Конспект урока на тему "Отражение света. Закон отражения света"
Тема: Отражение света. Закон отражения света
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: сформулировать и научить применять закон отражения света.
Задачи:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – сформировать понятие отражения света, раскрыть сущность закона отражения.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ – способствовать формированию умения анализировать, выделять главное, обобщать, объяснять понятия, доказывать свою точку зрения на основе эксперимента.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – способствовать развитию диалогического общения, умения работать в парах и формирование мировоззрения. Раскрытие для учащихся ценностного содержания окружающего мира.
Структура урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Постановка учебной проблемы.
4. Выдвижение и проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Оборудование урока: компьютер, плоские зеркала, карандаши, транспортир, лазерные фонарики.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности
СЛАЙД 1
- Здравствуйте, ребята! Я, Светлана Викторовна Тенькова, преподаю в МКОУ «Буравцовская СОШ» один из самых значимых для жизни предметов - физику!
- Я предлагаю Вам сегодня поработать вместе со мной под девизом: «Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность». Бернардо Шоу.
Для организации деятельности, а я надеюсь, она у нас будет активной, мы будем работать в парах, так как вы сидите, чтобы ваша работа была плодотворной.
- Ничто в природе не было так неуловимо, ни один свой секрет природа не охраняла так тщательно, как секрет о нем. На этом основании его часто называли самым темным пятном в физике. Но именно он позволил нам познать окружающий мир.
-Как вы думаете, о чем идет речь? (свет)
СЛАЙД 2
СВЕТ! В погоне за светом, стремясь к познанию бесконечности, 12 апреля 1961 г. был совершен первый полет в космос. Простой советский парень Юрий Гагарин стал первым человеком, который проложил дорогу к звездам! 53 года прошло с тех пор, но окружающий мир остается для нас неиссякаемым источником познания.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
СЛАЙД 3
Да, солнце: пламенно, бессмертно, бесконечно.
Дарует людям жизнь. Рассеивает мрак.
А вот луна: взаймы берет у солнца вечно!
-Что вас заинтересовало при прослушивании отрывка? (Луна. Она не светит. Она отражает свет и он попадает нам в глаза)
-Какое явление мы будем рассматривать на уроке? (отражение света)
3. Постановка учебной проблемы.
СЛАЙД 4 Тема урока: «Отражение света. Закон отражения света».
- Как вы считаете, на какие вопросы мы должны будем ответить с вами при изучении данной темы? Что будет являться целью нашего урока? (Как происходит отражение света и каковы его законы).
СЛАЙД 5
В X веке на смену древнегреческой теории зрительных лучей, которые выходят из глаз и создают зрительные ощущения, пришла теория зрения арабского физика и математика Альхазена, согласно которой зрительные изображения тел создаются лучами, исходящими от видимых тел. Попадая в глаз, эти лучи вызывают зрительные ощущения.
-О каких лучах, на ваш взгляд идет речь? (о световых лучах) Что такое световой луч?
Световой луч – это линия, вдоль которой переносится световая энергия.
4. Выдвижение и проверка гипотезы.
СЛАЙД 6
-Посмотрите на экран, какой физический закон демонстрирует нам природа?
- Верно. Закон прямолинейного распространения света в однородной среде.
- Узкий световой луч является физической моделью узкого пучка света? (Да. И математической (геометрической) моделью, т.к. он показывает направление света)
- Как вы думаете, является ли световым лучом свет от лазерного фонарика? Ведь луча не видно. Как сделать его видимым? (Если в помещении будет задымленность, или пыльно, то луч станет виден)
Микроитог: Скажите, благодаря чему мы видим все окружающие нас предметы? (отражению) СЛАЙД 7
Для того чтобы выяснить, что происходит при отражении света от отражающей поверхности, введем важные понятия.
СЛАЙД 8
Падающий луч - это луч направленный на какую-либо плоскую поверхность.
Луч отражения -это луч который отразился от плоскости поверхности.
Угол падения (α) – это угол, образованный падающим лучом и перпендикуляром от точки падения луча.
Угол отражения (β) – это угол, образованный тем же перпендикуляром и отраженным лучом.
-Я предлагаю вам провести самый настоящий эксперимент! У вас на столах находятся отражающие поверхности, лазерные фонарики, транспортиры, а также карточки с заданиями.
Прочитайте инструкцию по выполнению задания. В ходе эксперимента выясните зависимость угла отражения от угла падения. (1 группа - угол падения 30º, 2 группа - 45º, 3 группа - 60º), а также выяснить, что произойдёт, если световой луч будет распространяться в противоположном направлении.
- К какому выводу вы пришли? СЛАЙД 9
- Что произойдёт, если свет будет распространяться в обратном направлении? (Лучи поменяются местами)
Это называется обратимостью световых лучей. Это свойство лучей падающего и отражённого меняться местами.
Сформулировал закон отражения света греческий математик Евклид в своем трактате «Оптика» (300 г. до н.э).
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
СЛАЙД 9 На стр.154 учебника найдите формулировку закона отражения света. Внимательно прочитайте его и сравните с вашей формулировкой
СЛАЙД 9 (клик)
Закон отражения света гласит: Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча. Угол падения равен углу отражения.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Давайте проверим, запомнили ли вы новое правило.
Перед вами стоит задача ответить на следующие вопросы:
СЛАЙД10. 1. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол отражения равен 300? (300)
СЛАЙД11. 2. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между лучом и плоским зеркалом равен 300? (600)
СЛАЙД 12. 3. Как изменится угол между падающим на зеркальную поверхность и отраженным лучами при уменьшении угла падения на 5°? (уменьшится на 100)
СЛАЙД 13. 4. Угол падения на зеркальную поверхность 15°. Чему равен угол между падающим лучом и поверхностью? (750)
СЛАЙД 14. 5. Угол между падающим и отраженными лучами 20°. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличится на 5°? (150)
7. Включение в систему знаний и повторение.
СЛАЙД 15. Отражение света встречается повсеместно в нашей жизни!
- По какому основанию можно сгруппировать фотографии?
- Скажите, к числу поверхностей, дающих зеркальное отражение, что можно отнести? (спокойная поверхность воды, полированной мебели, поверхность оконного стекла)
СЛАЙД 16
Свет зеркально отражается от очень гладкой поверхности. Лучи при этом отражаются параллельно. После отражения от шероховатой поверхности свет распространяется во все стороны. Такое изображение называют диффузным или рассеянным. Большинство предметов мы видим, потому что они отражают свет диффузно.
СЛАЙД 17. Познавая мир, мы учимся применять знания, которые необходимы в жизни.
Николай Васильевич Гоголь в «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писал:
«Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты, и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противоположную стену, рисовал на ней пестрый ландшафт из крыш, деревьев и развешенного на дворе платья, все только в обращенном виде»
Н.В.Гоголь описал действие удивительного прибора, который вам предстоит выбрать по описанию.
Я вам предлагаю посмотреть приложение 2 в листах, лежащих у вас на партах и выполнить исследовательскую работу.
СЛАЙД 18. Ваша задача исследовать особенности приборов, выяснить принцип действия и как они устроены.
Схема ответа:
1.Назначение прибора.
2. На каком принципе действует.
3.Для каких целей используется (использовался).
Перископ Периско́п— оптический прибор для наблюдения из укрытия. Принцип действия основан на отражении света от зеркал и призм, изменении направления луча обзора наблюдателя. Применяется на подводных лодках, ручные перископы и стереотрубы (их также можно использовать как перископ) — широко применяются в военном деле. Камера-обскура Ка́мера-обску́ра (лат. cameraobscūra «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Принцип действия основан на теории прямолинейного распространения света (если в одной из стенок тёмного ящика сделать небольшое отверстие, то в противоположной стенке ящика образуется видимое световое изображение (перевёрнутое). ) Чем больше расстояние между отверстием и стенкой, тем большими будут изображаемые предметы. Чем меньше отверстие, тем резче изображение и тем оно темнее. Для наблюдения или для зарисовки карандашом на бумаге, позже для фотографирования Калейдоскоп Калейдоскоп -устройство для получения симметричных картинок с помощью зеркал. Принцип отражения света от плоских зеркал, образующих между собой угол Игрушка, тренажёр для глаз, устройство для релаксации
СЛАЙД 19
- Ребята, перед вами приборы, принцип действия которых вы изучили. Выберите тот, о котором речь идет в произведении, и объясните свой выбор, выбрав из текста информацию, на основании которой вы сделали этот вывод. (камера-обскура)
СЛАЙД 20
- Обратите внимание, Гоголь в художественном произведении описал закон прямолинейного распространения света. Умение видеть необычное в обычном - это и есть познание мира.
- Для чего нам нужны знания об отражении света?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
СЛАЙД 21
Применяя знания на практике, мы познаем мир. Для чего? Чтобы жить в гармонии с собой и миром!
Познавая мир, человек познает себя.
- Сегодня мы с вами приоткрыли ещё одну тайну в мире света – установили закон его отражения.
- Хотелось бы отметить, что мы с вами очень счастливые люди, люди, которые могут видеть. Закройте глаза и представьте, хоть на минуточку жизнь в темноте. Страшно? Больно и обидно тем, кто никого не видел таких картин мироздания.
СЛАЙД 22
- И закончить наш урок, я предлагаю небольшой анкетой. В которой всего 4 вопроса. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, выбрав из списка и подчеркнув то, что относится к вам.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. За урок я
4. Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
не устал / устал
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ