Сочинение ученицы 9 класса по теме: «Давайте поговорим об охране природы»

11



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №2»




«Мир заповедной природы»

Номинация: «Литературное произведение»

Сочинение.

Тема: «Давайте поговорим об охране природы».



Работу выполнила:

Красильникова Марина,

ученица 9 класса,

МБОУ «Мухтоловская СОШ №2»

Ардатовского района,

Возраст – 15 лет

Руководитель: Кормишева Ирина

Николаевна, учитель биологии


















2012 год


Сочинение.

« Давайте поговорим об охране природы».

Каждому егерю – белый передник!

В руки – таблички: «Не бей!», «Не губи!»

Всё это вместе зовут – заповедник,-

Заповедь только одна: не убий!

В.Высоцкий «Заповедник»

А начну я своё сочинение с жуткой истории, свидетелем которой стала я. Погожим осенним днём мы с моей подругой прогуливались по лесу. Кругом стояла мёртвая тишина. И вдруг мы услышали рабочую музыку дятла. Нам показалось, что не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. Мы стали медленно приближаться к тому месту, где трудился красногрудый музыкант. На заболевшей сосне виднелся его узор. Мы спрятались за кусты и молча, любовались его работой.

И вдруг грянул выстрел. Дробь сорвала кусок коры, источенной червями. И вместе с корой на жёлтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку, она так и осталась белеть в его окровавленном клюве. Из синего дыма на поляну вышел парень лет семнадцати с двустволкой в руке.

Мы растерялись, но спросили:

- Зачем?

- А просто так!

Через несколько минут он быстро скрылся в лесу, оставив на земле убитую птицу.

И каждая из нас, наверное, задавала себе один единственный вопрос: «Неужели он не знал, что птица лечит деревья и не приносит никакого вреда». И дятел, и личинки, и сосна – это часть нашей природы. А природа, среди которой мы живём, - это наш общий дом. И все мы должны заботиться о нём.

Одна из актуальных проблем современности - взаимодействие человека и природы. Экологическое образование всего населения (особенно подрастающего поколения) в области сбережения окружающей среды является важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения ресурсов Земли.

Я много читала и слышала об ООПТ – особо охраняемых природных территориях. И вот, что я узнала. На заре своего появления они назывались благозвучнее и понятнее: заповедники, заказники, заповеди, священные или моленные, леса, запретники. Так почему же они так охранялись от массовых посещений? А причин было две. Во – первых, это были излюбленные места охоты царей и князей или места скопления и размножения ценных промысловых видов. Во – вторых, какой – либо природный объект или место по необъяснимым причинам назывались «священными», «святыми».

Уроки биологии и географии расширили мои познания в области охраны природы. Например, я прочитала о том, что 14 марта 1995 года был принят Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». По этому закону все « участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования». Для них установлен режим особой охраны. По этому же закону под охраной государства находятся все охраняемые территории (семь категорий): государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Мне очень интересно было узнать, когда же люди начали охранять природу? Существует мнение, что Ною, единственному человеку, спасшемуся от Всемирного потопа, удалось сохранить биоразнообразие Земли при помощи одного ковчега. Я с этим не соглашусь. Сегодня столь простое решение проблемы уже невозможно. Для сохранения нескольких, а то и одного единственного вида приходится изымать из хозяйственного использования и брать под охрану изрядные участки территорий.

Священные рощи, леса, горы, источники были уже в Древнем Риме, и Греции, и в странах Древнего востока, у славянских и германских племён.

Первая «официальная» природоохранная зона появилась в Шри-Ланке в III в. До н.э. исторические хроники сохранили слова проповеди буддийского монаха Махинды королю: «О, большой король, все птицы и животные имеют равное право жить и перемещаться в любой части этой земли, как и вы. Земля принадлежит людям и всем другим существам, и вы – только опекун этого». Свою проповедь монах говорил под деревом манго в оленьем парке Михинтале. Именно там, в Михинтале, царь Деванампиятисса запретил охоту, рубку леса и сбор растений, т.е., говоря современным языком, основал заповедник.

Достоверная датировка создания охраняемых территорий начинается с

XIII в. Именно тогда князь Даниил Галицкий (1220-1264) издал указ: создать «великий заповедник у межах сучасных» Беловежской и Цуманской пущ. Оттуда началась Беловежская Пуща – старейший заповедник Европы. При Алексее Михайловиче Романове (1645-1676) близ Москвы была создана сеть охраняемых территорий, где охота была запрещена всем, кроме царя, - это Сокольники, Измайлово, Останкино, Кунцево, до сих пор сохранившиеся как парки.

Территории, предназначенные только для высочайшей охоты (государевы займища, потешные луга, потешные острова, на которых князья и цари «деяли ловы») имелись и вокруг Киева, и в окрестностях Петербурга, в Крыму и на Кавказе. Многие современные заповедники возникли на месте тех царских «охот».

В настоящее время в России 101 заповедник и 35 национальных парков, которые вместе занимают площадь 40 млн. га (около 2% площади Российской Федерации).

Так зачем же нужны нам охраняемые территории? Я бы ответила так: «Для сохранения исчезающих видов растений и животных». Но это будет неправильно. Заповедники нужны нам как эталоны природы, как красивые места для отдыха, как убежище для животных и растений. Я очень люблю природу и настроена к ней доброжелательно. Но есть другая, достаточно распространённая точка зрения: «Зачем вообще нужны заповедники, если туда нельзя ходить людям? Заповедники не приносят никакой экономической выгоды. Следовательно, они не нужны». Мне жаль таких людей, которые во всём видят только экономическую выгоду.

На мой взгляд, главная печаль состоит в том, что и сторонники, и противники охраняемых природных территорий исходят на самом деле из одного общего почти для всего человечества убеждения, что заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы – есть некое благодеяние, оказываемое человеком природе, что без них, в общем-то, можно и прожить, что есть более важные ценности и задачи. Распространённость этого убеждения очевидна.

На территории Кавказского заповедника и Сочинского национального парка прокладываются дороги и строятся здания – ради подготовки к Олимпиаде. В Астраханском заповеднике бурят разведывательные нефтяные скважины. В заказнике Утриш, в уникальном реликтовом можжевелово-фисташковом лесу, ведутся масштабные вырубки и строятся дороги, в самом сердце Утриша планируется создание «физкультурно-оздоровительного комплекса» - фактически новой резиденции, предназначенной для отдыха высокопоставленных персон.

Так, может быть, действительно олимпиады, нефть и отдых чиновников важнее и нужнее, чем охраняемые территории? Обходятся ведь без заповедников и львы, и муравьи, так почему их должен устраивать человек? Действительно, ни львы, ни муравьи заповедников не устраивают. Но и, ни один вид не изменяет планету так сильно, как делает это человек. А видоизменённая человеком планета становится всё менее подходящей средой обитания и для него самого, и для всех других тварей, её населяющих.

То, что жизнь в загрязнённой окружающей среде достаточно быстро неблагоприятно отразится на здоровье, понятно практически каждому человеку. Один из руководителей Международного Союза охраны природы и природных ресурсов, зоолог, Жан Дорст сказал: «У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но, в конечном счёте, природу может спасти только его любовь. Природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек, хоть немного полюбит её просто потому, что она прекрасна, и потому, что он не может жить без красоты».

Как же организовать охраняемые территории? На первый взгляд, может показаться, что это дело нехитрое: взять в руки таблички «Не бей!», «Не губи!», прибить их там, где живёт редкий зверь или растёт редкий цветок. И дело сделано! Но как определить размер охраняемого места? Сколько таких мест должно быть? Как они должны распределяться по планете? Ответить на эти вопросы совсем не просто. Знакомясь с картой мира, где были обозначены охраняемые территории, я удивилась тому, что самый большой в мире заповедник, Большой Арктический, расположен на острове Таймыр. По площади он почти равный Дании. Я заметила так же, что значительные охраняемые территории расположены в Арктике, альпийском поясе и в других бесплодных землях. В зоне хвойных и широколиственных лесов площадь заповедных территорий гораздо меньше. И это понятно. Люди мало используют арктические тундры или ледники, их не жаль отдать под заповедник. С более плодородными землями и приятными для отдыха местами человеку расставаться жалко. Одна из приоритетных задач охраны природы сегодня – сделать сеть охраняемых природных территорий более представительной, обеспечивающей защиту достаточно больших площадей всех типов местообитаний.

Наконец, какой процент площади Земли необходимо охранять для поддержания общего благополучия планеты? Учёные разных стран пытались ответить на этот вопрос. По мнению российских учёных А.В.Яблокова и с.А.Остроумова, «около 1/3 каждого крупного физико-географического региона должно быть сохранено в естественном или близком к нему состоянии. Ещё на 1/3 территории изменённая живая природа должна быть сохранена как фон хозяйственной деятельности человека. Поля, пастбища, урбанизированные территории, дороги, промышленность не должны занимать более 30% суши во избежание экологической катастрофы».

По мнению родоначальников современной экологии Г.Одума и Ю.Одума, 30-40% земель должны быть полностью изъяты из хозяйственного использования и заповеданы для того, чтобы жизнь людей на данной территории была благополучна. Видные теоретики заповедного дела России Н.Ф.Реймерс и Ф.Р.Штильмарк, пытаясь ответить на этот вопрос с учётом особенностей конкретных природно-географических зон, пришли к выводу: чтобы избежать неблагоприятных для человека последствий, необходимо заповедать в северной тайге 80% территории, а в лесотундре и тундре – свыше 95%.

Какие же охраняемые территории бывают? Итак, есть семь категорий охраняемых территорий. Я знаю, что задачи их во многом схожи: сберечь уникальные природные образования, поддержать биологическое и ландшафтное разнообразие, сохранить генофонд диких растений и животных. Но охраняются они по-разному. Различаются и правила пользования этих территорией.

Наиболее строг природоохранный режим заповедников. На территории заповедников имеют право находиться лишь их сотрудники: лесники и научные работники. Никакой туризм, никакие экскурсии на территории заповедника не допускаются. Принципиально важной характеристикой заповедника является ведение на его территории постоянной научной работы. Здесь не просто берегут природу, здесь её изучают в естественном, не затронутом человеком состоянии.

Все заповедники России ведут наблюдения по единой программе, которая называется «Летопись природы». Летопись – основной научный документ заповедника, в котором сконцентрированы и основные результаты наблюдений за природными процессами и явлениями, и анализ полученных результатов, и выяснение закономерностей наблюдаемых природных процессов и причин, их вызывающих.

Первые заповедники России обычно создавались для охраны какого-либо конкретного вида. Например, старейший заповедник России - Баргузинский был создан в 1916 г. для охраны соболя, Воронежский – в 1927 г. для охраны бобра, Кандалакшский – в 1932 г. для охраны гаги. Сегодня, очевидно, что эти заповедники сберегают не только те виды, ради которых создавались, но и целые природные комплексы, важные для существования сотен видов живых существ. Баргузинский заповедник сейчас имеет статус биосферного и включён в список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

В национальных парках, как и заповедниках, охраняются природные комплексы и объекты, но вместе с тем парки открыты для туризма. Специфической задачей национальных парков является создание условий для познавательного туризма и экологического просвещения.

Задача парков – показать то, что в них охраняется. Для этого парки снабжаются инфраструктурой: тропами, местами отдыха, стоянками. В национальных парках допустимы щадящие виды отдыха – пеший, водный лыжный туризм, кратковременные экскурсии. В национальных парках человек – гость, и его пребывание не должно оставлять следов. В России национальные парки – явление новое. Первыми в 1983 г. появились Сочинский парк и «Лосиный Остров» в Москве. Сегодня в России 35 национальных парков, однако, серьёзных доходов они не получают.

Следующая категория ООПТ – заказники. Здесь под охраной находится не весь природный комплекс, а лишь некоторые его части: отдельные виды растений или животных, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. В заказниках запрещены определённые виды хозяйственной деятельности: охота, рыболовство, сенокос, выпас скота. Но то, что не влияет на охраняемые объекты, может быть разрешено. Однако на территории заказника запрещена любая деятельность, искажающая исторически сложившийся ландшафт: капитальное строительство, нарушение местообитаний видов растений и животных, сжигание сухих листьев и травы, разведение костров вне специально отведённых для этого мест; заготовка и сбор всех видов растений, повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников и т.п.

За границами заповедников и заказников располагается ещё множество примечательных природных объектов, нуждающихся в охране. Наиболее приемлемой формой охраняемых природных территорий для таких объектов является памятник природы. Площадь памятников природы может быть совсем невелика, но режим охраны довольно жёсткий, вплоть до абсолютно заповедного.

Основная цель объявления природного комплекса или объекта памятником природы – сохранение его естественного состояния. Памятниками природы могут быть участки живописных местностей, эталонные участки нетронутой природы; старинные парки; места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных; участки леса, особо ценные по своим характеристикам, уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, пещеры); геологические обнажения, имеющие особую научную ценность. Даже отдельные объекты живой и неживой природы, например деревья-долгожители, растения причудливых форм, вулканы, холмы, ледники, валуны, гейзеры, водопады, родники, утёсы, пещеры, гроты могут стать памятниками природы.

Как попасть в заповедник? Даже наиболее строго охраняемые природные территории (заповедники) не так недоступны, как может показаться. Они открыты для тех, кто любит природу, знает её и готов работать для её сохранения. И наибольшие возможности тут предоставляются для школьников.

Почти все существующие в России заповедники, заказники и национальные парки принимают школьные группы не только в качестве экскурсантов, но и в качестве помощников в проведении научных и хозяйственных работ. Количество научных сотрудников в заповедниках очень ограничено. Часто без помощи им не обойтись. Подростки могут привлекаться для обследования больших территорий или сбора большого количества первичных научных данных. Конечно, для подобной работы одного энтузиазма мало. Нужны достаточно серьёзные знания и навыки. Эти знания и навыки подростки получают в школьных биологических кружках, на юннатских станциях, организующих экспедиции в заповедники.

Я знаю, что 2003 год в России был объявлен «Годом особо охраняемых природных территорий». До этого времени эколого-просветительская функция для заповедников Российской Федерации не была приоритетной. В последние годы много и часто стали говорить об экологическом туризме. С этой целью возникла идея создания на базе ООПТ детских экологических лагерей.

На территории посёлка, где я живу, функционирует детский оздоровительный лагерь «Озёрный». В лагерь приезжают дети 8-15 лет. Они здесь не только отдыхают на природе, но и занимаются изучением экологии. Я была в этом лагере всего один раз. Среди вожатых, которые работали с нами, были и студенты биологического факультета. Казалось бы, чем может помочь экологический лагерь в сложном процессе воспитания экологической культуры за недолгие три недели? Оказывается, очень многим. Уже само пребывание на территории оздоровительного лагеря учит, воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. Дети, оторванные от родителей, попадают в мир, где природа – полноправная хозяйка, где не всегда работают

мобильные телефоны, нет магазинов, но зато есть плеск озера, шум ветра, роса на траве, лесные шорохи. Большое озеро, где мы купались и загорали, - любимейшее место отдыха детей и взрослых. Здесь мы отдыхали душой, познавали мир природы. У нас была редкая возможность почувствовать хрупкость и удивительную красоту природы. Наверное, в эти минуты каждый из нас осознавал свою причастность и личную ответственность за её сохранение. Программа лагеря была составлена с учётом знакомства с ботаникой, зоологией, краеведением – с отделами охраны и экологического просвещения ООПТ.

Пребывание в лагере предусматривало и волонтёрскую работу на ООПТ. Ребята вырубали сорные кустарниковые заросли вокруг лагеря, обустраивали клумбы на территории лагеря, собирали лекарственные травы, строили домики для птиц. И, конечно следили за чистотой базы отдыха. А как радовались мы, когда отправлялись в однодневные походы. Нас разбили на 5 групп. И каждая группа имела своё задание. Одна группа снимала и описывала растения – обитатели водоёмов, другая – младшая группа, рассматривала видовой состав деревьев и кустарников на экологической тропе. Группа детей, куда входила я, отыскивала ягодники. А когда мы возвратились в лагерь, оформили стенгазеты и провели заседание Клуба знатоков природы. В итоге ребята получают навыки исследовательской работы, учатся собирать материал, анализировать и обрабатывать его, готовить доклады и презентации.

Экологические лагеря позволяют сплотить и объединить детей, после возвращения дети не хотят расставаться, хотят продолжать общение и совместную деятельность, готовы активно участвовать в природоохранных мероприятиях, продолжать изучение экологии, заниматься в понравившемся мастер-классе.

В пределах Ардатовского района есть ООПТ – два государственных комплексных природных заказника – Мухтоловский и Личадеевский. Я хочу рассказать о Мухтоловском заказнике. Мухтоловский заказник был создан 22 марта 1994 года на площади 9,4 тыс. га с целью сохранения типичных для Нижегородской области сосновых боров, ельников, хвойно-широколиственных лесов и болот. Заказник служит местом обитания редкого в Нижегородской области вида животных – серого журавля, а также местом произрастания занесённого в Красную книгу РФ вида грибов – рогатика пестикового, редких в правобережной части Нижегородской области видов растений – ивы черниковидной, цинны широколиственной. Болота, расположенные на территории заказника, являются клюквенными. Заказник является местом обитания охотничье-промысловых животных: лося, кабана, лисицы, зайцев, ондатры, тетерева, глухаря, рябчика, уток и др. Ограниченная хозяйственная деятельность на территории заказника разрешена, но в такой мере, чтобы не наносить ущерб охраняемому объекту. Наиболее распространён среди заказника охотничий промысел, где человек регулирует численность зверей и птиц.

Личадеевский заказник организован 18 апреля 1996 г. и занимает площадь 6,1 тыс.га. Цель образования заказника – сохранение и восстановление территории, используемой жителями района для отдыха, охоты, сбора грибов и ягод, а также охраны типичных для области сосновых боров, пойменных дубрав, болот, лугов.

На территории Ардатовского района находятся пятнадцать памятников природы. Среди озёр, относящихся к памятникам природы Ардатовского района, можно назвать Большое (Пустынное), Комсомольское (Пионерское), Нуксенское и Чарское. Все названные озёра карстового происхождения, расположены в относительной близости друг от друга в северной части Ардатовского района на водоразделе рек Тёши и Серёжи.

Берега озёр, в основном, болотистые. На сплошном покрове из мха сфагнума в изобилии произрастают осока вздутая, клюква, в небольшом количестве встречаются мирт болотный, тростник, осока чёрная и малоцветная.

К болотам – памятникам природы – относятся Светлое, Пустынное и болото безымянное Балахонинского лесничества. Они являются типичными переходными болотами. Древостой вокруг болот образован единичной берёзой с примесью сосны.

Следующую группу памятников природы нашего края образуют участки хвойно-широколиственных лесов по реке Ломовка, около сёл Сиязьма, Берёзовка, Туркуши. Расположены на западной окраине южной части Ардатовского района. Все эти памятники природы являются типичными участками высоко-возрастных хвойно-широколиственных лесов. Первый ярус древостоя здесь образуют сосна, ель, берёза, осина; второй ярус образован липой, с примесью клёна, дуба, иногда осины и берёзы. В травянистом ярусе встречаются следующие растения: сныть обыкновенная, копытень европейский, ландыш майский, хвощ лесной и др.

Парки р.п. Ардатова, д. Четвертово и у пос. Мыза также являются памятниками природы, которые расположены в центре южной части Ардатовского района. Балахонихинская пещера – уникальный геологический памятник природы, находится в старом заброшенном гипсовом карьере.

Наша родная природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. Напрашивается вопрос: « Кто должен научить мальчишек и девчонок беречь и любить природу? Кто должен объяснить им, что лес без птиц неприветлив и скучен? Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

Я считаю, что лучше всего могут научить детей любить родную природу, родной край, Россию, - учителя, родители, экологи. Нужно помнить, что экология – один из серьёзных факторов общественного бытия. Нельзя забывать о том, что охрана природы – неотъемлемая часть нашей жизни. Я уверена в том, что с природой нужно разговаривать только на языке диалога.

А в заключение своего сочинения я хочу обратиться к ровесникам и сверстникам: «Нигде в мире нет такой уникальной по красоте и богатству природных ресурсов страны, как Россия. На тысячи километров простираются леса, которые поражают нас удивительными видами растений и животных. А сколько малых и больших рек с чистейшей струящейся водой, целебных родников! А карстовые пещеры с их прохладой и таинственностью! Да всего и не перечислишь. Нужно только всегда помнить, что ко всему этому богатству мы должны относиться бережно, по-хозяйски. Не вредить природе, а помогать ей, охраняя её. И тогда заповедных мест, уголков, территорий будет гораздо больше. И природа нам за это только скажет: «Спасибо!»

Пусть каждый из нас, общаясь с мудрым и щедрым лесом, с жужжащим от счастья шмелём, с красавцем – одуванчиком, дарящим нам радость и восторг, хоть один раз произнесёт добрые слова: «Здравствуй, друг!». Это уже будет здорово!

Но мало слов, нужны ещё поступки, направленные на сохранение и умножение природных богатств.

Не губите сами растения, занесённые в Красную книгу, и не позволяйте этого делать другим! Не причиняйте вреда ни маленькой гусенице, ни квакающей лягушке! Подкармливайте звонкоголосых птиц! Зелёную зону, где отдыхаете, не захламляйте мусором! Будьте друзьями природы, а не её врагами! И тогда наша Родина станет ещё краше и сильнее.

Гляжу, не нагляжусь на русскую безбрежность.

И кланяюсь моим лесам, полям, лугам.

(Ф. Лаубе)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ