Рабочая программ по экономике И.В. Липсиц 10 - 11 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе:
программы И.В. Липсица. Экономика, 2011.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В 11классе изучается весь объем материала за 10-11 классы, так как в 10-ом классе обучающиеся не изучали предмет.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования
Экономика
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
Экономический рост и факторы его ускорения.
Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.
Международный валютный рынок.
Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.
Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.
Учебно- тематическое планирование по экономике для 10 класс
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
1
Главные вопросы экономики
3
2
Типы экономических систем
4
3
Силы, которые управляют рынком
2
4
Как работает рынок
2
5
Мир денег
2
6
Законы денежного обращения
1
7
Банковская система
3
8
Человек на рынке труда
4
9
Социальные проблемы рынка труда
5
10
Экономические проблемы безработицы
4
Контрольная работа
4
Всего
35
Календарно – тематическое планирование по экономике10 класс
(1ч. в неделю, в год 35 часа).
№
У
р
о
к
а
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
освоения материала
Дом.
задание
План.
Факт.
1.Главные вопросы экономики (3 ч.)
1
Что такое экономика.
Знать:
-понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика»
§1
2
Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни человечества.
Знать:
-виды потребностей
людей;
-причины, по которым
потребности людей не могут быть удовлетворены
§1
3
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества
Знать:
-понятия «абсолютная и
относительная ограниченность ресурсов»;
-виды ограниченных ресурсов;
-причины невозможности
преодоления ограниченности ресурсов;
Главные вопросы экономической жизни общества
§3
2. Типы экономических систем и различия между ними (4 ч.)
4
Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система.
Знать:
- понятие «традиционная экономическая система»;
Уметь:
- подбирать примеры традиционной экономической системы
.
§4
5
Рыночная экономическая система.
Знать:
- понятие «рыночная экономическая система»;
- причины эффективности и роль рыночных механизмов
§4
6
Командная экономическая система
Знать:
- понятие
«командная экономическая система»
§5
7
Причины возникновения смешанной экономической системы.
Знать:
признаки «смешанной экономики»
§6
8
Контрольная работа № 1
3. Силы, которые управляют рынком (2 ч.)
9
Что такое спрос
Знать:
-понятие о спросе
-факторы формирования
величины спроса
§6
10
От чего зависит предложение товаров
Знать: -формирование на рынке предложения;
-факторы формирования
величины предложения.
§7
4.Как работает рынок (2 ч.)
11
Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие
Знать:
-типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие;
-механизм формирования
рыночного равновесия;
-рынок покупателей и
продавцов.
§8
12
Рынок на практике, или как реально организована торговля.
Описывать:
-действие рынка;
Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия
§9
5. Мир денег (2 ч.)
13
Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена
Знать:
-причины изобретения
денег;
-функции денег;
-роль денег как средства
обмена
§10
14
Функции денег в современной экономике
Знать:
-роль денег как средства
измерения и сбережения
§11
15
Контрольная работа № 2
6.Законы денежного обращения (1 ч.)
16
Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции.
Знать:
-причины и виды инфляции;
-влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране
§11
7. Банковская система (3 ч.)
17
Причины появления и виды банков
Знать:
-причины и виды банков
§12
18
Принципы кредитования
Знать:
-принципы кредитования
§13
19
Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны
Знать:
-понятие о денежном обращении;
-закон обмена и его использование;
- ликвидность
§13
8.Человек на рынке труда (4 ч.)
20
Экономическая природа рынка труда
Знать:
-особенности труда как
товара;
-деятельность продавцов и покупателей на
рынке труда
§15
21
Экономическая природа рынка труда. От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы
Объяснять:
-суть положения «спрос на
рынке труда»
§15
22
Что такое заработная плата и отчего она зависит.
Знать:
-закон предложения на
рынке труда;
формирование заработной платы на рынке труда
§16
23
Что такое заработная плата и отчего она зависит. Подготовка к контрольной работе
Знать:
-факторы, формирующие
предложение и спрос на
рынке труда
§16
24
Контрольная работа № 3
9. Социальные проблемы рынка труда (5ч.)
25
Профсоюзы и трудовые конфликты
Знать:
-что такое профсоюз;
какие бывают трудовые конфликты и пути их решения
§17
26
За что борются профсоюзы
Знать:
-способы повышения и понижения заработной платы
§17
27
Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата
Знать:
-величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты
§18
28
Договоры и контракты на рынке труда
Уметь:
-различать договор и контракт на рынке труда
§19
29
Как добиться, чтобы человек работал хорошо
Знать:
-способы мотивации работников
§20
10. Экономические проблемы безработицы (4 ч.)
30
Что такое безработица
Знать:
-что такое безработица;
-критерии признания
человека безработным
§21
31
Виды безработицы
Знать:
-виды безработицы и
причины их возникновения
§21
32
Что такое полная занятость
§21
33
Как можно сократить безработицу
Знать:
-основные способы
стимулирования трудовой
активности работников
§22
34
Контрольная работа № 4
Знать:
-что такое полная занятость
35
Резерв
Итого: 35 часов.
Учебно- тематическое планирование по экономике для 11 класс
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
1
Главные вопросы экономики
2
2
Типы экономических систем
2
3
Силы, которые управляют рынком
2
4
Как работает рынок
2
5
Мир денег
2
6
Законы денежного обращения
0
7
Банковская система
2
8
Человек на рынке труда
2
9
Социальные проблемы рынка труда
2
10
Экономические проблемы безработицы
2
11
Что такое фирма и как она действует на рынке
3
12
Как семьи получают и тратят деньги
2
Неравенство доходов и его последствия
13
Экономические задачи государств
2
14
Государственные финансы
1
15
Экономический рост
2
16
Организация международной торговли
2
18
Экономическое устройство России на рубеже 20-21 вв.
2
19
Контрольная работа
6 (по 0,5ч.)
20
Всего
34
Календарно – тематическое планирование по экономике11 класс
(1ч. в неделю, в год 34 часа).
№п\п
Дата
Название темы
Кол-во часов
Компетенции и
компетентности
по ГОС.
Параграф учебника
1.Главные вопросы экономики (2часа)
1.
Что такое экономика.
1 час
Знать:
-понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика»
1
Основы хозяйственной жизни человечества.
Знать:
-виды потребностей
людей;
-причины, по которым
потребности людей не могут быть удовлетворены
2
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества
1 час
Знать:
-понятия «абсолютная и
относительная ограниченность ресурсов»;
-виды ограниченных ресурсов;
-причины невозможности
преодоления ограниченности ресурсов;
Главные вопросы экономической жизни общества
2
2. Типы экономических систем и различия между ними (2 часа)
3
Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система.
1 час
Знать:
- понятие «традиционная экономическая система»;
Уметь:
- подбирать примеры традиционной экономической системы
.
3
Рыночная система.
Знать:
- понятие «рыночная экономическая система»;
- причины эффективности и роль рыночных механизмов
4
4
Командная экономическая система
1час
Знать:
- понятие
«командная экономическая система»
5
Причины возникновения смешанной экономической системы.
Знать:
признаки «смешанной экономики»
3. Силы, которые управляют рынком (2часа)
5
Что такое спрос
1 час
Знать:
-понятие о спросе
-факторы формирования
величины спроса
6
6
От чего зависит предложение товаров
1 час
Знать: -формирование на рынке предложения;
-факторы формирования
величины предложения.
7
4.Как работает рынок (2 часа)
7
Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие
1 час
Знать:
-типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие;
-механизм формирования
рыночного равновесия;
-рынок покупателей и
продавцов.
8
8
Причины и следствия нарушения рыночного равновесия
1 час
Описывать:
-действие рынка;
Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия
9
5. Мир денег (2 часа)
9.
Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена
1 час
Знать:
-причины изобретения
денег;
-функции денег;
-роль денег как средства
обмена
10
10
Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения
0,5 час
Знать:
-роль денег как средства
измерения и сбережения
11
.
Контрольная работа № 1
0,5час
7. Банковская система (2часа)
11
Причины появления и виды банков
1 час
Знать:
-причины и виды банков
12
12.
Принципы кредитования
1 час
Знать:
-принципы кредитования
13
.
Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны
Знать:
-понятие о денежном обращении;
-закон обмена и его использование;
- ликвидность
8.Человек на рынке труда (2 ч.)
13.
Экономическая природа рынка труда
1 час
Знать:
-особенности труда как
товара;
-деятельность продавцов и покупателей на
рынке труда
15
14.
От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы
1 час
Объяснять:
-суть положения «спрос на
рынке труда»
16
.15
Факторы формирования предложения на рынке труда Формирование заработной платы на рынке труда
0,5 час
Знать:
-закон предложения на
рынке труда;
формирование заработной платы на рынке труда
.
Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда.
Знать:
-факторы, формирующие
предложение и спрос на
рынке труда
.
Контрольная работа № 3
0,5час
9. Социальные проблемы рынка труда (2ч.)
16.
Профсоюзы и трудовые конфликты
1 час
Знать:
-что такое профсоюз;
какие бывают трудовые конфликты и пути их решения
17
.
За что борются профсоюзы
Знать:
-способы повышения и понижения заработной платы
17
Социальные формы формирования заработной платы
1 час
Знать:
-величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты
18
Договоры и контракты на рынке труда
Уметь:
-различать договор и контракт на рынке труда
.
Как добиться, чтобы человек работал хорошо
Знать:
-способы мотивации работников
10.Экономические проблемы безработицы (2 ч.)
18
Причины безработица
1 час
Знать:
-что такое безработица;
-критерии признания
человека безработным
19
.
Виды безработицы
Знать:
-виды безработицы и
причины их возникновения
.
1
19
Как можно сократить безработицу
0,5 час
Знать:
-основные способы
стимулирования трудовой
активности работников
20
.
Контрольная работа № 3
0,5 час
Знать:
-что такое полная занятость
11.Чтот такое фирма и как она действует на рынке(3 ч.)
20
Зачем создаются фирмы
1 час
Знать:
-понятия: фирма, пред
приятие, отрасль;
-понятие о добавленной
стоимости
Знать:
-виды и цели, факторы
деятельности фирм;
21
Виды фирм по российскому законодательству.
Знать:
- Роль АО, ООО ЗАО.
21
Экономические основы деятельности фирмы
1 час
Знать:
- почему фирма выгоднее рынка.
22
22
Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса.
1 час
Знать: понятие о внутренних и
внешних ресурсах и за
тратах фирмы;
-понятие о нормальной
прибыли владельца фирмы
23
12.Как семьи получают и тратят деньги(2 ч.)
23
Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику
1 час
Уметь объяснять:
-источники доходов семьи
24
Семейные расходы и закономерности их изменения
Знать понятия темы.
;
-изменение структуры расходов семей как следствие экономических преобразований в стране
25
24
Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения.
0,5 час
Знать:
-структуру семейных расходов как индикатора уровня развития страны
26
Контрольная работа № 4
0,5час
14. Экономические задачи государства(2ч.)
25
Причины и формы участия государства в регулировании экономики
1час
Знать:
-роль государства как экономической свободы;
-государственные органы, участвующие в регулировании экономической
жизни
27
26
Макроэкономические процессы в экономике страны
1час
Знать:
-что такое внешний эффект
28
15.Государственные финансы
(1ч.)
27-28
Налоги как источник доходов государства.
Как формируется и расходуется государственный бюджет
1час
Знать:
-принципы налогообложения методы налогообложениия-как формируется государственный бюджет
29-30
16. Экономический рост(2ч.)
29
Что такое экономический рост и как можно его ускорить.
1 час
Знать: понятие экономического роста-факторы ускорения экономического роста
31
Знать: -причины экономического развития классификацию стран ми
ра по типам экономических
систем и уровням экономического развития;
Уметь:
- работать с диаграммами,
графиками;
- составлять таблицу
32
Контрольная работа №5
0,5час
17. Организация международной торговли (2ч.)
30
Международная торговля и ее влияние на экономику страны
1 час
Знать:
- что порождает протекционизм;
- для чего нужен валютный рынок;
- с кем и чем торгует
Россия.
Объяснить понятие «главный двигатель международной торговли^)
-
33
31
Валютный рынок и конвертируемость валют
1 час
Знать:
-
34
18 Экономическое устройство России на рубеже 20-21вв.
2
32-33
34
К какой категории относится экономика России.
Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации.
Контрольная работа№6
2 час
Знать:
-причины экономического отставная России исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономике России;
- этапы реформирования
экономики России в 90-х го
дах. .
35-36
Литература:
1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита –Пресс,2011.
3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.
4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ