Паспорт кабинета физики
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА № 18
Фамилия, Имя, Отчество
Заведующего кабинетом Байсултанов Али Сафарович
Фамилия, Имя, Отчество
лаборанта Байсултанов Али Сафарович
Класс ответственный за кабинет___8______________________________________________
Ф.И.О. учителей работающих в кабинете _Байсултанов Али Сафарович _____________________________________________________________________________
Параллели, для которых оборудован кабинет 7 -11
Площадь кабинета _______________________________________________________
Число посадочных мест 38
План работы кабинета на 2013-2014 учебный год
№
Что планируется
Сроки
Отметка
об исполнении
1.
Оформление стенда «Техника безопасности»
Декабрь 2013 г.
2.
Пополнение кабинета
Весь период
1. ТСО
2. Плакатами
3. Методической литературой
3.
Оформить стенд «ЕГЭ и ГИА 2014»
март 2014
4.
Приобрести новые шторы и/или жалюзи
Май-июнь 2014 г
5.
Создать картотеку Интернет-ресурсов
2014 г
Перспективный план развития кабинета
на 2013-2014 учебный год
№
п/п
Задачи
(обновление материала, для каких классов)
Планируемое оформление,
приобретение ТСО или учебно-методических материалов
Примечания
1
Отремонтировать демонстрационный стол
В течение года
2
Изготовить карточки для контрольных работ для 7 -11 классов
В течение года
3
Подготовить материал к проведению недели по физике
В течение года
4
Подготовить поурочный презентационный материал для 7- 11 классов
В течение года
5
Продолжить систематизацию учебного материала и технического оборудования
в течение года
Пополнение кабинета
6
1. ТСО
7
2. Плакатами
8
3. Методической литературой
9
Занятость кабинета № 18 на 1 четверть 2013 -2014 гг
Расписание уроков
Урок
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
1
2
Байсултанов А.С.
10
Байсултанов А.С.
9
3
Байсултанов А.С.
7
Байсултанов А.С.
8
Байсултанов А.С.
7
4
Байсултанов А.С.
8
Байсултанов А.С.
9
5
Байсултанов А.С.
11
6
7
Занятость кабинета № 18 на 2 четверть 2013 -2014 гг
Расписание уроков
Урок
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
1
2
Байсултанов А.С.
10
Байсултанов А.С.
9
3
Байсултанов А.С.
7
Байсултанов А.С.
8
Байсултанов А.С.
7
4
Байсултанов А.С.
8
Байсултанов А.С.
9
5
Байсултанов А.С.
11
6
7
Занятость кабинета № 18 на 3 четверть 2013 -2014 гг
Расписание уроков
Урок
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
1
2
Байсултанов А.С.
10
Байсултанов А.С.
9
3
Байсултанов А.С.
7
Байсултанов А.С.
8
Байсултанов А.С.
7
4
Байсултанов А.С.
8
Байсултанов А.С.
9
5
Байсултанов А.С.
11
6
7
Занятость кабинета № 18 на 4 четверть 2013 -2014 гг
Расписание уроков
Урок
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
Учитель/ класс
1
2
Байсултанов А.С.
10
Байсултанов А.С.
9
3
Байсултанов А.С.
7
Байсултанов А.С.
8
Байсултанов А.С.
7
4
Байсултанов А.С.
8
Байсултанов А.С.
9
5
Байсултанов А.С.
11
6
7
Занятость кабинета № 18 на 1 четверть 2013 -2014 гг
Индивидуальные занятия (школьный компонент)
класс
Время работы
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
7
13.00 – 13.45
Занятость кабинета № 18 на 2 четверть
Индивидуальные занятия (школьный компонент)
класс
Время работы
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
7
13.00 – 13.45
Занятость кабинета № 18 на 3 четверть
класс
Время работы
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
7
13.00 – 13.45
Занятость кабинета № 18 на 4 четверть
Индивидуальные занятия (школьный компонент)
класс
Время работы
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
7
13.00 – 13.45
Занятость кабинета № 18 на 1 четверть
Кружки
класс
Название кружка
Время работы
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
2 а
Белая ладья
12.55 – 13.30
2 б
12.10 -12.45
3
12.55 – 13.30
Занятость кабинета № 18 на 2 четверть
Кружки
класс
Название кружка
Время работы
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
2 а
Белая ладья
12.55 – 13.30
2 б
12.10 -12.45
3
12.55 – 13.30
Занятость кабинета № 18 на 3 четверть
Кружки
класс
Название кружка
Время работы
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
2 а
Белая ладья
12.55 – 13.30
2 б
12.10 -12.45
3
12.55 – 13.30
Занятость кабинета № 18 на 4 четверть
Кружки
класс
Название кружка
Время работы
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
2 а
Белая ладья
12.55 – 13.30
2 б
12.10 -12.45
3
12.55 – 13.30
Измерители выполнения образовательного стандарта
По физике в кабинете № 18
Лабораторные работы
№ п/п
Класс
Тема
Оборудование
Количество комплектов
1
7
Определение цены деления измерительного прибора
Набор пузырьков, мензурки
6
2
7
Измерение размеров малых тел
Малые тела (комплект)
6
3
7
Измерение объема тела
Тела различного объема
11
4
7
Определение плотности вещества твердого тела
Вещества различной плотности
6
5
7
Градуирование пружины и измерение сил динамометром
Набор динамометров, грузы (комплект)
11
6
7
Определение выталкивающей силы
Динамометр,
колбы
11
11
7
7
Выяснение условий плавания тела в жидкости
Колбы
Динамометр
11
11
8
7
Выяснение условия равновесия рычага
Рычаги
Наклонная плоскость
11
11
9
8
Сравнение количеств теплоты
Колбы
Термометры
10
10
10
8
Измерение удельной теплоемкости твердого тела
Набор тв. тел
термометры
10
10
11
8
Сборка электр.цепи и измерение силы тока
Амперметры
Источники тока
7
7
12
8
Измерение напряжения эл.цепи
Источники тока Вольтметры
7
7
13
8
Регулирование силы тока реостатом
Реостат Источник тока
7
7
14
8
Измерение сопротивления на участке цепи
Вольтметр Амперметр
7
7
15
8
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе
Вольтметр Амперметр Лампочки
7
7
7
16
8
Получение изображения при помощи линзы
Штативы Линзы
Экран
11
11
11
17
9
Исследование равноускоренного движения
Измерительная лента
Шарик металлический
Желоб
5
5
5
18
9
Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника
Маятник на нити
Измерительная лента
6
6
19
9
Изучение явления электромагнитной индукции
Набор схем
Эл.лампочки
6
6
20
9
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Готовые фотографии (из учебника)
6
21
9
Изучение деления ядра урана по фотографии треков
Набор фото
6
22
10
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии
Динамометр Набор грузов
5
5
23
10
Опытная проверка законов Гей-Люссака
Комплект
5
24
10
Измерение влажности воздуха
Гигрометр
2
25
11
Измерение показателя преломления стекла
Стеклянные пластинки
Измерительные ленты - линейки
10
10
26
11
Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы
Собирающие линзы Линейки
10
10
Учебно-методическая и справочная литература
-
№
Вид
оборудования
Наименование
Печатные пособия
1
Программы
Примерная программа общего и среднего образования по физике
Тематическое и календарное планирование по физике
2
Дидактический материал
1. Рыкмевич А.П., сборник задач по физике. Для 9-11 классов средней школы. - М.:Просвещение 1992.
2. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Задания для итогового контроля учащихся по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях. – М.:Просвещение 1995.
Методическая литература
1. Касьянова В. А. Шевцов В. А. Физика 10 класс. Поурочные планы.Волгоград.: 2005.
2. Касьянова В. А. Пахомов А. Г. Физика 11 класс. Поурочные планы. Волгоград 2006.
3. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе.- М.: Просвещение 1987.
4
Карточки
1. Разноуровневые самостоятельные работы по физике 7 - 11 классы
5
Книги для дополнительного чтения
1 Перельман Я.И. Занимательная Физика Издательство Наука М.: 1976.
Карточки, раздаточный материал (в печатном виде, на электронном носителе)
-
№
Класс
Раздел, тема
Кол-во экз.
11
Электромагнитные колебания( в электронном варианте)
1
11
Световые волны( в электронном варианте)
1
11
Оптика ( в электронном варианте)
1
10
Законы сохранения в механике( в электронном варианте)
1
9
Гравитационные явления( в электронном варианте)
1
10
Закон Ома для полной цепи( в электронном варианте)
1
10
Закон Ома для участка цепи( в электронном варианте)
1
10
Электростатистика ( в электронном варианте)
1
11
Магнитное поле ( в электронном варианте)
1
11
Электромагнитная индукция( в электронном варианте)
1
11
Трансформаторы( в электронном варианте)
1
11
Оптика( в электронном варианте)
1
10
Кинематика ( в электронном варианте)
1
10
Законы сохранения( в электронном варианте)
1
10
Динамика( в электронном варианте)
1
11
Варианты экзаменационных работ (ЕГЭ)
10
11
Демонстрационные варианты(ЕГЭ- 2007,2008,2009)
1
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ (модели, наборы и т.д.)
Таблицы
1.Шкала электромагнитных излучений.
2.Международная система единиц (Си)
3.Приставка для образования десятичных кратных и дольных единиц
4.Физические постоянные
5.Инструкция по охране и труда в кабинете физики
6.Правила поведения учащихся в кабинете физики
7.График работы в кабинете физики
I.Портреты учёных(15 штук)
Таблица
Кинематика материальной точки. 12 плакатов.
· Закон движения. Перемещение.
· Скорость. Равномерное прямолинейное движение.
· Ускорение.
· Равнопеременное движение. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени.
· Баллистическое движение.
· Кинематика вращательного движения.
· Кинематика колебательного движения.
· Законы Ньютона.
· Законы всемирного тяготения.
· Сила тяжести.
· Сила упругости. Вес тела.
· Сила трения.
Закон сохранения. Динамика периодического движения. 8 плакатов
· Закон сохранения импульса.
· Работа силы.
· Потенциальная энергия.
· Абсолютно неупругое и упругое столкновения.
· Движение тел в гравитационном поле.
· Динамика свободных колебаний.
· Колебательная система под действием внешних сил.
· Вынужденные колебания. Резонанс.
Молекулярно – кинетическая теория. 10 плакатов.
· Броуновское движение. Диффузия.
· Агрегатное состояние тел.
· Опят Штерна.
· Шкалы температур.
· Давление идеального газа.
· Закон Бойля-Мариотта.
· Закон Гей-Люссака.
· Закон Шарля.
· Плавление. Испарение. Кипение.
· Поверхностное натяжение. Капиллярность.
Термодинамика. 6 плакатов.
· Внутренняя энергия.
· Работа газа в термодинамике.
· Первое начало термодинамики.
· Второе начало термодинамики.
· Адиабатный процесс.
· Цикл Карно.
Электростатика. 8 плакатов.
· Электризация тел.
· Опыт Милликена.
· Закон Кулона.
· Напряженность электростатического поля.
· Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
· Потенциал электростатического поля.
· Конденсаторы.
· Энергия электростатического поля.
Электродинамика. 10 плакатов.
· Электрический ток. Сила тока.
· Сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
· Зависимость сопротивления проводника от температуры.
· Соединение проводников.
· ЭДС, Закон Ома для полной цепи.
· Закон Джоуля – Ленца.
· Электромагнитная индукция.
· ЭДС индукции в движущемся проводнике.
· Индуктивность. Самоиндукция.
· Электромагнитное поле.
Квантовая физика. 8 плакатов.
· Тепловое излучение.
· Фотоэффект.
· Корпускулярно-волновой дуализм.
· Волновые свойства частиц.
· Планетарная модель атома.
· Атом водорода.
· Излучение и поглощение света атомом.
· Лазер.
Наглядные пособия по физике 7 класс.20 плакатов
· Физические величины. Измерения физических величин.
· Строение вещества. Молекулы.
· Диффузия.
· Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
· Три состояния вещества.
· Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
· Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.
· Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела..
· Плотность
· Сила.
· Сила тяжести.
· Сила упругости.
· Сила трения.
· Давление.
· Атмосферное давление.
· Поршневой и жидкостный насос.
· Механическая работа. Мощность.
· Рычаг. Момент силы.
· Коэффициент полезного действия.
· Потенциальная и кинетическая энергия.
Наглядные пособия по физике 8 класс.
Наглядные пособия по физике 9 класс.
Астрономия.
Астрономические наблюдения и телескопы.
Солнечные и лунные затмения.
Орбитальные станции.
Космические полеты.
Солнечная система.
Земля в космическом пространстве.
Планеты.
Спутники планет.
Малые тела Солнечной системы.
Радиоастрономия.
Спектральные исследования.
Звезды.
Диаграмма «Спектр – светимость».
Строение основных звезд.
Двойные звезды.
Переменные звезды.
Солнце.
Солнечная активность.
Наша галактика.
Внегалактическая астрономия.
Карты, атласы
№ п/п
Класс
Раздел, тема
Название карты, атласа
Кол-во экземпляров
1
11
астрономия
Звёздная карта неба
1
2
11
астрономия
Небесная сфера - глобус
1
3
11
астрономия
Карта Луны
1
4
11
астрономия
Планеты Солнечной системы (макет)
1
Карты и плакаты
Карта звездного неба
Таблица Менделеева
Таблица простых чисел
Кратные и дольные приставки.
Основные физические величины.
Шкала электромагнитных колебаний.
Используются для оформления класса.
Список оборудования в кабинете физики (лаборатория физики).
№
Название оборудования
Количество
(вновь поступившее)
Количество
№ шкафа в лаборатории
Оптика
1
Выгнутые зеркала на подставке.
1
2
Демонстрационный набор по оптике.
1
4
Линза на подставке.
2
5
Лупа.
0
6
Лупа на подставке.
1
7
Матовые стекла.
6
8
Микроскоп
0
9
Модель «Земля – Солнце».
1
10
Набор дифракционных решеток
1
11
Набор линз.
1
13
Плоскопараллельные стеклянные призмы
5
14
Стробоскоп.
0
15
Фотоаппарат.
0
Механика
1
Блок
6
2
Весы пружинные
1
4
Двусторонний баллистический пистолет
1
5
Деревянные бруски
10
6
Динамометр демонстрационный
1
7
Динамометр лабораторный 0-5 Н
4
8
Динамометр демонстрационный 0-5 Н.
1
9
Динамометр лабораторный 0-4 Н
10
10
Желоб
1
11
Индикатор часового типа
0
12
Машина волновая
2
15
Набор грузов демонстрационный
5
16
Набор грузов лабораторный.
5
18
Набор магнитов дугообразных
1
19
Набор магнитов полосовых
1
20
Набор по статике с магнитными держателями
0
21
Рычаг демонстрационный
1
22
Рычаг лабораторный
1
23
Секундный маятник
0
24
Тележка самодвижущаяся
1
26
Уровень горизонтальный
0
27
Штангенциркуль
1
Электродинамика и магнетизм
1
Амперметр демонстрационный
1
2
Амперметр лабораторный
12
3
Ваттметр демонстрационный
1
4
Виток в магнитном поле Земли
1
5
6
Виток с током 2
2
8
Вольтметр демонстрационный
1
9
Вольтметр лабораторный
10
10
Генератор электрический
1
11
Гильзы из фольги.
2
12
Источник питания лабораторный
3+3
14
Катушка индуктивности лабораторная
2
15
Ключ демонстрационный
5
16
Ключ лабораторный
5
17
Компас
1
18
Конденсатор переменной емкости
1
19
Лампочки лабораторные
6
20
Магазин сопротивлений
1
21
Магазин сопротивлений.
1
22
Магнитная стрелка.
5
24
Миллиамперметр лабораторный
1
25
Модель молекулярного строения магнита
1
26
Модель радиоприемника детекторного
1
27
Модель электродвигателя
3
29
Модель электросчетчика
1
30
Набор газонаполненных трубок
1
31
Набор по электролизу (демонстрационный)
1
32
Набор по электролизу «Электролит»
33
Набор по электролизу с угольными электродами.
1
34
Набор по электростатике
1
35
Осциллограф
1
36
Плитка электрическая
1
37
Прибор для демонстрации правила Ленца
1
38
Рамка вращения в магнитном поле Земли
0
39
Резисторы лабораторные
5
40
Реостат лабораторный
4
41
Реостаты демонстрационные
2
42
Реостаты разного сопротивления
1
46
Стеклянная и эбонитовая палочки.
1
47
Султаны электрические
1
48
Термосопротивление
1
49
Трансформатор.
1
50
Трансформаторы на панелях
0
51
Электрический звонок
1
52
Электромагнит разборный
1
53
Электропечь.
1
54
Электроскоп
2
55
Электрофорная машина.
1
1
Ареометр
0
2
Барометр –анероид
1
3
Ведерко Архимеда
1
4
Весы
6
5
Гигрометр.
2
6
Калориметр с нагревателем
1
7
Камертон
2
9
Магденбургские полушария
0
10
Манометр.
1
11
Мензурки демонстрационные
2
12
Мензурки лабораторные.
5
13
Модель газовой турбины
1
14
Модель трубы разного сечения
1
15
Моновакуумметр учебный
0
16
Набор капилляров
1
17
Набор пробирок
1
18
Набор тел для калориметрических работ.
1
19
Насос ручной вакуумный.
1
20
Насос ручной
1
22
Прибор для демонстрации обтекания тел
0
23
Прибор для изучения газовых законов.
0
24
Прибор для изучения теплопроводности
0
25
Психрометр и гигрометр волосяной
1
26
Прибор для демонстрации деформации
1
27
Сосуды сообщающиеся
1
28
Спиртовки
1
29
Тарелка вакуумная
0
30
Термометр
6
31
Термометр демонстрационный
1
35
Шар с кольцом
1
Оценка деятельности кабинета № ______ за ______/_______ учебный год
Самоанализ работы зав. кабинетом, самооценка: _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка учащихся (по результатам анкетирования): _______________________________________
_____________________________________________________________________________________
Оценка методического объединения учителей: ___________________________________________
______________________________________________________________________________________
Оценка методического совета : ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы и предложения по дальнейшей работе кабинета: __________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аттестация учебного кабинета : _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРОТОКОЛ
Решения методического совета школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий реализации образовательной программы на ________/ _____ учебный год
Кабинет №_______________
Зав. кабинетом________________________________________________________________________
Замечания методического совета: _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решение методического совета: _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________________________
Оценка состояния кабинета
Учебный год
Оценка за состояние кабинета
Август
Январь
Май
Правила пользования кабинетом ФИЗИКИ
На первом занятии в кабинете учащиеся знакомятся с инструкцией по охране труда.
Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви и без верхней одежды.
Учащиеся находятся в кабинете только в присутствии преподавателя.
Учащиеся занимают только закрепленные за ними рабочие места.
Учащиеся должны быть внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
Учащиеся приступают к работе с приборами только после разрешения учителя.
Учащиеся должны размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Перед выполнением работы учащиеся внимательно изучают ее содержание и ход выполнения.
Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.
При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).
Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.
Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.
Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.
Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся по напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.
Во время занятий учащиеся не покидают свои рабочие места без разрешения учителя.
Учащиеся соблюдают чистоту и порядок в кабинете.
Во время каждой перемены учащиеся выходят из кабинета, а дежурные его проветривают.
1. Общие требования.
1.1. Настоящие Правила по охране труда распространяются независимо от форм собственности на все действующие, проектируемые и реконструируемые общеобразовательные учреждения (базовые, средние школы, вечерние (сменные) общеобразовательные школы, школы с повышенным и углубленным уровнем изучения отдельных учебных предметов, лицеи, гимназии общеобразовательные и санаторные школы-интернаты), профессионально-технические учебные заведения (профессионально-технические училища, региональные центры профессионального образования), средние специальные учебные заведения, колледжи.
1.2. Директор учебного заведения, его заместитель по учебно-воспитательной работе, заведующий кабинетом (преподаватель физики) и руководители кружков обязаны создавать здоровые и безопасные условия для проведения занятий в кабинете физики. Они несут личную ответственность за нарушение норм гигиены и правил охраны труда.
1.3. Эксплуатация вновь организованных или реконструируемых кабинетов физики допускается только после разрешения комиссии, в которую входят представители отделов образования, территориальных органов государственного санитарного надзора, органов государственного энергетического и пожарного надзора, профсоюза, директор учебного заведения, заведующий кабинетом, и составления акта-разрешения
1.4. Заведующий кабинетом (лабораторией) физики, преподаватели физики принимают необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий: обеспечивают выполнение действующих правил и инструкций по охране и гигиене труда; проводят занятия и работы при наличии соответствующего оборудования и других условий, предусмотренных правилами и нормами по охране труда; обеспечивают безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов, санитарное состояние помещений; проводят инструктаж учащихся по охране и гигиене труда (приложение 2) с последующим оформлением инструктажа в классном журнале, немедленно оповещают руководителя учреждения о каждом несчастном случае; несут ответственность за несчастные случаи, в результате невыполнения ими обязанностей, возложенных настоящими Правилами, в соответствии с законодательством.
Заведующий кабинетом (преподаватель физики) обязан по окончании работы отключить оборудование, находящееся под напряжением, а уходя закрыть ключом двери лаборантской и кабинета физики.
1.5. Лаборант, работающий под руководством заведующего кабинетом (преподавателя физики), отвечает за правильность хранения и эксплуатацию оборудования, подготовку его для лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов, профилактику (удаление влаги и пыли, смазка отдельных деталей) приборов и аппаратуры, приспособлений и принадлежностей; наличие средств оказания первой помощи и противопожарного инвентаря. Он следит за выполнением учащимися правил охраны и гигиены труда.
1.6. Заведующий кабинетом, преподаватели физики, руководители кружков один раз в 5 лет проходят курсовую переподготовку по охране труда с последующей аттестацией. В процессе переподготовки они должны быть обучены правилам технической эксплуатации, охраны труда и аттестованы с присвоением квалификационной группы (заведующий кабинетом и преподаватели физики аттестуются с присвоением квалификационной группы не ниже третьей, а лаборант – первой). Присвоение первой квалификационной группы производится после проверки знаний по электробезопасности непосредственно на рабочем месте проверяемого и фиксируется в журнале с обязательной росписью проверяющего и проверяемого.
1.7. Кабинеты (лаборатории) физики оснащаются приборами согласно требованиям приказа министра просвещения СССР № 186 от 30 декабря 1981 года «Об утверждении типовых перечней учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, школ-интернатов, вечерних школ, средних специальных и других учебных заведений Министерства просвещения СССР» и приказа Министерства образования БССР № 243 от 24 декабря 1982 года «О дополнениях к типовым перечням по предметам, относящимся к компетенции республики».
Запрещается применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда (содержащие ртуть).
1.8. Запрещается использовать кабинеты физики для проведения занятий по другим предметам и внеклассных мероприятий.
2. Оборудование помещений кабинета (лаборатории) физики
2.1. Помещения кабинета физики и лаборантской должны удовлетворять требованиям СНиП 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения» и пособиям к нему, действующим санитарным правилам и нормам в зависимости от типа учебного заведения.
Площади помещений кабинетов физики должны соответствовать требованиям «Номенклатуры (состав и площади помещений) общеобразовательных школ, школ-интернатов, школ-центров, школ-детских садов для городов и сельских населенных пунктов Республики Беларусь» (НШ-93), утвержденной Государственным комитетом РБ по архитектуре и строительству (Госстрой) № 02-02/3–104 от 02.08.93 г. В профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях площадь кабинета должна быть из расчета 2,2 м2 на одного учащегося.
Площадь кабинетов физики в зависимости от количества классов и их наполняемости может быть 40, 48, 54, 60 и 120 (60×2) м2; лаборантских – 18,36 м2.
2.2. Оснащение помещений кабинетов физики и лаборантских оборудованием и пособиями должно соответствовать современным гигиеническим и педагогическим требованиям.
2.3. Кабинеты физики оборудуются мебелью в соответствии с ГОСТом: «Столы ученические лабораторные. Функциональные размеры», «Шкафы демонстрационные и лабораторные вытяжные. Типы и функциональные размеры», «Мебель школьная. Функциональные размеры», «Мебель для учебных заведений», «Мебель. Технические условия» (приложение 3).
2.4. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом в соответствии с его ростом, состоянием здоровья, зрения и слуха.
Корректировку рассаживания необходимо проводить 2 раза в год. Запрещается использовать табуретки и скамейки.
2.5. Расстановка мебели в кабинете (лаборатории) физики должна обеспечивать оптимальную величину проходов, расстояний от классной доски до первого и последнего ряда (приложение 4).
2.6. В помещениях кабинета (лаборатории) физики и лаборантских должна поддерживаться температура воздушной среды (18-20°С) и относительная влажность воздуха 30-60%.
2.7. Для обеспечения нормального воздушно-теплового режима запрещается оклеивать и забивать фрамуги и форточки. Открывание фрамуг (форточек) должно производиться механическими приводами, расположенными на высоте, удобной для управления с пола.
2.8. Кабинет (лаборатория) физики оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов (приложение 5), комплектом средств индивидуальной защиты (приложение 6) и инструкцией по охране труда для учащихся (приложение 7).
2.9. Пребывание учащихся в помещении кабинета (лаборатории) физики и в лаборантской допускается только в присутствии преподавателя физики.
3. Освещение, электрическая и газовая сети. Пожарная безопасность.
3.1. Освещенность кабинета физики должна соответствовать требованиям раздела «Естественное и искусственное освещение» № 14-46-96 «Санитарные нормы и правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений», «Санитарные правила и нормы устройства, содержания, организации учебно-воспитательного процесса и производственного обучения профессионально-технических и средних специальных учебных заведений».
Кабинет (лаборатория) физики должен иметь естественное и искусственное освещение.
Направление основного светового потока естественного освещения должно быть левосторонним. При боковом левостороннем освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%.
3.2. В качестве источников искусственного освещения допускается использовать люминесцентные лампы (оптимальными являются люминесцентные лампы, имеющие цветовую температуру 2500 К) и лампы накаливания.
Наименьшая искусственная освещенность должна быть не ниже 200 лк для ламп накаливания и 400 лк при освещении люминесцентными лампами.
3.3. Для ламп накаливания используются светильники рассеянного света, преимущественно отраженного светораспределения. При люминесцентном освещении применяются лампы типа ЛБ, ЛЕ и другие по согласованию с территориальными органами Госсаннадзора.
Не допускается применение открытых (незащищенных) люминесцентных ламп.
По истечении гарантийного срока службы (для ламп накаливания – 1000, для люминесцентных 2500–3000 ч горения) лампы необходимо заменить, не дожидаясь полного выхода из строя. Смена ламп и очистка светильников производится электриком учебного заведения.
Очистка светильников производится не реже одного раза в три месяца. К очистке светильников учащихся и технический персонал привлекать запрещается.
Примечание. В тех учебных заведениях, в штате которых не предусматривается должность электрика, вышестоящая организация решает вопрос о назначении лица, ответственного за электрохозяйство учебного заведения. Разрешается передача эксплуатации электроустановок учебного заведения по договору специализированной организации, шефствующей над учебным заведением, которые должны назначить из числа инженерно-технического персонала лицо, ответственное за электрохозяйство данного учебного заведения.
Для улучшения естественной освещенности нельзя расставлять на подоконнике цветы, стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее 3–4 раз в год. К мытью окон зданий любой этажности привлекать учащихся запрещается.
3.4. Шторы затемнения в нерабочем состоянии не должны снижать естественной освещенности. Оконные проемы с южной ориентацией оборудуются солнцезащитными устройствами (жалюзи, козырьки и пр.).
3.5. Кабинет физики и лаборантская оборудуются водопроводом и канализацией. В помещении кабинета физики и лаборантской устанавливается по водопроводному крану и умывальники для мытья рук.
3.6. В соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Электрооборудование кабинета с напряжением питания выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока заземляют. Устройство защитного заземления (зануления) изложено в приложении 8 «Основные понятия о защитном заземлении».
Электророзетки необходимо размещать в соответствии со СНиП Ш-33–76. Все розетки должны быть промаркированы по напряжению.
3.7. Устройство электрической сети кабинета (лаборатории) должно соответствовать «Правилам по технике электробезопасности при проведении занятий в учебных кабинетах (классах) учебных заведений и практики учащихся на промышленных объектах». Запрещается подавать на рабочие столы напряжение выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.
3.8. Состояние заземления и изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования согласно Правилам технической эксплуатации (ПТЭ) проверяется ежегодно.
3.9. Для обеспечения электробезопасности в электросетях кабинета физики должно применяться электрическое разделение сетей. Разделение электрической сети производится с помощью разделяющего трансформатора.
3.10. Токоведущие части сборок и щитов, установленные в кабинете (лаборатории) физики и доступные для неэлектротехнического персонала, надежно закрываются защитными ограждениями (кожухами). Запрещается применение оборудования, приборов, проводов, кабелей с открытыми токоведущими частями.
3.11. Радиаторы и трубопроводы отопительной, газовой, канализационной и водопроводной систем оборудуются диэлектрическим (деревянным) ограждением. Не допускается устройство ограждений из древесно стружечных и древесно-волокнистых плит.
3.12. Прокладка, закрепление, ремонт и присоединение проводов к потребителям и сети производится только при снятом напряжении. В местах, где возможно механическое повреждение проводов, кабелей, они дополнительно защищаются ограждением.
3.13. Для обеспечения безопасности при прикосновении к патрону винтовую металлическую гильзу патрона соединяют с нулевым, а не фазным проводом, а однополюсные выключатели, предохранители устанавливают только в рассечку фазного провода.
3.14. Двухпроводная электрическая сеть подводится к электрощиту управления, размещенному в классе (лаборатории) на стене слева от классной доски. Электрический щит управления оснащается кнопкой аварийного отключения.
3.15. С электрощита управления линия однофазного тока подводится через защитно-отключающее устройство школьное (УЗОШ) к демонстрационному столу и пульту управления комплекта аппаратуры электроснабжения. При этом предохранители и выключатели ставятся только в цепь фазного провода.
3.16. Включение оборудования производится последовательно от общего выключателя отходящих цепей, последние при этом должны быть отключены. Отключение производится в обратном порядке.
3.17. Запрещается применение некалиброванных плавких вставок. На предохранителях должна быть надпись, указывающая номинальный ток плавкой вставки.
3.18. Пробочные предохранители устанавливаются так, чтобы при вынутых пробках винтовые гильзы предохранителей не оказались под напряжением. При смене предохранителей под напряжением следует пользоваться защитными средствами: клещами, диэлектрическими перчатками, очками, ковриками. Перегоревший предохранитель заменяется другим такого же номинала.
3.19. При всех замеченных неисправностях в электросети кабинета физики, в том числе в случае перегорания электроламп, необходимо поставить в известность электрика или ответственного за электрохозяйство учебного заведения.
3.20. Газовая сеть в кабинете (лаборатории) физики должна быть полностью герметизирована, прочно закреплена и доступна для проверки герметичности. Она должна иметь, кроме индивидуальных, общий кран, перекрывающий доступ газа в помещение. Присоединение к газовой сети резинотканевых рукавов разрешается только для переносных лабораторных горелок. Краны газовой сети в этом случае снабжаются штуцерами. Длина резинотканевого рукава не должна превышать 3 метра.
3.21. При пользовании газовой горелкой следует вначале убедиться в отсутствии утечки газа, затем правильности регулировки горелки (пламя горелки должно быть сине-фиолетового цвета).
3.22. Газовая сеть в кабинете периодически (не реже одного раза в год) проверяется на герметичность с помощью эмульсии (мыльного раствора), которым смазывают места соединений. Если появляются пузырьки в местах проверки, значит сеть потеряла герметичность, и происходит утечка газа. Утечку газа из газопровода обнаруживают по специфическому запаху.
3.23. При утечке газа запрещается применять огонь, включать и выключать электроприборы. Немедленно удаляют учащихся. Открывают окна и проветривают помещение, после чего вызывают специалиста, обслуживающего газовую сеть.
3.24. При эксплуатации газовый прибор нельзя оставлять без присмотра. Необходимо следить за полным и герметичным закрытием индивидуальных вентилей и общего крана.
3.25. Металлические трубы водопроводной, газовой и электрической сетей в целях предохранения от коррозии периодически окрашивают масляной краской.
3.26. При пересечении открытой электропроводки с трубопроводами расстояния между ними в свету должны быть не менее 50 мм, с трубопроводами, содержащими горючие газы, – не менее 100 мм. При расстоянии от проводок до трубопроводов менее 250 мм проводки должны быть защищены от механических повреждений на длине не менее 250 мм в каждую сторону от трубопроводов.
При параллельной прокладке расстояние от открытых проводок до трубопроводов должно быть не менее 100 мм, до газопроводов – не менее 400 мм.
3.27. В кабинете физики применение газовых баллонов, в том числе от портативных газовых плиток, запрещается.
3.28. Противопожарная защита кабинета (лаборатории) физики должна соответствовать требованиям Типовых правил пожарной безопасности общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений.
Запрещается оклеивать учебное помещение обоями или бумагой, окрашивать деревянные стены и потолки масляными красками. Шторы затемнения пропитываются огнестойким составом.
3.29. Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты (лаборатории) физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящик с песком, лопатка, плотная мешковина (пропитанная огнестойким составом), углекислотный (ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8) или порошковый (ОП-1, «Спутник», ОП-5, «Турист») огнетушитель.
Правила поведения учащихся в кабинете физики
На первом занятии в кабинете учащиеся знакомятся с инструкцией по охране труда.
Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви и без верхней одежды.
Учащиеся находятся в кабинете только в присутствии преподавателя.
Учащиеся занимают только закрепленные за ними рабочие места.
Учащиеся должны быть внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
Учащиеся приступают к работе с приборами только после разрешения учителя.
Учащиеся должны размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Перед выполнением работы учащиеся внимательно изучают ее содержание и ход выполнения.
Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.
При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).
Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.
Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.
Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.
Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.
Во время занятий учащиеся не покидают свои рабочие места без разрешения учителя.
Учащиеся соблюдают чистоту и порядок в кабинете.
Во время каждой перемены учащиеся выходят из кабинета, а дежурные его проветривают.
ИНСТРУКЦИЯ
по правилам безопасности труда для учащихся
Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и ход выполнения.
Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.
При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.
При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).
Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.
Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.
Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.
Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.
Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.
Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся по напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- поражение электрическим током при работе с электроприборами;
- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
- порезы рук при небрежном обращение с лабораторной посудой и приборами из стекла;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а также безопасные приемы его выполнения.
2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Точно выполнять все указания учителя при проведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его решения не выполнять самостоятельно никаких работ
3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе горлышко сосуда не направлять на себя и на своих одноклассников.
3.4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60-70 0С, не брать их незащищенными руками.
3.5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.
3.6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.
3.7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов, источник тока подключать в последнюю очередь.
3.8. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем или лаборантом.
3.9. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений в цепях до отключения источника тока.
3.10. Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами.
3.11. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.
3.12. Не оставлять без надзора включенные электрические устройства и приборы.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.
4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При разливе легко воспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.
4.4. При получении травмы сообщить об этом учителю, который должен немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
5.3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.
Заведующий кабинетом Байсултанов А.С.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда в кабинете и лаборатории по физике
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям в кабинете физики допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
- нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета и при работе с электроустановками.
- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. При работе в кабинете физики должна использоваться спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
1.5. При проведении занятий необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. В соответствии с требованиями пожарной безопасности в кабинете все проходы должны быть свободными, их нельзя загромождать посторонними предметами. В физическом кабинете шкафы для приборов, ящики с таблицами и др. нельзя устанавливать вблизи дверей, поскольку они послужат препятствиями при экстренной эвакуации учащихся. В качестве первичных средств пожаротушения в кабинетах физики применяют сухой песок, накидки из толстой ткани, пропитанные огнезащитным составом, огнетушители пенные и порошковые.
1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации гимназии, врачу. При необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
1.7. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
1.8. Учащимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
Учитель должен:
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминисцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедится в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4 – 2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от
температуры наружного воздуха
Наружная температура, град С. длительность проветривания помещения, мин.
в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4-10 25-35
От +5 до 0 3-7 20-30
От 0 до -5 2-5 15-25
От –5 до –10 1-3 10-15
Ниже -10 1-1,5 5-10
2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18 – 20 0С.
2.6. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками, подготовить средства индивидуальной защиты.
2.7. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.
3. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Пребывание учащихся в помещении кабинета и лаборатории физики разрешается только в присутствии учителя физики.
3.2. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.
3.3. Лабораторные работы, лабораторный практикум учащиеся проводят только в присутствии учителя физики или лаборанта.
3.4. Запрещается пользоваться разбитой или треснутой стеклянной посудой, применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.
3.5. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы, запрещается пользоваться приборами с открытой спиралью.
3.6. Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.
3.7. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.
3.8. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100 – 115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115 – 130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130 – 145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145 – 160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост свыше 175 см.
3.9. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.10. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.11. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.
3.12. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводится очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
3.13. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.14. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.15. Во время уроков следует проводить физминутки для глаз, осанки, пальцев, групп мышц длительностью 1-2 минуты.
При использовании в гимназии аудиовизуальных ТСО деятельность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице:
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
Длительность просмотра (в мин.)
Классы Диафильмов, диапозитивов кинофильмов Телепередач
1-2 7-15 15-20 15
3-4 15-20 15-20 20
5-7 20-25 20-25 20-25
8-11 25-30 25-30
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Учитель должен:
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря – сантехника.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.4. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, (повышенном их нагревании, появлении искрения и т.д.) немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации учреждения.
4.5. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.
Ученик должен:
4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
4.7. При возникновении нестандартной ситуации сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указание учителя.
5. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
5.1. Выключить демонстрационные электрические приборы.
5.2. Привести в порядок рабочее место.
5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
5.4. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.5. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.
Заведующий кабинетом Байсултанов А.С.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ