Конспект урока на тему «Материальная точка. Система отсчета»

Кошикова Виктория Александровна

Учитель физики

МБОУ СОШ № 47 города Белгорода

«Материальная точка. Система отсчета»

Цели урока:

- организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности;

- создать условия для развития памяти, логического мышления;

- создать условия для воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;

- создать условия для развитие умений использовать научные методы познаний.

Задачи урока:

- объяснить необходимость изучения механики;

- показать возможности ее практического применения;

- сформировать у учащихся представление о материальной точке.

Ход урока

1. Организационный этап


2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Вопрос: Что за наука – физика?

Основные разделы физики:

- механика

- термодинамика

- электродинамика

Механика – это наука о движении и взаимодействии макроскопических тел.

Основная задача механики: определение положения (координаты) тела в пространстве относительно других тел в любой момент времени.

Кинематика – изучает, как движется тело, но не изучает почему движется тело так или иначе.

3. Изучение новых знаний и способов деятельности

Первое, что бросается в глаза при наблюдении окружающего мира – его изменчивость.

Вопрос: Какие изменения вы замечаете?

Наиболее частые ответы связаны с изменением положения тел относительно друг друга.

Изменение положения (координаты) тела в пространстве относительно других тел, происходящее с течением времени называется механическим движением.

Для упрощения рассмотрения процесса движения вводят понятие материальной точки.

Материальная точка – тело, размерами которого в условиях рассматриваемой задачи можно пренебречь.

Примеры:

- Земля вокруг Солнца (Земля - мат. точка)

- суточное вращение Земли (не мат. точка)

- самолет совершает перелет от Москвы до Санкт - Петербурга со скоростью 200 км/ч (самолет – мат. точка)

Движение, при котором все точки тела в любой момент времени движутся одинаково, называется поступательным.

Движение является относительным.

Тело отсчета (т.о.) – тело, относительно которого рассматривается изменение положения других тел в пространстве.

Система отсчета (с.о.) – с.к. + т.о. + часы

4. Первичная проверка понимания изученного

В каких случаях тело можно считать материальной точкой?

1. На станке изготавливают спортивный диск (-)

2. Диск летит после броска (+)

3. Конькобежец на соревнованиях (+)

4. Фигурист выполняет упражнения произвольной программы (-)

5. За движением космического корабля следят из центра управления полетами (+)

6. Корабль осуществляет посадку (-)

7. Земля вращается вокруг своей оси (-)

8. Земля вращается вокруг Солнца (+)

5. Закрепление изученного

1. Укажите, относительно каких тел пассажир, сидящий в каюте плывущего теплохода, находится в покое и относительно каких тел он движется.

2. Укажите, относительно каких тел ученик, читающий дома книгу, находится в покое и относительно каких тел он движется.

6. Обобщение и систематизация

В случаях, когда размерами тела можно пренебречь, вместо движения реального тела можно рассматривать движение материальной точки.

Для определения положения движущегося тела в любой момент времени, вида движения, скорости тела и некоторых других характеристик движения необходимы тело отсчета, связанная с ним система координат и прибор для отсчета времени.

7. Домашнее задание

п.1, упр.1.

8. Рефлексия







Используемая литература

1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.

2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 класс – М.: Просвещение, 2002.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ