Конспект урока для 9 класса "Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли"
Разработка открытого урока в 9 классе.
Тема: Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли.
Разработала и провела:
учитель физики Егошина Т.А.
2014-2015 учебный год.
9 класс. Темы уроков: Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли.
Цели урока: - изучить характеристики движение тела по окружности,
- показать практическую значимость данного движения через знакомство с движением ИСЗ. Учить определять направление векторов ускорения, скорости и силы при движении тела по окружности.
Развивать умение описывать движение, работать с текстом учебника по систематизации знаний.
Создавать условия для самостоятельной работы учащихся, Воспитывать коммуникативную и информационную культуры учащихся.првивать интерес к предмету.
Используемые методы:
а) словесный метод- через рассказ учителя, работа с книгой.
б) наглядный метод- через иллюстрации таблиц, слайдов и демонстрацию видеороликов
в) практический метод –через выполнения упражнений:
(а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;
б) упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.
Планируемые результаты формирования УУД.
1)Коммуникативные УУД:
Формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Формировать умение работать в малых группах.
2)Познавательные УУД:
Умение структурировать знания.
Читать и слушать, извлекать нужную информацию.
3)Регулятивные УУД:
Адекватно оценивать свои достижения.
Осознавать возникшие трудности, искать их причины и пути преодоления.
4)Личностные УУД:
Формировать желания выполнять учебные действия.
Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
Задачи урока:
продолжить учить работать самостоятельноОбеспечивать усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в различных ситуациях.
Формировать единую картину мира.
Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку «Движение тела по окружности», листы с заданиями, видеоролик «Звёздное небо».
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Ход урока:
1.Организационный момент. (5 мин)
2.Формулировка темы и цели урока: (5 мин)
Ученик читает стихотворение на экране фрагмент звёздного неба.
Преодолев земное притяженье,
Ракета от Земли оторвалась…
И не было счастливее мгновенья –
Здесь новая эпоха началась.
Ступень… вторая…
Третья отделилась,
Сгорая в атмосфере без следа…
А над Землей внезапно появилась
Стремительно летящая звезда.
И Человечество застыло в изумленье:
Летящий в небе серебристый шар –
Рук человеческих великое творенье
Был послан от Земли Вселенной в дар
О чём мы сегодня будем говорить?
Ответы учеников: об искусственных спутниках Земли.
Как движутся искусственные спутники?
Ответы учеников: по окружности.
А мы проходили движение по окружности?
Ответ учеников: нет
Учитель: Давайте изучим движение тела по окружности, а затем поговорим об искусственных спутниках Земли. Запишем тему урока в тетрадь. Сегодня вы будете работать в парах и индивидуально, по желанию. Для того чтобы вам хорошо заполнилась эта тема я подготовила для вас листы с заданиями, выполняя задания вы можете получить хорошие оценки.
3.Повторение пройденного: (5 мин).
Ученики выполняют первое задание:
Вместо многоточия поставить слова по смыслу и прочитать.
1.Скорость тела обозначается буквой….. и измеряется в ….
2.ускорение обозначается буквой…. И измеряется…
3.сила обозначается буквой….. и измеряется….
4.скорость, ускорение и сила кроме численного значения имеют ещё и……, их называют…….величинами.
5.линия вдоль которой движется тела называется….
Изучение новой темы:(20мин)
Давайте посмотрим на слайд 1 и скажем что общего в этих движениях? -тела движутся по окружности. А вы можете привести пример движения тела по окружности.
Теперь посмотрим на слайд 2. В этих движениях что различно- траектория.
А к какому виду движения можно отнести движение тела по окружности? К криволинейному, Криволинейное движение сложное и поэтому учёные придумали описывать его про помощи дуг окружностей (слайд3)
Введём некоторые характеристики криволинейного движения.
Учитель просит ,выполнить задание №2: заполнить недостающие элементы используя учебник. Приложение №1
Физическая величина
обозначение
Единицы измерения
формула
скорость
U
м/с
S/ t
ускорение
a
м/с2
а=U2/R
путь
S
м
2ПR
сила
F
Н
mu2/R
Учитель просит сравнить со слайдом 4. Ученики проверяют.
Продолжение новой темы:
Учитель задаёт вопрос: какие из данных физических величин векторные?
Ответы: сила, ускорение, скорость.
Учитель: давайте определим направление данных величин, так как при описании физической величины необходимо помимо численного значения знать и направление.
Слайд 5 .вывод: скорость направлена по касательной к окружности.
Слайд 6 вывод: ускорение направлено к центру окружности по её радиусу.
Слайд 7 вывод: сила направлена, так же как и ускорение.
Именно благодаря данной силе тела могут двигаться по окружности. Природа этих сил различна давайте подумаем на примерах какая сила заставляет двигаться данное тело по окружности:
Слайд8-сила трения(машина совершает поворот)
Слайд 9сила всемирного тяготения(спутники вращаются вокруг Земли)
Слайд 10 сила упругости(вращение легкоатлетического молота )
Самостоятельная работа(5мин)
Учитель просит учеников выполнить задание №3
Указать вектор ускорения, силы, скорости на предложенной иллюстрации.
Продолжения изучения новой темы:
Благодаря учёным-физикам, которые охарактеризовали движение по окружности, другие учёные-конструкторы запустили в космос первый искусственный спутник 4 октября 1957 года массой он был всего лишь 84 кг и диаметром 58 см.
А сейчас много ли спутников вращается вокруг Земли? посмотрим таблицу:
страна
год
ИСЗ
количество ИСЗ на орбите на 2010[2]
1957
1454
1958
1113
1962
29
1962
34
1964
22
1965
57
1967
12
1968
42
Самостоятельная работа: Выполним задание №3 : каждому из вас даны предложения нужно проверить их правильность по учебнику и составить рассказ на тему: «ИСЗ».(10 мин) звучит музыка.
Ученики читают рассказы из составленных предложений(5мин)
7. Подведение итогов урока(5 мин)
Учитель задаёт вопросы:1.что нового узнали? 2.Чему научились?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ