Конспект урока на тему "Реактивное движение"
Муниципальное образовательное учреждение Сенгилеевская СОШ №2
Открытый урок
Тема: Реактивное движение
Составила учитель первой категории
Шаповалова Светлана Степановна.
Открытый урок
Тема: Реактивное движение.
ТДЦ:
1. Знать принцип реактивного движения, применение закона сохранения импульса для реактивного движения, применение реактивного движения в природе и технике.
2. Уметь решать задачи, находить информацию, делать выводы, применять полученные знания в экспериментальной работе.
3. Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, интеллектуальные способности, познавательную деятельность, расширять кругозор.
4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, чувство гордости за российских ученых, инженеров, летчиков- космонавтов посвятивших свою жизнь созданию многоступенчатой ракеты для освоения космического пространства.
Тип занятия: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, практические.
ФОПД : коллективная, групповая, фронтальная.
Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал.
Ход занятия.
1.Организация начала урока: Приветствие, подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Вступительное слово: Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство. Этими замечательными словами К.Э Циолковского мы начнем урок.
- Посмотрите слайды и определите тему урока.
(Идет слайд и я спрашиваю: «Какой вид движения вы наблюдаете?»
(Ответ)
- Верно , тема урока «Реактивное движение» это еще один вид механического движения.
- Что каждому из вас было бы интересно узнать о реактивном движении?
(Ответ).
- Совершенно верно: изучим принцип реактивного движения, устройство ракеты, повторим формулу определения скорости реактивного движения, выясним где применяется реактивное движение в природе и технике.
2.Подготовка к основному этапу занятия. Актуализация:
- Реактивное движение основано на глубоком понимании закона сохранения импульса, поэтому повторим материал этой темы.
Вопросы:
1. Что называется импульсом тела?
…………………………………………
2. Что называется замкнутой системой?
………………………………………
3. Сформулировать закон сохранения импульса.
…………………………………….
4. Автомобиль трогается с места, как направлен импульс?
………………………………….
5. Для каких систем справедлив закон сохранения импульса?
……………………………………
6.Хоккейная шайба скользит прямолинейно и замедленно, куда направлен вектор изменения импульса?
- Ответьте на вопросы (раздаю вопросы)
(Отвечают)
- Молодцы, верно, эти знания будут актуальны на уроке. Без знания закона сохранения импульса невозможно понять на чем основано реактивное движение.
3.Изучение нового материала.
- Чтобы ответить на вопрос, «Что такое реактивное движение ?» проведем эксперименты.
-Что происходит ? Почему движется шарик? (на экране показать вывод формулы) Т.К. В самом начале воздух и шарик составляли замкнутую систему то сумма их импульсов была равна нулю, после того как шарик начал движение, импульс шарика и импульс выходящего воздуха равны по модулю и противоположны по направлению.
-Проведем ещё один эксперимент.(скейтборд)
-Что общего в этих экспериментах .
-В первом и втором эксперименте произошло отделение одной части от другой.
- Можно ли изменить направление движения тела при реактивном движении?
- Изменение направления можно наблюдать используя «Сенгерово» колесо.
-Для того, чтобы тело при реактивном движении изменило направление своего движения , необходимо изменить направление движения отделяющейся от тела части.
-Здесь тоже происходит отделение одной части от другой .Значит можем ответить на вопрос : «Что такое реактивное движение?».
Реактивное движение – движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой либо его части.
Более точную формулировку прочтите в учебнике на стр 103 п.43
- Прочитали. Молодцы, а теперь проведем исследования в области реактивного движения.
-Историки собирают информацию об ученых и космонавтах..Возьмите лист с красным квадратом это алгоритм работы на подготовку 5мин.
-Биофизики собирают информацию об использовании реактивного движения в природе.
-Конструкторы собирают информацию об устройстве ракеты , применение реактивного движения в технике.
- Работа в группах закончена, послушаем историков, кто стоял у истоков космонавтики.
- Биофизики подготовили интересную информацию
- Что узнали о реактивном движении конструкторы.
4. Первичное закрепление нового материала.
- Молодцы, а теперь пришло время применить знание формул. Возьмите карточки с голубым кружком , прочтите условие задачи и определите искомую величину . На работу дается 3мин.
1 Группа
Задача: Охотник стреляет с лёгкой надувной лодки. Какую скорость приобретет лодка в момент выстрела, если масса охотника с лодкой 70 кг, масса дроби 35 кг и средняя начальная скорость дроби 320 м/с? Ствол ружья во время выстрела образует угол 60° к горизонту.
2. Группа
Задача: Из орудия, установленного на гладкой горизонтальной поверхности, вылетает снаряд массой 20 кг со скоростью 200м
с под углом 30° к горизонту. Какую скорость орудие после выстрела, если его масса 2000 кг.
3 Группа.
Задача: Мальчик, стоя на коньках, бросает камень. Масса мальчика и камня соответственно 20 кг и 1 кг. Начальная скорость камня равна 5 м/си направлена горизонтально. Определить скорость, с которой благодаря броску поедет мальчик. Трением пренебречь.
- Проверьте решение по алгоритму.
- А сейчас приведем в движение реактивные двигатели. Работаем в группах
-Первая группа по алгоритму собирает реактивную машину , возьмите лист с синим кружком, Приводить в движение будите по сигналу.
-Вторая группа , по алгоритму собирает и запускает ракету.
- Третья собирает «сенгерово» колесо. На работу дается 3мин.
Вывод: Так что же такое реактивное движение.
(Ответ)
5.Закрепление новых знаний.
Тест.
1.Ученый, чьи законы помогли открыть реактивное движение:
а) Ломоносов в) Паскаль б) Ампер г) Ньютон.
2) Закон сохранения какой величины используется в реактивном движении:
а) скорость б) масса в) импульс г) длина
3. По принципу реактивного движения работает:
а) газонокосилка б) электромагнит в) вертолет г) ракета
4. Морское животное, передвигающееся с помощью реактивного толчка: а) акула б) медуза в) дельфин г) скат
5.Какое выражение определяет скорость при реактивном движении
а) б) в) г)
Ответы .
1.Ученый, чьи законы помогли открыть реактивное движение:
а) Ломоносов в) Паскаль б) Ампер г) Ньютон.
2) Закон сохранения какой величины используется в реактивном движении:
а) скорость б) масса в) импульс г) длина
3. По принципу реактивного движения работает:
а) газонокосилка б) электромагнит в) вертолет г) ракета
4. Морское животное, передвигающееся с помощью реактивного толчка: а) акула б) медуза в) дельфин г) скат
5.
Лист сопровождения для 1 группы «Историки»
1. Ответы на вопросы.
2. Работа в группах «Историки»
Алгоритм работы:
1.Прочитайте текст учебника физики, под ред. Мякишева , 10 кл., стр 105 п.44
2. Заполните таблицу:
Ученый, исследователь
Годы жизни
Вклад в науку
1.Кибальчич
2.Циалковский
3.Королев
4.Гагарин Ю.А.
5.Нил Армстронг
3. Подготовьте выступление от группы
3.Решение задач.
Задача: Охотник стреляет с лёгкой надувной лодки. Какую скорость приобретет лодка в момент выстрела, если масса охотника с лодкой 70 кг, масса дроби 35 кг и средняя начальная скорость дроби 320 м/с? Ствол ружья во время выстрела образует угол 60° к горизонту.)
4. Моделирование
Применение знания закона сохранения импульса и принципа реактивного движения в моделировании. Привести в движение модель машины.
Оборудование: Модель машины, шарик, крепление.
Ход работы:
1. Надуть шарик.
2. Прикрепить к машине.
3. Провести испытание модели.
4. Сделать вывод.
5. Результат .
5. Тест.
6. Рефлексия.
Лист сопровождения для 2 группы «Биофизики»
1. Ответы на вопросы.
2. Работа в группах «Биофизики»
Алгоритм работы:
1.Прочитайте текст справочной литературы, рассмотрите иллюстрации
2. Подготовьте выступление от группы по плану:
Способы передвижения медузы, кальмара, осьминога, их среда обитания.
Использование реактивного движения растениями
Космическое природоведение
3.Решение задач.
Задача: Из орудия, установленного на гладкой горизонтальной поверхности, вылетает снаряд массой 20 кг со скоростью 200м
с под углом 30° к горизонту. Какую скорость орудие после выстрела, если его масса 2000 кг.
Ответ:
4. Моделирование
Цель:Применение знания закона сохранения импульса и принципа реактивного движения в моделировании. Привести в движение модель машины.
Оборудование: Модель машины, шарик, крепление.
Ход работы:
1. Надуть шарик.
2. Прикрепить к машине.
3. Провести испытание модели.
4. Сделать вывод.
5. Результат .
5. Тест.
6. Рефлексия.
Лист сопровождения для 3 группы «Конструкторы»
1. Ответы на вопросы.
2. Работа в группах «Конструкторы»
Алгоритм работы:
1.Прочитайте текст учебника физики, под ред. Мякишева , 10 кл., стр 105 п.43
2. Подготовьте выступление от группы по плану:
Виды топлива, которые используются в реактивном двигателе
Устройство ракеты, применение реактивного движения в технике.
История развития реактивного движения
3.Решение задач.
Задача: Мальчик, стоя на коньках, бросает камень. Масса мальчика и камня соответственно 20 кг и 1 кг. Начальная скорость камня равна 5 м/си направлена горизонтально. Определить скорость, с которой благодаря броску поедет мальчик. Трением пренебречь.
Ответ:
4. Моделирование
Цель:Применение знания закона сохранения импульса и принципа реактивного движения в моделировании. Привести в движение модель машины.
Оборудование: Модель машины, шарик, крепление.
Ход работы:
1. Надуть шарик.
2. Прикрепить к машине.
3. Приготовить к испытанию
4.Продемонстрировать классу
5. Сделать вывод.
5. Тест.
6. Рефлексия.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ