Организация исследовательской деятельности по физике через научное общество учащихся




Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №22 г. Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области





Проект образовательной программы (инновационная деятельность)

Учителя физики ГБОУ СОШ №22 г. Сызрани Самарской области

«Организация исследовательской деятельности по физике через научное общество учащихся».









Выполнила Антипова Наталья Юрьевна

Учитель физики ГБОУ СОШ № 22











2012 год

Содержание:

1. Введение

2. Общепедагогические и методические подходы к организации НОУ в ГБОУ СОШ №22 города Сызрани Самарской области.

3. Положение о научном обществе учащихся (НОУ) ГБОУ СОШ №22 города Сызрани Самарской области.

I.  Общие положения о научном обществе учащихся
II.
  Содержание и формы работы НОУ
III.
 Место научного общества учащихся в базисном учебном плане
IV.
 Права и обязанности членов НОУ
V.
  Общие требования к творческим работам
VI.
 Основы организации научно-исследовательской работы

4. Организация работы секции «Физика» НОУ ГБОУ СОШ №22.

5. Структура секции «Физика» НОУ ГБОУ СОШ №22.

6. Заключение.

















1. Введение.

Исследовательская деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией. Она служит средством решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Благодаря исследовательской деятельности в образовательную систему передаются нормы и ценности научного сообщества. По своей природе человек любознателен и стремится к исследованию. Поэтому необходимо использовать эту потребность в учебном процессе. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовательская деятельность является наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Основной задачей исследовательской деятельности, является привлечение учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Исследовательская деятельность учащихся направлена на решение творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным ответом (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы), но предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Таким образом, появляется необходимость включения в современное школьное образование такого элемента, как исследовательская деятельность учащихся. Для этого необходимо: педагогам-экспериментаторам повышать свою квалификацию; формировать исследовательские умения и навыки у учащихся; создавать структурные подразделения для организации исследовательской работы; выстраивать взаимоотношения ученика-исследователя и учителя - научного руководителя.

Анализируя проработанные литературные источники, можно установить, что цель и задачи организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовании, заключается в подготовке адаптированных учащихся к вузовской системе. Следовательно, целью организации исследовательской деятельности в условиях школьного обучения является создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.

В условиях ГБОУ СОШ №22, на кафедре ОТД филиала ФГБОУ ВПО СамГТУ, сформирована методика организации научно-исследовательской деятельности школьников, которая помогает реализовать творческий потенциал педагогов и их воспитанников, сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Методика включает в себя создание научного общества учащихся (НОУ) и повышение уровня квалификации педагога.

Научное общество учащихся - НОУ «Юность. Наука. Культура» было создано с целью помощи детям развивать свои творческие способности и научить их более глубоко и многогранно воспринимать окружающий мир. Работа НОУ организована таким образом, что позволяет дополнять базовую учебную программу, расширять и углублять знания, которые учащиеся получают на уроках. НОУ «Юность. Наука. Культура» это объединение учащихся, которые стремятся совершенствовать свои знания по определенным отраслям науки, расширять свой научный кругозор, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и творческой деятельности.

Формы организации учебных занятий, направленных на развитие у ребят самостоятельного экспериментирования, весьма разнообразны: творческий лабораторный практикум, творческие экспериментальные задания, домашние экспериментальные задания, индивидуальное учебное исследование, практикум по моделированию физического эксперимента. Эти формы организации учебных занятий реализуются через проблемно-поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения.

Проблемно-поисковый метод к обучению – это такой метод, при котором ученик в процессе учебы поставлен в условия необходимости совершить субъективное открытие факта, закона, явления, закономерности или освоить новый способ познания, т.е. механизм приобретения новых знаний о реальной действительности.

Характерной чертой исследовательского подхода к обучению является реализация идеи «обучение через открытие».  В рамках этого подхода ученик должен сам открыть закон, закономерность, способ решения задачи, неизвестные ему раньше. При этом он может опираться на цикл познания.

Экспериментально-исследовательские задания – это такие задания, при котором на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования.  

Конструкторские задания формируют умения думать, использовать свои теоретические знания, вести исследования, работать с ручным материалом, справочной литературой. Такая работа открывает широкие возможности развития познавательной и творческой деятельности учащихся. Опыт моей работы показывает, что школьники, конструирующие приборы, модели  и другие технические установки на базе знаний, получаемых в школе, гораздо глубже понимают и усваивают учебный  материал. При разработке конструкторских заданий нужно позаботиться о том, чтобы их выполнение требовало от учащихся творческого подхода.  

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, вынести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь полностью раскрыть свои способности.  Для этой цели в нашей школе с 2007 года функционирует  научное общество учащихся (НОУ).

Главная задача этого общества  - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Пропуск в НОУ – личный интерес и личная увлеченность.  Научное общество учащихся (НОУ) ГБОУ СОШ № 22  имеет свое положение, цели, структуру и устав.

Руководителем научного общества учащихся (НОУ) ГБОУ СОШ №22 и секции «физика» школьного научного общества учащихся является учитель физики Антипова Наталья Юрьевна.

2. Общепедагогические и методические подходы к организации НОУ   в ГБОУ СОШ №22.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся ГБОУ СОШ №22 - это составная часть обучения и воспитания учащихся.  Мы считаем, что очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам возможность самореализоваться  в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности.

Организация научно - исследовательской деятельности учащихся является одной из приоритетных задач научно - методического совета школы. В школе  сложилась определённая система работы и накопился опыт: действует НОУ (научное общество учеников), которым руководит Совет НОУ в рамках школьного самоуправления. Членами НОУ являются учащиеся 8-11 классов, изъявившие желание участвовать в работе одной-двух секций общества.

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций: развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки; формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований; даёт возможность проверить  свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности; воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Кроме того, ученики получают  дополнительную научную  информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

Необходимость создания НОУ учеников продиктована всем ходом развития школы. Идея создания общества принадлежит администрации, научно - методическому совету школы. С 2007 года началось его организационное оформление. Создание НОУ включало два этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране. Несколько месяцев было посвящено сбору материалов, обобщению имеющегося опыта, изучению нормативных документов. В состав научно - методического совета школы была введена должность руководителя по научно - исследовательской работе. Им стала учитель физики Антипова Н.Ю., которая успешно  возглавляет эту работу уже шестой год.

В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура исследовательского общества учащихся, были определены цели и задачи НОУ, принято положение о НОУ.

3. Положение о научном обществе учащихся

I . Общие положения

Настоящее Положение о научном обществе учащихся ГБОУ СОШ № 22 г. Сызрани (далее Положение) разработано в соответствии с:

- Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции ФЗ от 13.01.1996 г. № 12 – ФЗ);

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;

- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196;

- Уставом ГБОУ СОШ № 22.

Настоящее Положение определяет порядок организации научного общества учащихся ГБОУ СОШ № 22.

Научное общество учащихся ГБОУ СОШ №22 – это объединение учащихся, проявляющих интересы и увлечения различными областями науки, техники, культуры. Учащиеся, занятые в НОУ, стремятся к глубоким познаниям, к развитию мышления, интеллектуальной инициативе, совершенствуют умения и навыки учебно-исследовательской, изобретательской, опытно-экспериментальной работы.

Организационным органом управления исследовательской и творческой работой выступает научное общество учащихся (НОУ). НОУ действует с сентября 2007 года.

Цели работы:

  • совершенствование знаний по определенным областям (отраслям) естественных, математических, гуманитарных наук;

  • расширение научного кругозора, опытнической деятельности во внеурочное время под руководством учителя и научных работников.

Секции НОУ сформированы при всех предметных секций трех основных направлений школы:

- физико-математическое направление

(физика, математика, информатика);

- гуманитарное направление (лингвистика, литературное краеведе­ние, историческое краеведение);

- естественнонаучное направление (биология, геогра­фия, химия, экология).

Организация работы НОУ строится по следующим принципам:


-- интегральности - объединение и взаимовлияние учебной и иссле­довательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полу­ченные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

- непрерывности - процесс длительного профессионально ориенти­рующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

- межпредметного многопрофильного обучения, в котором погруже­ние в проблему предполагает глубокое систематизированное зна­ние предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирова­ние навыков исследовательского труда.

Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:

1.информационном - получение учащимися новых знаний;

2.эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и мно­гогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

3.нравственно-психологическом - через формирование психологиче­ской устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов на­учного сообщества.

Задачи НОУ:

1.Формирование единого школьного научного сообщества.

2.Создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности.

3.Создание оптимальных условий для ранней профориентации обучающихся.

4.Обучение членов общества навыкам самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем.

5.Создание условий для творческой деятельности обучающихся под руководством специа­листов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники.

6.Популяризация современных достижений науки, техники, искусства.

Конечными критериями оценки исследовательской деятельности учащихся должны быть знания, умения и собственные идеи, позволяющие выпускнику среднего учебного заведения влиться в вузовскую образовательную систему и продолжить научно-исследовательскую работу на более высоком уровне. Знания будут включать мировоззренческие, методологические понятия; умения и навыки планирования исследовательской деятельности, самоконтроля и регулирования своих действий.

НОУ учащихся имеет свое название: «Юность. Наука. Культура», эмблему, девиз.

Общая характеристика научного общества учащихся

Под исследовательской культурой учащихся следует понимать результат интегрирования системных предметных знаний, надпредметной информации из области методологии, экологии, истории наук и опыта решения особым образом смоделированных поисковых задач в условиях организованной исследовательской работы.

Ядром исследовательской работы учащихся (ИРУ) служат исследовательские навыки. Исследовательские навыки есть устойчивые приемы использования средств познания, в процессе исследования, специфический институт развития познавательного интереса учащихся. 

II . Содержание и формы работы

1.Определение заинтересованности обучающихся к творческой работе в различных отраслях науки и техники.

2.Организация разработки проектов исследований, концепций, получение заказов на про­ведение экспериментальных работ.

3.Разработка и реализация межсекционных, межшкольных научно-исследовательских проектов.

4.Организация лекториев, семинаров по темам проектов, по вопросам организации науч­но-исследовательского и опытнического труда в сфере науки, техники, искусства.

5.Организация и участие в соответствующих выставках; проведение и участие в научных конференциях межшкольных обществ.

6.Представление регулярных обзоров научно-популярной литературы.

7.Издание летописи общества, популяризация общества в СМИ.

8.Ведение журналов исследовательских, экспериментальных, опытнических работ.

1. Виды деятельности учащихся.


Виды деятельности

Исследование, умения и навыки

1. Изучение литературы по исследовательской проблеме. Усвоение научной информации.

•  Библиографирование литературы по теме исследования. 
•  Реферирование литературы по изучаемому вопросу. 
•  Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных источников. 
•  Использование технических средств для переработки информации.

2. Планирование
и проведение
 
исследования.

•  Определение, формулирование целей, задач исследования. 
•  Формулирование гипотезы исследования. 
•  Выбор оптимального варианта структуры исследования. 
•  Действие по аналогии и предвидение отклонений от намеченного варианта. 
•  Оценка практической эффективности исследования. 
•  Сравнение результатов исследования с результатами, подобных исследований. 
•  Проверка результатов, исправление ошибок. 
•  Подготовка материального оснащения эксперимента.

3. Оформление и защита результатов исследования.

•  Обоснование выводов. 
•  Составление отчета о проделанной работе. 
•  Использование символики, графических средств при оформлении отчета. 
•  Подготовка доклада, написание статьи. 
•  Защита перед аудиторией своих выводов.



Задачи научно-исследовательской работы учащихся:

  • Формирование исследовательской культуры.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Формирование навыков доказательства эвристического и логического мышления.

2. Направления в организации научно-исследовательской работе учащихся.

  • Исследовательская работа, выполняемая учащимися в учебном процессе под руководством преподавателей, и включение в научную работу учителей-предметников на основе формирования у учащихся навыков «переноса» знаний.

  • Исследовательская работа, выполняемая учащимися во внеучебное время под руководством специалистов (доцентов, профессоров вузов).

  • Организационно-массовая работа.

Следовательно, здесь учащиеся ориентируются на научную и практическую значимость самостоятельно приобретенных знаний.

3. Сотрудничество педагогов и учащихся предполагает следующие формы:

  • работу кружков по направлениям;

  • индивидуальную и групповую работу учащихся по интересующим вопросам;

  • олимпиады по различным областям знаний;

  • организацию интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей.

4. Функции руководителей секций:

  • Научное консультирование: 
    -  по выбору проблемы исследования;
    -  по определению содержания работы (гипотезы);
     
    -  по выбору методов поиска решения проблемы;
     
    -  в области накопления и способов отработки результатов поиска;
     
    -  в плане подготовки материалов для рефератов, докладов, тезисов.

  • При выборе проблемы для исследования руководитель секции должен исходить из: 
    -  объективной потребности жизни в обновлении того или иного знания;
     
    -  реальных условий школы;
     
    -  интересов учителей, привлекаемых к руководству научно-исследовательской работы учащихся.

5. Механизм деятельности учащихся в области исследовательской работы:

  • Модификационный – модернизация того, что имеет аналог (прототип).

  • Комбинаторный – новое конструктивное соединение элементов ранее известного знания.

  • Радикальный – принципиально новые (новаторские) подходы, не имеющие аналогов.

III . Место научного общества учащихся в базисном учебном плане

Включение НОУ в учебный процесс предполагает следующую цель: создать условия для всестороннего развития способностей и способов деятельности и удовлетворения потребностей личности в образовании.

Предполагается достичь следующего результата: свободная, творческая личность, способная к самоопределению, целеполаганию и выбору профессии.

Целостный педагогический процесс (ЦПП) предполагает включение следующих моментов:

  • кроме стандарта в содержании образования включение углубленного изучения предметов;

  • обязательное сотрудничество учащихся и педагогов через повышение квалификации и научно-исследовательской деятельности последних;

  • включение в организационно-управленческий компонент довольно важного звена – научно-исследовательской деятельности через научное общество учителей и учащихся;

  • налаживание внешних связей с комитетом образования, научно-методическим центром, институтами.






















IV . Права и обязанности членов НОУ

1.Участвовать в работе общества имеют право обучающиеся, педагогические работники, сотрудники профессиональных учебных заведений разных типов, сотрудники научно-исследова­тельских лабораторий.

2.Участие в работе общества предполагается на правах членов общества и кандидатов в члены общества.

3.Кандидатом в члены общества является лицо, проходящее обучение в кружках, факульта­тивах; сделавшее доклад в классе, на семинаре, секции общества, напечатавшее (в т. ч. в качестве соавтора) статью (в т. ч. обзорную) в одном из печатных органов общества.

4.Членами общества являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской, опытнической деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие
в реализации коллективных проектов общества, а также педагоги и сотрудники, являющиеся посто­янными консультантами, научными руководителями проектов.

Членами НОУ могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству.

Права членов общества, кандидатов в члены общества

Члены и кандидаты в члены общества имеют право:

  • использовать материальную базу школы и базу, предоставленную школе по договору, для проведения научно-исследовательской, экспериментальной и опытнической деятельности;

  • получать регулярные консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководи­теля;

  • рекомендовать кандидатов для приема в члены общества;

  • принимать участие в общих собраниях общества, выступать на заседаниях ученого совета с сообщениями о результатах деятельности;

  • избирать и быть избранными в руководящие органы общества;

  • добровольно выйти из состава общества.

Обязанности членов общества

1.Активно участвовать в работе одной из секций общества.

2.Вести достоверные записи в журналах работы по проектам.

3.В установленные сроки разрабатывать проекты отчетов о работе (отчеты подписывают научные руководители).

4.Участвовать в популяризации работы общества.

Делопроизводство общества

Обществом ведется:

- книга решений общего собрания;

- журнал заседаний ученого совета;

- отдельно ведутся папки производства работ по проектам.

Президентом общества ведется книга учета членов и кандидатов общества.

Вся документация хранится в канцелярии школы.

V . Общие требования к творческим работам

Научно-поисковыми работами в НОУ считаются следующие:

  • освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны известные ранее;

  • связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученные в результате самостоятельной работы;

  • по конструированию аппаратов, моделей и приборов, вносящих принципиально новое в решение научно-практических задач;

  • содействие совершенствованию школьных экспериментов.

Критерии оценки научно- исследовательских работ учащихся - членов НОУ

  1. Актуальность проблемы, заявленной в теме исследования.

  2. Новизна.

  3. Объем эксперимента. Оригинальный, самостоятельно собранный материал исследования.

  4. Освоение методов, приемов и подходов, соответствующих целям исследования.

  5. Знакомство с литературой по теме исследования.

  6. Умение анализировать полученные результаты с привлечением ли­тературных данных.

  7. Правильное оформление работы.

  8. Доклад.

  9. Умение отвечать на вопросы по теме исследования.

Правила оформления научной работы

1. Титульный лист:

а) где выполнена работа;

б) название темы;

в) автор;

г) научный руководитель.

  1. Введение: обоснование актуальности темы, обзор научной литера­туры по теме исследования.

  2. Материалы и методы исследования.

  3. Результаты исследования.

  4. Обсуждение полученных результатов исследования.

  5. Выводы.

  6. Список источников и литературы.

8.Приложение (таблицы, графики, рисунки).

Примерный план выступления школьника-исследователя на научно-практической конференции


  1. Тема исследования.

  2. Цель.

  3. Научный руководитель.

  4. Характеристика исследуемых явлений.

  5. Методика проведения исследования.

  6. В содружестве с кем проводилась работа.

7.Использованные приборы, оборудование, материалы

  1. Обзор полученных данных.

  2. Методика их обработки.

10.Результаты исследования, представленные в наглядной форме (диапозитивы, таблицы, графики, схемы и т.п.).

  1. Анализ результатов работы.

  2. Выводы.

VI . Основы организации научно-исследовательской работы

1. Выбор темы исследования.
При выборе темы необходимо учитывать два критерия:

  • субъективный – тема должна соответствовать интересам исследователя;

  • объективный: 
    а) тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной и важной в научном и (или) практическом отношениях; 
    б) тема должна быть реально выполнимой – надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение).

2. Формирование цели исследования. Обычно она легко вытекает из темы работы.

3. Знакомство с литературой по данной проблеме необходимо для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы.

  • Сначала придется заняться поисками литературы, поскольку полноценное ее изучение – обязательное условие успешности выполняемого исследования.

  • После нахождения необходимого литературного источника можно приступить к работе с ним:
    а) занести библиографические данные книги (статьи) в карточку, т.е. начать формирование собственной картотеки по теме;
    б) целенаправленно начать конспектирование (выписывание цитат), исходя из задач исследования.

Что дает исследователю работа с литературой ?

  • ориентация в выбранной области научного исследования, в т.ч. имеется необходимая информация о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, следовательно, исследователь может четко оценить и сформулировать актуальность темы;

  • возможность написать главу работы «Обзор литературы»;

  • возможность сформулировать задачи исследования, конкретизировать цель и разработать его план;

  • способность проанализировать результаты своей работы, сравнить полученные данные с данными других исследователей.

4. Формулировка задач исследования – тех конкретных вопросов, на которые требуется получить ответ после выполнения научной работы.

5. Выбор и освоение методики – «инструмента», посредством которого будут решаться поставленные задачи.

6. Составление плана работы на весь период исследования.

7. Написание программы исследования, которая включает в себя следующие положения:

  • основное содержание работы (ключевые вопросы, актуальность);

  • цель, задачи исследования;

  • описание методики выполнения работы;

  • календарный план.

8. Выполнение основной части работы согласно выбранной методике. 
Например: в экологических исследованиях этот этап подразделяется на подъэтап полевых работ (или эксперимент в лаборатории) и камеральную обработку полученных материалов.

9. Анализ результатов работы - сопоставление их с литературными данными, сопоставление гипотезы с экспериментальными данными и т.д.

10. Оформление результатов исследования в виде научных публикаций.


4. Организация работы секции «Физика» НОУ ГБОУ СОШ №22.

Организация работы секции строится по следующим принципам:

  • интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках;

  • непрерывности  - длительного профессионально-ориентированного образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов;

  • межпредметного  обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематическое знание предмета и формирование  навыков исследовательского труда.

Наиболее трудным этапом для учащихся является выбор темы в рамках предмета. Чтобы облегчить процесс выбора темы я пытаюсь выделить следующие критерии:

  1. Необходима, чтобы тема представляла интерес для учащегося  не только на данный момент, но и вписывалась в общую перспективу его профессионального развития, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной будущей специальности.

  2. Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней  и меня и ученика. Это связано с тем, что я занята исследовательской деятельностью и в рамках моей темы я выделяю определенную область для изучения ее учеником.

  3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

При проведении исследования учащиеся проходят два последовательных этапа: технологический этап и аналитический, рефлексивный этап. Каждый исследователь составляет рабочий план. После окончания исследования, оформления полученных результатов, прочтения и одобрения ее научным руководителем наступает последний этап – защита. Сначала учащиеся проходят школьный этап – Школьная научно-практическая конференция «Старт в науку»,   а затем лауреаты школьной конференции  выступают на окружной (областной) научной конференции школьников в номинации «Физика» и городской молодежной научно-практической конференции «Научный потенциал города – XXI веку».

5. Структура секции «Физика» НОУ ГБОУ СОШ №22.

В структуру секции  «физика» входят - лекторское бюро, конструкторское бюро, бюро занимательной физики, административный отдел, теоретический отдел и научно-исследовательский отдел. Каждый из названных подразделений имеют свои цели и задачи.

Лекторское бюро занимается подготовкой популярных лекций по новейшим достижениям  науки и техники, истории физики и техники. Каждый член бюро за год должен подготовить 2-3 лекции с демонстрациями и иллюстрациями. Лекторская деятельность дает возможность учащимся совершенствовать и расширить свои знания, развивать ум, память, логику суждений, язык и дикцию.

Конструкторское бюро. Учащиеся изготавливают и ремонтируют приборы. Проводят школьные конкурсы на лучший самодельный прибор или макет.

Бюро занимательной физики. Члены этого бюро проводят в младших классах викторины, часы занимательной физики, изучают наследие Я.И Перельмана, решают предложенные в его книгах задания, ставят опыты.

Административный отдел. Члены этого отдела занимаются организацией  массовой работой по физике со школьниками:  проведением физических вечеров, конференций. Они координируют всю внеклассную работу.

Теоретический отдел. Задача – углубление знаний учащихся, интересующихся физикой. Работа секций заключается в написании рефератов на выбранную тему и защите их на заседании секции. Общественным   выходом работы отдела являются научные конференции.

Научно-исследовательский отдел. Члены этого отдела занимаются научно-исследовательской работой.

Этапы НИР: а) выбор темы;

б) разработка содержания вводного теоретического курса, постановка целей исследования;

в) подбор методики исследования;

г) сбор и первичная обработка материала;

д) исследование;

е) работа над приложением;

ж) презентация.

З) защита НИР.

Результатами творческой деятельности секции «Физика» НОУ являются: исследовательские работы, презентации, рефераты, проекты, выступления на школьных конференциях, участие в городских, областных и всероссийских конкурсах.

Итогом работы секции «Физика» НОУ ГБОУ СОШ №22 является участие школьников в интеллектуальных играх, олимпиадах, окружных, городских и областных научно - практических конференциях.




Результаты участия обучающихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах, соревнованиях.

Год

Название меро-

приятия с указа-

нием статуса


Фамилия, имя

обучающихся,

принявших

участие

Результат

участия


2008

Областной

Физико-математический

Праздник.

«Дистанционная регата».

Климантова Ирина - 8а кл.,

Мазлов Сергей - 8а класс,

Орлова Надежда – 8а класс,

Цапляков Дмитрий – 8б кл.

Чадаев Владислав – 8 а кл.

лауреат

лауреат

лауреат

лауреат

лауреат

2008

Всесоюзный конкурс

«Познание и творчество».

Номинация: «Техника

и изобретательство»

Филин Николай – 10а класс

лауреат

2008

Окружная научная

конференция учащихся

в номинации «Физика».

Тема:

«Мобильная связь

и здоровье - только

плюсы или есть

минусы».

Наумчик Ольга – 11 класс


Федотова Любовь -11 класс

участник


участник

2008

VI городская

молодежная научно-

практическая

конференция

«Научный потенциал

города- XXI веку».

Секция: «Электротех-

ника, электромеханика

и промышленная

автоматика».

Тема:

«Энергосберегающая

лампа»

Алюшев Рамиль -10 класс,


Антипин Валерий –10 класс

лауреат


лауреат

2010

VIII городская

молодежная научно-

практическая

конференция

«Научный потенциал

города- XXI веку»,

посвященная 65-летию

победы в Великой

Отечественной войне.

Секция: «Электротех-

ника, электромеханика

и промышленная

автоматика».

Тема: «Регенерация

гальванических

элементов».

Мязитов Ришат – 10 класс,


Соколов Влад - 10 класс

лауреат


лауреат


2011

Областная научная

конференция

учащихся

в номинации

«Физика»

Серова Виолетта – 11 класс


участник

2011

Окружная научная

конференция

учащихся

в номинации

«Физика»

Серова Виолетта – 11 класс


III место

2012

Окружная научная

конференция

учащихся

в номинации

«Физика»

Зубов Александр – 10 класс


Манафов Рамиз – 10 класс


III место


III место


2012

Городская олимпиада

по техническому

творчеству

«Я изобретаю будущее»

Порватова Юлия – 10 класс

III место

2012

Городская олимпиада

по техническому

творчеству

«Я изобретаю будущее»


Манафов Рамиз – 10 класс

призер

2012

Городская олимпиада

по техническому

творчеству

«Я изобретаю будущее»


Борисов Михаил – 9а класс

победитель

I место

2011

Всероссийский конкурс «Энергия детства»

Прусакова Екатерина – 10 класс

участник

Повышение уровня квалификации педагога происходит путём участия учителей ГБОУ СОШ №22 в семинарах, научно-практических конференциях, «Круглых столах», где они делятся накопленным опытом, демонстрируют новые методические находки и обучения на курсах повышения квалификации в СИПКРО. На заседаниях кафедры ОТД в СамГТУ города Сызрани так же проводятся различные мероприятия, направленные на повышение уровня квалификации учителя.

6. Заключение.

Таким образом, организация системы работы по созданию условий научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках нашей школы и кафедры ОТД на филиала ФГБОУ ВПО СамГТУ возможна. Эта система обеспечивает качественную подготовку выпускников, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, компетентных в вопросах формулировки и применения научного аппарата исследования. Кроме того, важным итогом такого рода деятельности лицея является формирование исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.

«…Главными орудиями являются умышленный опыт
и математический анализ. Только тогда получается
полноправное, истинно – научное освещение предмета»
А.Г. Столетов





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ