Экономические системы

1


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1. Экономическая система 5

2. Свободный рынок 11

3. Плановая экономика 18

4. Смешанная экономика 23

Заключение 33

Литература 35


ВВЕДЕНИЕ

Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем. В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технологии производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические потребности индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Наличие специфических ресурсов также обусловливает традиционность в решении экономических задач.

Командная экономика. Все решения по основным экономическим проблемам принимает государство. Все ресурсы здесь составляют собственность государства. Центральное экономическое планирование охватывает все уровни — от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. В силу этого производство благ постоянно отрывается от общественных потребностей. Прогресс общества тормозится.

Рыночная экономика. В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: что? как? и для кого? — определяет рынок: цены, прибыли и убытки.

«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар.

«Как» решается производителем, стремящимся получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

Смешанная экономика. Современная рыночная система являет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства.

Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует разработке и использованию совершенных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.

В настоящей работе проведен анализ основных экономических систем.













1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Экономика любой страны функционирует как самостоятельная, большая система, которая включает много разных видов деятельности. И каждое ее звено — компонент системы — может существовать только потому, что получает что-либо от других звеньев, то есть находится с ними во взаимосвязи и взаимозависимости.

Свойства хозяйственной системы как целого не тождественны простой сумме свойств, входящих в нее структурных элементов, появляются новые качества, новые свойства. Система всегда находится в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью, упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.

Противоречия системы обусловливают и противоречивые тенденции в ее развитии: с одной стороны, стремление к целостности (единообразию), с другой — к обособленности (разнообразию); с одной стороны, к централизации, с другой — к децентрализации; с одной стороны, к обобществлению, с другой — к обособлению; к изменчивости и устойчивости и т.д. Это определяет волнообразный характер ее развития.

В экономической литературе взгляды на тенденцию развития хозяйственных (экономических) систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации всех ее структурных элементов. Так, Е.А. Преображенский писал, что различные системы хозяйствования могут существовать в рамках национального хозяйства на основе полного экономического равновесия между ними, но такое равновесие длительно существовать не может, потому что одна система должна пожирать другую. Данное теоретическое представление составляет базу экономической политики в периоды реформ, направленных на полное уничтожение каких-либо экономических явлений и процессов (например, частной собственности в переходный период от капитализма к социализму) и создание новых.

Другие экономисты считают, что существование различные экономических систем взаимно обогащает эти системы, ведет к. экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы. Так, современная теория конвергенции (лат. converqere приближаться, сходиться) строится на тезисе с том, что разные экономические системы в процессе своего собственного развития и совершенствования в конечном счете сольются и создадут новую хозяйственную систему.

Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономической системы, когда одна тенденция приходит на смену другой. Современное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется разгосударствлением; всеобщее планирование — отказом от него; централизация — децентрализацией и т.д. Чем сильнее колебания, тем больше трудностей в развитии экономики страны.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-либо народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития, то есть уяснить данное явление как нечто изменчивое, формирующееся, проходящее определенные фазы, ступени развития.

Современный мир есть результат естественного исторического развития общества. Понимание же этого исторического процесса у отдельных ученых-экономистов современности различно, что объясняется использованием различных критериев для характеристики данного процесса.

Например, известен формационный подход, лежащий в основе анализа явлений и процессов общественной жизни. В письме к В.Засулич К.Маркс выделял три основные формации:

первичная (архаичная), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;

вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);

коммунистическая.

По Марксу, коммунизм есть "не идеальный способ производства", как многие из нас представляли себе, а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности. Коммунистический идеал "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех", по Марксу, воплотится в жизнь лишь после завершения эпохи коммунизма, в новой эпохе "положительного гуманизма".

Согласно представлениям К.Маркса, Ф.Энгсльса, а затем и В.И.Ленина, коммунизм состоит из двух фаз, и низшей его фазой является социализм. В связи с событиями, происходящими в нашей стране и в странах Восточной Европы, вполне закономерно возникают вопросы: верно ли учение марксизма о социалистическом преобразовании общества и не утопия ли сама коммунистическая идея?

Отвечают на них сегодня по-разному. Одни считают, что социализма в бывших социалистических странах, по сути, не было, скорее, социализм был в развитых странах Запада, поэтому говорят, например, о модели шведского социализма. Другие утверждают, что социализм был, была и мировая социалистическая система. Но социалистическая система хозяйствования была существенно деформирована. В настоящее время в мировой практике, журналистике, в экономической литературе все чаще можно встретить термин «посткоммунистические и постсоциалистические страны», что свидетельствует о признании существования социализма в этих странах до недавнего прошлого.

Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический — так называемая "пятичленка"') на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственно процессу производства, или способу производства. Способ производства — это не только определенный способ добывания и преобразования веществ природы, а и особый способ присвоения труда непосредственных производителей (как и его результатов), обусловленный формой собственности на средства производства и соответствующей ей общественной формой труда.

Сегодня классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнение по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо лишь к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписывается азиатский способ производства, цивилизация Китая и Индии, с большой натяжкой можно включить и Россию. Поэтому рассмотрение процессов мирового развития на уровне формации, способов материального производства при всей их теоретической и исторической значимости не может охватить всю сложную гамму происходящих в мире событий, а отсюда очевидна и определенная ограниченность такого подхода. В связи с этим в экономической литературе предпринимаются попытки использования других критериев для анализа явлений и процессов общественной жизни.

Современная экономическая мысль на основе использования критерия "степень индустриального развития общества" выделяет:

индустриальное, постиндустриальное, неоиндустриальное (информационное) общества.

Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:

по форме собственности на средства производства;

по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков различают.

Командную или тоталитарную экономику, где большинство предприятий находится в государственной собственности; они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив; все вопросы о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят бывший СССР, Албанию и т.д.

Рыночную экономику или капитализм эпохи свободной конкуренции, которая характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно на свой страх и риск. Несмотря на то что они руководствуются своими собственными интересами, их деятельность, по словам А.Смита. направляется как бы невидимой рукой (конкуренцией) в целях реализации интересов других людей и общества в целом. Сюда можно отнести, например, Гонконг.

Смешанную экономику, где и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране; где государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка. Сюда относят развитые страны, в том числе США, Англию, Францию и др.

В российской экономической мысли имеет место другая классификация хозяйственных систем, в которой получило отражение современное видение мира как результата исторического развития различных типов цивилизации.

Слово "цивилизация" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает гражданский, общественный. Это понятие сравнительно молодое для науки, введено в научный оборот всего два столетия назад и использовалось французскими философами-просветителями для характеристики общества, в котором царствует разум и свобода. Сегодня в научной литературе термин цивилизация используется :

  • для оценки степени и уровня культуры (различают античную и современную, европейскую и азиатскую культуры и т.д.);

  • для характеристики стадии развития человеческого общества, пришедшей на смену варварства;

  • как культурно-исторический цикл развития замкнутых групп, народов и государств; как заключительная стадия развития культуры, фаза ее заката;

  • как совокупность основных компонентов общественной жизни: человеческого потенциала, способа производства материальных благ, окружающей среды — различают собирательство, земледельческую и промышленную цивилизации;

  • как определенную стадию в циклическом развитии общества в целостности составляющих его элементов: наука, экономика, культура и т.д.

В России наиболее распространено представление о цивилизации как разумно организованной системе экономических и социально-правовых отношений в развитых странах.







2.СВОБОДНЫЙ РЫНОК


Проблема изучения современной теории рынка исключительно важна для всех стран, экономика которых функционирует на основе рынка.

Рынок — одна из самых распространенных в экономической теории категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики. Зачастую понятие рынок применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности и у нас и за рубежом имеется самое различное толкование понятия "рынок".

Понятие "рынок" многогранно и многолико, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно менялось.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также к удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег.

Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе, то это не может не вызвать специфику в формах его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у рынка позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках. Рынок в функционирующей экономической системе можно рассматривать и как самостоятельную подсистему.

Сущность рынка находит свое выражение в его главных экономических функциях.

Экономическая функция — это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория, отражающее ее сущность.


Функции рынка:

согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;

установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов; рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы;

экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли;

стимулирование научно-технического прогресса и на его основе интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики;

обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, "территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции к интернационализации и росту интеграционных процессов в экономике;

обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Выполнение рынком стимулирующей и мотивационной функций очень важно для развития экономики. В развитой экономике именно рынок правит всем. В условиях плановой экономики могут потребоваться долгие годы, чтобы рынок утвердил себя, но все равно в конце концов он начнет функционировать и эффективно размещать ресурсы. В бывшем СССР была система рынка, которая существовала наряду с плановой экономикой. Плановая экономика до некоторой степени существовала за счет того, что ее поддерживала рыночная система.

Эффективно (результативно) функционирующая система свободного рынка характеризуется следующими обязательными составными элементами.

Первым элементом является свободное движение цен, которое предполагает свободное их изменение в сторону увеличения, снижения или стабильности на основе свободной конкуренции. Правительство может установить фиксированную цену и требовать взимать ее за какой-то продукт независимо от того, какова его стоимость, или от того. будет ли это выгодно для владельца продукта. Обычно результатом фиксирования цены правительством на какой-то продукт бывает исчезновение его с прилавков рынка и появление на "черном" рынке. Но иногда установление цен правительством бывает целесообразным, например, в период высокой инфляции, во время войны, или других национальных бедствий. История свидетельствует, что все эксперименты, связанные с установлением твердых цен на Западе не имели успеха. Объясняется это тем, что данная мера никогда не могла дать то, что от нее требовалось в такой ситуации.

Свободное движение цен может происходить только в системе рынка. Правительство не должно диктовать цены, ибо результатом этого будет застой в производстве продукта и сокращение предложения товара рынку. В случаях войны и национальных бедствий правительство вынуждено будет контролировать цены и нормировать продукты, стремясь стабилизировать травмированное положение экономики. Эти меры часто применяются, но, увы, не часто дают положительный результат.

Другой элемент свободного рынка — отсутствие давления на поставки. Если на поставки оказывается принуждение, давление, цены поставок повышаются. Для того чтобы система свободного рынка действовала естественным путем, поставщики должны иметь достаточное количество ресурсов, необходимых для производства такого продукта, который бы отвечал всем требованиям, предъявленным ему на рынке потребителями.

То же самое происходит, когда давление на поставки оказывает правительство. Если оно проявляет настойчивость в своих попытках оказывать давление на поставки, результатом будет исчезновение этого продукта у предлагавших его ранее поставщиков и появление его на "черном" рынке. Естественно, будет повышена цена на этот продукт, потому что человек, который связывает себя с "черным" рынком, подвергается риску, предлагая свой товар за пределами правовой системы, за что он и взимает дополнительную плату.

Третий элемент свободного рынка — адекватная информация о рынке. Особенно важно это сегодня, когда события быстро меняются. Быстрая система коммуникации (сообщения) дает нам возможность знать, как меняются рыночные условия фактически на любом рынке мира. Чтобы поставить свой продукт, производитель должен знать цену рынка, потому что он основывает свои решения на цене, затратах и потенциальной прибыли. В то же время потребитель, чтобы принять рациональное решение, должен знать, какова цена продукта. Ему необходимо сравнить альтернативные продукты и сделать свой выбор, основывая его на тех ограниченных ресурсах, которыми он располагает для покупки требующихся товаров и услуг. Поэтому для людей, заинтересованных в участии в рыночных отношениях, очень важно. чтобы существовала соответствующая гласность и им была предоставлена необходимая информация.

Четвертый элемент — вред правительственного вмешательства.

1. Ни один участник свободной конкуренции в системе свободного рынка не должен быть в состоянии оказывать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими (административными, приказными) методами. Но правительство вмешивается в рынок по-разному. Прежде всего, как уже было сказано, через контроль цен или путем ограничения количества ресурсов, требуемых для производства продукта (например, во время войны, когда многие материалы ограничены в поставке и употребляются как военная продукция). Кроме того, оно может вмешиваться через различные сдерживающие постановления. Выполнение постановлений, связанных с охраной окружающей среды, или направленных на социальную защиту и охрану труда рабочих, также будет сдерживать рынок.

В итоге именно потребитель будет платить за все эти издержки. Однако это не означает, что не должно существовать ответственности за нарушение экологического баланса или, что рабочие не должны иметь социальных привилегий и гарантий по охране труда. Заплатит за все это тот же потребитель через механизм цен, который действует так, что гарантирует данную плату.

Часто государственные постановления принимаются потому, что многие частные фирмы не хотят нести ответственности за ход своей деятельности. В системе свободного рынка обычно бывает так, что фирма в погоне за прибылью начинает проявлять безответственность. Например, что касается вопроса охраны окружающей среды. Для химической компании легче избавиться от химических отходов через открытые воды, чем перерабатывать их до безопасного состояния. Если от таких отходов избавляются через системы водоснабжения, которой пользуется население, то в результате наносится ущерб окружающей среде, а затем эти затраты станут социальными. По социальным затратам есть пункт налога в статье расходов, которым облагается фирма в обязательном порядке в пользу всего общества. Если фирма относится к вопросу экологии ответственно, она находит средства для переработки использованной воды и отходов с наименьшими затратами и для себя, и для общества.

Пятый элемент — альтернативное использование ресурсов. Для этого в системе свободного рынка должен быть доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества. Кроме того, необходимы абсолютная мобильность ресурсов производства и неограниченная свобода передвижения капитала. Потребитель и производитель должны иметь выбор в использовании своих ресурсов на альтернативной основе. Это особенно важно для поставщика продукта. Если он не может перевести свои ресурсы с одного рынка на другой, он будет стеснен в потенциальной выгоде и возможно понесет потери. В результате он перестанет действовать как поставщик, подрывая этим функции рынка через недостачу произведенного им продукта. И наоборот, если производитель не может заработать прибыль на одном рынке, но имеет возможность перевести ресурс на другой, то он найдет продукту наиболее выгодный сбыт.

Шестой элемент в системе свободного рынка — широкий выбор.

Здесь не должно быть фактора, который бы сдерживал широкие возможности выбора нужного продукта, выбора полезности, 1 которую несет данный продукт, выбора цены на этот продукт, доступной покупателю.

Седьмой элемент системы свободного рынка — неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними, позволяющая осуществить принцип рационального поведения рыночных субъектов, — оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов.

Система свободного рынка — система с очень суровой дисциплиной. Она не делает снисхождений производителю, чтобы он мог производить что-либо на условиях более легких, чем оптимальные. Потребитель никогда не купит товары или услуги, которые произведены не в оптимальных условиях.

Концепция оптимальности утверждает, что производитель должен пытаться производить товары по самым низким ценам, используя наименьшее количество ресурсов. Если производитель производит продукт, используя больше ценностей, чем его конкурент, продукт будет дороже и рынок его отвергнет.

Таким образом, свободный рынокэто самостоятельная, саморазвивающаяся и саморегулирующая система, в которой люди делают то, что они сами решают делать.

Нет такого агентства, которое бы извне могло направлять действия рынка. Конечно, существует правительство, устанавливающее законы и правила пребывания в бизнесе, но оно не смешивается в бизнес, не назначает директоров предприятий, не распределяет обязанности, централизованно не планирует деятельность фирм.

На рынке каждый делает то, что входит в его интересы. Человек, который выходит на рынок с продуктом, должен произвести нечто, что удовлетворит потребность или желание потребителей, а иначе он потерпит неудачу в предпринимательстве. Рынок предполагает, что люди будут предлагать продукты и услуги, которые несут полезность и способны дать удовлетворение потребителю. Но гарантии в этом нет.

3. ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА


Быстрый крах плановых систем в большинстве бывших социалистических стран породил мнение, что, очевидно, плановая экономика появилась как результат, якобы, чисто насильственных действий российских большевиков, а затем также насильственно была навязана другим странам, что все годы ее существования это чистая «потеря времени» и т.п. На деле, все обстоит не так просто.

Рубеж XIX—XX вв. обнаружил кризис рыночной экономики. Смысл его состоял в том, что рыночный механизм, вопреки представлениям о его роли и А.Смита, и А.Маршалла, оказался неспособен обеспечить саморегулирование развития общества. Глобальным проявлением этого кризиса явилась первая мировая война.

Недостаточность рыночного саморегулирования на основе «невидимой руки» потребовала обратиться к помощи «руки» достаточно видимой и осязаемой — государственному регулированию. В теории в связи с этим сложились три версии. Первая — государственное регулирование самих рыночных отношений — уходила корнями к концепции В.Парето и развивалась его учеником Э.Баронэ, ОЛанге и др. Эта версия получила наименование «рыночного социализма». Вторая — государственное регулирование как известное дополнение к рыночному механизму. Подобная концепция была выдвинута Д.Кейнсом. Третья — государственное управление хозяйством без использования рыночных отношений. Такая концепция была подробно обоснована в теории К.Маркса, тип принудительно направляемого хозяйства рассматривался в трудах П.Струве, В.Ойкена. Все эти три альтернативные модели получили то или иное применение в различных странах в XX в.

Вариант плановой экономики, избранный большевиками, таким образом, находился в общем русле развития мировой экономики, казался предпочтительным, поскольку полностью исключал «нерациональные» рыночные отношения. Его более высокая историческая эффективность связывалась, в частности, в марксистской теории с рядом черт.

Во-первых, якобы непосредственно общественный (планомерный) характер производства, исключающий косвенные рыночные связи, предполагал, что каждому виду труда и продукта заранее предопределено место в системе общественного разделения труда. На деле планомерность вылилась в одностороннее директивное командование, исключающее реальные обратные связи, возможность использования инициативы мест, притупляющее мотивацию в труде работников и т.п.

Во-вторых, общенародная собственность на средства производства, превращающая, якобы, всех в хозяев и, следовательно, резко повышающая эффективность производства. На деле переход большей части средств производства в руки государства породил использующую их в своих интересах бюрократическую партийно-государственную элиту, превратил большинство населения в наемных работников, вынужденных подчиняться директивам тоталитарного режима.

В-третьих, высшая цель плановой экономики — неуклонный рост благосостояния народа, что должно было в первую очередь продемонстрировать ее историческое преимущество. На деле плановая экономика, сложившись как экономика ресурсоограниченная, действительно обеспечивала первоначально высокие темпы роста, однако проявлялось это в «производстве ради производства», нарастающем ограничении роста народного потребления, развитии всеобщего интенсивного дефицита и т.д.

В-четвертых, распределение материальных и духовных благ по труду представлялось как самое «справедливое» распределение. На деле, в условиях постоянного ограничения продукции конечного (личного) потребления оно вылилось в уравнительное распределение для большинства населения, сочетающееся с огромными привилегиями для правящей элиты. При этом необходимость обеспечения макроэкономического равновесия проявлялась в жесткой привязке доходов населения к объему производимых потребительских благ и услуг.

В-пятых, высокая степень государственной социальной защиты населения, правда, на весьма примитивном уровне, что проявлялось в обеспечении бесплатного образования, здравоохранения, льготном предоставлении жилья и т.п. Действительно, большие первоначальные достижения в этой области постепенно становились все менее впечатляющими в связи с относительным сокращением средств на указанные цели.

В-шестых, на практике формирование и развитие плановой экономики и в России и в других странах было всегда «привязано» к строительству социализма (коммунизма), что как бы дополнительно отличало страны с плановой экономикой от всех других стран.

Длительное существование плановой экономики, особенно в России, объясняется тем, что, во-первых, плановая экономика, действительно, обладает рядом внешне положительных сторон, во-вторых, существованием условий, в которых они реализуются.

Эти стороны плановой экономики: способность к значительной концентрации ресурсов, высокая маневренность, быстрота действия приказа, возможность макроэкономического планирования и прогнозирования и т.п. Условия хозяйствования, благоприятные для проявления этих преимуществ: относительная простота структуры производства, соответственно небольшое количество хозяйственных связей, преобладание экстенсивного типа экономического роста, сравнительно небольшой срок, в течение которого действует энтузиазм, порожденный социалистической идеей и выступающий стимулом к труду. Преходящий характер этих условий, нарастающий по мере усложнения народного хозяйства, повышения роли интенсивных процессов в экономике, творческой активной роли человека в производстве означает, что по мере их исчезновения нарастает и кризис плановой экономики. Отметим, что указанные выше моменты макрохозяйствования имели место в условиях низкого уровня потребления народа, особенно сельского населения.

Кризис плановой экономики — кризис ее как системы. Сущность его — неспособность плановой экономики обеспечивать эффективное функционирование общественного производства, общества в целом. Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями административно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффективность производственных факторов, проявляющаяся в значительно большем расходовании на единицу продукции материальных и трудовых ресурсов, чем в рыночной экономике; соответственно способность ее к обеспечению преимущественно экстенсивного роста, провал попыток перевести экономику на путь интенсивного роста; низкий уровень народного потребления и растущее отставание в этой области от стран рыночной системы; подавление тоталитарным режимом в человеке творческих начал, инициативы, внутренней мотивации в труде, что особенно важно в современных условиях; растущая неконкурентоспособность стран плановой системы на мировом рынке и т.д.

Вышесказанное означает, что кризис плановой экономики возник не «вдруг». Он развертывался постепенно. Уже в 50-е годы в России предпринимаются серьезные попытки усиления стимулирования работников сельского хозяйства; в целях развертывания местной инициативы создаются Советы народного хозяйства в рамках отдельных областей или их групп. Реформы середины 60-х годов возвращают планирование и управление к отраслевому принципу, ставя целью расширить самостоятельность первичных производственных звеньев — предприятий. Попытки усовершенствовать плановую систему хозяйствования предпринимаются в 70 и 80-е годы. Это были попытки преодоления ее нарастающего кризиса. Реформы не принесли успеха: все предпринимаемые прогрессивные нововведения отторгались административно-командной системой, так как были несовместимы с основными принципами плановой экономики. Историческая практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее реформированием. Этот выход — отказ от плановой системы, ее замена системой другой.

Какая же система должна придти на смену плановой? Очевидно, такая, которая бы преодолела основные недостатки плановой экономики. Так, плановая экономика — это ресурсоограничейная система, ориентированная на производство ради производства, «погоню за валом» в ущерб удовлетворению конечных потребностей населения, росту его благосостояния. Следовательно, необходимо преобразовать экономику, подчинив ее развитие именно удовлетворению потребностей. Но это возможно лишь в случае, если реальным ограничением развития производства становятся сами потребности, т.е. при переходе к спросоограниченной (рыночной) системе.

Плановая экономика как директивно направляемая ограничивала возможности отдельных предприятий в развитии их инициативы, более полном и эффективном использовании ресурсов, поощрении работников и т.п. Следовательно, необходимо освободить производителей от тотальных команд, провести в этом смысле «разгосударствление» экономики, превратить каждое звено в самостоятельного субъекта хозяйствования, ведущего свою деятельность для удовлетворения спроса на основе риска, ответственного за ее результаты.

Плановая экономика как единая централизованная система исключала экономическую соревновательность, конкуренцию отдельных звеньев, число которых в целях облегчения управляемости ими было к тому же относительно невелико. Это дополнительно снижало эффективность плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек производства, повышение качества продукции, производство новых продуктов, внедрение новейшей техники и т.п. Следовательно, необходимо так преобразовать экономику, чтобы сложилась реальная конкурентная среда, т.е. разукрупнить производство, существенно увеличить количество хозяйствующих субъектов, устранить ограничения монопольного порядка и т.д.

Как видно, при известных различиях указанных направлений все они так или иначе связаны с необходимостью перехода к рыночной экономике. Это объясняется и тем, что для стран плановой экономики характерен, в целом, индустриальный тип хозяйства, но этому типу, как показала практика, свойственны два вида связей: или прямые директивные, или косвенные рыночные. Коль скоро система прямых директивных связей оказалась менее эффективной, она должна быть заменена системой связей косвенных, рыночных.




4.СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА


В современном мире не существует общества, в котором не было бы политической власти, то есть государства. Государство выполняет многочисленные функции политического, военного, экономического и правового порядка. Все эти функции взаимосвязаны и во многом зависят от развития экономики. С тех пор как человек начал заниматься промышленным производством, по поводу роли правительства в экономике ведутся споры. До появления классиков в период, известный как меркантильный, в экономике (с начала 1500-х гг. до 1776 г.) выделилось два направления: одно считало, что правительство должно поощрять и стимулировать приток золота в страну, а другое — что нужно производить экономические ценности внутри страны, чтобы создать богатство нации. Известно, что в XVI в. один из членов французского правительства спросил у промышленника, что нужно делать правительству, чтобы помочь развитию экономики. "Оставить нас в покое", — ответил он. Это значит, что правительство должно предоставить бизнесу свободу для проявления себя. Совет промышленника, данный так давно, был надолго забыт, но теперь его вспоминают многие.

Классики экономической теории исходили из того, что рынок способен к автоматическому саморегулированию, роль государства в функционировании рыночной экономики минимальна. Правительство в системе свободного рынка издает законы, выпускает деньги, создает благоприятную обстановку для его функционирования, организует службу связи и коммуникации, заключает международные соглашения, обеспечивает безопасность посредством полиции и военных сил, а также выполняет другие задачи, описанные А.Смитом.

Многие современные экономисты разделяют и сегодня эту позицию классиков — неолибералисты, монетаристы. Последние считают, что главная задача государства состоит в обеспечении устойчивости денег.

Развившийся в 30-х гг. нашего столетия глубокий экономический кризис и Великая депрессия показали, что свободный рыночный механизм имеет недостатки, что рыночная система может долго находиться в депрессии при высоком уровне безработицы и необходимо вмешательство государства, чтобы обеспечить устойчивость данной экономической системы. Так появилась концепция регулирования рыночной экономики государством, получившая название "кейнсианство" по имени автора книги "Общая теория занятости, процента и денег" Дж.М.Кейнса, где изложена ее суть. Основные черты кейнсианства — это активное вмешательство государства в экономику, регулирование микроэкономики, использование всей совокупности форм и методов воздействия на экономику, стимулирование эффективного спроса.

В 50-е гг. эта теория была взята на вооружение США и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности национальной экономики, но уже в 70—80-е гг. стало очевидным, что кейнсианство, отдававшее предпочтение государству, становится несостоятельным.

В 80-е гг. свою полную несостоятельность продемонстрировала и концепция всеобъемлющего государственного регулирования (планирования). Сторонники этой концепции, основу которой заложил К.Маркс, считали, что силой государства можно решить все экономические проблемы — создать изобилие жизненных благ, обеспечить полную занятость населения, достичь социальной справедливости и гармонии, обеспечить высокую эффективность экономики. В этой концепции отсутствует рынок. Экономическая политика, основанная на этой концепции, проводилась в бывшем СССР и в странах мировой социалистической системы, которая рассыпалась под натиском неразрешимых экономических проблем в конце 80-х гг. текущего столетия. Вариантом теории Дж.Кейнса стало то, что на Западе называют социализмом. Социализм на Западе — это система частичного планирования, соединенная с системой благотворительности, которые имеют тенденцию нарушать работу системы рынка. Опыт стран, использующих этот вариант социализма, таких как Англия, Франция, Германия, Швеция, Дания и Финляндия, дает разные результаты. За последние несколько десятилетий в процессе того, как общество становилось все более социалистическим, наметились негативные тенденции, ведущие к замедлению экономического роста. Оказалось, что эта система эффективна не настолько, насколько хотелось бы, и поэтому необходимо полностью восстановить систему свободного рынка.

В 80—90-х гг. XX в. наблюдается процесс модификации системы свободного рынка в направлении усиления конкурентно-рыночного механизма. Однако это не означает полного свертывания государственного регулирования экономики. Происходит приспособление государства к рыночному механизму, изменение форм, методов, оптимизация выбора их воздействия на экономику. То, что мы имеем сегодня на Западе — это свободная экономика, которая содержит элементы планирования. Все успешно действующие экономические структуры в мире работают именно по этой схеме. И только когда они пренебрегают ею, создаются неблагоприятные для экономики условия, как это было в СССР и других тоталитарных государствах. Свободный рынок опирается на модель ограниченного вмешательства правительства, описанную еще А.Смитом. В результате применения этой теории, а также нескольких других, которые органично вошли в экономическую культуру Запада, США и другие западные страны стали благополучными государствами.

Регулирование рынка государством проявляется через реализацию его (государства) экономических функций, которые довольно многообразны и направлены на достижение следующих экономических целей:

экономический рост; эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни;

экономическая эффективность — требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов;

полная занятость трудоспособного населения — позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией;

стабильный уровень цен; серьезное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать;

экономическая свобода; предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы;

справедливое распределение доходов; с позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы; принцип "На равный капитал — равная прибыль" действует как тенденция; уравнительное распределение недопустимо; в то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши;

экономическая обеспеченность — обеспечение номинального существования за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и другие иждивенцев;

торговый баланс — предполагает поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.

Этот перечень можно дополнить и другими целями, например, улучшением охраны окружающей среды и т.д.

Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые вещи могут находиться в противоречии или взаимно исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать рост цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым ослабить экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов. Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства. Эти цели реализуются, если государство (правительство) выполняет, как минимум, следующие экономические функции:

создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей процветанию рынка;

защита конкуренции;

производство социально-значимых товаров (услуг);

защита населения от вредных побочных последствий

предпринимательства;

перераспределение доходов и ресурсов;

стабилизация экономики.

Так как в системе свободного рынка имеется противоречие между свободой объединяться и свободой конкуренции, то первой и главной проблемой правительства, учрежденного на различном уровне (от городского до государственного), является проблема установления и соблюдения законопорядка. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как определение прав собственности, предоставление законного статуса частным предприятиям, гарантированное соблюдение контрактов. Право собственности на землю сталкивается с правом собственности на самолет, если вы, например, не разрешаете летать над своей территорией. Это противоречие призвано разрешить правительство, оно становится как бы арбитром при решении споров хозяйствующих субъектов. Правительство устанавливает законные "правила игры" на свободном рынке для всех, обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о состоянии экономики и рыночной конъюнктуры, тем самым защищая и поощряя конкуренцию.

В странах Запада государство, выполняя функцию защиты конкуренции, активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного их влияния в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.). Это был знаменитый закон Шермана, получивший широкую известность как "хартия экономической свободы". Звучал он очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, были признаны незаконными.

Следовательно, обязанность правительства — создать такие условия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко поступать правильно. Ответственность правительства за денежную систему признана давно. Чеканить монету, регулировать ее стоимость и стоимость иностранной монеты — всегда было делом государства. Сегодня функции правительства расширяются до обеспечения функционирования всей кредитно-денежной системы.

Роль правительства в рыночной экономике заключается в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии сделать для себя сам. Правительство осуществляет производство социально-значимых товаров и услуг, которые не могут быть созданы в рамках частного предпринимательства.

Например, инвалиды не могут построить дорогу через какую-то местность. Во-первых, они не владеют этой землей; во-вторых, у них нет ресурсов для строительства. Кроме того, тому, кто построит дорогу, придется взимать налог за пользование ею, чтобы окупить затраты и получить прибыль. На Западе правительство имеет привилегию — право решающего голоса в таких вопросах. Это значит, что правительство может заплатить за землю людям, владеющим ею, и строить там дорогу, независимо от того, хотят или не хотят этого жители данного региона. Инвалид не мог бы этого сделать. А правительство может не только построить дорогу, но и обложить налогом тех, кто пользуется ею. Правительство может принимать полезное участие в производстве социальных благ.

Социальное благо — это то, что люди не могут произвести самостоятельно без централизованного управления.

Примерами социальных благ могут быть не только автомагистрали, но и библиотеки, музеи, медицинские учреждения, школы, Муниципальные службы, пожарная и полицейская службы и тд.

Государство заполняет свободные от рынка хозяйственные зоны, которые или не дают достаточной прибыли, малоэффективны, но общественно необходимы, либо дадут результат только в будущем (фундаментальное развитие науки, НТП, космос и тд.)

Правительство призвано защитить население от вредных последствий предпринимательства. Эти последствия влияют на здоровье людей и условия их жизни, экологию и национальную безопасность. Чтобы избежать их, предупредить или уменьшить, правительство использует различные методы — налогообложение, субсидии, убеждение, запрещение и др. Целесообразно вмешательство государства и при внешних эффектах (загрязнение рек, эксплуатация автодорог, парков и заповедников в городе и тд.).

Развитые государства осуществляют также перераспределение доходов между богатыми и бедными слоями населения. Обобщающим показателем вмешательства государства в рыночную экономику является доля валового национального продукта, которая перераспределяется через государственный бюджет. В Швейцарии эта доля составила к концу 90-х гг. 27,1% ВНП, в Японии — 33,0; в США - 36,0; в Англии - 38,0; в Италии — 48,7; в Голландии — 53% ВНП.

В рыночной экономике государство может заниматься и предпринимательством, доходы от которого оно также направляет на решение социальных проблем. Государственный сектор, по самым приблизительным подсчетам, занимает от 20 до 30% в национальном продукте.

Государство должно правильно определять приоритеты макроэкономического развития — что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, какие будут последствия широкохозяйственных связей — с тем, чтобы правильно перераспределить ресурсы из одних сфер в другие. Например, чтобы ликвидировать структурные диспропорции. Чтобы не разорялись мелкие товаропроизводители (фермеры), государство устанавливает высокие закупочные цены на их продукцию, выплачивает из госбюджета дотации.

И последнее. Стабилизация экономики не может быть достигнута без вмешательства государства. Это самая новая и сегодня одна из самых важных функций правительства. Уровень производства зависит от общего или совокупного уровня расходов. Высокий уровень расходов означает, что многим отраслям национальной экономики выгодно увеличить производство товаров, следовательно, повышается занятость населения, возрастает его платежеспособный спрос. Если совокупные расходы превышают величину созданного продукта при полной занятости, то избыточные расходы вызовут повышение цен и инфляцию, ибо чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае правительство обязано не только сократить, но и ликвидировать чрезмерные совокупные расходы путем уменьшения собственных расходов, повышения налогов с целью сокращения расходов частного сектора.

Государственное регулирование не должно подменять собой рынок, иначе оно превращается в администрирование, а модель свободной рыночной экономики перерастает в модель командной экономики, которая, как исторически доказано, неэффективна. Если государственное вмешательство в экономику переходит разумные границы, оно вытесняет механизм конкуренции, ставя на его место государственную монополию. В результате фирмы теряют стимулы к конкуренции, минимизации затрат, а общество, население вынуждено оплачивать неэффективность государственного вмешательства по более высоким ставкам. Вопрос роли государства в системе свободного рынка до конца еще окончательно не решен. Есть много факторов, которые служат поводом для бесконечного обсуждения гражданами роли государства.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свойства хозяйственной системы как целого не тождественны простой сумме свойств, входящих в нее структурных элементов, появляются новые качества, новые свойства. Система всегда находится в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью, упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались.

Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:

по форме собственности на средства производства;

по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков различают: командную или тоталитарную экономику, рыночную экономику или капитализм эпохи свободной конкуренции, смешанную экономику.

Система свободного рынка требует определенных условий, в которых бы люди могли независимо принимать решения, производить продукт, выходить на рынок ресурсов с целью их приобретения, создавать время, место и форму полезности из этих ресурсов, а затем предлагать их рынку по цене, которая будет больше чем затраты и принесет им выгоду.

Плановая экономика как единая централизованная система исключала экономическую соревновательность, конкуренцию отдельных звеньев, число которых в целях облегчения управляемости ими было к тому же относительно невелико. Это дополнительно снижало эффективность плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек производства, повышение качества продукции, производство новых продуктов, внедрение новейшей техники и т.п.

Роль правительства в рыночной экономике заключается в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии сделать для себя сам. Правительство осуществляет производство социально-значимых товаров и услуг, которые не могут быть созданы в рамках частного предпринимательства.

Обязанность правительства — создать такие условия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко поступать правильно. Ответственность правительства за денежную систему признана давно. Чеканить монету, регулировать ее стоимость и стоимость иностранной монеты — всегда было делом государства. Сегодня функции правительства расширяются до обеспечения функционирования всей кредитно-денежной системы.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ