Биография Циолковского Константина Эдуардовича

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Дзержинска Нижегородской области











Биография

Циолковский Константин Эдуардович















Автор: Балашова Наталья Александровна

учитель физики





2014 год

Дополнительный материал, посвященный Дню космонавтики

Циолковский – основоположник космонавтики


Циолковский Константин Эдуардович (5/17.09.1857-19.09.1935), русский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории воздухоплавания, основоположник современной космонавтики.

Константин Эдуардович Циолковский родился в селе Ижевском Рязанской губернии. Отец его — Эдуард Игнатьевич занимал различные небольшие должности по лесному ведомству. Обладая беспокойным, отчасти мрачным характером, он был завзятым спорщиком и по тем временам вольнодумцем, человеком предельно честным, не желавшим унижаться и прислуживаться перед начальством, а поэтому часто оставался без работы, что заставляло многочисленную семью Циолковских терпеть постоянную нужду.

Мать Константина Эдуардовича — Мария Ивановна, урожденная Юмашева, была женщиной развитой и даровитой. От своих родителей Константин Эдуардович унаследовал живой ум, склонный к размышлениям и фантазиям, пытливость, настойчивость и любовь ко всевозможным ручным ремеслам, которые были широко развиты в их роду.

До десятилетнего возраста Константин Циолковский выделялся среди окружавших его сверстников живым характером и неистощимой энергией и фантазией.

Когда ему было около 10 лет, произошло событие, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Он заболел тяжелой формой скарлатины, с трудом перенес ее и в результате осложнения после болезни оглох. Учиться дальше в обычной школе стало для Константина невозможно, и он уходит из школы. Начался трудный период жизни, который он сам называет «периодом бессознательности». Примерно в это же время умирает его мать и ребенок остается совсем одиноким и отрешенным от жизни. К концу этого периода, в возрасте 14—15 лет, отрезанный от своих сверстников, замкнутый мальчик начинает заниматься различными техническими игрушками, сам делает токарный станок и работает на нем. Он пробует самостоятельно читать книги: арифметику, где все ему кажется как будто понятным, общеизвестный в то время учебник физики Гано и какую-то геометрию. Так начинается для Циолковского прохождение курса средней школы.

Читая геометрию, он мастерит самодельную астролябию и производит с ней ряд измерений. Не выходя из дома, он определяет расстояние до пожарной каланчи, находит его равным 400 аршинам; после проверки оказывается верно. «Так я поверил теоретическому знанию»,— говорит Циолковский. Читая физику, он самостоятельно делает автомобиль, двигающийся силой реакции струи пара, отбрасываемой назад, аэростат, наполненный водородом, и ряд других занимательных игрушек.

Вот как говорит сам о себе Циолковский: «Характерная моя черта — крайняя независимость и самодеятельность. Учителей у меня не было. Меня можно считать самоучкой чистой крови».

В 1873—76 жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы.

Однако в Москве юный Циолковский никуда не поступил и продолжал заниматься самообразованием, ведя нищенское, полуголодное существование. Десять — пятнадцать рублей в месяц, высылаемые ему отцом на все, тратились им в основном на книги и опыты. На жизнь Циолковский расходовал 90 копеек в месяц, питаясь исключительно черным хлебом и картошкой.

В период московской жизни вырисовывается общее направление всех будущих технических работ и стремлений Циолковского. Почти все они относятся к области техники и механики движения. Циолковского занимают мысли о тяжести и о средствах борьбы с тяжестью.

У него зарождаются мысли о том, каких размеров должен быть воздушный шар с металлической оболочкой, чтобы подниматься на воздух с людьми.

К концу московской жизни 19-летнего Циолковского можно считать определившимся изобретателем.

В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губ. К этому времени относятся его первые научные исследования.

Так началась педагогическая карьера Константина Эдуардовича, продолжавшаяся 40 лет.

Будучи учителем, Циолковский остается верен себе и все свободное время и средства тратит на физические опыты, на изготовление различных моделей, устройств и механизмов. Понятно, что у Циолковского установились отличнейшие отношения с ребятами-учениками, обожавшими изобретательного учителя. Надо отметить, что, несмотря на его органический недостаток — потерю слуха, Циолковский был хорошим учителем. Начальство Константина Эдуардовича не жаловало. Он считался чудаком, фантазером и сумасшедшим изобретателем. К опытам и работам его относились несерьезно, считая все это никчемной забавой. В первый год пребывания в Боровске Константин Эдуардович женился на Варваре Евграфовне Соколовой. Супруги прожили вместе более полувека и были разлучены только смертью Константина Эдуардовича. После Боровска, где Константин Эдуардович прожил 12 лет, он перевелся в г. Калугу, там безвыездно и прожил до своей смерти.

В 1887 г. Циолковский, скромный провинциальный школьный учитель, собрав последние средства, едет в Москву и впервые предстает перед ученым миром в Обществе естествоиспытателей с научным докладом о возможности создания большого цельнометаллического дирижабля. Слушателями его явились профессора А. Г. Столетов, Н. Е. Жуковский, Я. И. Вейнберг и другие. Николай Егорович Жуковский, которому на отзыв был передан труд Циолковского, дал о нем вполне благоприятное заключение. Зная, что Дмитрий Иванович Менделеев придавал большое значение роли управляемых аэростатов, Циолковский в 1890 г. обратился к нему за поддержкой. Д. И. Менделеев препроводил его работу в VII Воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Научные работы по воздухоплаванию, только начавшиеся российскими военными кругами, сосредоточивались в Воздухоплавательном отделе, и именно здесь при обсуждении работы К. Э. Циолковского было высказано отрицательное заключение: «Аэростат должен навсегда силою вещей остаться игрушкою ветров»

Несмотря на отказ в поддержке, Циолковский отправил благодарственное письмо в ИРТО. Небольшим утешением стало сообщение в «Калужских губернских ведомостях», а затем и в некоторых других газетах: «Новостях дня», «Петербургской газете», «Русском инвалиде» о докладе Циолковского. В этих статьях отдавалось должное оригинальности идеи и конструкции аэростата, а также подтверждалась правильность проделанных вычислений. Циолковский на собственные средства делает небольшие модели оболочек аэростата (30х50 см) из гофрированного металла и проволочные модели каркаса (30х15 см), чтобы доказать, в том числе и себе, возможность использования металла.

Циолковский продолжает выступать в защиту своего проекта дирижабля и публикует ряд работ:

1. «Аэростат металлический, управляемый» в 1892 г. 1-й вып. и в 1893 г. 2-й вып.

2. «Возможен ли металлический аэростат» (журнал «Наука и жизнь», 1893 г., № 51-52).

3. «Железный управляемый аэростат на 200 человек» в 1896 г.

Однако все попытки остаются безуспешными, и в 1895 г., т. е. через восемь лет после предложения Циолковского, выступает со своим проектом управляемого аэростата Цеппелин, поддержанный соответствующими кругами в Германии и начавший немедленно осуществлять свои проекты.

Циолковский опередил графа Цеппелина не только по времени, опубликовав свой проект на восемь лет раньше, но в проекте Циолковского был разработан целый ряд интереснейших вопросов дирижаблестроения, не потерявших актуальности и в наши дни.

В 1890 г. Циолковский, неустанно думающий над вопросами летания, приходит к интереснейшим выводам о возможности создания летательной машины тяжелее воздуха.

За 13 лет до первого полета братьев Райт рождается у Циолковского идея аэроплана. Его первая печатная работа по этому вопросу относится к 1894 г. Она была озаглавлена «Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная машина». И в этой работе, и в последующих выступлениях опять поражает глубина и правильность хода его мыслей, тщательность и обоснованность проработки частностей проекта.

Его птицеподобная машина — моноплан, с тянущим винтом, с крылом толстого профиля, напоминающим современные профили, крыло имеет угол поперечного «V», установочный угол (угол атаки), корпус имеет обтекаемую форму, машина снабжена хвостовым оперением.

К этому же периоду жизни и деятельности Константина Эдуардовича относятся систематические занятия по изучению сопротивления воздуха, что было неразрывно связано с работами над дирижаблем и аэропланом.

С чувством горечи можно отметить, что Циолковского и его работы не миновала участь многих и многих русских ученых и изобретателей, труды которых так и остались нереализованными в царской России и стали достоянием других или были повторены за границей.

Надо сказать, что органический недостаток Циолковского, глухота, весь поэтому замкнутый, одинокий образ жизни его и величайшая природная скромность Константина Эдуардовича мешали ему отстаивать свои идеи так, как это, быть может, следовало бы делать.

Самое замечательное, смелое и оригинальное создание творческого ума Циолковского — это его идеи и работы в области ракетной техники. Здесь он не имеет предшественников и намного опережает ученых всех стран и современную ему эпоху. Работы в области ракетной техники были основой всей жизни, были самой жизнью для Циолковского. Вот что он говорит об этом: «Основной мотив моей жизни — сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть, скоро, а может быть в отдаленном будущем, дадут человечеству горы хлеба и бездну могущества»

«Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»

«Завоевать околосолнечное пространство — задача нашего будущего».

«Невозможное сегодня станет возможным завтра»

В 1903 г. им опубликована первая работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и далее непрерывный ряд работ в этой области.

В этих работах Циолковский показал, что ракетный двигатель применим и выгоден на больших скоростях полета и только двигатель подобного типа способен перемещать какое-либо тело в безвоздушной или весьма разреженной среде.

К. Э. Циолковский разрабатывает теорию полета ракеты, и, что является характерным, он во всех работах и исследованиях ставит перед собой задачу о полете человека, о вылете человека в надатмосферное и далее в межпланетное пространство. Он подробно анализирует вопрос о движении ракеты; составляет уравнения движения в среде без тяготения и сопротивления, а также с учетом их.

Великая Октябрьская социалистическая революция дала неслыханные возможности Константину Эдуардовичу. Его имя, его труды стали известны и близки советскому народу. Будучи уже в преклонном возрасте, страдая болезнью, Константин Эдуардович с новым колоссальным подъемом берется за работу. Достаточно сказать, что если раньше он создавал 2—3 работы за год, то в последний период им выпускались в свет 8—9 работ ежегодно.

Константина Эдуардовича освобождают от обязательного чтения лекций. Ему устанавливают персональную пенсию. Правительство предоставляет Константину Эдуардовичу новый дом на улице его имени в г. Калуге, где он может спокойно и удобно жить и работать.

В день 75-летнего юбилея Константин Эдуардович награждается орденом Трудового Красного Знамени. Работы Циолковского ведутся его учениками, последователями в соответствующих научных и технических организациях.

19 сентября 1935 г. Константин Эдуардович скончался. Он дожил до дней, когда его заветные мысли о свободном летании человека и о покорении надатмосферных просторов перестали считаться несбыточной фантазией и сделались технической проблемой нашего времени.

К. Э. Циолковский был человеком, жившим намного впереди своего века, как и должно жить истинному и большому ученому.

Основные даты жизни и деятельности


Сентябрь 17(5.) Родился Константин Эдуардович Циолковский. Отец-Эдуард Игнатьевич Циолковский (1820-1881) служил лесничим в Спасском уезде Рязанской губернии. Мать Мария Ивановна Циолковская (Юмашева)(1824-1870) Семья проживала в селе Ижевском Рязанской губернии.


1869 год

Циолковский определен в первый класс Вятской мужской гимназии.


1873 год

Выбыл из третьего класса гимназии «для поступления в техническое училище».


1873 - 1876гг.

Проживал в Москве и занимался самообразованием в библиотеке Румянцевского музея.


1876 - 1878гг.

Вернулся в Вятку, некоторое время зарабатывал на жизнь, занимаясь репетиторством


1879 год

Сдал экстерном экзамены на звание учителя уездных училищ.


1880 год

1880, январь. Получил назначение на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии.

1880, август (20 ). Женился на дочери священника Варваре Евграфовне Соколовой.


Дети

1881, август (30). Родилась Любовь Константиновна Циолковская.

1883, август (2). Родился Игнатий Константинович Циолковский.

1885, ноябрь (21). Родился Александр Константинович Циолковский.

1888 август (1). Родился Иван Константинович Циолковский.

1894, сентябрь. Родилась Мария Константиновна Циолковская.

1897, декабрь. Родилась Анна Константиновна Циолковская.


1891. Первые печатные работы Циолковского: «Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость», «Как предохранить хрупкие и нежные вещи от толчков и ударов».


1896 Начал заниматься проблемами ракетодинамики. Работа над статьей «Исследование мировых пространств реактивными приборами».


1899-1900 Циолковский начал преподавать физику в Калужском епархиальном женском училище, совмещая работу с преподаванием в уездном училище.


1903, май. В журнале «Научное обозрение» № 5 опубликована статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами», теоретически обосновавшая осуществление межпланетных полетов с помощью реактивного летательного аппарата.


1904, май. Приобрел дом на ул. Коровинской в Калуге.


1906,май Учитель Циолковский за добросовестный труд представлен к ордену св. Станислава 3-й степени.


1910, ноябрь. Совет Калужского епархиального женского училища постановил ходатайствовать о награждении «Константина Циолковского орденом св. Анны 3-й степени».


1911, май. Награжден орденом св. Анны за добросовестный труд.


1916, август-1918, июль. Начал преподавать в высшем начальном училище.


1918, ноябрь . Избран на должность учителя 6-й калужской трудовой советской школы 2-й ступени.


1921, июнь. Назначен на службу в должности техника-конструктора при Калужском техническом бюро производственного отдела ГУБСОНАРХОЗа, а затем в должности инженера-конструктора как «хорошо известного своими большими научными трудами».


1921, сентябрь. Начал работу над черновыми заметками «Распространение человека в космосе».


1921, ноябрь. Освобожден от работы «ввиду его болезни и преклонности лет»


1923, октябрь. Работал над статьей «Космическая ракета. Завоевание

Солнечной системы».


1933, ноябрь (18). Циолковский с семьей переехал в дом по ул. Циолковского,1


1935, апрель. Калужский врач Н. И. Сироткин поставил Циолковскому диагноз- рак


1935, сентябрь (8). 23ч. 20мин. В хирургическом отделении железнодорожной больницы Циолковскому сделана операция.


1935, сентябрь (13). Циолковский послал из больницы письмо высшему руководству ЦКВКП(б), в котором, в частности, писал: «...всю жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед».


1935, сентябрь (19). Умер Константин Эдуардович Циолковский 22 ч. 34 мин..


1935, сентябрь (21). К.Э.Циолковский похоронен в Загородном саду (с 1936 г парк имени К. Э. Циолковского).



Источники:

http://www.korolev-s-p.ru/sp03.htm -Сайт о Главном конструкторе Сергее Павловиче Королеве

http://www.hrono.ru/biograf/ciolkov.html -Новое зеркало ХРОНОСа

http://tsiolkovsky.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=1&Itemid=6 –К.Э.Циолковский

http://ru.wikipedia.org/wiki/Циолковский%2C_Константин – Викпедия. Свободная энциклопедия.

Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. – М.: Наука, 1987.

Б.Воробьёв. Жизнь замечательных людей. Циолковский. – ЦК ВЛКСМ Молодая гвардия,1940.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ