. Характеристика географического положения области. Границы области. Соседние области. Экскурсионные объекты края: памятники природы (реликтовые деревья, ста­рые усадьбы, дендрарии, парки, заповедники, примечательные уголки природы, краеведческий музей)


Примерный тематический план первого года занятий

Таблица 1.


Наименование темы

Всего

Количество часов

Кол-во

часов практических

в классе


на местности.


1

Географическое положение области. Туристские возможности родного края

3

1

2

2

Закон об охране природы. Туризм и охрана природы родного края

2

1

1

-

3

Фенологические наблюдения — одни из методов изучения родного края

2

1

1

4

Природный комплекс и его компоненты

2

1

-

1



5

Основные черты рельефа области

5

2

1

2

6

Климат области

5

1

2

2

7

Гидрография области

2

-

-

2

8

Многообразие растительного мира области

4

2

-

2

9

Многообразие животного мира

4

2

2

-

10

Природоохранительная деятельность че­ловека

3

-

3

-

11

Организация и подготовка проекта

2

1

1


Итого

34

12

13

9

Содержание деятельности

Практические занятия. Работа с картами, атласами, путево­дителями, литературой, справочниками. Составление описания экскурсионных объектов. Поход-экскурсия на наиболее интерес­ные экскурсионные объекты.

Закон об охране природы. Охрана природы в РФ Кон­ституция РФ об охра­не природы. Постановления об охране природы в области. Задачи заповедников, заказников, национальных парков. Ту­ризм и охрана природы.

Практические занятия. Учебная экскурсия в заказник или заповедник.

Фенологические наблюдения — один из методов изучения родного края. Значение фенологических наблюдений для чело­века. Народный календарь природы. Использование фенологи­ческих наблюдений в современном народном хозяйстве. Под­готовка и методика наблюдений. Изучение закономерностей в ходе сезонных явлений природы. Организация наблюдений.

Практические занятия. Поход – экскурсия «Осенние явления в природе».

Природный комплекс и его компоненты. Общие свойства природно-территориальных комплексов. Основные компоненты и их роль в формировании ПТК. Общая характеристика природно-территориальных комплексов родного края.

Практические занятия. Экскурсия в краеведческий музей. Ознакомление с природно-территориальными комплексами области.

Основные черты рельефа области. Геологическое строение и полезные ископаемые края. Общие понятия о рельефе. Глав­ные черты рельефа области. Его влияние на формирование микроклимата, гидрографии края, растительного и животного мира. Формирование современного рельефа. Геологическое строение и полезные ископаемые области. Наиболее типичные горные породы и минералы области . Использование полезных ис­копаемых в хозяйстве. Пути рационального использо­вания ископаемых области. Понятие об исчерпаемых и неисчерпа­емых ресурсах.

Практические занятия. Определение горных пород и мине­ралов. Экскурсия в геологический музей, на предприятие до­бывающие и перерабатывающие минеральное сырье .

Климат области. Атмосфера. Проблема охраны атмосферы. Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влия­ние на формирование и распространение флоры и фауны, хо­зяйственную деятельность человека. Характеристика климата области. Фенологические наблюдения. Знакомство с картой по­годы. Учет характера господствующих ветров и других клима­тических факторов при размещении предприятий города, об­ласти.

Практические занятия. Организация наблюдений за погодой. Экскурсия на метеостанцию. Экскурсия на промышленное пред­приятие с целью ознакомления с мероприятиями по охране воздушного бассейна области .

Гидрография области. Понятие о гидросфере планеты. Во­да как основа жизни. Вода как сырье для народного хозяйства. Масштабы потребления воды на планете, в стране, в области, городе. Общая характеристика гидрографии области. Реки, озе­ра и болота, родники и их особенности. Охрана и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов. Предприятия с замкнутым цик­лом использования воды.

Практические занятия.- Экскурсия на очистительные со­оружения.

Многообразие растительного мира родного края. Основные царства живой природы , их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека . Знакомство с растительным миром области . Редкие и исчезающие растения и охрана их. Зна­комство с «Красной книгой» растений. Лекарственные растения области и их использование.

Практические занятия. Определение растений, их описание. Составление карточек охраня­емых растений. Организация выставки «Сохраним растения ». Выступление обучающихся с лекциями и беседами о ред­ких и исчезающих растениях родного края. Экскурсии в при­роду.

Многообразие животного мира. Обзор животного мира области. Редкие и исчезающие животные. Знакомство с «Красной кни­гой» животных. Заказники области Закон об охране животных.

Практические занятия. Определение наиболее типичных животных по следам жизнедеятельности, голосу и визуально, составление описаний охраняемых животных. Экскурсия в краеведческий музей.

Природоохранительная деятельность человека. Понятие об антропогенных факторах среды. Охрана природы как антропо­генный фактор. Рациональное и нерациональное использование природы. Научная организация рекреационных территорий.

Практические занятия. Знакомство с видами природоохрани­тельной деятельности человека:

Практические занятия. Организация и подготовка проекта

Итог Проектная работа


ПРОГРАММА

(второй год обучения). (Таблица 2).

Изучение почвы области, охрана почв. Понятие о почвах. Зна­чение и история учения о почвах. Состав и строение почв. Свой­ства почв. Условия формирования почв. Развитие почвенного покрова местности. Понятие о почвенной карте. Способы об­работки почвы. Охрана почв от эрозии и загрязнения.

Примерный тематический план второго года занятий

Таблица 2.

Наименование темы

Всего

Практические в классе

практические занятия на местности

Почвы области. Охрана почв


4

2

2

Среда и ее факторы

2

2


Природа — целостная динамическая взаимосвязанная система

4

4


Природа и человек. Охрана природы как антропогенный фактор

4

4



Экскурсии на промышленные предприятия города. Выполнение проекта

2


2

Научно-практическая конференция

1

1


Итого

17

1

4


Содержание деятельности

Практические занятия. Изучение почвенного разреза. Оцен­ка почв по полевым данным. Взятие почвенных проб. Почвы совхоза «Ильинский».

Лес как пример растительного сообщества. Площадь лесов, использование. Основные древесные породы области. Понятие о сообществе на примере леса. Лес — экологическая система. Типы лесов. Срав­нение типов лесов. Значение леса

Практические занятия. Определение деревьев и кустарни­ков по коре, веткам и почвам, хвойных пород по хвое, шишкам и семенам. Составление коллекций. Описание лесного сообщест­ва. Экскур­сия в парк

Среда и ее факторы. Основные задачи экологии. Понятие о среде. Факторы среды: абиотические, биотические, антропоген­ные.

Практические занятия. Экскурсия в краеведческий музей.

Природа. Компоненты природного комплекса и их взаимодействие. Причины устойчивости ПТК. Устойчивые ПТК. Влияние дея­тельности человека на отдельные компоненты и их взаимосвязи в природно-территориальном комплексе.

Практические занятия. Экскурсии в природу с целью озна­комления с типичными ландшафтами.

Природа и человек. Охрана природы как антропогенный фак­тор. Понятие об охране природы как деятельности человека. Рациональное природопользование ресурсов области (водных, минеральных, растительных, животных, почвенных). По­нятие о положительном и отрицательном влиянии антропоген­ного фактора. Знакомство с эталонными участками природы. Природные ресурсы области и перспективы их дальнейшего ис­пользования. Рекреационные территории.

Практические занятия Экскурсия на промышленное предприятие для знакомства с комплексами очистительных сооружений.

Научно-практическая конференция.

Выполнение проекта. Участие в НПК



































Приложение .


Дидактический материал.


1.Топографические карты окрестностей города Новокузнецка.

2. Копии старинных карт Ремезова.

3. Атлас Кемеровской области.

4. Атлас Новоильинского района.

5. Туристические схемы: «Кузнецкий Алатау», « Горная Шория», «Экологические тропы»

6. Набор открыток «Новокузнецк, Кемерово.

7. Копии старых фотографий Кузнецка, Новокузнецка.

8. Настенные карты: «Кемеровская область», «Новокузнецк», «Российская Федерация».

9. Таблицы : «Томская писаница», «Памятники природы».

10. Фотоальбомы: Кузбасс( 1974г, 1986)

11. Рекламные проспекты: «Западно- Сибирский металлургический комбинат», «КМК», «Кемеровская железная дорога», «Шорский национальный парк», «Горная Шория».

12. Фотографии различных объектов родного края.


Видео и аудиоматериалы.

    1. Видеофильмы: «Уходящие в поднебесье», «Пещеры Горной Шории» , «Путешествие по реке Кия, Мрассу».

Аудиокассеты : «Звуки леса», «Лесной ручей».


СД – «Памятники природы юга Кемеровской области»

Презентации .


Материальная база.

1.Групповое снаряжение: палатки, спальники, костровые принадлежности.

2. Специальное снаряжение: веревки, карабины, жумары, репы.

3. Наличие учебного кабинета для занятия.





Литература.

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль:Академия

развития, 1998.

  1. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.:Агар, Рандеву-АМ,

2000.

  1. Барышева, Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в школе. М.:

Просвещение, 1997г.

  1. Дежкин, В. Беседы по экологии. М.: Молодая гвардия, 1979.

  2. Иванов, В. Экологическое образование. Часть З и 4.

  3. Криксунов, Е.А. Экология. М.: Дрофа, 1995.

  4. Масленникова, Н.П. Методика проведения школьных исследова­ний по экологии

растений. Новокузнецк: ИПК, 2000.

8. Новиков, Ю.В. Охрана окружающей среды. -М.: Высшая школа,1987г

9. Ошмарин, А.П. Школьный справочник. Эколо­гия, Академия развития, 1998.

10. Региональные программы спецкурсов и факультативов по эко­логии для

общеобразовательных, инновационных школ и УДО. Новокуз­нецк: ИПК, 1996.

11. Школьный практикум по экологии. - М.: Мир, 1993.


Литература для обучающихся:


  1. Гаев, А.Л. Наши следы в природе. М.: Недра,1991г

  2. Михеев , А.. Ох­рана природы. М.: Просвещение, 1990.

  3. Хефлинг, Г. Тревога в 2000 году. - М.: Мысль" 1990.

  4. Гнатишин ,В.Н. Атлас для школьников. / Машковская Т.О, Тивяков С.Д. ,

Кемеровская область. Роскартография, 2002г.

  1. Соловьев ,Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровкой области,

Кемерово,2003г

  1. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа.

Кемерово, СКИФ-Кузбасс, 2 006г.


Интернет – ресурсы для реализации программы

  1. Занимательные научные опыты для детей   http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml

  2. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml

  3. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ