Урок по теме: "Экосистема. Связи организмов в экосистеме"
Экосистема. Связи организмов в экосистеме.
Задачи урока: образовательные – продолжение формирования у учащихся
представлений об экосистеме, как о совокупности
живых организмов, в которой осуществляется
круговорот в-в и поддерживается устойчивость в
течение определенного времени;
- дать представление о структуре экосистемы;
- убеждение лицеистов в необходимости охраны редких
видов животных и растений.
воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся;
- формирование умений работать в группе;
- экологическое и природоохранное воспитание.
развивающие – развитие памяти, речи, мышления учащихся;
- развитие умений использовать материал учебного
пособия при ответе на вопросы учителя;
- развитие умений обобщать, анализировать материал,
делать выводы;
- развитие критического мышления учащихся.
Методы и методические приемы: объяснение, фронтальная беседа, рассказ учителя, работа с таблицей, составление кластера, постановка проблемных вопросов и заданий, работа с текстом учебника, работа в группах, демонстрация презентации.
Структура урока: 1. Орг. момент (1-2 мин.)
2. Постановка целей и задач урока ( до 3 мин.)
3. Актуализация материала пройденного на предыдущем уроке
( до 10 минут)
4. Изучение нового материала ( до 18 мин.)
- понятие экосистема;
- структура экосистемы;
- устойчивость экосистем.
4. Закрепление материала ( до 12 мин.)
5. Д/з (1-2мин.)
Ход урока:
№ п/п
Этап урока
Содержание этапа
Методы и методические приемы
1
Орг.
момент
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся объяснение хода урока, определение групп.
2
Поста-новка целей и задач урока
Каждый живущий организм связан с окружающей средой потоками вещества и энергии, проходящими через его тело.
Потребляя и выделяя вещество и энергию, живые организмы влияют на среду своего обитания уже тем, что живут. Результаты жизнедеятельности каждого отдельного существа могут быть невелики и малозаметны. Но все вместе они сливаются в мощную силу, преобразующую земную поверхность.
Выдающийся английский ученый–естествоиспытатель, Артур Тенсли предложил термин «экосистема», для обозначения совокупности живых организмов и среды их обитания в природе.
- Как связаны м/у собой живые организмы в природе?
(В биоценозах все популяции видов связаны друг с другом сложной пищевой сетью. Солнечная энергия поступает в организмы животных из растений, которые черпают запасы вещества и энергии из неживой природы. В итоге любой биоценоз представляет некое единство со своим биотопом, создавая целостную систему, которую называют экосистемой)
Постановка целей и задач урока
3
Актуали-зация пройден-ного материа-ла
Жизнь на Земле существует повсюду, кроме жерл действующих вулканов. Все, что окружает живой организм, называют его средой обитания. Изучением взаимодействия организмов с окружающей средой занимается наука …..(дополните предложение) экология (от греч. oikos – "жилище", "местопребывание" и logos – "слово", "учение").
Каждое живое существо тесно связано со своей средой обитания, испытывает ее влияние и в свою очередь на нее воздействует. Все свойства среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами.
- На какие группы разделяются экологические факторы?
Экологически е факторы подразделяют на абиотические и биотические.
- Какие факторы относятся к абиотическим факторам среды?
Абиотические факторы имеют физико–химическую природу. Это свет, температура, влажность воздуха, количество и состав солей в воде, давление, ветер и т.п.
- Какие факторы относятся к биотическим факторам среды?
Биотические факторы – все прямые и косвенные воздействия организмов друг на друга и среду обитания. Организмы живут в окружении других видов, испытывают влияние хищников, паразитов, конкурентов, взаимодействуют с представителями своего вида, вступая во множество положительных и отрицательных связей.
В современном мире практически вся живая природа испытывает сильнейшее влияние человеческой деятельности. Часто это влияние намного перекрывает действие природных факторов. Поэтому, кроме абиотических и биотических, отдельно выделяют и рассматривают (продолжите)…антропогенные факторы. К ним относятся всевозможные формы воздействия человека на другие виды и на условия их жизни. Такие воздействия могут специально предусматриваться человеком или выступать как непредвиденные и случайные.
На Земле выделяют четыре основные среды жизни, сильно различающиеся по свойствам и силе действия отдельных факторов:
водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную (тела других организмов).
В зависимости от того, в каких средах живут представители разных видов, они испытывают действие разных экологических факторов и вынуждены приспосабливаться к ним.
Приведите примеры таких приспособлений.
Фронтальная беседа
Составление
кластера
Демонстрация таблицы
Демонстрация таблицы и слайды презентации
4
Изучение нового материа-ла
В биоценозах все популяции видов связаны друг с другом сложной пищевой сетью. Солнечная энергия поступает в организмы животных из растений, которые черпают запасы вещества и энергии из неживой природы. В итоге любой биоценоз представляет некое единство со своим биотопом, создавая целостную систему, которую называют экосистемой. Организованная в экосистемы жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет, не прерываясь. Экосистемы бывают разных масштабов, наземные и водные: пруд с его обитателями, озеро, море, океан, небольшой лес, целая тайга, степь, пустыня – все это природные экосистемы. Аквариум, сад, пшеничное поле – экосистемы, созданные человеком.
Наземные экосистемы, связанные с участками однородной растительности, называют биогеоценозами. Таковы, например, ельник кисличный, ельник зеленомошный, березняк разнотравный, сфагновое болото, луг, ковыльная степь и т.п.
В названии "биогеоценоз" подчеркивается тесная взаимосвязь ("ценоз") живых ("био–") и неживых ("гео–") компонентов на определенном участке земной поверхности. Учение о биогеоценозе и сам термин создал крупный российский ученый–ботаник В.Н.Сукачев.
Экосистем на Земле очень много. Существенным свойством каждой из них является круговорот веществ и потоки энергии. из-за большой роли живых организмов круговорот веществ в экосистемах часто называют биологическим круговоротом веществ.
Биологический круговорот веществ является главным условием существования экосистемы.
Круговорот веществ в биогеоценозе осуществляется благодаря наличию в нем четырех неотъемлемых компонентов
- Назовите неотъемлемые компоненты биогеоценоза. Приведите примеры организмов относящихся к различным группам.
1)абиотического компонента (запаса биогенных веществ и солнечной энергии); 2)продуцентов (создающих органическое вещество); 3) консументов (потребляющих органическое вещество); 4) редуцентов (разлагающих мертвое органическое вещество).
Рис. Основные структурные компоненты экосистемы.
Энергия, химические вещества и организмы связаны между собой потоками энергии и круговоротом веществ
- Биогенными веществами называют минеральные соединения, используемые для синтеза органических веществ. Назовите такие вещества.
Продуценты – это организмы, создающие эти органические вещества и запасающие в них лучистую энергию Солнца. Обычно это фотосинтезирующие зеленые растения и некоторые прокариоты (цианобактерии). Консументы – это переработчики биологической продукции, в основном животные, а также грибы и некоторые паразитические и насекомоядные растения. Редуценты – организмы, разлагающие мертвые остатки растений, животных и других представителей живого мира до минеральных соединений (углекислого газа, воды и минеральных солей). В роли редуцентов выступают по преимуществу бактерии, а также грибы и некоторые животные (простейшие). Совместная деятельность этих разных по экологическим функциям групп организмов и является двигателем биологического круговорота веществ в биогеоценозе.
- От чего зависит устойчивость экосистемы?
(Биогеоценозы (экосистемы) устойчивы лишь в том случае, когда все четыре компонента, входящие в их состав, поддерживают круговорот веществ достаточно полно.)
Круговорот веществ поддерживается в биогеоценозах (экосистемах) постоянным притоком все новых и новых порций энергии. Хотя по закону сохранения энергии она не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы в другую, круговорота энергии в экосистемах быть не может. Расходуясь на жизнедеятельность организмов, усвоенная ими энергия постепенно переходит в тепловую форму и рассеивается в окружающем пространстве. Таким образом, деятельность экосистемы напоминает круговое вращение мельничного колеса (круговорот веществ) в потоке быстротекущей воды (поток энергии).
Одна и та же порция вещества и заключенная в нем энергия не могут бесконечно передаваться по сложной сети питания, связывающей организмы в биогеоценозе. На самом деле трофическая сеть состоит из переплетения коротких пищевых (трофических) цепей – последовательного ряда питающихся друг другом организмов, в котором можно проследить расходование первоначальной порции энергии. Каждое звено ряда называют трофическим уровнем.
- Каково значение пищевых связей? (Пищевые связи между организмами играют важную роль. Во–первых, они обеспечивают передачу органического вещества и заключенной в нем энергии от одного организма к другому. Вместе, таким образом, уживаются виды, которые поддерживают жизнь друг друга. Во–вторых, пищевые связи служат механизмом регуляции численности популяций в природе. Пищевые отношения между организмами стоят заслоном на пути чрезмерного размножения отдельных видов, что делает природные сообщества более устойчивыми и стабильными.)
Объяснение с элементами фронтальной беседы
Демонстрация таблицы
Работа в группах
(ответы оформляются на листах формата А3 и вывешиваются на доске)
Работа с текстом учебника
4
Закрепление материа-ла
Как соотносятся между собой понятия "биоценоз", "экосистема" и "биогеоценоз"?
Что является главным условием, поддерживающим существование экосистем?
* Подумайте.
Может ли один и тот же вид входить в разные цепи питания?
Почему человек разводит в основном растительноядных животных?
Почему в пищевой сети нет конца и начала, а в пищевых цепях – есть?
* Эволюция хищника и жертвы происходит сопряженно, т.е. коэволюционно. Наблюдается ли это в таких биотических связях, как паразитизм и комменсализм?
* Какими путями избегают конкуренции птицы, живущие в одном лесу?
Назовите главные законы устойчивости экосистем.
Объясните, в чем заключается ценность биологического разнообразия видов в биогеоценозе.
* Подумайте.
Почему химические элементы многократно участвуют в биологическом круговороте, а с энергией этого не происходит?
Каким образом отрицательная обратная связь поддерживает устойчивость экосистемы?
Фронтальная беседа
5
Д/з
Параграф № 5-6, повторить.
Запись в дневниках и на доске
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ