Прогнозирование социально-экономического развития. Отечественный и зарубежный опыт


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»



Кафедра управления экономическими и социальными процессами





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Прогнозирование развития хозяйства»

на тему: «Прогнозирование социально-экономического развития. Отечественный и зарубежный опыт»



Выполнил:

Ярофеева Е.Ю., ФаУ, 3курс,

541группа, № 054088

Руководитель:

к.э.н., доц. Какосьян Э.К.






Санкт-Петербург

2008

Содержание


Введение

Глава 1. Методы прогнозирования социально-экономических систем. Отечественный и зарубежный опыт

1.1 Понятие социально-экономической системы и методы ее прогнозирования

1.2 Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом

Глава 2. Анализ социально-экономического развития страны

2.1 Анализ социально-экономического развития России в 2000 – 2007г.г

2.2 Анализ социально-экономического развития Беларуси в 2004-2007гг

Глава 3. Прогнозирование социально-экономического развития страны

3.1 Прогнозирование динамики ВРП России методом разработки сценария

3.2 Прогнозирование динамики численности населения Беларуси в 2008-2009гг. методом экстраполяции

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Прогнозирование по своей сути является важным инструментом в руках управленца, т.к. с помощью прогнозов можно достаточно точно определить тенденцию развития предприятия, отрасли, целой страны.

Прогнозирование образования является немаловажным аспектом деятельности государства. Т.к. образовательная система включает в себя и социальные и экономические стороны развития государства, а значит, играет двойную роль. Имидж государства на мировой арене, его внутренняя стабильность и процветание зависит от правильно спрогнозированной тенденции, поставленных целей и выбора их достижения. Поэтому в управлении государством нужно использовать различные методы прогнозирования, чтобы достаточно точно предсказать дальнейшее развитие страны.

Целью данной курсовой работы является прогнозирование социально-экономического развития различных стран. Для достижения поставленной цели в ходе работы будут решены следующие задачи: раскрытие понятия образовательной системы и методов ее прогнозирования, определение наиболее популярных методов прогнозирования образовательного развития в России и за рубежом, анализ образования, создание прогноза образовательной системы развития 2-мя различными методами.

Объектом исследования является образования в России.


Глава 1. Методы прогнозирования образовательной системы


1.1 Понятие образовательной системы и методы ее прогнозирования


Государство является сложной организационной структурой, элементы которой влияют на функционирование всей системы в целом. Поэтому очень важно правильно направить деятельность управленческого аппарата на процветание вей страны, а также ее граждан.

Система — это динамический комплекс взаимосвязанных между собой элементов (подсистем), упорядоченный по отношениям как между системой и ее элементами, так и между самими элементами, обладающий вполне определенными свойствами, наиболее существенными из которых являются единство системы, ее целостность.

Кроме целостности, система обладает такими свойствами, как структура, иерархичность, функциональность, непрерывность функционирования, целенаправленность, бесконечность, управляемость и ряд других [2, стр.8].

СЭС представляет собой большую систему, характеризующуюся многообразием составляющих ее элементов, которые можно объединить в достаточно широкие подсистемы — экономическую (производственно-технологическую) и социальную.



Рис. 1.1. Структура социально-экономической системы.

Экономическая система (экономика страны) — это система (комплекс) производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества. Можно сказать, что тип экономической системы определяется господствующим способом производства.

Социальная система — это система (совокупность) общественных отношений, организаций и форм, определяющих взаимосвязи между личностью, коллективом, организацией и обществом в целом[2, стр.10].

В соответствии с системным подходом на входе СЭС можно выделить такие элементы (объекты), которые влияют на функционирование и развитие СЭС и являются при разработке прогнозов ее «прогнозным фоном»:

мировая система, ее состояние, перспективы развития, основные характеристики, влияющие на функционирование и развитие СЭС;

природный потенциал (наличие и качество природных ресурсов и животного мира);

человеческий потенциал (уровень образования и здоровья людей);

научно-технический потенциал (искусственная природа);

экология (состояние сферы обитания людей, окружающей среды);

внутриполитическое устройство;

уровень морали, господствующей в стране;

религиозный фактор.

Резюмируя вышеперечисленное, можно выделить основные цели социально-экономической системы страны, которые должны быть осуществлены под эгидой государственных органов:

а) гармоническое развитие личности, обеспечение каждого члена общества минимальными условиями, обеспечивающими его свободу и безопасность по всем аспектам;

б) динамическое и эффективное бескризисное развитие страны;

в) обеспечение национальной безопасности страны: политической, экономической (в том числе продовольственной), социальной, экологической, военно-стратегической.

Наиболее значимыми для целей прогнозирования СЭС являются данные о следующих отраслях: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, здравоохранение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание.

В настоящее время существует огромное множество более-менее эффективных методов обоснования научных прогнозов.

При этом методы прогнозирования различаются не столько процедурой получения прогнозного результата, сколько способом описания объекта и среды, взаимным соответствием исходной информации и самого метода, а также соответствием прогностической силы и возможностей метода целям прогноза[2, стр.39].

По степени формализации различают интуитивные, формализованные и комбинированные (гибридные) методы прогнозирования.

Генератором множества допустимых прогнозных заключений при использовании методов интуитивного прогноза является эксперт либо группа экспертов. При этом механизм выработки заключения представляет собой интуитивно-логический анализ ситуации и может строиться на основе прямой оценки объекта прогнозирования (метод индивидуального интервью, коллективных комиссий и т.д.) либо включать механизм обратной связи (групповые экспертные оценки, метод мозгового штурма и т.д.).

Формализованные методы прогнозирования базируется на использовании преимущественно фактографических источников информации, однако в некоторых ситуациях возможно использование и экспертной информации. По своему содержанию они представляют собой генераторы прогнозной информации, построенные с помощью математических методов и моделей.

Комбинированные методы прогнозирования являются, по сути, специальными методиками (процедурами) проведения прогнозных исследований и реализуют с той или иной степенью успешности принцип системности прогноза (сценарный метод, метод анализа иерархий и т.д.). По своему существу, являясь гибридными, они могут объединять в рамках единой методики, как интуитивные, так и формализованные методы, основанные как на фактографической, так и на экспертной информации[2, стр. 40].

На сегодняшний день наиболее распространенными инструментами обоснования социально-экономических прогнозов с помощью методов математического моделирования можно назвать:

  • экономико-статистические (эконометрические) методы и модели;

  • математические методы обработки экспертной информации.

  • методы прогнозирования на основе дескриптивных моделей (статических и динамических).


Таблица 1.1

Сравнительные особенности базовых методов прогнозирования.

Характерные черты метода (подхода)

Тип методов прогноза

Эконометрические методы и модели прогнозирования

Сценарный подход к прогнозированию

Экспертное прогнозирование

1

2

3

4

Видение тенденций будущего

Фокусированное

Системное

Фокусированное

Основополагающая парадигма

Инерционность

Изменчивость, неопределенность

Уникальность

Тип переменных факторов

Количественные, объективно оценённые, известные

Количественные и качественные, субъективно и объективно оценённые, известные

В большей степени качественные, чем количественные, субъективно оценённые, известные

Взаимосвязи в рамках модели

Статические, фиксированной структуры

Динамические, развивающейся структуры

Рассматриваются при необходимости

Основание для объяснения будущего

Прошлое объясняет будущее

Будущее - причина действий в настоящем

Будущее – субъективное представление опыта, знаний, интуиции эксперта

Степень видения будущего

Однозначно и конкретно

Множественно и размыто

Однозначно либо субъективно вероятностно заданно

Характерные методы

Количественные, детерминированные

Структурно-целевой анализ, математическое моделирование

Интуитивно-логический анализ

Характер отношения к будущему

Пассивное или адаптивное (будущее происходит)

Активное и креативное (будущее осуществляется)

Определяется формулировкой задачи

Характерный период упреждения

Краткосрочный, среднесрочный

Среднесрочный,

долгосрочный, дальнесрочный

Краткосрочный, долгосрочный, дальнесрочный

.

Анализ отраслей СЭС с помощью этих методов в совокупности дает представление о том, как развивается государство, насколько крепко экономическое положение как внутри страны, так и на мировой арене. Социальный аспект также очень важен, т.к. он является основной характеристикой при анализе стабильности той или иной страны, и неразрывно связан с экономическим аспектом. Поэтому анализ и прогнозирование социально-экономического развития очень важно для дальнейшего развития страны.


1.2 Основные способы прогнозирования социально-экономического развития в России и за рубежом


Прогнозирование в зарубежных странах

В экономически развитых странах прогнозирование обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.)[4].

В США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства. При американском конгрессе функционирует Бюро оценки последствий научно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждении (отделов) по разработке прогнозов. Пик их организации пришелся на 60-е гг. XX в. Однако в дальнейшем выжило из них лишь около сотни. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х гг. созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов развития штатов. Обмен прогнозной информацией осуществляется через различные научные общества типа «Мир будущего». Издается ряд журналов по вопросам теории и практики прогнозирования. Примечательно, что в США еще в 60-х гг. была предпринята попытка использования системы ППБ (планирования – программирования – бюджетирования), которая предусматривала совместные плановые действия ряда заинтересованных министерств. В дальнейшем правительство неоднократно обращалось к возможности планирования. Однако неудачи страны в антициклическом регулировании привели к росту антиплановых настроений. Поэтому перед современной теорией государственного регулирования в США остро стоит необходимость решения следующих ключевых вопросов:

как обеспечить своевременное и эффективное государственное вмешательство в экономику, избежав бюрократии, коррупции аппарата чиновников и деформации решений на микроуровне;

как обеспечить свободу конкуренции, инициативу и предприимчивость, должную мотивацию к труду, инвестиции и инновации, не допуская волюнтаризма бюджетно-налогового пресса и увеличения государственного долга[4].

С 1988 г. в США введена система финансирования федеральных целевых программ, она осуществляется в форме целевых трансфертов, которые предоставляются на условиях встречного финансирования. В настоящее время в США реализуется более 500 целевых программ финансирования нужд штатов и графств с помощью целевых трансфертов. Одно из важнейших направлений связано с реализацией социальных программ. Большинство из программ попадают под действие федерального закона, некоторые полностью финансируются и контролируются федеральным правительством, но также много программ проводятся правительствами штатов (расходы разделяются между штатом и федерацией). В целом трансферты из федерального бюджета покрывают около 20 % расходов штатов и используются в первую очередь на цели повышения благосостояния населения.

В Германии используются целевые трансферты, которые специально предназначены для развития проблемных территорий. В Германии среди прогностических центров выделяются по значимости такие, как Институт мировой экономики и Институт экономических и социальных исследований объединения профсоюзов.

Большое значение, как и в других странах, придается сети обмена информацией. В Великобритании создано несколько научных и прогностических центров, в том числе при университетах, занимающихся вопросами экономического прогнозирования.

В настоящее время в мире созданы мощные международные организации, осуществляющие прогнозирование в различных областях жизни общества, в том числе в экономике. Широко известны международная ассоциация «Футурибль», Комитет исследований будущего, Римский клуб и др.[4].

В экономически развитых странах особую роль играют конъюнктурные прогнозы, в которых оценивается экономичная ситуация:

1) на рынке отдельного товара;

2) в конкретном секторе экономики;

3) на мировом рынке.

В прогнозах рассматриваются не только объективно складывающиеся тенденции развития, но и возможные последствия осуществления государственных мер по регулированию рынка.

Мировая система хозяйствования в настоящее время активно использует возможности не только прогнозирования, но и планирования. При разработке планов применяются:

а) макропланирование;

б)мезопланирование, т.е. планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от «метакорпораций», к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы;

в) территориальное планирование, т.е. прогнозы, бюджетные планы и программы региональных и местных властей;

г) микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который уже несколько десятилетий плодотворно используется в ряде стран мира.

Зарубежная практика очень часто использует советский опыт планирования, но планы государств носят не директивный характер. Обращение к планированию в развитых странах во многом связано с тем, что в экономически развитых странах исчезла вера в совершенство и саморегулируемость рыночных механизмов. Среди специалистов стала преобладать точка зрения о наличии у рынка неустранимых дефектов, делающих экономическое равновесие труднодостижимым.

Поэтому в настоящее время многие государства активно используют прогнозирование, бюджетирование, программирование, и контрактацию (госзакупки на контрактной основе).

В государственном секторе Китая в настоящее время сохранено директивное планирование, но его жесткость существенно ослаблена. В негосударственном секторе применяются планирование и рыночные регуляторы. Гибкое сочетание плана и рынка обеспечило в Китае феноменальные экономические результаты и существенное улучшение всех показателей развития.

В Южной Корее сегодня особое внимание в государственных планах уделяется поддержке крупных финансово-промышленных групп, что способствует их превращению в транснациональные корпорации ("Хендэ", "Самсунг", "Деу" и др.).

В ЕС составляются кратко- и среднесрочные программы хозяйственного развития региона, на основе которых готовятся рекомендации для национальных экономик.

Страны мира в основном применяют индикативное, т.е. рекомендательное, планирование. За прошедшие три пятилетия в развитии индикативного планирования отмечено три этапа. На первом этапе планирование носило конъюнктурный, на втором – структурный и на третьем – стратегический характер.

В настоящее время экономически развитые страны имеют соответствующие службы, занимающиеся вопросами планирования на уровне государства. Во Франции – это Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде – Экономический совет, в Японии – Экономический совет, в Нидерландах – Центральное плановое бюро.

В настоящее время прогнозирование и планирование опирается на развитый математико-статистический инструментарий, и насчитывают сотни моделей, а также массу разнообразных приемов расчетов. Широко применяются методы оптимального программирования и исследования операций.

Прогнозирование в России

В России накоплен уникальный опыт государственного планирования социально-экономического развития. Планирование в СССР базировалось на принципах директивности, сочетания пропорциональности и выделения основного звена (приоритетов), интересов государства и предприятий, комплексности. При переходе к рынку одни принципы перестали действовать, другие подверглись модификации, а третьи пробивают себе дорогу, отражая специфику иных экономических условий.

Социально-экономические прогнозы целесообразно разделить на 2 группы: «социальные», «экономические».

«Социальные»:

- прогноз занятости населения;

- прогноз ЖКХ и быта;

- прогноз здравоохранения;

- прогноз образования;

- прогноз культуры и искусства;

«Экономические»:

- прогнозирование экономического роста;

- прогноз совокупного спроса;

- прогноз отраслевой структуры национальной экономики;

- прогноз уровня инфляции.

Все это в совокупности дает концепцию социально-экономического развития страны, что представляет собой пакет представлений о стратегических целях, задачах, приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений реализации намеченных целей[1, стр.70].

Прогнозные данные макроэкономических показателей, полученных в результате статистических разработок, используются в дальнейшем для разработки программ различной временной продолжительности. Затем разрабатываются способы реализации разных программ, выделяя основные препятствия, способные этому помешать.

Программно-целевое планирование является одним из методов государственного планирования. Оно применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач. Необходимость программно-целевого планирования обусловлена ростом и усложнением межотраслевых и межрегиональных связей. Программно-целевой метод в современных условиях становится одним из основных методов планирования, а целевая комплексная программа – основным плановым документом, содержащим увязанный по ресурсам, срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач. В тесной взаимосвязи с балансовым и другими методами планирования он позволяет рационально сочетать интересы отраслей и территорий с целями развития всей социально-экономической системы.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную думу. Анализ выполнения среднесрочной программы является составной частью ежегодного послания Президента Федеральному собранию России. Главная цель среднесрочной программы состоит в преодолении кризисных явлений, обеспечении возможностей возобновления экономического роста, создании реальных условий для повышения благосостояния граждан[1, стр.78].

Краткосрочный (годовой) прогноз является наиболее развернутым и детальным в системе прогнозных документов. Он представляется Федеральным Правительством в Государственную думу РФ одновременно с материалами, характеризующими итоги социально-экономического развития за прошедший период текущего года, проектом федерального государственного бюджета на предстоящий год, перечнем федеральных целевых программ, намеченных к финансированию, проектировками развития государственного сектора экономики, заданиями по объему поставок продукции для государственных нужд и другими документами.

При правильно спрогнозированной тенденции развития социально-экономической системы, а также правильно выбранных мероприятиях по стимулированию развития страны в целом, можно добиться долгосрочного роста всех основных экономических показателей, а так же улучшения уровня и качества жизни ее населения.

Глава 2. Анализ социально-экономического развития страны


2.1 Анализ социально-экономического развития России в 2000–2007 гг


С точки зрения официальных макроэкономических показателей 2004-2007 стали одними из лучших периодов развития России за все время ее существования. Даже высмеянный специалистами лозунг удвоения ВВП к 2010 году благодаря головокружительному росту цен на нефть стал потенциально достижим, а о заведомо нереальной цели снижения годовой инфляции до 3% российское общество прочно забыло.

Конечно, показатели роста, скорее всего, завышались из-за вероятного и неуклонно растущего занижения роста цен, особенно с 2004 года. Другой фактор статистического улучшения показателей — неадекватный досчет результатов малого бизнеса и теневой сферы, не охватываемых официальной системой статистического учета (достаточно указать на то, что для достижения официального роста инвестиций их увеличение в малом бизнесе должно было составить в 2007 году 46%). Не вызывает сомнения и откровенно низкое качество инвестиционного роста (в него включаются заведомо спекулятивные инвестиции в недвижимость, ставшую единственным общедоступным инвестиционным товаром, а также растущие расходы на передел собственности) и иностранных инвестиций, не менее 85% которых (в том числе почти половина иностранных инвестиций, относимых официальной статистикой к прямым инвестициям) представляют собой кредиты[5].

Восстановление государственности, хотя и неэффективной, и коррумпированной, вызвало поддержку населения России и надежды на возрождение страны.

Результатом этого стал мощный и устойчивый рост социального оптимизма.

Таблица 2.1

Динамика основных показателей социально-экономического развития России

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008 (прогноз ИПРОГ)

ВВП

10.0

5.1

4.7

7.3

7.2

6.4

7.4

8.1

7.0

Промышленность

11.9

4.9

3.1

8.9

7.3

4.0

6.3*

6.3

5.4

Сельхозпроизв-во

7.7

7.5

1.7

1.5

3.1

2.4

3.6

3.3

4.0

Инвестиции

17.4

10.0

2.8

12.5

10.9

10.7

13.7

21.1

17.5

Доходы населения

13.4

10.0

11.1

15.0

9.9

11.1

13.3

10.4

12.5

Розн. товарооборот

8.8

10.7

9.3

8.8

12.5

12.8

13.9

15.2

11.5

Экспорт товаров

39.0

-3.0

5.3

26.7

34.8

32.9

24.5

17.1

35

Импорт товаров

13.5

19.8

13.4

24.8

28.0

28.7

31.0

36.0

40

Инфляция, %%

20.2

18.6

15.1

12.0

11.7

10.9

9.0

11.9

9.8

Международн.резервы

в 2,2 р

30.9

30.5

61.0

61.9

46.3

66.7

56.9

30

Проф.фед.бюдж,%%ВВП

2.4

2.9

1.4

1.7

4.1

7.5

7.4

5.5

6.5

Движение частного капитала, млрд.долл.


-24.8


-15.0


-8.1


-1.9


-8.9


+0.1


+41.9


+81.2


+20

Цена Urals, долл/барр

27.5

23.0

23.9

27.3

34.4

50.6

61.1

69.3

90

*Показатель промышленного роста в 2006 году «в порядке уточнения» повышен Росстатом с 3,9% до 6,3% в марте 2008 года.


Улучшение условий жизни, хотя и было, как правило, не очень существенным, коснулось большинства россиян. Так, доля населения, испытывающего нехватку денег на покупку еды (то есть нищих) сократилась с 2002 по 2007 годы почти вдвое — с 21 до 12%, а доля населения, испытывающего нехватку средств на покупку товаров длительного пользования (то есть бедных) — с 93 до 84%. Доля же россиян с уровнем потребления, характерного для «среднего класса», выросла более чем вдвое — с 7 до 15%[5].

В основе этого «процветания» лежит повышение мировых цен на нефть (недаром их снижение в 2001-2002 годах «аукнулось» немедленным замедлением экономического роста) и другое экспортируемое Россией сырье, а также продукцию первого передела. После 2001 года, когда позитивный эффект девальвации 1998 года был исчерпан полностью, удорожание экспортного сырья стало главным фактором роста. За годы 2004-2007 среднегодовая мировая цена российской нефти выросла в 4 раза, а доля зависящего от нее товарного экспорта (нефть, газ и нефтепродукты) — с 41,1% в 1999 году до 68,8% в I квартале 2008 года.

Официальные оценки, по которым высокие цены на экспортируемое Россией сырье обеспечивало в отдельные годы лишь 30-40% роста, занижают нашу зависимость от внешнего рынка в политических целях. Они ошибочны потому, что учитывают только прямой эффект от поступления в страну «нефтедолларов» (то есть их влияние на бюджет и экспортеров), в то время как «нефтедоллары» по технологическим и коммерческим цепочкам расходятся по всей экономике, стимулируя развитие и ее неэкспортных секторов.

Помимо удорожания экспортного сырья, важным фактором экономического роста стала модернизация российского бизнеса, в первую очередь среднего. Глубокое обновление систем управления прошли практически все компании и большинство в той или иной форме и степени обновило используемое оборудование[5].

Прямой вклад государства в экономический рост ограничился инвестициями в ряд конкретных проектов (экспортная инфраструктура), а также повышением спроса на ряд видов продукции железнодорожного и, в меньшей степени, энергетического машиностроения, вызванным реформой железнодорожного транспорта и, в меньшей степени, электроэнергетики.

В ходе этих реформ было экспериментально подтверждено классическое определение естественной монополии как отрасли, в которой издержки от конкуренции по технологическим причинам превышают экономию от нее. В частности, выяснилось, что для перевоза одного и того же груза по одному и тому же маршруту в условиях конкуренции независимых перевозчиков требуется больше локомотивов и вагонов, чем в условиях централизованно управляемой системы. Это, а также резкий рост спроса на цистерны (в которых в силу полной загруженности трубопроводов стали экспортировать растущие объемы нефтепродуктов и сырой нефти) способствовал столь резкому и продолжительному росту производства железнодорожного машиностроения, что он стал заметным макроэкономическим фактором[5].

Вклад государства в экономический рост в основном ограничен политической стабильностью. Широкое обсуждение разрушительных социальных реформ, начатое весной 2004года, разрушило ее до апреля 2005 года, когда окончательно схлынул вал стихийных протестов, порожденных монетизацией льгот (за 2,5 месяца в полностью стихийных митингах и пикетах приняло участие 2,25 млн.чел.).

Прослеживается тенденция снижения среднегодовой численности постоянного населения, ежегодно убывающего на 0,6 млн. человек. Естественная убыль населения России будет замедляться с 5,4 до 5,1 промилле.

Одновременно наблюдается качественное изменение в составе населения, связанное с сокращением прироста населения в трудоспособном возрасте. В трудоспособный вступают относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывает из данной группы - многочисленная популяция послевоенных лет рождения. В 2006 году число людей трудоспособного возраста уменьшается на 30 тыс. человек, в 2007 году - на 370 тыс. человек. Вследствие постепенного старения населения России требуются дополнительные финансовые расходы государства на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению.

Миграционный прирост населения в страну приобретает устойчивую положительную динамику и в определенной степени стабилизирует численность населения России. Если в 2004 году сальдо миграционного прироста составило 99 тыс. человек, то в 2007 году ожидаемый чистый приток мигрантов составил около 158,6 тыс. человек. Таким образом, в увеличившийся положительный миграционный прирост более чем на 20% компенсировал абсолютное сокращение численности населения из-за естественной убыли.

Резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что российская экономика, а в частности ее социально-экономическая структура развиваются достаточно быстрыми темпами, в первую очередь за счет роста цен на энергоресурсы. Благодаря этому повышается уровень жизни населения. Вся предоставленная информация дает возможность сделать прогноз социально-экономического развития страны в ближайший период времени.


2.2 Анализ социально-экономического развития Беларуси в 2004-2007 гг


Итоги работы народного хозяйства Республики Беларусь в первой половине 2007 года свидетельствуют о сохранении высокой динамики социально-экономического развития.

Согласно рейтингу Программы развития ООН (UNDP), Беларусь: занимает 67-место в списке стран с наиболее благоприятными условиями для проживания человека, опережая по качеству жизни многие страны СНГ; сохраняет свое лидерство среди стран СНГ в таких областях, как образование и здравоохранение, опережая в этих сферах по ряду показателей многие развитые страны.

Доклад Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) о мировых инвестициях 2006 относит Республику Беларусь к группе государств с высоким потенциалом для привлечения иностранных инвестиций, но не полностью его использующим. По индексу инвестиционного потенциала, рассчитанного на основе 12 показателей, Беларусь среди 141 стран поднялась с 65-го места в 2000 году на 50-е в 2006 году. В первом квартале 2007 года в белорусскую экономику поступило более 1,2 млрд. долларов иностранных инвестиций[6].

По данным «Отчета о состоянии народонаселения мира за 2007 год» Фонда ООН в области народонаселения, Беларусь: имеет лучший показатель младенческой смертности в СНГ – 14 случаев на 1000 новорожденных. Украина - 15, Россия - 16, Молдова - 23, Армения - 29, Грузия – 39; является единственной на пространстве СНГ страной, где 100 % родов происходит с привлечением квалифицированной помощи. Для развитых стран этот показатель составляет 99 %; лидирует по показателю доступа населения к качественной питьевой воде – 100 % населения; обладает одним из самых низких в мире показателей уровня неграмотности – 0/1 (в процентах муж./жен. от населения старше 15 лет). Мировой показатель – 13/23, вместе с Россией делит первое место в СНГ по показателю городского населения – 73 %.

По данным Всемирной организации здравоохранения, Республика Беларусь занимает пятое место в мире по количеству врачей на 1000 человек, опережая все страны Западной Европы и США[6].

Согласно докладу неправительственной организации «Social Watch», посвященному проблематике социального развития в мире в 2006 году, Беларусь имеет наилучший показатель среди стран СНГ по уровню государственных расходов на здравоохранение; опережает Австрию, Великобританию, Германию, Канаду, США, Францию, большинство государств СНГ по уровню расходов на образование; опережает Австрию, Австралию, Бельгию, Великобританию, Канаду, Италию, США, Финляндию, Францию по уроню иммунизации детей от дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори.

Численность населения Беларуси на 1 апреля 2007 года составила 9 млн. 705,2 тыс. человек, сообщили в Министерстве статистики и анализа.

С начала 2008 года численность населения республики уменьшилась на 9,3 тыс. человек. Это обусловлено тем, что число умерших на 11 тыс. человек превышает число родившихся. За первый квартал 2007 года в республике родились 24,5 тыс. детей (на 1,9 тыс. больше, чем за первый квартал 2006 года). В январе-марте умерли 35,5 тыс. человек (на 1,8 тыс. меньше по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом). При этом смертность детей в возрасте до 1 года уменьшилась с 6,1 случая на 1000 родившихся за первый квартал 2006 года до 5,8 случая за первый квартал 2007 года[7].


Таблица 2.2

Численность и естественный прирост населения

Показатели

2004

2005

2006

Численность постоянного населения (на конец года), тыс. человек

9800

9751

9714

в том числе:




мужчины

4583

4556

4535

женщины

5217

5195

5179

Удельный вес в общей численности населения, процентов




городского

72,0

72,4

72,8

сельского

28,0

27,6

27,2

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек

-51,1

-51,4

-41,7


Таблица 2.3

Основные социально-экономические показатели

Показатели

2003

2004

2005

2006

1

2

3

4

5

Численность населения (на конец года), тыс. человек

9849

9800

9751

9714

на 1000 населения, человек

-5,5

-5,2

-5,2

-4,3

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

4339

4316

4350

4402

Численность безработных, зарегистрированных органами государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек

136,1

83,0

67,9

52,0

Денежные доходы населения, млрд. руб.

22795

29565

38622

48685

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

103,9

109,8

118,4

117,8

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике, тыс. руб.

250,7

347,5

463,7

582,2

Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году

103,2

117,4

120,9

117,3

Валовой внутренний продукт млрд. руб.

36565

49992

65067

79231

в процентах к предыдущему году

107,0

111,4

109,4

109,9

Продукция промышленности млрд. руб.

33387

48530

62545

77267

в процентах к предыдущему году

107,1

115,9

110,5

111,43)

Производство потребительских товаров млрд. руб.

10329

13651

16155

19241

в процентах к предыдущему году

107,8

113,2

111,2

111,5

Продукция сельского хозяйства млрд. руб.

7814

10545

12826

15544

в процентах к предыдущему году

106,6

112,6

101,7

106,0

Инвестиции в основной капитал млрд. руб.

7131,2

10783,4

15095,8

20374,1

в процентах к предыдущему году

120,8

120,9

120,0

132,2


Как видно из табл. 2.2 и 2.3 численность населения уменьшается с каждым годом, но численность занятых в экономике постоянно растет. Также прослеживается постоянный рост ВВП и рост инвестиций в экономику страны. Преобладает производство промышленных товаров, а также достаточно хорошо развито сельское хозяйство.

Главной проблемой социально-экономического развития Беларуси является демографическая ситуация, а именно спад численности населения. Целесообразно сделать прогноз роста/спада численности населения в ближайший период.

Глава 3. Прогнозирование социально-экономического развития страны


3.1 Прогнозирование динамики ВРП России методом разработки сценария


Разработка прогноза социально-экономического развития и параметров прогноза на период до 2009 года проведена по двум основным вариантам 1 и 2, основывающимся на гипотезе о единых ценах на нефть. В обоих вариантах предусмотрена реализации комплекса мер, содержащихся в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации и системе национальных проектов. Различия по вариантам объясняются, прежде всего, изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса, а также масштабами и интенсивностью реализации правительственного пакета мер и инвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста. Уровень цен на нефть Urals, заложенных при расчете основных вариантов прогноза, составляет 65 доллара США за баррель в 2006 году, 61 доллар – в 2007 году со снижением до 54 и 48 долларов за баррель в 2008-2009 годах.

Вариант 1 (инерционный) отражает развитие российской экономики в условиях стабилизации объемов экспорта углеводородов при продолжающемся ухудшении ценовой конкурентоспособности отечественной продукции и замещении ее импортной. Темпы роста ВВП в условиях данного варианта снижаются с 6,6 % в 2006 году до 4,8-5,0 процентов в 2008-2009 годах.

Вариант 2 (умеренно оптимистичный) ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса и активизацию структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер по ускорению экономического роста. При такой же, как и в первом варианте, конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей темпы роста ВВП составят в 2007-2009 годах 5,8-6,0 процентов[8].

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года за основу для разработки федерального бюджета на 2007 год и перспективного финансового плана на 2007-2009 годы принят вариант 2.

Для оценки влияния изменения цен на энергоносители на макроэкономические показатели дополнительно проработаны варианты, учитывающие различные сценарии развития ситуации на мировом рынке нефти.

Вариант 2а оценивает перспективы развития отечественной экономики в условиях снижения нефтяных цен с 65 долларов за баррель в 2006 году до 45 долларов за баррель в 2007 году с продолжением снижения до 39 и 35 долларов США за баррель в 2008-2009 годах, соответственно. В этом случае темпы роста ВВП не превысят 5,0-5,3 процента. Этот вариант в целом рассматривается как маловероятный, хотя в 2008-2009 годах угроза значительного снижения мировых цен повышается.

Вариант 2b прогнозирует экономическое развитие России в условиях продолжающегося повышения мировых цен на нефть Urals в 2008-2009 годах до 77-80 долларов за баррель. Реализация данного сценария развития добавляет к ВВП, рассчитанному для 2 варианта, около 0,4-0,3 п.п. прироста ВВП в год, однако, при этом, усложняется задача выхода на целевые параметры инфляции[8].

В территориальном экономическом развитии Российской Федерации в 2006-2009 годах больше половины добавленной стоимости будет производиться в 13 субъектах Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития. Доля этой группы регионов в совокупном ВРП страны в прогнозируемом периоде несколько увеличится - с 52,5% в 2005 году до 54,6% к 2009 году. Почти 70% совокупного ВРП этой группы будет производиться в следующих регионах: г. Москва (36,8% от объема ВРП этой группы в 2007 году), Московская область (7,1%), г. Санкт-Петербург (6,3%) и Ханты-Мансийский автономный округ (19,5 процента).



Рис.3.1 Динамика структуры совокупного ВРП по группам регионов с разным уровнем социально-экономического развития, 2005-2009 годы.


При инновационном сценарии развития в группе регионов с высоким уровнем развития в 2007-2009 годах заметно увеличится доля в совокупном ВРП этой группы: г. Москвы – на 1,4%, Московской области – на 1,1 процента. При этом если к концу 2007 года прогнозируется значительное увеличение доли в ВРП этой группы добывающих регионов - таких, как Ханты-Мансийский автономный округ (на 2,8%), то в дальнейшем, к 2009 году будет наблюдаться снижение его роли – на 1,9 процента. Остальные регионы этой группы свою долю существенно не изменят.

В группе с уровнем развития выше среднего за прогнозируемый период возрастет доля областей, динамично развивающихся в последние годы: Сахалинской – на 1,3%, Томской – на 1,2% и Калининградской – 1,1 процента. Значительное падение доли в группе прогнозируется у Вологодской области – на 2,7% от совокупного ВРП группы[8].

В группе со средним уровнем развития возрастет роль в производстве добавленной стоимости Астраханской (на 1,4%), Новосибирской (на 0,8%) и Ростовской областей (на 1,3%) при одновременном снижении роли Республики Саха (Якутия) (на 1,1%), Мурманской области (на 0,9%) и Красноярского края (на 0,9 процента).

В группе регионов с уровнем развития ниже среднего не прогнозируется значительного изменения вклада составляющих ее регионов в производство совокупного ВРП.

Ставропольский край и Республика Дагестан значительно увеличат свою долю в совокупном ВРП группы регионов с низким уровнем развития (на 1,5% и 4,0% соответственно), при незначительном снижении доли остальных регионов этой группы.

Среди регионов с крайне низким уровнем развития необходимо отметить Республику Бурятия – единственный регион из группы, который увеличит свою долю в производстве ВРП (на 10 процентов).

Наибольшая положительная динамика объемов ВРП в 2008-2009 годах прогнозируется в группах регионов с низким и средним уровнем развития.

В наиболее развитых регионах России, в которых концентрируется основной экономический потенциал, будет наблюдаться стабилизация темпов роста ВРП.



Рис. 3.2 Объемы и темпы роста совокупного ВРП (объемы в млн. руб., темпы роста в %).


Динамика ВРП на душу населения показывает снижение дифференциации между группами от регионов с высоким уровнем развития до регионов с низким уровнем развития в рассматриваемом периоде. Регионы с крайне низким уровнем развития еще больше будут отставать от остальных регионов.



Рис. 3.3 Темпы роста ВРП на душу населения.


Среди всех регионов максимальные темпы роста ВРП на душу населения в 2007 году будут в добывающих регионах – в Сахалинской (126,4%) и в Астраханской (118,0%) областях.

По объему ВРП на душу населения существенная межрегиональная дифференциация сохранится к 2009 году. На протяжении всего прогнозируемого периода будут лидировать добывающие регионы - Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа – с объемами ВРП около 1 млн. руб. на душу населения, тогда как минимальный ВРП на душу населения за весь период будет наблюдаться в Республике Ингушетия – с 12,6 тыс. руб. на душу населения в 2005 году до 13,0 тыс. руб. на душу населения к 2009 году.


3.2 Прогнозирование динамики численности населения Беларуси в 2008-2009гг. методом экстраполяции


Экстраполяция – метод прогнозирования, в котором на основе имеющихся данных устанавливается тенденция, и по ней делается прогноз на будущие периоды.

1). Установим тенденцию:

xгода, y – численность населения, n – количество лет.

Аппроксимирующая функция - линейная:


y=a+bx;

an +b∑x=∑y;

a∑x+b∑x2=∑xy.


Таблица 3.1

Сводная таблица динамики численности населения Беларуси с 2004-2007гг.

года с 2004-2007 (х)

численность населения (у), (млн.чел.)

ху

х2

1

9800

9800

1

2

9751

19502

4

3

9714

29142

9

4

9705

38820

16

Сумма

38970

97264

30


4a+10b=38970

10a+30b=97264;


Сократим оба уравнения системы на 2:


2a+5b=19485

5a+15b=48632;


Выразим a из первого уравнения системы:


a=(19485-5b)/2;


Подставим значение а во второе уравнение системы:


5(19485-5b)/2+15b=48623;


Решив уравнение, получим:


b=-32,2;


Имея значение b, найдем значение a:


a=(19485-5(-32,2))/2=9823;


2) Подставим значения а и b в аппроксимирующую функцию, получим:


y=9823-32,2х;


Найдем численность населения Беларуси на 2008-2009гг. (х=5,6).


y5=9823-32,2*5=9662;

y6=9823-32,2*6=9629,8;


3) Построим аппроксимирующую функцию:


Рис.3.4 Прогноз динамики численности населения Беларуси с 2004-2009гг.


Как видно из рис.3.4 будет происходить и дальнейший спад численности населения Беларуси, учитывая то, что в этой области социально-экономического развития не будут проводиться реформы. Напротив, если же будет произведена реформа, либо на демографическую ситуацию повлияют какие-либо другие факторы, то возможно изменение тенденции в сторону увеличения численности населения этой страны.

Заключение


По итогам проделанной работы, можно сделать вывод о том, что прогнозирование социально-экономического развития очень важно для нормального функционирования всей системы социально-экономической системы, т.к. она включает в себя и материальные (экономические) факторы, так и моральные (социальные).

В ходе работы был представлен анализ развития двух стран: России и Беларуси, благодаря чему был сделан прогноз социально-экономического развития на 2008-2009 гг.

По итогам этого прогноза можно сделать вывод о направлениях развития экономик и социальной поддержки обеих стран, и приступить к разработке мероприятий по достижению стабильного роста и увеличения основных социально-экономических показателей.

Список использованной литературы


1 Парсаданов Г.А. «Прогнозирование национальной экономики». – М.: Высш.шк., 2002г., - 304с.

2 Писарева О.М. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебник/ГУУ - НФПК, М.,2003, - 365с.

3 Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие для вузов/ Под.ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -318с.

4 www.edu.ru

5 www.apn.ru/

6 www.belarus-china.metolit.by

7 www.belstat.gov.by

8 www.budgetrf.ru

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ