Конспект урока по теме: «Способы увеличения и уменьшения давления».
Тема урока: «Способы увеличения и уменьшения давления».
Подготовила Бойко Л.А., учитель физики и информатики, МБОУ РСОШ
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов.
Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.
Задачи урока:
1. Предметные:
- проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- решать практические задачи повседневной жизни;
- развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
2. Метапредметные:
- овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
3. Личностные:
способствовать формированию научного мировоззрения;
пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;
развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;
формировать умение критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, поролоновая губка, кусок мыла, динамометры, набор тел одинакового объема, линейка, бланки опорных конспектов, тест на ПК, презентация.
Методы и приемы:
Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);
Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение, демонстрация опыта, презентация);
Методы передачи информации с помощью с помощью практической деятельности и тактильного его восприятия (экспериментальная работа в группах);
Методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: создание проблемной ситуации, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи);
Методы контроля (приемы фронтальный опрос, тестирование, самооценка).
ХОД УРОКА
Конспект урока
Результаты обучения
1. Организационный этап.
Цели:
- создание доброжелательных отношение друг к другу и позитивной мотивации к началу урока;
- активизация мыслительной деятельности учащихся.
Учитель:
Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня на уроке каждый из вас станет исследователем, которому предстоит сделать много открытий.
2. Этап постановки целей и задач урока.
Цель: объяснение полученных выводов, согласование цели и темы урока.
Учитель проводит эксперимент, тем самым ставит проблему перед учащимися для определения задачи урока.
Учитель:
Возьмем поролоновую губку и кусок мыла. Поставим мыло на губку самой большой стороной, а потом переворачиваем мыло на ребро. Что происходит с губкой в первом и во - втором случаях? Что изменилось?
Ученики выдвигают гипотезы, выполняю тест на ПК по теме «Давление. Единицы давления».
Учитель:
Как видим, тех знаний, которыми вы обладаете, вам совсем достаточно для того чтобы полно и правильно ответить на поставленные вопросы. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о том, как зависит результат действия тела на опору. Поэтому для дальнейшей работы давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего занятия. Пожалуйста…
Ученик:
Установить
- как зависит результат действия тела на опору от площади опоры;
- как зависит результат действия тела на опору от силы действующей перпендикулярно поверхности;
- как можно увеличить или уменьшить давление;
- выяснить как можно применять полученные знания на практике.
Учитель:
Поставьте каждый для себя личностную цель и запишите номер цели в тетрадь на полях.
Способствовать формированию научного мировоззрения.
Пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям.
Развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Формировать умение критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).
Учитель:
Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?
1) Исследовать результат действия тела на опору.
2) Выяснить причины действия тела на опору (силы и площади).
3) Выяснить, как можно получить малое и большое давление.
4) Научиться применять полученные знания на практике.
– Молодцы! Запишем тему урока: «Способы увеличения и уменьшения давления».
Предметные:
- развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
Метапредметные:
- формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Давление. Единицы давления» и определить способы увеличения и уменьшения давления опытным путем.
Учитель:
Я вам предлагаю разбиться на две группы. Каждая группа выполнит небольшую исследовательскую работу:
1 группа выясняет, как результат действия тела на опору зависит от площади опоры.
2 группа выясняет, как результат действия тела на опору зависит от силы, действующей перпендикулярно поверхности.
Результаты эксперимента каждая группа запишет в специальные бланки, а по окончанию работы каждая группа сделает выводы на основе полученных данных.
Примеры бланков отчета
Бланк отчета №2. Проблема: выяснить, как результат действия тела на опору зависит от силы, действующей перпендикулярно поверхности. Задачи: 1. Провести физический эксперимент позволяющий определить способы уменьшения и увеличения давления по алгоритму: 1. Измерьте силу давления двух брусков одинакового объема на стол с помощью динамометра. Измерьте длину, высоту и ширину брусков. Используя полученные данные, вычислите площадь наибольшей грани брусков. Рассчитайте давление, которое производит каждый брусок на стол наибольшей гранью. Результат всех измерений записать в тетрадь. На основе полученных результатов сделайте вывод и запишите его в тетрадь. Результат: Вывод: Результат: Вывод:
Бланк отчета №1. Проблема: выяснить, как результат действия тела на опору зависит от площади опоры. Задачи: 1. Провести физический эксперимент позволяющий определить способы уменьшения и увеличения давления по алгоритму: Измерьте силу давления бруска на стол с помощью динамометра. Измерьте длину, высоту и ширину бруска. Используя полученные данные, вычислите площади наименьшей и наибольшей граней бруска. Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями. 5. Результат всех измерений записать в тетрадь. 6. На основе полученных результатов сделайте вывод и запишите его в тетрадь. Результат: Вывод:
Учитель:
Давайте посмотрим, какой вывод сделан каждой группой? Запишем каждый вывод в виде таблицы.
Давление зависит от площади опоры (при F=const)
S
P
S
P
Давление зависит от силы, действующей перпендикулярно поверхности (при S=const)
F
P
F
P
Учитель:
Молодцы! Мы решили две поставленные задачи, а теперь давайте попытаемся решить третью. Для этого посмотрите на таблицы и скажите, как можно увеличить давление или уменьшить?
Ученики отвечают на поставленные вопросы.
Учитель:
Хорошо, давайте запишем результат в виде таблицы.
СПОСОБЫ
Увеличения давления
Уменьшения давления
S (при F=const)
S (при F=const)
F (при S=const)
F (при S=const)
Учитель:
Вы сегодня все очень хорошо потрудились, но нам необходимо решить еще одну задачу: применять полученные знания на практике.
Предметные:
- проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
Метапредметные:
- овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
-формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
4. Этап закрепления нового материала.
Цель: научиться использовать полученные знания для решения практических задач.
Учитель:
Прежде, чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте повторим изученный материал. Пожалуйста, скажите
– Оказывают ли твердые тела давление?
– От чего зависит результат действия силы на опору?
– Как увеличить и уменьшить давление?
- Посмотрите на слайд, здесь приведены примеры увеличения и уменьшения давления, обоснуйте каждый пример.
Предметные:
-овладеть опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;
- уметь применять теоретические знания по физике на практике при решении физических задач.
Метапредметные:
- поиск и устранение причин возникших трудностей;
- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
- самоконтроль и оценка результатов своей деятельности.
5. Рефлексия.
Цели:
закрепить новое содержание, изученное на уроке;
оценить собственную деятельность на уроке;
выявить неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
обсудить и записать домашнее задание.
Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению.
Подведем итоги урока.
Что нового вы узнали?
Что научились делать?
А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной рабочей группы, и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своих товарищей по группе. Для этого поставьте каждый себе оценки, не забывайте, что я следила за работой каждого из вас на уроке и оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки.
Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?
Достигнута ли личная цель, которую вы выбрали в начале урока?
Метапредметные:
- самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива
6. Заключительный этап.
Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.
Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!
Домашнее задание: § 34, записать примеры способов увеличения и уменьшения давления в технике, быту, природе.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ