Организация исследовательской деятельности по физике через научное общество учащихся
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №22 г. Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Проект образовательной программы (инновационная деятельность)
Учителя физики ГБОУ СОШ №22 г. Сызрани Самарской области
«Организация исследовательской деятельности по физике через научное общество учащихся».
Выполнила Антипова Наталья Юрьевна
Учитель физики ГБОУ СОШ № 22
2012 год
Содержание:
1. Введение
2. Общепедагогические и методические подходы к организации НОУ в ГБОУ СОШ №22 города Сызрани Самарской области.
3. Положение о научном обществе учащихся (НОУ) ГБОУ СОШ №22 города Сызрани Самарской области.
I. Общие положения о научном обществе учащихся
II. Содержание и формы работы НОУ
III. Место научного общества учащихся в базисном учебном плане
IV. Права и обязанности членов НОУ
V. Общие требования к творческим работам
VI. Основы организации научно-исследовательской работы
4. Организация работы секции «Физика» НОУ ГБОУ СОШ №22.
5. Структура секции «Физика» НОУ ГБОУ СОШ №22.
6. Заключение.
1. Введение.
Исследовательская деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией. Она служит средством решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Благодаря исследовательской деятельности в образовательную систему передаются нормы и ценности научного сообщества. По своей природе человек любознателен и стремится к исследованию. Поэтому необходимо использовать эту потребность в учебном процессе. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовательская деятельность является наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Основной задачей исследовательской деятельности, является привлечение учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Исследовательская деятельность учащихся направлена на решение творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным ответом (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы), но предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Таким образом, появляется необходимость включения в современное школьное образование такого элемента, как исследовательская деятельность учащихся. Для этого необходимо: педагогам-экспериментаторам повышать свою квалификацию; формировать исследовательские умения и навыки у учащихся; создавать структурные подразделения для организации исследовательской работы; выстраивать взаимоотношения ученика-исследователя и учителя - научного руководителя.
Анализируя проработанные литературные источники, можно установить, что цель и задачи организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовании, заключается в подготовке адаптированных учащихся к вузовской системе. Следовательно, целью организации исследовательской деятельности в условиях школьного обучения является создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.
В условиях ГБОУ СОШ №22, на кафедре ОТД филиала ФГБОУ ВПО СамГТУ, сформирована методика организации научно-исследовательской деятельности школьников, которая помогает реализовать творческий потенциал педагогов и их воспитанников, сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Методика включает в себя создание научного общества учащихся (НОУ) и повышение уровня квалификации педагога.
Научное общество учащихся - НОУ «Юность. Наука. Культура» было создано с целью помощи детям развивать свои творческие способности и научить их более глубоко и многогранно воспринимать окружающий мир. Работа НОУ организована таким образом, что позволяет дополнять базовую учебную программу, расширять и углублять знания, которые учащиеся получают на уроках. НОУ «Юность. Наука. Культура» это объединение учащихся, которые стремятся совершенствовать свои знания по определенным отраслям науки, расширять свой научный кругозор, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и творческой деятельности.
Формы организации учебных занятий, направленных на развитие у ребят самостоятельного экспериментирования, весьма разнообразны: творческий лабораторный практикум, творческие экспериментальные задания, домашние экспериментальные задания, индивидуальное учебное исследование, практикум по моделированию физического эксперимента. Эти формы организации учебных занятий реализуются через проблемно-поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения.
Проблемно-поисковый метод к обучению – это такой метод, при котором ученик в процессе учебы поставлен в условия необходимости совершить субъективное открытие факта, закона, явления, закономерности или освоить новый способ познания, т.е. механизм приобретения новых знаний о реальной действительности.
Характерной чертой исследовательского подхода к обучению является реализация идеи «обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик должен сам открыть закон, закономерность, способ решения задачи, неизвестные ему раньше. При этом он может опираться на цикл познания.
Экспериментально-исследовательские задания – это такие задания, при котором на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования.
Конструкторские задания формируют умения думать, использовать свои теоретические знания, вести исследования, работать с ручным материалом, справочной литературой. Такая работа открывает широкие возможности развития познавательной и творческой деятельности учащихся. Опыт моей работы показывает, что школьники, конструирующие приборы, модели и другие технические установки на базе знаний, получаемых в школе, гораздо глубже понимают и усваивают учебный материал. При разработке конструкторских заданий нужно позаботиться о том, чтобы их выполнение требовало от учащихся творческого подхода.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, вынести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь полностью раскрыть свои способности. Для этой цели в нашей школе с 2007 года функционирует научное общество учащихся (НОУ).
Главная задача этого общества - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Пропуск в НОУ – личный интерес и личная увлеченность. Научное общество учащихся (НОУ) ГБОУ СОШ № 22 имеет свое положение, цели, структуру и устав.
Руководителем научного общества учащихся (НОУ) ГБОУ СОШ №22 и секции «физика» школьного научного общества учащихся является учитель физики Антипова Наталья Юрьевна.
2. Общепедагогические и методические подходы к организации НОУ в ГБОУ СОШ №22.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся ГБОУ СОШ №22 - это составная часть обучения и воспитания учащихся. Мы считаем, что очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности.
Организация научно - исследовательской деятельности учащихся является одной из приоритетных задач научно - методического совета школы. В школе сложилась определённая система работы и накопился опыт: действует НОУ (научное общество учеников), которым руководит Совет НОУ в рамках школьного самоуправления. Членами НОУ являются учащиеся 8-11 классов, изъявившие желание участвовать в работе одной-двух секций общества.
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций: развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки; формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности; воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Необходимость создания НОУ учеников продиктована всем ходом развития школы. Идея создания общества принадлежит администрации, научно - методическому совету школы. С 2007 года началось его организационное оформление. Создание НОУ включало два этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране. Несколько месяцев было посвящено сбору материалов, обобщению имеющегося опыта, изучению нормативных документов. В состав научно - методического совета школы была введена должность руководителя по научно - исследовательской работе. Им стала учитель физики Антипова Н.Ю., которая успешно возглавляет эту работу уже шестой год.
В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура исследовательского общества учащихся, были определены цели и задачи НОУ, принято положение о НОУ.
3. Положение о научном обществе учащихся
Настоящее Положение о научном обществе учащихся ГБОУ СОШ № 22 г. Сызрани (далее Положение) разработано в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции ФЗ от 13.01.1996 г. № 12 – ФЗ);
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196;
- Уставом ГБОУ СОШ № 22.
Настоящее Положение определяет порядок организации научного общества учащихся ГБОУ СОШ № 22.
Научное общество учащихся ГБОУ СОШ №22 – это объединение учащихся, проявляющих интересы и увлечения различными областями науки, техники, культуры. Учащиеся, занятые в НОУ, стремятся к глубоким познаниям, к развитию мышления, интеллектуальной инициативе, совершенствуют умения и навыки учебно-исследовательской, изобретательской, опытно-экспериментальной работы.
Организационным органом управления исследовательской и творческой работой выступает научное общество учащихся (НОУ). НОУ действует с сентября 2007 года.
Цели работы:
совершенствование знаний по определенным областям (отраслям) естественных, математических, гуманитарных наук;
расширение научного кругозора, опытнической деятельности во внеурочное время под руководством учителя и научных работников.
Секции НОУ сформированы при всех предметных секций трех основных направлений школы:
- физико-математическое направление
(физика, математика, информатика);
- гуманитарное направление (лингвистика, литературное краеведение, историческое краеведение);
- естественнонаучное направление (биология, география, химия, экология).
Организация работы НОУ строится по следующим принципам:
-- интегральности - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
- непрерывности - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
- межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
1.информационном - получение учащимися новых знаний;
2.эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
3.нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.
Задачи НОУ:
1.Формирование единого школьного научного сообщества.
2.Создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
3.Создание оптимальных условий для ранней профориентации обучающихся.
4.Обучение членов общества навыкам самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем.
5.Создание условий для творческой деятельности обучающихся под руководством специалистов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники.
6.Популяризация современных достижений науки, техники, искусства.
Конечными критериями оценки исследовательской деятельности учащихся должны быть знания, умения и собственные идеи, позволяющие выпускнику среднего учебного заведения влиться в вузовскую образовательную систему и продолжить научно-исследовательскую работу на более высоком уровне. Знания будут включать мировоззренческие, методологические понятия; умения и навыки планирования исследовательской деятельности, самоконтроля и регулирования своих действий.
НОУ учащихся имеет свое название: «Юность. Наука. Культура», эмблему, девиз.
Общая характеристика научного общества учащихся
Под исследовательской культурой учащихся следует понимать результат интегрирования системных предметных знаний, надпредметной информации из области методологии, экологии, истории наук и опыта решения особым образом смоделированных поисковых задач в условиях организованной исследовательской работы.
Ядром исследовательской работы учащихся (ИРУ) служат исследовательские навыки. Исследовательские навыки есть устойчивые приемы использования средств познания, в процессе исследования, специфический институт развития познавательного интереса учащихся.
II . Содержание и формы работы
1.Определение заинтересованности обучающихся к творческой работе в различных отраслях науки и техники.
2.Организация разработки проектов исследований, концепций, получение заказов на проведение экспериментальных работ.
3.Разработка и реализация межсекционных, межшкольных научно-исследовательских проектов.
4.Организация лекториев, семинаров по темам проектов, по вопросам организации научно-исследовательского и опытнического труда в сфере науки, техники, искусства.
5.Организация и участие в соответствующих выставках; проведение и участие в научных конференциях межшкольных обществ.
6.Представление регулярных обзоров научно-популярной литературы.
7.Издание летописи общества, популяризация общества в СМИ.
8.Ведение журналов исследовательских, экспериментальных, опытнических работ.
1. Виды деятельности учащихся.
Виды деятельности
Исследование, умения и навыки
1. Изучение литературы по исследовательской проблеме. Усвоение научной информации.
• Библиографирование литературы по теме исследования.
• Реферирование литературы по изучаемому вопросу.
• Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных источников.
• Использование технических средств для переработки информации.
2. Планирование
и проведение
исследования.
• Определение, формулирование целей, задач исследования.
• Формулирование гипотезы исследования.
• Выбор оптимального варианта структуры исследования.
• Действие по аналогии и предвидение отклонений от намеченного варианта.
• Оценка практической эффективности исследования.
• Сравнение результатов исследования с результатами, подобных исследований.
• Проверка результатов, исправление ошибок.
• Подготовка материального оснащения эксперимента.
3. Оформление и защита результатов исследования.
• Обоснование выводов.
• Составление отчета о проделанной работе.
• Использование символики, графических средств при оформлении отчета.
• Подготовка доклада, написание статьи.
• Защита перед аудиторией своих выводов.
Задачи научно-исследовательской работы учащихся:
Формирование исследовательской культуры.
Формирование исследовательских навыков.
Формирование навыков доказательства эвристического и логического мышления.
2. Направления в организации научно-исследовательской работе учащихся.
Исследовательская работа, выполняемая учащимися в учебном процессе под руководством преподавателей, и включение в научную работу учителей-предметников на основе формирования у учащихся навыков «переноса» знаний.
Исследовательская работа, выполняемая учащимися во внеучебное время под руководством специалистов (доцентов, профессоров вузов).
Организационно-массовая работа.
Следовательно, здесь учащиеся ориентируются на научную и практическую значимость самостоятельно приобретенных знаний.
3. Сотрудничество педагогов и учащихся предполагает следующие формы:
работу кружков по направлениям;
индивидуальную и групповую работу учащихся по интересующим вопросам;
олимпиады по различным областям знаний;
организацию интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей.
4. Функции руководителей секций:
Научное консультирование:
- по выбору проблемы исследования;
- по определению содержания работы (гипотезы);
- по выбору методов поиска решения проблемы;
- в области накопления и способов отработки результатов поиска;
- в плане подготовки материалов для рефератов, докладов, тезисов.При выборе проблемы для исследования руководитель секции должен исходить из:
- объективной потребности жизни в обновлении того или иного знания;
- реальных условий школы;
- интересов учителей, привлекаемых к руководству научно-исследовательской работы учащихся.
5. Механизм деятельности учащихся в области исследовательской работы:
Модификационный – модернизация того, что имеет аналог (прототип).
Комбинаторный – новое конструктивное соединение элементов ранее известного знания.
Радикальный – принципиально новые (новаторские) подходы, не имеющие аналогов.
III . Место научного общества учащихся в базисном учебном плане
Включение НОУ в учебный процесс предполагает следующую цель: создать условия для всестороннего развития способностей и способов деятельности и удовлетворения потребностей личности в образовании.
Предполагается достичь следующего результата: свободная, творческая личность, способная к самоопределению, целеполаганию и выбору профессии.
Целостный педагогический процесс (ЦПП) предполагает включение следующих моментов:
кроме стандарта в содержании образования включение углубленного изучения предметов;
обязательное сотрудничество учащихся и педагогов через повышение квалификации и научно-исследовательской деятельности последних;
включение в организационно-управленческий компонент довольно важного звена – научно-исследовательской деятельности через научное общество учителей и учащихся;
налаживание внешних связей с комитетом образования, научно-методическим центром, институтами.
IV . Права и обязанности членов НОУ
1.Участвовать в работе общества имеют право обучающиеся, педагогические работники, сотрудники профессиональных учебных заведений разных типов, сотрудники научно-исследовательских лабораторий.
2.Участие в работе общества предполагается на правах членов общества и кандидатов в члены общества.
3.Кандидатом в члены общества является лицо, проходящее обучение в кружках, факультативах; сделавшее доклад в классе, на семинаре, секции общества, напечатавшее (в т. ч. в качестве соавтора) статью (в т. ч. обзорную) в одном из печатных органов общества.
4.Членами общества являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской, опытнической деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие
в реализации коллективных проектов общества, а также педагоги и сотрудники, являющиеся постоянными консультантами, научными руководителями проектов.
Членами НОУ могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству.
Права членов общества, кандидатов в члены общества
Члены и кандидаты в члены общества имеют право:
использовать материальную базу школы и базу, предоставленную школе по договору, для проведения научно-исследовательской, экспериментальной и опытнической деятельности;
получать регулярные консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;
рекомендовать кандидатов для приема в члены общества;
принимать участие в общих собраниях общества, выступать на заседаниях ученого совета с сообщениями о результатах деятельности;
избирать и быть избранными в руководящие органы общества;
добровольно выйти из состава общества.
Обязанности членов общества
1.Активно участвовать в работе одной из секций общества.
2.Вести достоверные записи в журналах работы по проектам.
3.В установленные сроки разрабатывать проекты отчетов о работе (отчеты подписывают научные руководители).
4.Участвовать в популяризации работы общества.
Делопроизводство общества
Обществом ведется:
- книга решений общего собрания;
- журнал заседаний ученого совета;
- отдельно ведутся папки производства работ по проектам.
Президентом общества ведется книга учета членов и кандидатов общества.
Вся документация хранится в канцелярии школы.
V . Общие требования к творческим работам
Научно-поисковыми работами в НОУ считаются следующие:
освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны известные ранее;
связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученные в результате самостоятельной работы;
по конструированию аппаратов, моделей и приборов, вносящих принципиально новое в решение научно-практических задач;
содействие совершенствованию школьных экспериментов.
Критерии оценки научно- исследовательских работ учащихся - членов НОУ
Актуальность проблемы, заявленной в теме исследования.
Новизна.
Объем эксперимента. Оригинальный, самостоятельно собранный материал исследования.
Освоение методов, приемов и подходов, соответствующих целям исследования.
Знакомство с литературой по теме исследования.
Умение анализировать полученные результаты с привлечением литературных данных.
Правильное оформление работы.
Доклад.
Умение отвечать на вопросы по теме исследования.
Правила оформления научной работы
1. Титульный лист:
а) где выполнена работа;
б) название темы;
в) автор;
г) научный руководитель.
Введение: обоснование актуальности темы, обзор научной литературы по теме исследования.
Материалы и методы исследования.
Результаты исследования.
Обсуждение полученных результатов исследования.
Выводы.
Список источников и литературы.
8.Приложение (таблицы, графики, рисунки).
Примерный план выступления школьника-исследователя на научно-практической конференции
Тема исследования.
Цель.
Научный руководитель.
Характеристика исследуемых явлений.
Методика проведения исследования.
В содружестве с кем проводилась работа.
7.Использованные приборы, оборудование, материалы
Обзор полученных данных.
Методика их обработки.
10.Результаты исследования, представленные в наглядной форме (диапозитивы, таблицы, графики, схемы и т.п.).
Анализ результатов работы.
Выводы.
VI . Основы организации научно-исследовательской работы
1. Выбор темы исследования.
При выборе темы необходимо учитывать два критерия:
субъективный – тема должна соответствовать интересам исследователя;
объективный:
а) тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной и важной в научном и (или) практическом отношениях;
б) тема должна быть реально выполнимой – надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение).
2. Формирование цели исследования. Обычно она легко вытекает из темы работы.
3. Знакомство с литературой по данной проблеме необходимо для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы.
Сначала придется заняться поисками литературы, поскольку полноценное ее изучение – обязательное условие успешности выполняемого исследования.
После нахождения необходимого литературного источника можно приступить к работе с ним:
а) занести библиографические данные книги (статьи) в карточку, т.е. начать формирование собственной картотеки по теме;
б) целенаправленно начать конспектирование (выписывание цитат), исходя из задач исследования.
Что дает исследователю работа с литературой ?
ориентация в выбранной области научного исследования, в т.ч. имеется необходимая информация о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, следовательно, исследователь может четко оценить и сформулировать актуальность темы;
возможность написать главу работы «Обзор литературы»;
возможность сформулировать задачи исследования, конкретизировать цель и разработать его план;
способность проанализировать результаты своей работы, сравнить полученные данные с данными других исследователей.
4. Формулировка задач исследования – тех конкретных вопросов, на которые требуется получить ответ после выполнения научной работы.
5. Выбор и освоение методики – «инструмента», посредством которого будут решаться поставленные задачи.
6. Составление плана работы на весь период исследования.
7. Написание программы исследования, которая включает в себя следующие положения:
основное содержание работы (ключевые вопросы, актуальность);
цель, задачи исследования;
описание методики выполнения работы;
календарный план.
8. Выполнение основной части работы согласно выбранной методике.
Например: в экологических исследованиях этот этап подразделяется на подъэтап полевых работ (или эксперимент в лаборатории) и камеральную обработку полученных материалов.
9. Анализ результатов работы - сопоставление их с литературными данными, сопоставление гипотезы с экспериментальными данными и т.д.
10. Оформление результатов исследования в виде научных публикаций.
4. Организация работы секции «Физика» НОУ ГБОУ СОШ №22.
Организация работы секции строится по следующим принципам:
интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках;
непрерывности - длительного профессионально-ориентированного образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов;
межпредметного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематическое знание предмета и формирование навыков исследовательского труда.
Наиболее трудным этапом для учащихся является выбор темы в рамках предмета. Чтобы облегчить процесс выбора темы я пытаюсь выделить следующие критерии:
Необходима, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и вписывалась в общую перспективу его профессионального развития, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной будущей специальности.
Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и меня и ученика. Это связано с тем, что я занята исследовательской деятельностью и в рамках моей темы я выделяю определенную область для изучения ее учеником.
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
При проведении исследования учащиеся проходят два последовательных этапа: технологический этап и аналитический, рефлексивный этап. Каждый исследователь составляет рабочий план. После окончания исследования, оформления полученных результатов, прочтения и одобрения ее научным руководителем наступает последний этап – защита. Сначала учащиеся проходят школьный этап – Школьная научно-практическая конференция «Старт в науку», а затем лауреаты школьной конференции выступают на окружной (областной) научной конференции школьников в номинации «Физика» и городской молодежной научно-практической конференции «Научный потенциал города – XXI веку».
5. Структура секции «Физика» НОУ ГБОУ СОШ №22.
В структуру секции «физика» входят - лекторское бюро, конструкторское бюро, бюро занимательной физики, административный отдел, теоретический отдел и научно-исследовательский отдел. Каждый из названных подразделений имеют свои цели и задачи.
Лекторское бюро занимается подготовкой популярных лекций по новейшим достижениям науки и техники, истории физики и техники. Каждый член бюро за год должен подготовить 2-3 лекции с демонстрациями и иллюстрациями. Лекторская деятельность дает возможность учащимся совершенствовать и расширить свои знания, развивать ум, память, логику суждений, язык и дикцию.
Конструкторское бюро. Учащиеся изготавливают и ремонтируют приборы. Проводят школьные конкурсы на лучший самодельный прибор или макет.
Бюро занимательной физики. Члены этого бюро проводят в младших классах викторины, часы занимательной физики, изучают наследие Я.И Перельмана, решают предложенные в его книгах задания, ставят опыты.
Административный отдел. Члены этого отдела занимаются организацией массовой работой по физике со школьниками: проведением физических вечеров, конференций. Они координируют всю внеклассную работу.
Теоретический отдел. Задача – углубление знаний учащихся, интересующихся физикой. Работа секций заключается в написании рефератов на выбранную тему и защите их на заседании секции. Общественным выходом работы отдела являются научные конференции.
Научно-исследовательский отдел. Члены этого отдела занимаются научно-исследовательской работой.
Этапы НИР: а) выбор темы;
б) разработка содержания вводного теоретического курса, постановка целей исследования;
в) подбор методики исследования;
г) сбор и первичная обработка материала;
д) исследование;
е) работа над приложением;
ж) презентация.
З) защита НИР.
Результатами творческой деятельности секции «Физика» НОУ являются: исследовательские работы, презентации, рефераты, проекты, выступления на школьных конференциях, участие в городских, областных и всероссийских конкурсах.
Итогом работы секции «Физика» НОУ ГБОУ СОШ №22 является участие школьников в интеллектуальных играх, олимпиадах, окружных, городских и областных научно - практических конференциях.
Результаты участия обучающихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах, соревнованиях.
Год
Название меро-
приятия с указа-
нием статуса
Фамилия, имя
обучающихся,
принявших
участие
Результат
участия
2008
Областной
Физико-математический
Праздник.
«Дистанционная регата».
Климантова Ирина - 8а кл.,
Мазлов Сергей - 8а класс,
Орлова Надежда – 8а класс,
Цапляков Дмитрий – 8б кл.
Чадаев Владислав – 8 а кл.
лауреат
лауреат
лауреат
лауреат
лауреат
2008
Всесоюзный конкурс
«Познание и творчество».
Номинация: «Техника
и изобретательство»
Филин Николай – 10а класс
лауреат
2008
Окружная научная
конференция учащихся
в номинации «Физика».
Тема:
«Мобильная связь
и здоровье - только
плюсы или есть
минусы».
Наумчик Ольга – 11 класс
Федотова Любовь -11 класс
участник
участник
2008
VI городская
молодежная научно-
практическая
конференция
«Научный потенциал
города- XXI веку».
Секция: «Электротех-
ника, электромеханика
и промышленная
автоматика».
Тема:
«Энергосберегающая
лампа»
Алюшев Рамиль -10 класс,
Антипин Валерий –10 класс
лауреат
лауреат
2010
VIII городская
молодежная научно-
практическая
конференция
«Научный потенциал
города- XXI веку»,
посвященная 65-летию
победы в Великой
Отечественной войне.
Секция: «Электротех-
ника, электромеханика
и промышленная
автоматика».
Тема: «Регенерация
гальванических
элементов».
Мязитов Ришат – 10 класс,
Соколов Влад - 10 класс
лауреат
лауреат
2011
Областная научная
конференция
учащихся
в номинации
«Физика»
Серова Виолетта – 11 класс
участник
2011
Окружная научная
конференция
учащихся
в номинации
«Физика»
Серова Виолетта – 11 класс
III место
2012
Окружная научная
конференция
учащихся
в номинации
«Физика»
Зубов Александр – 10 класс
Манафов Рамиз – 10 класс
III место
III место
2012
Городская олимпиада
по техническому
творчеству
«Я изобретаю будущее»
Порватова Юлия – 10 класс
III место
2012
Городская олимпиада
по техническому
творчеству
«Я изобретаю будущее»
Манафов Рамиз – 10 класс
призер
2012
Городская олимпиада
по техническому
творчеству
«Я изобретаю будущее»
Борисов Михаил – 9а класс
победитель
I место
2011
Всероссийский конкурс «Энергия детства»
Прусакова Екатерина – 10 класс
участник
Повышение уровня квалификации педагога происходит путём участия учителей ГБОУ СОШ №22 в семинарах, научно-практических конференциях, «Круглых столах», где они делятся накопленным опытом, демонстрируют новые методические находки и обучения на курсах повышения квалификации в СИПКРО. На заседаниях кафедры ОТД в СамГТУ города Сызрани так же проводятся различные мероприятия, направленные на повышение уровня квалификации учителя.
6. Заключение.
Таким образом, организация системы работы по созданию условий научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках нашей школы и кафедры ОТД на филиала ФГБОУ ВПО СамГТУ возможна. Эта система обеспечивает качественную подготовку выпускников, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, компетентных в вопросах формулировки и применения научного аппарата исследования. Кроме того, важным итогом такого рода деятельности лицея является формирование исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.
«…Главными орудиями являются умышленный опыт
и математический анализ. Только тогда получается
полноправное, истинно – научное освещение предмета»
А.Г. Столетов
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ