Конспект урока для 9 класса "Механические колебания. Периоды математического и пружинного маятников"
Шураева Сания Джумабековна учитель физики и математики первой квалификационной категории МБОУ «Зеленгинская СОШ»
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет
физика
ФИО учителя
Шураева Сания Джумабековна
Класс
9
Тип урока
урок открытия нового знания
Технология построения урока
Проблемное обучение, метод проектов, сотрудничество
Тема урока
Механические колебания. Периоды математического и пружинного маятников
Цель урока
развитие навыков мыследеятельностных умений: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы и ее формулировка, выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия через создание обучающимися мини-проекта и его защите.
Основные термины, понятия
колебательная система, математический, пружинный маятники; основные характеристики колебательного движения:
Планируемые результаты:
Предметные умения
Повторить:
1) понятия: колебательная система, математический, пружинный маятники;
2) основные характеристики колебательного движения: (формула периода), (формула периода математического маятника), (формула периода пружинного маятника).
Формировать умения:
1) исследовать зависимость периода математического и пружинного маятников от массы груза;
2) обнаруживать зависимости между физическими величинами (периодом математического и пружинного маятников и массой груза);
3) представлять результаты измерений в виде таблицы и графика.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные: Развитие универсальных учебных действий: экспериментальных навыков, навыков исследовательской и проектной деятельности, навыков самостоятельного приобретения новых знаний, постановке целей, анализа результатов деятельности одноклассников при работе над созданием мини-проекта, развития монологической и диалогической речи.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой(4 шт), нить длиной 1 м; 0,5 м; 2 пружины с разной жесткостью, набор грузов массой по 100 г, секундомер, калькулятор, информационный и иллюстративный материал на бумажных и электронных носителях.
Технические средства обучения:
компьютер,
ноутбук (4 шт)
медиапроектор.
Экранно-звуковые пособия:
презентация в Power Point
Виртуальная лаборатория.
ХОД УРОКА:
Эпиграф « Мы, ученые, можем сказать:
теория – это хорошая вещь,
но правильный эксперимент остается навсегда»
П.Л.Капица:
N
Этап урока
Цель этапа урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Результат взаимодействия
(сотрудничества)
Формируемые УУД
1
Организационный момент
подготовить класс к уроку, включить в деловой ритм
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие нового материла
Класс готов к уроку
Личностные-самоопределение;
Коммуникативные-планирование
2
Начальный этап урока
мотивировать учащихся к постановке учебной задачи урока через рассказ учителя о значении колебаний в окружающем мире. (презентация, демонстрация)
демонстрирует колебания нитяного маятника, пружинного маятника, метронома и др. колебательные системы.
демонстрирует слайды презентации
Наводящими вопросами учитель подводит детей к теме.
Предлагает разбить вопросы, представленные на слайдах на несколько групп
Наблюдают, слушают,
отвечают на вопросы, делают соответствующие выводы,
называют тему урока
Распределяют вопросы по группам, формируют мини-группы, ставят основные задачи урока- расширить знания о простейших механических колебательных системах – маятниках, провести исследование зависимости периода математического и пружинного маятников от массы груза,
у учащихся появился мотив к познанию истории создания маятника, исследованию зависимости периода математического и пружинного маятников от массы груза, анализу, дифференциации и решению задач. Развиты мыследеятельностные умения: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи. Образовались команды.
Личностные- самоопределение, смыслообразование;
Познавательные-логические, действия постановки и решения проблем;
Регулятивные-целепологание, оценка, волевая саморегуляция
3
Основной этап урока (актуализация знаний)
Защита мини -проектов
развитие умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных через представления «готового продукта» - мини-проекта.
развитие умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных через представления «готового продукта» - мини-проекта.
Учитель раздает пакеты в инструкция ми по выполнению экспериментальных работ,
консультирует,
учитель-тьютор,
наблюдает,
корректирует
Предлагает каждой группе представить защиту «готового продукта»- мини-проекта, используя паспорт мини-проекта;
Предлагает оценить мини-проекты по критериям , указанных на слайде.
выполняют эксперименты:
№1 -исследовать зависимость периода колебаний нитяного маятника от амплитуды(электронная версия);
№2 –исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити;
№ 3 – исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза;
№ 4- исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины;
№5 – исследовать период колебаний пружинного маятника при разных амплитудах (электронная версия);
анализируют, сравнивают, обсуждают (работа в мини-группах);
слушают защиту мини-проектов одноклассников, оценивают по критериям, указанных на слайде, обсуждают
Сформировали умения:
№1-исследовать зависимость периода колебаний нитяного маятника от амплитуды;
№2 –исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити;
№ 3 – исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза;
№ 4- исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины;
№5 – исследовать период колебаний пружинного маятника при разных амплитудах;
Мини – проекты
Коммуникативные-планирование, постановка вопроса, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли; Регулятивные- планирование, прогнозирование, контроль и коррекция;
Личностные-смыслообразование;
Познавательные-логические, действия постановки и решения проблем
4
Закрепление и проверка усвоения изученного материала
Закрепить и усвоить изученный материал
Предлагает тест на слайде
Работают над тестом, сравнивают свои ответы с ответами представленными на слайде
Ответы к тесту
Личностные- смыслообразование,
Познавательные-логические, общеучебные;
Регулятивные-оценка, волевая саморегуляция
5
Рефлексия
провести рефлексивный анализ учебной деятельности учащихся на уроке.
Предлагает высказать свое мнение о представленных мини-проектах одноклассников
проводится обсуждение внутри команды: каждый делиться своим впечатлениями о защите, обсуждают высказывания друг друга, и один представитель команды выражает общее мнение команды
развили у обучающихся мыследеятельностные умения: самоанализ и рефлексия.
Регулятивные-оценка, коррекция;
Коммуникаттивные;
личностные
6
Задание на дом
Предлагает мини-проекты собрать в единый проет(презентация);
Соответствующий параграф учебника
Записывают задание на дом
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ