Основы рыночной экономики 2
Тема: Основа рыночной экономики
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Условия возникновения рыночной экономики
1.2 Механизм рыночной саморегуляции. Спрос и предложение
1.3 Конкуренция как основа рыночной экономики
1.4 Роль государства в рыночной экономике
2 ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
2.1 Особенности рыночной экономики на современном этапе
2.2 Разработка путей совершенствования дальнейшего развития рыночной экономики в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Основная часть решений о производстве и потреблении принимается отдельными лицами и частными фирмами с учетом цен, складывающихся на рынке. Они же являются собственниками факторов производства. Правильность или неправильность принятых решений выражается в их доходах или убытках. Такая экономика называется рыночной.
Рынок – сложное экономическое понятие, предполагающие взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг.
Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, реализующийся через рыночные цены, через взаимное соотношение спроса и предложения.
Данная тема является актуальной и интересной в данное время.
Рыночные отношения окружают нас, нашу жизнь – это наша среда обитания.
Без знания того, как функционирует рыночная экономика (отношение, механизм, и т.д.) потребитель выпадает и находится вне зоны рыночных взаимоотношений, и таким образом жизнь превращается в вялотекущее состояние вплоть до нищенского существования.
Знание данной темы, позволяет всему обществу грамотно и объективно воспринимать любую информацию и достигать прогресса в любой жизнедеятельности, что в конечном итоге связано с функционированием рыночной экономики.
Таким образом, изучение вопроса основы рыночной экономики является актуальным на сегодняшний день.
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Условия возникновения рыночной экономики
Более развитым и сложным типом организации хозяйства по сравнению с натуральным хозяйством является рыночное хозяйство как система, при которой блага производятся не для собственного потребления, а для обмена, купли-продажи на рынке, т.е. становятся товарами.
Рынок - это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом, стремясь сохранить и улучшить своё положение на рынке, субъекты, стремящиеся к одинаковой цели-максимизации дохода, прибыли.
Условия возникновения рыночного хозяйства - это, во-первых, определенный уровень развития общественного разделения труда и, во-вторых, экономическая обособленность производителей, закреплённая частной собственностью.
Общественное разделение труда, или специализация производителей на выпуске отдельного продукта или его части, создает возможность обмена, а также ведет к росту знаний, навыков работника, повышению производительности его труда, экономии рабочего времени.
Преследуя свои частные интересы, люди действуют по принципу: дай мне то, в чем нуждаюсь я, что нужно мне, и ты получишь то, что нужно тебе. Являясь собственниками производственных ресурсов, производители рассчитывают не на благотворительность, а на возмездный, эквивалентный характер отношений между собой: каждый стремится получить, по меньшей мере, столько, сколько предлагает другим для обмена. Преследуя свою выгоду, человек "невидимой рукой" рынка, по словам А. Смита, направляется к другой цели - удовлетворению потребностей других членов общества. Рыночное хозяйство есть форма взаимосвязи между производителями и потребителями через куплю и продажу товаров. Его основные признаки:
1) экономическая свобода участников производственного процесса,
2) наличие конкуренции как среди продавцов, так и среди покупателей,
3) максимизация частной выгоды (дохода, прибыли) как цель экономической деятельности, и
4) регулирование производства, распределения, обмена и потребления через механизм цен.
Основные экономические вопросы общества - что, как и для кого производить - решаются здесь исходя из требований рынка. Учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке, производители сами решают, что производить, т. е. как распределить ограниченные ресурсы между отраслями и видами производств, и как производить нужные товары, с какими затратами. Они перестают производить то, что не пользуется спросом на рынке, а ресурсы переключают на выпуск других, пользующихся спросом товаров и услуг. Таким образом, чистый капитализм - классическое рыночное хозяйство - это самонастраивающаяся система.
Понятие "рыночное хозяйство" является синонимом понятия "рынок" в широком смысле слова (можно сказать: "Россия вступила в рынок").
Понятие "рынок" в узком смысле используется для разграничения рынков по объектам рыночных сделок (рынки товаров, услуг, ресурсов, ценных бумаг, патентов и т. п.), по территориальному признаку (местный, национальный, региональный, мировой рынки), по критерию соблюдения норм права, регулирующего экономическую деятельность (рынок легальный и теневой) и т. д.
1.2 Механизм рыночной саморегуляции. Спрос и предложение
Основой механизма рыночной саморегуляции являются спрос и предложение.
Спрос - это форма выражения потребности представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.
Предложение - это совокупность товаров находящихся на рынке или способных быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим удовлетворяющим производителя товара ценам.
На рынке действует объективный закон спроса. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается.
При дефиците некоторые более богатые или более заинтересованные покупатели предпочтут купить товар по более высокой цене, чем вообще остаться без него. Рост цены создает стимул для производителей увеличивать количество предложения, при этом количество спроса будет сокращаться, до тех пор, пока рыночная цена не совпадет с равновесной. В итоге рыночное равновесие будет достигнуто, но для части потребителей (более бедных) данный товар станет недоступен. Однако объем продаж при равновесной цене является наибольшим из возможных на рынке при данных спросе и предложении.
Если же рыночная цена временно установилась выше равновесной, то образуется избыток. В этом случае инициативу проявят продавцы. Некоторые из них, учитывая свои слабые инвестиционные возможности и стремясь выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями, начнут продавать товар по более низкой цене. Снижение цены будет увеличивать количество спроса и будет побуждать производителей сокращать количество предложения, восстанавливая рыночное равновесие и равновесную цену. Однако некоторые производители при этом могут разориться, другие будут вынуждены уйти с данного рынка.
Таким образом, рыночный механизм воздействуя через рыночные сигналы (рыночные цены) на силы спроса и предложения поддерживает рыночное равновесие.
Вместе с тем, рыночный механизм - не идеальный способ регулирования общественного производства. Он не избавлен от противоречий и ограничений.
Рыночная конкуренция по самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка, необходимо на определенном уровне его развития осуществлять за этим процессом целенаправленный контроль.
Рыночный механизм рынка также не улавливает проблему долгосрочного развития экономики. Рыночное хозяйство со 2-ой четверти XIX века развивается неравномерно, периоды ускоренного роста чередуются кризисами, спадами. Интересы экономической эффективности требуют, чтобы эти циклические колебания были максимально сглажены.
Чистая рыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к рыночному спросу, она лишь задним числом сигнализирует о том, что какого-то товара произведено больше или меньше чем требуется. Циклическое развитие производства сопровождается недоиспользованием ресурсов, включая и трудовые.
Более того, в современных условиях быстрый экономический рост на стихийной основе становится вообще невозможным. Для ускорения нововведений нужны солидные ассигнования как на долгосрочные научные исследования, так и на практическую реализацию их результатов. Поскольку рыночная саморегуляция по самой своей природе эффективна лишь в краткосрочной перспективе, то необходима сознательная корректировка направленности экономического роста.
Ориентируясь только на платежеспособный спрос, рынок также не может уловить те потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом. Эти общественные потребности удовлетворяются так называемыми общественными благами (содержание армии, борьба с эпидемиями, охрана общественного порядка и т. п.).
Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы третьих лиц - тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара.
Социальная ограниченность рынка заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступны семьям бедняков. Между тем современная гуманистическая культура требует обеспечить всем людям определенный уровень жизни независимо от трудового вклада. Рыночный механизм "невидимой руки" в принципе не предназначен для решения этой задачи.
Ограниченность рыночного регулирования частично преодолевается государственным вмешательством в рыночное хозяйство.
1.3 Конкуренция как основа рыночной экономики
Конкуренция - это экономическое соревнование, соперничество между участниками рынка, направленное на получение наибольшей выгоды от использования ограниченных ресурсов. Внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары, межотраслевая (между производителями разных видов товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.
Конкуренция - это соперничество между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи.
Конкуренция представляет собой экономическую войну всех против всех. Основные фронты этой борьбы:
- конкуренция среди продавцов - все хотят продать свои товары дороже, побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает объем продаж
- конкуренция между покупателями - все хотят купить товары по низкой цене, покупает тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой
- конкуренция между продавцами и покупателями - покупатель хочет приобрести товар подешевле, а продавец - продать по дороже; купля-продажа состоится в результате взаимовыгодного договора
Совершенная конкуренция
а) признаки:
- на рынке множество продавцов и покупателей, и ни одна группа этих агентов не может влиять на положение рыночной конъюнктуры (величину спроса и предложения, цены, активность участников, объем продаж, ассортимент и т.п.)
- для продажи предлагаются одинаковые и однородные товары и услуги
- ни один из участников рынка не знает о рынке больше, чем остальные, т.е. все (продавцы и покупатели) имею одинаковую и полную информацию о рынке
- покупатели и продавцы могут свободно входить в рынок и покидать его, не испытывая никаких затруднений
б) достоинства:
- побуждает товаропроизводителей повышать эффективность производства, рационально использовать факторы производства, экономить труд и затраты
- стихийно приспосабливает структуру производства к потребностям покупателей
- отвергает производство ради производства
- создает механизм саморегуляции спроса и предложения, установления равновесной рыночной цены
в) недостатки:
- бесконечные колебания рыночного равновесия
- не стабильная система хозяйствования, все зависит от решений собственников капитала
- порождает в ходе соперничества несовершенную конкуренцию в виде монополизма
- основная ценность - деньги, общественные ценности ей чужды и отрицаемы
- порождает отрицательные внешние эффекты - загрязнение окружающей среды,
- ей чуждо все, что не окупает себя в данный момент (напр., НИОКР, образование, наука)
- не учитывает разнообразия потребностей - ставка только на максимальную прибыль
- не гарантирует равные результаты деятельности - разорение одних и обогащение других
Все это приводит к тому, что совершенная конкуренция на определенном этапе развития рыночной системы хозяйствования уступает место несовершенной конкуренции - монополия, олигополия и др.
Несовершенная конкуренция
Монополия - тип рынка, на котором существует единственный продавец определенного товара. У монополиста кривая спроса абсолютно неэластична.
Существование монополии связано с наличием условий:
1) одному продавцу противостоит большое количество покупателей
2) отсутствие совершенных товаров-заменителей (товаров-субститутов)
3) наличие многочисленных барьеров входа на рынок:
- наличие лицензий, квот, высоких пошлин, патентов и др.
- контроль над источниками поступления сырья и др. ресурсов
- высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных рынков
4) абсолютная информированность о параметрах рынка по сравнению с др. участниками
На монопольном рынке:
- цена всегда выше, чем конкурентная
- объемы производства больше, чем на конкурентном
- малоэффективное использование ресурсов
- осуществляется диктат продавца (производителя) над потребителем
Олигополия характеризуется ограниченным числом продавцов стандартизированного или дифференцированного товара. Один из соперников становится лидером в ценовой политике. При тайном сговоре конкурентов возможен контроль над ценами. Доступ на рынок крайне сложен, т. к, требуется значительный размер начального капитала (автомобили, сложная бытовая техника).
Чистая монополия - тип рынка, на котором уникальный продукт предлагается одной фирмой. Проникновение в отрасль блокировано.
1.4 Государство в рыночной экономике
В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству.
Государство – форма существования общества, форма его организации, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления. Роль государства в сфере экономики возрастает по мере ее развития и усложнения. Но отношение к этой роли в разные исторические периоды и со стороны разных экономических школ никогда не было однозначным.
На заре товарного хозяйства в 17 в. меркантилисты отводили государству большую роль в сфере защиты национальных экономических интересов в международной торговле, в сфере обеспечения экономического порядка и социаль6ной справедливости.
По мере развития капитализма в 18 – 19 вв. отношение к государству менялось, и наконец его экономические функции были низведены до роли «ночного сторожа частной собственности». Классики политической экономии полагали, что рыночный механизм является наилучшим регулятором экономики, а так называемая «невидимая рука» обеспечивает рациональное распределение ресурсов и доходов и гармонию интересов участников рынка.
Но углубляющиеся кризисные явления в экономике опровергали тезис о безупречности рыночного механизма как регулятора. В начале 20 в. все более очевидной становилась необходимость государственного вмешательства в экономику. Даже последователи классических воззрений на роль государства в экономике вынуждены были это признать.
В современных условиях роль государства еще более возрастает. Это обусловлено тем, что рыночный механизм в развитой экономической системе уже не способен справляться со всеми задачами рационального распределения ресурсов и доходов.
Задача государства заключается в том, чтобы, сохраняя все положительные стороны действия рыночного механизма, дополнить его работу. Более подробно задачи государства раскрываются в присущих ему функциях.
Можно выделить следующие основные функции государства:
1. Создание правовой основы для функционирования рыночного механизма. Главным условием рыночного механизма выступает свобода принятия экономических решений всеми субъектами рынка. Государство обеспечивает правовую защиту как производителей, так и потребителей:
• прежде всего должно быть гарантировано право частной собственности;
• большое значение имеет правовое ограничение монополизма;
• важная роль в сфере экономического законодательства принадлежит защите прав потребителей;
• немаловажное значение имеет правовая регламентация всевозможных сделок, направленная на соблюдение прав всех участников.
Государство не только провозглашает права, но и обеспечивает их реализацию, создавая действенную судебную систему.
2. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий всем слоям общества. Особенно это касается неимущей части населения.
3. Производство общественных благ (общественных товаров и ус-луг). Государство финансирует расходы на оборону, охрану общественного порядка, строительство и содержание дорог, городских улиц, городское освещение, содержание зон отдыха и т.п. Данная функция в определенной мере была присуща государству даже на самых ранних ступенях его развития. Однако в настоящее время круг таких благ и ус-луг значительно расширяется, особое значение приобретает деятельность государства по нейтрализации отрицательных внешних эффектов.
Выполнение государством данной функции возможно двумя способами: либо государство организует собственное производство (государственные предприятия), либо за счет государственных средств финансирует их производство на негосударственных предприятиях (например, государственные заказы на производство товаров, необходимых для содержания вооруженных сил).
4. Стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления в экономике, спад производства, снизить безработицу и инфляцию.
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства в экономику, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов к государственной деятельности.
По характеру используемых средств разграничивают прямое и косвенное воздействие государства на экономику.
Метод прямого воздействия иногда называют административным. В качестве инструментов такого воздействия, прежде всего, следует назвать законодательные и нормативные акты. В рыночной экономике, как и в любой иной экономической системе, государство выступает как экономический субъект, обладающий правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к остальным субъектам экономики – домохозяйствам и фирмам. Кроме прямого принуждения государство с целью воздействия на экономических субъектов может использовать запреты, разрешения, регламенты.
Метод косвенного воздействия государства иначе называют экономическим. Его суть состоит в том, что государство для достижения желаемых целей воздействует на интересы субъектов рыночной экономики, стимулируя у них те или иные действия. В этом случае не нарушается действие рыночного механизма, так как полностью сохраняется за участниками рынка свобода выбора в принятии экономических решений. Например, если государство пойдет на снижение налогов, это послужит хорошим стимулом для расширения инвестиций в экономику без какого-либо принуждения со стороны государства.
Разделение используемых государством методов вмешательства в экономику на прямые и косвенные весьма условно. В реальной действительности второй метод практически невозможен без использования в той или иной мере первого. В частности, любые меры косвенного воздействия должны иметь под собой правовую базу. В только что приведенном примере с налогами следует отметить, что новые налоговые ставки будут государством узаконены и станут принудительными нормативами. Обычно для реализации той или иной задачи государство использует комплекс инструментов, сочетая прямой и косвенный метод воздействия.
По совокупности используемых экономических инструментов и сфере их применения в государственной деятельности выделяют следующие направления:
1. бюджетно-налоговая (фискальная) политика;
2. денежно-кредитная (монетарная) политика;
3. социальная политика;
4. внешнеэкономическая политика.
2 ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
2.1 Особенности рыночной экономики на современном этапе
На рынке труда спрос и предложение дифференцированы по образованию и опыту работы людей. Разрыв в доходах частично сглаживается благодаря прогрессивному налогообложению и системе трансфертов (обратных выплат государства и фирм). Законодательство ограничивает различного рода соглашения и сговоры предпринимателей. Большая ответственность в современных экономических системах ложится на Центральный банк, который следит за количеством находящихся в обороте денег и проводит соответствующую кредитную политику, ограничивая или расширяя денежное предложение.
Государственные расходы оплачиваются главным образом за счет налогов с населения и предприятий. Уменьшение или увеличение налогов в зависимости от той или иной стадии цикла деловой активности способствует сглаживанию цикличности, на это же направлена и политика Центрального банка. Вместе с тем цикличность развития, а также колеблющиеся во времени уровни безработицы и инфляции остаются неизменными спутниками в экономике индустриально развитых стран.
Таков далеко не полный перечень особенностей современной рыночной экономики. Она имеет общие черты с товарным производством эпохи капитализма свободной конкуренции - сохранились по сути все основополагающие признаки классического товарного производства. Напомним, что товарное производство - это производство продукта для продажи. Товаропроизводители экономически обособлены друг от друга и от государства, что предопределено частной собственностью на средства производства, производимую продукцию и доход и правом распоряжения всем этим по собственному усмотрению. Экономическая связь между товаропроизводителями осуществляется на основе обмена товарами, что предполагает развитой рынок. Развитие рынка в то же самое время способствует специализации производителей на выпуске одного или группы товаров и в конечном итоге ведет к углублению разделения труда в масштабе общества. Главной целью капиталистического товарного производства является получение максимальной прибыли. Ориентируясь на прибыль, товаропроизводители вынуждены конкурировать друг с другом, что способствует общему снижению издержек производства, повышению качества продукции, увеличению ее ассортимента, а также стимулирует НТП.
2.2 Разработка путей совершенствования дальнейшего развития рыночной экономики в России
Процессы глобализации непосредственно затрагивают национальную экономическую политику, ограничивая ее возможности. Международная экономика, оказывающая все большее влияние на положение отдельных стран, находится вне юрисдикции национальных правительств, министерств, центральных банков и их экономической политики. Поэтому обычные средства этой политики (в денежно-кредитной, бюджетной, налоговой сфере, даже сфере трудового или антимонопольного законодательства) действуют ныне в ослабленной форме, а то и вовсе не работают или приводят совсем не к тем результатам, на которые рассчитаны. Международные факторы снижают эффективность государственных решений и мер, осуществляемых в национальных рамках. Чем шире и глубже развертываются процессы глобализации, тем сильнее ощущается это противоречие.
Отсюда объективная необходимость координации экономической политики отдельных стран, в том числе и России. Международная экономика, которая становится все более «единой и неделимой”, требует единой или во всяком случае согласованной (в большей или меньшей мере) экономической политики. Современная рыночная экономика невозможна без многообразных мер государственного регулирования (с применением экономических и административных рычагов). Однако на основе многолетнего и во многом негативного опыта мир уже усвоил, что разнобой и хаос в регулировании, при котором каждая страна преследует лишь свои узкие национальные, а точнее сказать эгоистические интересы, в конечном счете наносят ущерб всем.
С началом рыночных преобразований, Россия предприняла ряд попыток включиться в мировые интеграционные процессы, что должно способствовать ускорению вхождения России в мировое сообщество на правах страны с рыночными отношениями. Однако существенным препятствием для интенсификации этого процесса является тяжелое современное состояние российской экономики.
Успешное решение проблемы включения России в мировые интеграционные процессы будет в конечном счете зависеть от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а также от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.
Необходим подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах, который должен стать основной частью национального интереса: полнокровное участие в работе международных многосторонних структур. Кроме того, необходимо активное участие России во всемирных по сфере своего проявления организациях, таких как: Всемирная торговая организация, Международная Финансовая Корпорация, Международное агентство по гарантии инвестициям, Всемирная организация интеллектуальной собственности и региональные государственные образования (Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли, организация экономического сотрудничества и развития и др.).
Важным направлением постепенной интеграции России в мировую экономику может быть участие в многосторонних международных экономических проектах, число которых с участием России постоянно увеличивается.
Решение проблемы ускорения интеграции России в мировую экономику невозможно без решения ряда внутрироссийских задач, прежде всего:
реструктуризация промышленности;
осуществление налоговой реформы, которая бы позволила стабилизировать доходы государства, обеспечить стимулирование отечественного экспортоориентированного производства;
обеспечение жесткого контроля над бюджетными расходами;
обеспечение роста валютной составляющей доходов;
осуществление гибкой таможенной политики.
Для реализации данной стратегии России необходимо предпринять беспрецедентные усилия по всем направлениям. Наиболее сложным и болезненным является вопрос о территориальной глобализации и месте в ней России. Вся совокупность проблем территориальной глобализации сводится, в принципе, к вопросу о том, в какую континентальную территориальную структуру должна войти страна на этапе, переходном к единой сверхцивилизации. Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов и должен определяться путем глубокой научной проработки.
При этом уже сегодня становится очевидным, что роль и место России в любом из территориальных объединений будет зависеть от состояния 4 «критичных «ресурсов – «ментальной» сферы, демографической ситуации, степени глобализации управления и «силового» блока. Чем выше качество каждого из этих ресурсов, тем весомее и значительнее будет место нашей страны в глобальных блоках. Исходя из этих 4 факторов стратегия развития России в 21 веке должна предусматривать одновременное развитие всех указанных элементов.
На данный момент мир больше заинтересован в России как торговом партнере, чем она в нем. Происходит не интеграция нашего хозяйства в мировую экономику на взаимовыгодной основе, а приспособление его к чужим потребностям.
Нынешняя система взаимодействия с мировым рынком ущербна для России. Глобализация дает больше козырей нашим партнерам, нежели нам. Благодаря ей они компенсируют свои геополитические недостатки, в то время как Россия утрачивает свои сравнительные преимущества. Конечно, глобализация - объективный процесс, и его не остановить. Но он благоприятствует сильным. Силу же, в том числе и военную, обеспечивает странам собственное сложное производство, а не опустошение подземных кладовых.
Задача же России в данной ситуации состоит не в том, чтобы принести земному шару всеобщее счастье и выступать в роли пожарного, а в том, чтобы способствовать движению реальных противоречий в мире в направлении, отвечающем ее собственным интересам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория. Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2006.
2. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2006
4. Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций): http://www.aup.ru/books/m63/1.htm.
5.Ершов М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски // Вопросы экономики, 2006, № 12. – с. 14-19.
6. Камаев В. Д. и др. Экономическая теория: учебник. - М., 2005
7.Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.
8.Курс переходной экономики. Учебник. Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2002.
9. Курс экономической теории /Под. ред. М.Н.Чепурина.- Киров: АСА, 2001.
10. Кучуков Р.А. Экономическая теория. – М.: Экономика, 2007. – 519 с.
11.Малыгин А. Миф о рыночной экономике // Диалог, 2005, №9. – с. 19-22.
12. Маневич В.Е., Козлова Е.А., Чернявский С.В. Теории рыночной экономики - М.: Государственный университет управления (ГУУ), 2005. - 184 с.
13. Миронова Т.А. Формирование институтов рыночной экономики // Эксперт, 2006, № 37. – с. 21-26.
14. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2000.
15. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. - М.: Высшая школа, 2004.
17. Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Пер. с англ. – М.: «Весь Мир»; 2002.
18. Сидорович А. В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. – М.: ДИС, 2007. – 660 с.
19. Смирнов А. Российская экономика: на пути к эффективному развитию // Экономист, 2006, № 5. – с. 41-47.
20. Экономическая теория. Учебник /Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. М., Юрайт-Издат, 2006.
21. Экономика. Учебник. Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2003.
22. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2000.
23. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2000. с. 135.
24. Экономика. Учебник. Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2003. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2000. с. 135.
25. Экономика. Учебник. Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2003.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ