Основные методы познания социально-экономических процессов














ДОКЛАД

Основные методы познания социально-экономических процессов


Содержание


1. Общенаучные методы

2. Специальные методы

3. Список литературы


1. Общенаучные методы


Многомерность экономических явлений и процессов требует адекватных методов их познания. Понятие метод происходит от греч. metodosпуть исследования. В современной общей экономической теории определились два основных направления: изучение стоимости и прибавочной стоимости, а также эффективности производства. Сочетание этих двух не альтернативных, а взаимодополняющих "русел" единой экономической науки особенно актуальным является сегодня, когда необходимо, во-первых, установить основные источники кризисного состояния украинской экономики и, во-вторых, отработать и практически реализовать стратегию трансформации экономических производственных отношений.

Для познания социально-экономических процессов используют общенаучные и специальные для экономической теории методы.

Фундаментальным принципом познания социально-экономических явлений и процессов является их объяснение через внутренние противоречия. Политэкономический аспект открывает в познаваемом противоречии такие его свойства, как тождество, отличие, собственно противоречие и конфликт.

Среди общенаучных методов познания социально-экономических процессов видное место принадлежит структурно-функциональному методу, который предусматривает рассмотрение любого экономического явления как системного с обязательным анализом функций взаимодействующих элементов. Так, при помощи этого метода можно определить состав современных производительных сил Украины или других стран, проследить происходящие в них изменения, установить место и роль каждого элемента производительных сил. Последние являются системным объектом со связями соответствующих уровней: а) координационными, определяющими согласованность взаимодействующих структурных элементов системы и место элемента в рамках системы; б) субординационными, указывающими на соподчиненную связь элементов в системном объекте; в) генетическими, показывающими связь элемента с историей развития системы.

Таким образом, структурно-функциональный метод определяет системные признаки, которые сохраняются за объектами исследования независимо от характера их трансформации.

Одним из признаков системы является ее целостность. При этом разные элементы системы взаимосвязаны. Система в целом может иметь признаки, которые отличаются от признаков ее частей. Одно и то же действие может обусловливать различное влияние на систему в целом и на отдельные ее части, однако действие на какие-нибудь части системы влияет и на систему в целом. Наконец, изменение системы не является адекватным сумме изменений ее частей.

Другими признаками системы являются направленность ее движения, организация и управление. Относительно последнего можно выявить наличие или отсутствие центрального регулирующего органа, степень и способы его влияния на систему (прямое управление, непрямые рычаги влияния), уровень централизации и децентрализации хозяйственной деятельности в динамике. После структурного анализа исследуемых систем следует разработать концепции развития системы на основе изучения ее структуры, т. е. выявить "восприимчивые" точки, используя которые можно управлять системой.

Одним из способов познания социально-экономических процессов является сочетание количественного и качественного анализа и определение на этой основе математических методов в экономических исследованиях. Ими пользуются разные экономические школы (неокейнсианская, монетаристская, неолибетальная и др.).

Количественные характеристики являются неотъемлемой частью любого исследования. Так, один из классиков политической экономии и теории стоимости У. Петти назвал одну из своих первых политико-экономических работ "Политической арифметикой", где отметил, что излагать мысли можно не только словесно, но и "языком чисел, весов и мер", Основатели математического направления в политэкономии XIX в. У. С. Джевонс и Л. Вальрас, применив абстрактные математические модели, отошли от трудовой стоимости.

Ученые-экономисты всегда обосновывали свои выводы при помощи точного количественного анализа. Например, можно уметь анализировать количественные величины (различать тенденцию, закономерность и закон исходя из периодичности повторения тех или иных эмпирических случаев в том или ином социально-экономическом явлении) и таким образом проникать в сущность отношений между людьми. Если определенное явление происходит определенное количество раз, оно является закономерным и может быть выражено математической формулой.

Необходимость владения приемами математического анализа обусловлена развитием объекта исследования — многомерного мира экономики. Процесс выявлений тенденций экономического развития обусловливает широкое внедрение математических приемов (с соответствующими формулами уравнений, функций, интегралов и т. п.).

В давние времена мелкий товаропроизводитель, возможно, осуществлял все экономические расчеты при помощи элементарной арифметики, выступал одновременно и как поставщик, и как технолог, и как финансист. Сегодня подобный подход обречен на провал.

Еще в 1937 г. будущий нобелевский лауреат Р. Коуз в одной из своих статей о теории фирмы очертил границу, отделяющую внутреннюю среду предприятия от внешней рыночной среды. Субъект хозяйствования, по его гипотезе, имеет выбор: оплатить издержки хозяйственных операций, вступая в отношения с контрагентами, или осуществить аналогичные операции внутри самой фирмы под контролем собственника или менеджера, стремясь найти более эффективный и дешевый вариант. Этот выбор (между управлением внутри фирмы и экономией на управлении, но с рыночными издержками), по мнению Р. Коуза, определяет размеры предприятия.

Современный уровень развития производственных сил, рост масштабов производства, расширение межотраслевых и территориальных связей обусловливают технолого-экономические расчеты, часто выходящие за рамки элементарной математики. Глубокие математические знания становятся необходимыми не только для практиков, но и для теоретиков экономики, поскольку без них уже невозможно проследить взаимосвязи общественного производства.

Широкое внедрение математики в экономическую и другие науки началось еще в XIX в. За это время проявились также негативные моменты, связанные с попытками "математизировать" практически все. Дискуссия о месте и роли математики в экономических исследованиях то затихает, то разворачивается с новой силой. Сегодня быстро развиваются и совершенствуются технические средства осуществления самых сложных математических расчетов, сбора и обработки огромных потоков информации на ЭВМ. Компьютерная грамотность становиться элементарной потребностью. Это создает благоприятные условия для широкого внедрения математических методов как в практическое управление экономическими процессами, так и в теоретическое осмысление их.

Применение математических методов, по нашему мнению, не должно сводить сложную экономическую жизнь к количественным зависимостям, анализу и разработке моделей их оптимизации. Поскольку экономические отношения и законы имеют количественную определенность, то математические методы будут способствовать познанию и изложению экономической теории. Вместе с тем они обязательно должны дополняться качественным анализом. Обезличенные формулы, графики, матрицы вряд ли помогут выявить сущность тех или иных социально-экономических процессов. И наоборот, органическое сочетание структурно-функционального подхода и математических методов создает условия для эффективного научного общения представителей разных школ и направлений экономической теории.

Одним из важнейших общих приемов исследований в экономической теории является метод научной абстракции. Суть его состоит в выделении наиболее существенных характеристик изучаемого процесса, абстрагировании от всего второстепенного, случайного. Сначала дают общую характеристику явления, определяют свойственные ему противоречия, а затем рассматривают конкретные проявления этого явления. Таким образом наиболее общая (самая простая) экономическая форма разворачивается в целостную систему экономических отношений в соответствии с собственной внутренней логикой последней. То, от чего на первоначальном этапе следовало абстрагироваться с целью выявления более глубоких существенных отношений, теперь, напротив, требует разъяснения. В результате конкретное представляется уже не случайным нагромождением явлений, а целостной панорамой общественной жизни.

Особенностью теоретико-экономического исследования является то, что при изучении экономических процессов нельзя пользоваться конкретными приемами и средствами, которые широко применяются, например, в естественных науках. Любая абстракция, как известно, всегда беднее конкретного явления. Она отражает объективную реальность не так, как живое созерцание, а проникает внутрь ее, идя от явления к сути. На практике применение метода абстракции может привести к ошибке. Это объясняется отрывом абстрактных понятий от действительности, что проявляется в разрыве качественной и количественной характеристик экономических процессов, абсолютизации отдельных явлений экономической жизни и т. п.

Абстрактное мышление со свойственными ему приемами диалектической, но не формальной логики охватывает и другие моменты познания экономических производственных отношений, в частности анализ и синтез. В процессе анализа предмет исследования расчленяется, мышление идет от видимого, конкретного к абстрактному. Так, определяя экономические законы той или иной экономической системы, в сложном хозяйственном организме выделяют его составляющие, выясняют роль и значение каждого элемента, их связи в едином, но сложном хозяйственном механизме. Это имеет важное значение для дальнейшего теоретического обоснования всех тех особенностей предмета исследования, от которых абстрагируются вначале. В ходе такого анализа пользуются наиболее общими абстракциями, пригодными для изучения исследуемого объекта.

В процессе синтеза исследуется экономическое явление во взаимосвязи и взаимодействии его составных частей. Мышление здесь идет от абстрактного к конкретному, от понимания сущности отношений к проявлению их в конкретной ситуации. Анализ способствует раскрытию существенного в явлении, а синтез завершает раскрытие сущности, дает возможность показать, в каких формах это присуще экономической действительности.

Следовательно, анализ и синтез являются двумя неразделимыми факторами процесса научного познания действительности, использование которых способствует выявлению причинно-следственных связей отдельных явлений.

Научное познание общественных процессов и систем предусматривает также использование метода сочетания логического и исторического подходов к изучению экономической теории.

Логическая взаимосвязь всех компонентов общества как целостного организма отражает исторический процесс возникновения и становления определенной системы. Сочетание логического и исторического в экономической теории помогает открытию качественно новых форм действия экономических законов и нахождению нового содержания в экономических категориях. В обоих случаях следует выявить качественные сдвиги, происходящие на определенном этапе развития экономической системы, а также обосновать, как возникновение новых отношений детерминирует появление качественно новых форм проявлений экономических законов.

Таким образом, логический метод исследования является историческим методом, который не зависит от исторической формы и случайностей исторического процесса, ведь ответ на один и тот же вопрос в эпоху первоначального накопления капитала и в современном развитом обществе будет разным.

История человеческого общества подтверждает, что возникновение и развитие любой науки связаны с практической деятельностью людей. Связь науки с общественной практикой предусматривает интенсивный обмен деятельностью и результатами между научными работниками и работниками других отраслей народного хозяйства. Следовательно, экономическая теория не может ограничиваться использованием лишь тех методов исследования, о которых речь шла выше. Как фундаментальная наука экономическая теория определяет перспективы (учитывая долгосрочные) для общественной практики.


2. Специальные методы


Овладению научным экономическим мышлением способствует освоение не только общенаучных, но и специальных методов, с помощью которых экономическая теория высвечивает сущность экономического явления.

Социально-экономический эксперимент относится к специальным методам исследования экономических явлений. Заметим, что речь идет о взвешенном с учетом предыдущего изучения исторического опыта социально-экономическом эксперименте. Абстракция в данном случае является достаточно условной и с полным правом можно утверждать, что нет ничего более практичного, чем утонченная теория. Сложность заключается в том, что практические рекомендации относительно проведения социально-экономического эксперимента отличаются от конкретных прикладных разработок. Таким образом, относительно первых очень важным является общественное понимание их необходимости и полезности. Социально-экономический эксперимент необходимо рассматривать не только как способ познания реальной действительности, но и как такой, который воспринимает конкретный субъект.

Социально-экономический эксперимент как прием познания не может претендовать на универсальность: полемика о характере социально-экономического эксперимента, даже если он реализуется на локальных территориях (проблемы программирования развития отдельных отраслей, налаживание новых производственных связей, социальная защита населения и т. п.), не может быть свободной от влияния моральных, идеологических или политических факторов. Вместе с тем ценностные суждения о результативности социально-экономического эксперимента не могут быть отделенными от объективного экономического исследования. Они неизбежно переплетаются. С развитием производительных сил, накоплением знаний, освоением приемов и знаний по технологии анализа экономических явлений и их взаимосвязей с помощью современной компьютерной техники роль социально-экономического эксперимента в экономической теории возрастает.

Ведущим в экономической теории остается теоретический анализ производственных отношений, раскрытие содержания законов и категорий экономики. Одновременно возрастает значение количественных методов, в частности статистических. Практическая деятельность людей в экономической сфере обусловливает управленческий аспект, который неизбежно приобретает экономическая теория. Именно этот аспект экономической теории стимулирует изучение статистических показателей, которые характеризуют экономику на разных ее уровнях. Статистические материалы целесообразно группировать по тематическим проблемам. Их анализ может отражать, например, реальные противоречия между определенными социальными группами населения, разными политическими течениями и т. п.

Общие перспективы экономической трансформации, комплексность подходов к становлению рыночных отношений, охват проблем народного хозяйства в целом и его отдельных отраслей, последовательность и темпы разгосударствления собственности, экономический механизм становления рыночных инфраструктур — все эти вопросы могут исследоваться с помощью статистических методов. Их применение целесообразно и при разработке отдельных направлений перехода к рыночным отношениям, например, ценообразования, внешнеэкономических связей и др.

Ученые-экономисты, изучая материалы национальной статистики той или иной страны, пользуются также изданиями ООН, ОЭСР и др. Незначительные расхождения между отдельными показателями объясняются тем, что международные организации, как правило, корректируют национальные данные для обеспечения их сопоставимости. Сотрудники международных организаций владеют современными методами обработки статистических данных, которые пока еще не стали достоянием исследователей в большинстве стран мира, что часто приводит к искаженным статистическим выводам.

Таким образом, знание экономической теории предусматривает не только овладение методологией анализа реальных экономических процессов, понимание сущности экономических законов и категорий, но и умение находить их количественное выражение и пользоваться точными статистическими методами для управления экономикой.


Список литературы


  1. Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. – К.: КНЕУ, 2006. – 288 с.

  2. Базилевич В.Д. Політекономія. – К.: Знання-Пресс, 2007. – 719 с.

  3. Степура О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006;

  4. Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н.Тарасевича. – К.: Центр навчальної літератури, 2006.

5. Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.

6. Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. - К.: Знання,2003.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ