Сценарий мероприятия посвященный чернобыльской трагедии
Сценарий мероприятия посвященный чернобыльской трагедии
(можно проводить 26 апреля или в «День Земли»)
Методическая разработка
Из опыта работы учителя Т.А. Стоцкой
В процессе обучения раздела биологии - экологии я, как учитель, не могу не рассказать ребятам о страшной Чернобыльской катастрофе и о ее пагубном влиянии на биосферу. Это возможно на уроке по теме «Экологические факторы» в 11 классе, при изучении темы «Биосфера. Охрана биосферы». Кроме того, мне удалось побывать в мертвой зоне, в деревне Журба через 20 лет после случившегося и стать очевидцем последствий катастрофы. Учащиеся обычно задают много вопросов по этой теме. Исследования по данной теме становятся реферативными работами к обобщающему уроку. В итоге накопилось много детских работ, в которых ученики выясняют причины, последствия, прогнозы данной техногенной катастрофы. Авторы работ учатся анализировать ситуацию и синтезировать факты в итоговую работу по теме.
В работе «Чернобыльская катастрофа. 10 лет спустя» ученица М. Землякова пишет:
«Согласно официальным оценкам трёх стран (республики Белоруссии, России, Украины), от чернобыльской катастрофы, так или иначе, пострадали более 9 миллионов человек. В РСФСР подверглись загрязнению 16 областей и одна республика.
В работе «Исследование причин и последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» ученик Д. Мантула пишет о расследовании причин: «Уверен, что ни в какой стране мира, кроме нашей Родины, нет такого количества бесстрашных и отзывчивых людей, готовых по зову сердца уйти с обжитого места, от семьи, рисковать здоровьем для того, чтобы найти причину ядерной катастрофы и сделать так, чтобы подобное никогда не повторилось».
В работе «Чернобыльская катастрофа – 20 лет спустя», В. Кучеренко анализирует проблему и приводит примеры альтернативных источников энергии. Но вводить их в жизнь в нашей стране непросто вследствие недостаточного финансирования. Кроме того, тема Чернобыля может быть актуальной для классных часов «День памяти Чернобыля». В данной работе представлен сценарий для учащихся 7-9-х классов «Героям Чернобыля посвящается!».
Мне он показался интересным, дети его слушают особенно тихо, с замиранием сердца. Благодаря стихам, он эмоционально насыщен и легче воспринимается детскими душами.
Последние годы это мероприятие стало общешкольным и проходит ежегодно 26 апреля в день памяти Чернобыля. Готовят мероприятие ученики 11 класса для учащихся 7-9-х классов.
Целью этого мероприятия является развитие экологического мышления, которое вырабатывает ответственность за совершаемые поступки, и чувство патриотизма, долга перед Родиной.
Вступительное слово учителя
26 апреля 1986г. в городе Чернобыле на планете Земля произошла катастрофа, которая потрясла мир своими масштабами в пространстве и во времени и была названа Чернобыльская трагедия. Чернобылем, древние славяне называли полынь самую горькую траву, да и в слове «Чернобыль» вам слышится черная быль. Об этой трагедии и людях, закрывших нас своей жизнью, мы расскажем вам сегодня.
26 апреля в 01час 23 мин. 40сек. Во время испытательных работ на ЧАЭС 187 стержней системы управления и защиты вошли в активную зону для глушения реактора. Ценная реакция должна была прерваться. Однако через 3 сек. зарегистрировано появление аварийных сигналов по превышению мощностей реактора, росту давления. А еще через 4 сек. глухой взрыв, сотрясающий все здания. Стержни аварийной защиты остановились, не пройдя и половины пути.
Ученик:
Взметнулся в небо столп огня,
И взрыв разбрызгал блока глыбу,
Застыла в ужасе Земля,
Бедой поднятая на дыбу.
Учитель: с крыши 4-го энергоблока как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Это было похоже на фейерверк. Сгустки рассыпались разноцветными искрами и падали в разных местах. Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную дугу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких, мелких капель. На территории ЧАЭС люди перешагивали через обломки, позже из-за высокого уровня радиации там не могли пройти даже роботы: «сходили с ума». А в это время внутри работали люди. Крыши нет, часть дома разрушена, погас свет, отключен телефон. Рушатся перекрытия, дрожит пол. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Всюду течет горячая, радиоактивная вода.
Ученик:
Огонь и мрак – невидим враг,
До смерти шаг – потом бессмертие.
Ни перестрелок,
Ни атак, но жить лишь так,
Ценою смерти.
По абзацу читают старшеклассники:
1-й ученик: В 1 час 26 мин, через 3 мин. после случившегося, сработала пожарная сигнализация. А еще через 2 мин. прибыл дежурный караул станции и по тревоге прибыли пожарные из города Припять. Началась страшная борьба с огнем. Руководил тушением 23-летний лейтенант Виталий Кибенок со своими товарищами. Виталий был старший по должности и званию в своей бригаде пожарников.
2-й ученик: Уровень радиации был неизвестен, но и без дозиметра лейтенант понимал, что уровень радиации выше нормы. Он имел право отдать приказ своему караулу отступить и ждать подкрепления, но беда могла перерасти в еще большую катастрофу. Подхватив пожарный ствол, Правик повел своих ребят на ревущее пламя крыши третьего энергоблока на 30-ти метровую высоту. Ни один не остался в замешательстве. Зная, на что идут, они пошли все без исключения.
3-й ученик: В это время прибывает на пожар Иван Бутрименко со своей командой пожарников из соседнего города. Ему тоже 23 года, он однокашник Кибенка, не медля, бросился на помощь своему товарищу.
4-й ученик: А в это время огонь был уже на крыше машинного зала. Шла 6-я мин. тушения пожара. И тут внимание его привлекли куски белого вещества, беспорядочно разбросанного по крыше. Это вещество мерцало бледным светом, а вокруг него все плавилось и дымилось. Куски было решено немедленно сбрасывать с крыши. Он подал пример и тут же прожег свои испытанные огнем рукавицы, которые должны защитить о любого огня. «Графит», - сообразил он не сразу. Графит был до бела раскален, его температура свыше 100 градусов, радиоактивен.
5-й ученик: Крыша плыла под ногами, плавилось и плыло бетонное покрытие верха машинного зала. Раскаленная масса залила сапоги, обжигая ноги. Через 7 мин. после аварии руководство тушением принял майор Леонид Телятников, командир пожарной части. Он находился в отпуске, но, узнав о пожаре, примчался немедленно. Телятноков забрался на уцелевшую крышу, увидел всю страшную картину. Отступить, означало подставить людей под угрозу, предать, остаться – значит спасти их ценой собственной жизни. Он остался.
6-й ученик: Борьба со стихией шла на высоте 27-70 метров. А внутри помещения 4-го энергоблока тушением занимался дежурный персонал станции. Через 10-15 мин. борьбы людям становилось плохо. Их тошнило, кружилась голова, но они не уходили с места борьбы. У них уже проявлялись симптомы острой лучевой болезни. Самым обессиленным Виталий Кибенок приказывал отступить, но это был единственный приказ, который никто не желал выполнять. Падали на колени люди, но поднимались вновь и шли в атаку на огонь.
7-й ученик: 2 часа 10мин. – сбит огонь на крыше машинного зала, но продолжает гореть крыша реакторного зала.
2 часа 30мин. – подавлен огонь на крыше реакторного отделения.
На третьем часу пожара адский жар заставил снять маски, плавилась обувь, одежда пожарников, руки покрывались ожогами, но еще страшнее была радиация – это невидимый страшный враг, который проникает внутрь, отравляет организм и порожает его страшной болезнью. Все пожарники были очень молодыми людьми. В среднем им было 25 лет. Санитарные машины увозили пожарников с объекта, но другие продолжали тушить, пока страшная радиация не выводила из их строя.
8-й ученик: Приехали пожарные из Киева и других областей Украины. Огонь не должен был распространяться на другие энергоблоки Чернобыльской АЭС.
Пожар надо было остановить, и люди остановили его.
4часа 50 мин. – огонь в основном локализован.
6 часов 3 мин. – пожар ликвидирован.
Наступило утро 27 апреля. Это было воскресное утро. Весна на Украине, а потому люди с утра занимались посевными работами. По улицам из воды, используемой для пожара, побежали ручьи. Началась дезактивация. Сотни пожарных поливали все мыльной водой, поэтому ручьи текли мыльные, а вездесущие мальчишки бегали босиком по лужам и пускали кораблики, не понимая, как опасны были эти лужи. В городе ездил транспорт, народ отдыхал, крестьяне сеяли. Это был самый обычный воскресный весенний день на Украине, теплый и солнечный. И никто не знал, какая опасность грозила им. И никто не знал, что страшный невидимый враг – радиация проникает всюду с воздухом, с водой! А над атомной электростанцией виднелся синий дымок.
9-й ученик: Погибли все, только майор Телятников, начальник отряда, выжил после тяжелой операции по пересадке мозга.
Что и говорить, тяжкий им выпал жребий, но за плечами у каждого были дети, жены, матери, близкие, весь отчий край, которые они заслонили собой.
Володя Правик из Московской больницы продиктовал записку жене: «Ты, знаю, плачешь. Не надо, прошу, я не умру, поверь. Я вернусь с победой». Эти слова Владимира Правика были последними. Через пару дней его не стало. Владимиру не исполнилось 24 лет. Он был молодым отцом и любимым мужем, настоящим мужчиной, гражданином, человеком. В ту черную ночь он и его соратники защитили всех нас, землю, жизнь.
Учитель зажигает свечу. Звучит мелодия. Учитель перечисляет фамилии погибших пожарников:
Половинки
Бутрименко
Правик,
братья Шаврей,
Палеча,
Петровский,
Хмель,
Король,
Ничепоренко,
Биркун,
Булова.
Объявляется минута молчания
Заключительное слово учителя
Идут годы. Мертвыми стоят на земле города Чернобыль, Припять; в них стоят памятники, деревянные просмоленные кресты, у подножья которых написано: «Люди добрые, поклонитесь тем, кто никогда, ни в радости, ни в горе не вернется на эту землю!». Пустыми стоят дома с черными глазницами окон, каждую весну буйно цветут чернобыльские сады и осыпают плодами яблок, груш плодородную, но отравленную чернобыльскую землю. Их никто не ест, они опасны для здоровья.
Лес, впитавший в себя радиацию, порыжел, пришлось бульдозерами зарыть его в огромный котлован на горькой чернобыльской земле, и теперь он отравляет воды, которые идут в Припять и Днепр. Города и деревни стоят, обнесенные колючей проволокой. Туда не ступает нога человеческая. Иногда пролетают птицы и на больших скоростях проносятся редкие машины по трассе Киев - Житомир. Но жизнь продолжается, и сегодня у нас горит свеча, как символ жизни. И пусть на нашей земле рождаются, растут и живут герои, способные защитить жизнь на земле.
Стихи читают учащиеся
Полынь
Этой темы касаться -
Словно раны кровавой,
Но молчать
Не положено мне:
Я из тех, что пока
Не обласканы славой,
Хоть сражались
В библейской войне.
Нет страшней,
Чем с невидимой смертью бороться,
Заслоняя планету собой,
Пляшут, вырвавшись, атомы,
Злые уродцы,
Но пожарные,
Приняли бой
Нет, не все измеряется
Лишь орденами,
Хоть, должно быть,
Отыщут и вас ордена,
Вижу, став на колено,
Солдатское знамя
Преклоняет пред нами страна.
Все пред вами в долгу,
И до самого гроба…
Выйду в степь,
В раскаленную синь,
Я не ведала ране,
Что словами «Чернобыль»
Называли славяне полынь.
Не важно, кто первый на кнопку нажмет,
А бедной планеты обугленный рот,
Кричит: «Что творите вы люди со мной?
Поймите, земляне, вы в связке одной!
Вам вместе лететь в термоядерный ад.
Закрою глаза - океаны кипят.
Это время пока что! Но время не ждет.
Сегодня на Припяти тронулся лед.
Чернобыль, Чернобыль -вселенская боль!
За души ослепшие бой.
Не уж то меня не прикрыл ты собой?
И запад твой страшный урок
Не поймет?
Не важно, кто первый на кнопку нажмет,
О, бедной планеты обугленный рот.
Стон земли
(С.Михалков)
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала…Плоть моя покрыта
Рубцами ран -живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда,
А что мне стоит только штат Невада,
Его подземных взрывов череда.
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщением,
Я против сил безумных восстаю,
И, сотрясая Твердь землетрясеньем,
На все обиды свои ответ даю
И не случайно грозные вулканы
Выплескиваю с лавой боль земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти.
Андрей Дементьев.
Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?
В темные отравленные воды,
В пахнущие смертью небеса.
Ты прости нас, бедный колонок,
Изгнанный, затравленный, убитый…
На планете, Богом позабытой,
Мир от преступлений изнемог.
Литература
Бадев В.В., Егоров А.Ю., Казаков С.В. Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС. М.: «Энергоатомиздат». 1990.
Варницкий В. Чернобыльский адреналин. // «Зоря» 2002.
Израэль А.Ю. Проблемы всестороннего анализа окружающей среды и принципы комплексного мониторинга. Л., 1988.
Никитин Д., Новиков Ю. Окружающая среда и человек. М., 1986.
Пральников А. Репортаж из Чернобыля. М.: «Мысль». 1998.
Сердюков М. Заслонили собой. // «Собеседник» № 133, 2005.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ