Конспект урока для 10 класса "Основные положения молекулярно – кинетической теории"
Тема: Основные положения молекулярно – кинетической теории
Цель урока: 1.Учащиеся смогут описывать тепловые явления с помощью статического метода, основанного на молекулярно – кинетических представлениях о строении вещества.
2. Убедятся в реальности микромира, возможности его познания, рассмотрят экспериментальные доказательства существования и движения молекул.
3. Воспитательная цель: продолжить работу по воспитанию положительной мотивации к изучению физики, формированию инициативности, уверенности в своих силах.
Методы и приемы, используемые на занятии: различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский).
Ход урока
Орг. момент.
Анализ контрольной работы.
Изучение нового материала.
Историческая справка
Ещё в 5 веке до новой эры древнегреческий ученый Демокрит утверждал: «Ничто не существует, кроме атомов и пустого пространства. Всё прочее есть мнение… Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме».
В 4 веке появилось учение Аристотеля, которое позднее будет поддержано христианской церковью: «Любое тело может делиться до бесконечности».
В 1646 году француз Пьер Гассенди высказал предположение, что атомы объединяются в небольшие группы «молекулы» (от лат. «moles» – масса)
В 18 веке М.В. Ломоносов предположил, что молекула может быть однородной и разнородной и находиться в в хаотичном состоянии. В этом же веке Бернулли применил понятие о молекуле для объяснения давления газов.
В 1827 году английский ботаник Броун обнаружил движение спор плауна ( болотного растения), взвешенных в воде.
В 1905 году А. Эйнштейн объяснил броуновское движение некомпенсированными ударами молекул жидкости о частицу.
В 1908 году французский физик Ж. Перрен экспериментально подтвердил теорию броуновского движения.
Формирование основных понятий статистической физики.
Макроскопические тела – это большие тела, состоящие из огромного числа молекул.
Тепловые явления – это явления , связанные с нагреванием или охлаждением тел.
Тепловое движение молекул – это беспорядочное и хаотическое движение молекул.
Формирование основных положений МКТ и их опытное обоснование Основные положения МКТ. Экспериментальное обоснование
1. Все вещества состоят из частиц. (Возможность механического дробления веществ, растворение вещества в воде, диффузия, сжатие и расширение газов).
2. Частицы хаотично движутся. (Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества. Броуновское движение мелких, взвешенных в жидкости частиц под действием ударов молекул).
3. Частицы взаимодействуют друг с другом: одновременно проявляя силы взаимного притяжения и отталкивания. (Для разрыва твердого тела необходимо некоторое усилие, в то же время твердые и жидкие тела трудно сжимаемы. Капли жидкости, помещенные в непосредственной близости друг от друга, сливаются).
Эксперимент - исследование.
Карточка – консультант
Опыт № 1.
Оборудование: пробирки №1, № 2 с водой, пробирка № 3 с раствором перманганата калия.
Ход работы:
1. Возьмите пробирку с водой № 1 и долейте в нее несколько капель раствора перманганата калия из пробирки № 3. Что наблюдаем?
2. Долейте в пробирку № 1 воды из пробирки № 2.
Что наблюдаем?
Опыт № 2.
Оборудование: пробирка № 4 (вата, смоченная раствором спирта)
Ход работы:
1. Возьмите пробирку № 4 и откройте ее.
Что чувствуем?
Опыт № 3.
Оборудование: картофель, нож, гранулы перманганата калия
Ход работы:
1. Возьмите плод картофеля и сделайте на нем надрез.
2. На место надреза добавляем гранулы перманганата калия
Что наблюдаем?
Вывод:
Закрепление. Обобщение и проверка качества усвоения знаний, умений и навыков (6 мин.): Самостоятельная работа (вопросы указаны на доске)
1 вариант
1.Кто является основоположником МКТ?
2. Сформулируйте 1 положение МКТ и что его доказывает?
3.Что называют диффузией?
4.Из чего состоит молекула углекислого газа СО2?
5. Как можно объяснить исчезновение дыма в воздухе?
2 вариант
1. Расшифруйте запись М - К - Т -
2. Сформулируйте 2 положение МКТ и, какое явление его доказывает?
3.Какое движение называют броуновским?
4. Из чего состоит молекула метана СН4?
5. Почему сахар и другие пористые продукты нельзя хранить вблизи пахучих веществ?
Обсуждение вопроса о размерах молекул.
Знакомство с опытом Р. Релея, который помещал каплю оливкового масла на поверхность воды, налитой в большой сосуд. Релей предположил, что, когда капля перестанет растекаться, её толщина станет равной диаметру одной молекулы.
Дано: СИ: V = Sd; d= V/S S
V = 1 мм² 1·10̄̄-9 м3
S = 0.6м² d= 1·10-9/0,6 = 1,7·10-9(м) SSS
D – ?
Оценка числа молекул, содержащихся в капле воды массой 1 г.
Дано: СИ: Объем V₀, занимаемый молекулой воды при плотной упаковке, равен
d= 3·10-8cм 3·10-10м V₀ = d³. Тогда N = V/V₀ = V/d³
V =1 мм3 1·10-6м3
N – ? N = 1·10-6/( 3·10-10)³ = 3,7·1022 ( молекул в 1 мм³)
Подведение итогов урока:
Американский физик Рейман считал, что если человечество и плоды его трудов исчезнут и для будущих поколений разрешено будет оставить одну фразу, то это будет следующее:
1. Вещество состоит из частиц; 2. Частицы движутся; 3. Частицы взаимодействуют между собой.
1. Назовите тему нашего урока.
2. Что нового узнали на уроке?
3. Какие вопросы у вас возникли в ходе урока? И на какие вы не получили ответ?
4. Насколько данный материал пригодится в вашей профессиональной деятельности и быту?
Домашнее задание: §58, 60, упр. 11 № 1
Самоанализ урока- исследования преподавателя Мухаметдиновой М.Д.
Тема: «Основные положения МКТ и их опытное обоснование»
Данный урок является первым уроком при изучении большого раздела «Молекулярная физика». Тема этого урока закладывает определенный «фундамент» знаний, которым учащиеся будут пользоваться при последующем изучении молекулярной физики.
Урок-исследование мною проводился с учащимися 10 класса. Уровень знаний и умений по физике в этом классе чуть ниже среднего, однако, учащиеся достаточно быстро включаются в учебный процесс, их всегда можно заинтересовать, и, кроме того, у учащихся данного класса наблюдается стремление к учебе, к познанию чего-то нового.
На данном уроке ставились следующие цели:
- обучающая: добиться усвоения учащимися основных положений МКТ и их опытных обоснований. Формировать умения приводить примеры изученных явлений;
- воспитательная: продолжить работу по воспитанию положительной мотивации к изучению физики, формированию инициативности, уверенности в своих силах;
- развивающая: формировать умение выделять существенные признаки и свойства, развивать коммуникативно- технические умения, умение контролировать и оценивать свои действия.
По типу данный урок относится к изучению нового материала, а по форме он является комбинированным, так как наряду с изучением новой темы, урок направлен на формирование коммуникативных и общетехнических умений по физике.
При обучении использовались следующие методы и приемы - различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский).
На данном уроке главный акцент делался на усвоение учащимися основ молекулярно-кинетической теории и физических явлений, которые их доказывают. Причем данные явления довольно широко используются в повседневной жизни, поэтому на уроке отводилось время на формирование умений объяснить и раскрывать смысл происходящих явлений.
Урок был продуман таким образом, чтобы сами учащиеся могли выполнять простые практические задания и сразу же делиться впечатлениями от увиденного, а затем их объяснить. При выполнении практических заданий учащиеся были разделены на 2 группы произвольным образом, что позволяло им осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Контроль учащихся преподаватель старался осуществлять словесно, что создавало комфортную психологическую обстановку, учащиеся не боялись ошибаться и высказывать свою точку зрения на происходящие процессы. И лишь в конце урока при обобщении и проверки качества изученного контроль осуществлялся количественно (с помощью оценок). В качестве запасного методического обеспечения мною были подготовлен исторический материал по данной теме.
Все поставленные мною цели урока в целом были достигнуты, а поставленные задачи выполнены.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ