Открытый урок по теме: «Движение молекул»
Тема: «Движение молекул»
Триединая дидактическая цель:
образовательная:
- изучить движение молекул, происходящих в различных состояниях вещества;
- обосновать связи между скоростью молекул тела и его температурой;
- познакомить учащихся с диффузией и броуновским движением, как явлениями объясняющими положение МКТО движении частиц вещества;
- создать условия для формирования навыков работы с оборудованием;
- использовать различные формы организации на уроке (работа в группах, индивидуальная работа, работа в парах);
- показать необходимость диффузии в жизни человека и животных, в технике;
развивающая:
- продолжить формирование практических навыков, умений устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать умение делать выводы и обобщения, объяснять ход эксперимента, слушать других, координировать выступающих;
- создать условия для развития памяти, речи, мышления образного и логического;
- сформировать способность объяснять явления и факты, работать с текстом учебника, выполнять физические опыты;
воспитывающие:
- развитие коммуникативных навыков учащихся, продолжить воспитание к физике как к экспериментальной науке.
Планируемые результаты:
Знать: основные положения МКТ и их опытные обоснования, понятия диффузии, броуновского движения.
Уметь: формулировать гипотезы и делать выводы, ставить эксперименты, анализировать результаты опытов, решать качественные задачи.
Тип урока: изучение нового материала, частично-поисковый тип.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемные.
Межпредметные связи: биология, химия, экология.
Комплексно методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раствор аммиака, три стакана, сахар, марганец, вода, бумага, раствор фенолфталеина, картофель, пробирка, вата, секундомер.
Скажи мне – и я все забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне действовать самому – и я научусь.
Ход урока:
№ этапа
Содержание урока
Время (мин.)
1
Организационный момент (мотивация учебной деятельности)
3
2
Актуализация проблемы урока учителем
3
3
Работа в группах
7
4
Защита проектов
25
5
Итоги урока. Закрепление материала (тест). Рефлексия
5
Организационный момент (мотивация учебной деятельности).
Учитель: Мир удивителен и многообразен. Еще с древних времен люди пытались представить его в воображении, на основании фактов, полученных в результате наблюдения и опытов. Сегодня мы с вами вслед за учеными сделаем попытку заглянуть в него.
Актуализация знаний:
Сформулируйте основные положения МКТ.
Все тела состоят из вещества. Из чего состоит вещество?(молекул)
Из чего состоят частицы?(атомы, ионы)
Что такое количество вещества?(отношение числа молекул N в данном теле к числу Nа атамов в 0,012кг углерода
Как определить количество вещества через число атомов и молекул?
Как определить массу вещества через массу одного атома, молекулы?
Чем различаются две молекулы?(молекулы одного вещества – скоростями, если разных веществ – по размеру, составу, скоростям)
В чем различие молекулы кислорода и молекулы воды? (в размерах и составе. Так, молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода О2 , а молекула воды – из двух атомов водорода и одного атома кислорода, химическая формула Н2О).
Актуализация проблемы урока учителем.
Учитель: Тому, что кирпичиками мироздания являются частицы вещества, мы с вами нашли доказательства на прошлом уроке. Сегодня мы продолжим знакомство со строением вещества.
Демонстрационный эксперимент:
Смешиваем раствор аммиака и фенолфталеина. Наблюдаем изменение цвета.
Затем ватку смоченную фенолфталеином, подвешиваем на нити над раствором аммиака. Наблюдаем окрашивание.
Формулировка проблемы:
Проблема: В результате смешивания веществ мы наблюдали изменение цвета. Но почему во втором случае ватка окрашивается, ведь теперь вещества не смешивались и даже не соприкасались?
Разрешение проблемы:
Учитель: Давайте обсудим опыт. Какие у вас есть гипотезы?
Возможные гипотезы учащихся:
- молекулы одного вещества испарились,
- молекулы перемешались,
- молекулы достигли ватки.
Учитель: Вещества смешались без контакта за счет проникновения молекул. Такие самопроизвольные перемешивания веществ называются диффузией.
Работа в группах (заранее группам давались темы для изучения).
Работа в группе заключается в том, чтобы по изучаемому материалу сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, провести фронтальный опрос, обобщить знания полученные в ходе эксперимента, сделать вывод, выступить с защитой темы, проекта, буклета, презентации.
Работу с проектом в группе можно продемонстрировать следующей схемой:
I группа: Тема «Диффузия».
Проблема:
Гипотеза:
Задачи:
Фронтальный опыт №1 (Диффузия в газах).
Приборы: пробирка с пробкой, кусочек ваты, смоченный нашатырным спиртом(духами).
Задание:
Откройте на короткое время пробирку с ватой смоченной спиртом(духами);
Объясните распространение запаха с точки зрения вещества.
Фронтальный опыт №2 (Диффузия в жидкостях).
Приборы: пробирка с кристалликами пермогната калия, пробирка с водой, стакан с водой, лист бумаги.
Задание:
Смочите часть листа бумаги водой, положите на влажное место кристаллик марганцовки.
Объясните наблюдаемое явление.
Фронтальный опыт №3 (Диффузия в твердых телах).
Приборы: стеклянная пластинка с кристалликами марганца, картофель разрезанный пополам.
Задание:
Положите кристаллик марганца на одну половинку картофеля, соедините половинки.
Объясните наблюдаемое явление.
II группа: Тема «Скорость диффузии».
Проблема:
Гипотеза:
Задачи:
Фронтальный опыт (Зависимость скорости протекания диффузии от температуры).
Приборы: три стакана (с холодной, горячей и теплой водой), кубики сахара, термометр, секундомер.
Задание:
Положите кристаллики сахара в стаканы с водой.
Объясните наблюдаемые явления. Заполните таблицу.
№ п/п
Стакан с водой
Время растворения (сек)
1
Холодная
2
Теплая
3
Горячая
Выводы работы группы, изготовление буклетов, презентаций.
III группа: Тема «Броуновское движение».
Проблема:
Гипотеза:
Задачи:
Рассмотреть чертежи, рисунки, сделать выводы по теме. Изготовить буклет.
Разминка (круговые движения телом, взмахи руками вверх-вниз, вправо, влево).
IV группа: Тема «Значение диффузии в жизни человека и животных».
Проблема:
Гипотеза:
Задачи:
Вывод: Изготовить буклет, сообщения, задачи.
Защита проектов
Итоги урока. Закрепление. Тест (взаимопроверка).
Вопросы для контроля.
Как называется мельчайшая частица вещества?(молекула)
Одинаковы ли молекулы воды в горячем чае и газированной воде?(да)
Равны ли размеры молекулы разных веществ?(нет)
В какой воде горячей или холодной быстрее растворится сахар, соль?(в горячей)
Молекулы воды, льда, водяного пара одинаковы? Отчего зависит то или иное агрегатное состояние вещества?(от молекулярного строения)
Кто открыл движение молекул вещества?(Роберт Броун 1827г.)
В каком рассоле горячем или холодном огурцы просаливаются быстрее?(горячем)
Кто предложил гипотезу о строении вещества?(Демокрит)
Какие физические явления доказывают, что молекулы находятся в непрерывном, хаотическом движении?(диффузия, броуновское движение)
Почему опыты Броуна являются фундаментальными?(Броуновское движение доказывает факт существования молекул и их движение, а так же непрерывный характер)
Если положить огурец в соленую воду, то через некоторое время он станет соленым. Чем это можно объяснить?(диффузией, конвекцией, инерцией, теплопередачей)
Рефлексия.
Учитель: у вас на столах модели молекул разных веществ, поэтому одна красного цвета. А другая синего. С каким настроением вы уходите с урока? Я попрошу вас поднять красную. Если урок для вас прошел продуктивно, вы все поняли, вам было интересно. И молекулу синего цвета, если что-то осталось непонятным. А я посмотрю, будет ли происходить диффузия веществ. Всем спасибо за работу.
Домашнее задание: §21, упр.11(1-4) стр. 95-96
Осмос – диффузия воды через мембраны.
Диффузия (газы, жирорастворимые молекулы проникают прямо через плазматическую мембрану.
Выводы в конспект:
Молекулы находятся в непрерывном движении;
Чем больше температура тела. Тем больше скорость движения молекул;
Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого;
Скорость и результаты диффузии зависят от температуры воды, внешних воздействий, количества вещества, состава вещества;
Броуновское движение – хаотическое движение мелких частиц твердого вещества, взвешенных в жидкости или газе;
С увеличением температуры жидкости или газа растет интенсивность броуновского движения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ