Конспект урока по Физике "Реактивное движение" 9 класс
Реактивное движение
Урок физики для 9 класса
Автор Манейло С.Б.,
учитель физики высшей
квалификационной
категории
п. Залари, 2013 г.
Реактивное движение
Цели урока:
обучающая: раскрыть учащимся прикладное значение закона сохранения импульса на примере реактивного движения;
развивающая: развивать умения учащихся анализировать учебный материал, сравнивать, сопоставлять изучаемые факты, применять знания в конкретных ситуациях;
воспитательная: воспитывать коммуникативные умения публично выступать, культуру речи, формировать познавательный интерес, продолжить патриотическое воспитание учащихся путем знакомства с вкладом российских ученых в развитие ракетной техники.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, воздушные шары, ролики.
Используемые приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: мозговая атака, обращение к личному опыту, чтение с остановками, синквейн.
Учебник: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник «Физика – 9».
Ход урока
Стадия вызова. Обращение к личному опыту учащихся. В руках у меня два воздушных шарика. Как вы думаете, что будет, если я выпущу их из рук? Учитель выслушивает ответы учащихся, а затем выпускает шарики из рук. Первый падает на пол, а второй стремительно взвивается вверх, при этом из него вырывается струя воздуха.
- Почему шарики ведут себя по – разному? Движение второго шарика является примером реактивного движения. Тема сегодняшнего урока: «Реактивное движение». Какие ассоциации у вас возникают с этим термином? Что может двигаться подобно воздушному шарику? Слайд № 1.
Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?( Вместе с учащимися формулируем цели урока).
Целеполагание: Ответить на вопросы: «Какое движение называется реактивным и каковы его особенности? Что и кто может двигаться реактивно? Где применяется реактивное движение?»
Стадия осмысления содержания. На этой стадии использую прием чтение с остановками.
Задание № 1 для учащихся: прочитать первую часть § 22 и найти ответы на вопросы: Слайд № 2.
Почему воздушный шарик движется противоположно струе выходящего из него воздуха?
Какое движение называют реактивным? Слайд № 3.
Приведите примеры реактивного движения. Слайды №№ 4 – 12.
Сегнерово колесо изобретено немецко – венгерским физиком Иоганном Зегнером в 1750 г.
Реактивное движение в природе (медузы, осьминог, кальмар, каракатица, сальпа).
Реактивное движение в растительном мире (В южных странах произрастает растение под названием "бешеный огурец". Стоит только слегка прикоснуться к созревшему плоду, похожему на огурец, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном со скоростью до 10 м/с вылетает жидкость с семенами. Сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении. Стреляет «бешеный» огурец (иначе его называют «дамский пистолет») более чем на 12 м).
Реактивное движение в технике (реактивные самолеты, например, МиГ – 29, реактивный рюкзак, мотоцикл и т.д.).
Реактивное движение на защите Отечества (Реактивная установка БМ 13Н – «Катюша», реактивные системы залпового огня «Град – 1» и «Ураган».
Реактивное движение на транспорте (Реактивные электрички, поезда, реактивный самолет – амфибия ВЕ – 200).
Реактивное движение на воде (реактивные катера).
Реактивные игрушки.
Как движется кальмар? Слайд № 6.
После чтения текста организуется беседа по вопросам. В тетрадях учащиеся записывают определение реактивного движения.
Задание № 2 для учащихся: прочитать вторую часть § 22 и найти ответы на вопросы: Слайд № 13.
Почему для космических полетов применяются только реактивные летательные аппараты?
Каково назначение ракет – носителей?
Какое строение имеет ракета – носитель? Слайд № 14.
Каков принцип действия ракеты?
После чтения текста организуется беседа по вопросам. В тетрадях учащиеся записывают строение ракеты - носителя и ее назначение, вывод формулы скорости ракеты.
До старта ракеты сумма импульсов ракеты и газа равна нулю:
mрvр + mгvг = 0. После старта ракеты импульс системы должен сохраниться: mрVр – mгVг = 0 или mрVр = mгVг .Отсюда находим скорость ракеты:
Vр=mгVг /mр
От чего зависит скорость ракеты? Продемонстрируем это на опытах:
Надуваем шарики. ( Шарики с меньшим количеством воздуха, со средним количеством и с большим количеством воздуха). Запускаем шарики по очереди. В начале - первые, затем вторые и третьи. Данный момент урока является своеобразной физкультминуткой. Большую скорость будет иметь шарик, в котором было больше воздуха.
Приглашаю ученика к доске. Он на роликах. В первом случае у него один рюкзак в руках, во втором случае рюкзак в руках и на плечах. Второй ученик помогает первому. Тот, кто на роликах, кидает второму ученику рюкзак. Учащиеся наблюдают и делают выводы, что движение является реактивным и что скорость тела тем больше, чем меньше его масса.
Задание № 3 для учащихся: прочитать третью часть § 22 и найти ответы на вопросы: Слайд № 15.
В чем заключается преимущество многоступенчатых ракет перед одноступенчатыми? Слайд № 16.
Как осуществляется посадка космического корабля?
Кто выдвинул идею использования ракет для космических полетов? Слайд № 17.
Идея использования ракет для космических полетов была предложена в начале 20 в. учителем физики из г. Калуга К.Э.Циолковским (1857 – 1935), но до этого революционер-народоволец Н.И.Кибальчич ( 1853 – 1881) разработал в 1881 году, находясь в тюрьме, проект реактивного летательного аппарата.
Кем эта идея была развита и реализована? Слайды № 18 - 20.
Идея К.Э Циолковского была осуществлена советскими учеными под руководством С.П.Королева. Первый искусственный спутник Земли с помощью ракеты был запущен в СССР 4 октября 1957 г. Первым человеком, который совершил полет в космос, был Ю.А.Гагарин. 12 апреля 1961 г. он облетел земной шар на корабле – спутнике «Восток».
М.К.Янгель - наш земляк, проживавший до 15 – летнего возраста в д.Зырянова Нижне-Илимского района Иркутской области.
Он – соратник С.П.Королева - генерального конструктора ракетнокосмических систем. Наша страна обязана ему созданием ракетоносителя «Космос». Его именем названы улицы в Москве и Железногорске – Илимском, пик на Памире, кратер на видимой стороне Луны.
Что бы было, если бы не было реактивного движения? Слайд № 21.
Стадия рефлексии. Проводится творческая работа. Слайд № 22.
Задание: Составить синквейн по вариантам: I Вариант по теме: «Ракета»,
II Вариант по теме: «Реактивное движение».
Проверка результатов творчества.
Итог урока. Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: § 22, упр.21 № 2. Слайд № 23.
Для желающих: Творческое задание: Слайд № 24.
Приготовить презентации по темам:
Реактивное движение в природе.
Реактивное движение в технике.
Реактивное движение на защите Отечества.
История развития космонавтики.
М.К.Янгель.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ