Урок физики "Геометрическая оптика", 11 класс
 
 
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №1 г. Шимановска» Амурской области
 
 
 
 
 
 
 
 
Урок физики 11 класс
 
 
Тема: Законы геометрической оптики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рыжакова Вера Викторовна,
учитель физики высшей
квалификационной категории,
стаж работы 27 лет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тема: Законы геометрической оптики.
 
Цели урока:
- Изучить законы геометрической оптики с помощью интерактивного компьютерного курса "Открытая физика 1.1". 
- Способствовать развитию навыков и умений: решения задач на законы геометрической оптики; работы с компьютером; самостоятельной деятельности по добыванию знаний; ораторского искусства. 
- Применять правила работы с компьютером, способствующие сохранению здоровья учащихся. Продолжить привитие навыков осознанного бережного отношения к своему здоровью. Способствовать воспитанию уважения к достижениям мировой науки, развитию интеллекта, кругозора учащихся. 
 
 
Этапы урока
Задачи этапа
и необходимые
действия
Работа учащихся при усвоении и закреплении материала урока
1 этап
1. Повторить основные понятия геометрической оптики: луч и волновой фронт.
2. Выяснить границы применимости геометрической оптики.
 
- Запишите тему Урока в тетрадь. 
- Выслушайте сообщения учащихся Морозовой В. И Макаровой М. по вопросу « Волновой фронт. Луч. Геометрическая оптика»(1) 
- Запишите определения луча и волнового фронта. 
- Запишите определение понятия " геометрическая оптика". 
 
2этап
изучение
законов
геометри-
ческой
оптики и их
исследование
с помощью компьютера.
1. Повторите правила работы с компьютером, предупреждающие утомляемость глаз и физическое утомление.
2. Изучение законов геометрической оптики с помощью интерактивного курса " Открытая физика1.1".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Исследовательская работа с помощью компьютера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Проверка усвоения законов геометрической оптики учащимися с помощью компьютера.
 
 
 
 
 
5. Историческая справка.
 
6. Упражнения по предупреждению утомляемости, пауза.
- Выслушайте и повторите правила работы с компьютером (Учитель Эглит Н.В.). 
- Откройте с рабочего стола программу " Открытая физика1.1". 
- Откройте тему " Оптика". 
- Выберите для просмотра законы отражения и преломления. 
- Включите звук нажатием мышкой на знак " громкоговоритель" и прослушайте информацию. 
- Включите изображение текста, нажатием мышью на знак " страницы", и прочитайте материал. 
- Посмотрите опыты, демонстрирующие законы отражения и преломления, предлагаемые учителем. 
 
 
- Проверьте, выполняется ли закон отражения света с помощью компьютерной модели. Для этого несколько раз поменяйте угол падения. Посмотрите, как при этом меняется угол отражения. Сделайте вывод. 
- Меняя значение показателя преломления стекла, выясните, как меняется величина угла преломления для оптически более плотной и оптически менее плотной среды. Сделайте вывод. 
 
 
- Проверьте свои знания, решив задачу, предлагаемую компьютером. Для этого нажмите знак "??". 
- Сверьте ответ, полученный вами с ответом компьютера, нажав на окно" ответ". Оцените своё решение. 
 
 
- Прослушайте историческую справку о законах геометрической оптики. 
- Выполните упражнения, предлагаемые учителем информатики Эглит Н.В., по предупреждению утомляемости и снятию напряжения. 
- Перейдите на свои рабочие места. 
 
3 этап
теоретическая база законов геометрической оптики
 
1.Принцип Гюйгенса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Вывод закона Снелиусса на основе принципа Гюйгенса.
- Выслушайте сообщение по теме 
" Принцип Гюйгенса".(1)
- Выполните рисунок и запишите в рабочую тетрадь формулировку принципа Гюйгенса, пользуйтесь учебником « Физика 11» Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев стр. 160(Издание 2003 года); стр. 96(издание 1991 года). 
 
 
 
 
- Прослушайте сообщение Шпека Алёны по теме" Вывод закона Снелиусса".(1) 
- Запишите в тетрадь формулы для определения относительного показателя преломления среды через скорости света в различных средах. 
- Запишите, от чего зависит показатель преломления вещества, его физический смысл. 
- Запишите определение абсолютного показателя среды и его формулу, пользуясь учебником 
Стр.165(изд.2003 года)
Стр. 100(изд. 1991года).
 
 
 
 
 
 
4 этап
Домашнее задание
1. Задание домашней работы
- Запишите домашнее задание: 
№ 60-62(изд. 2003 года)(2)
№ 41-43(изд. 1991 года).(2)
2. Решите задачи.
 
5 этап
1. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся за урок.
- Ответьте на вопросы анкеты по итогам урока. 
- Выставите отметки в дневники. 
 
 
 
Анкета
- Как звучала тема урока? 
- Какие цели стояли перед вами в начале урока? 
- Какой этап урока оказался для вас наиболее сложным, и в чём выразилась сложность? 
- Какие бы упражнения по предупреждению утомляемости на уроках предложили бы вы? На каком этапе урока они были бы наиболее целесообразными? 
- Ваше эмоциональное состояние в конце урока (выберите, соответствующее вам): 
усталость, удовольствие, утомление, удовлетворение, напряжённость, безразличие, хорошее настроение, злость, радость, др.
 
 
Приложение № 1
Световой луч- это линия, направленная от источника в сторону распространения волны.
Волновые фронты - это поверхности постоянной фазы световой волны.
Законы геометрической оптики.
- Закон прямолинейного распространения. 
- Закон отражения. 
- Закон преломления. 
 
 
От чего зависит относительный показатель преломления среды:
- от характеристик самого света длины волны, частоты. 
- от скорости распространения света в данной среде, которая зависит от физического состояния среды: температуры, плотности вещества, наличия в нём упругих напряжений. 
Задачи для самостоятельного решения дома (этап 4)
1 вариант
Определите скорость света в воде, если её абсолютный показатель преломления 1,33.
2 вариант
Луч переходит из воды в стекло. Угол падения равен 350. Найдите угол преломления.
Дополнительное задание.
1.Вода освещена светом с длиной волны 700 нм. Какова длина волны этого света в воде?
 
 
- Луч переходит из воды в стекло. Угол падения равен 350. Найдите угол преломления. 
 
 
Правила при работе за компьютером.
- Оптимальная продолжительность непрерывных занятий за компьютером составляет не более получаса. 
- Для детей с близорукостью более 2 диоптрий необходимы для занятий на компьютере очки, но на 1-1,5 диоптрии слабее. 
- Занятия должны проходить в хорошо освещённой комнате, но исключая прямой солнечный свет. 
- Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. 
- Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, голова наклонена слегка вперёд, уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. 
 
 
Упражнения по предупреждению утомляемости и снятию напряжения.
- Сядьте прямо, расслабьтесь, руки опустите вдоль туловища. Закройте глаза. 
- Зажмурьте глаза как можно крепче, а затем откройте. 
- Выберете над доской точку, а затем смотрите сначала на неё, а затем вдаль. 
- Поднимите глаза вверх, опустите вниз, поверните направо, налево. 
- Похлопайте ресницами. 
- Посмотрите на соседа по парте и сделайте «широкие глаза», а теперь улыбнитесь ему. 
 
 
Историческая справка.
 
 
Первые два закона были известны ещё древним грекам. Закон преломления искали упорно с начала 1600-х гг. Например, Иоганн Кеплер нашёл 27 эмпирических правил, которыми можно было пользоваться при создании линз, но так и не сумел открыть общую формулу. Первая формулировка закона преломления была дана в 1620 году голландцем Виллебродом Снеллиусом, а впервые опубликована в 1637 году Рене Декартом (без упоминания имени Снеллиуса).
Пьер Ферма(1601-1665) и Христиан Гюйгенс(1629-1695) сформулировали принципы, из которых можно получить законы геометрической оптики. Позднее было показано, что эти принципы вытекают из уравнений Максвелла в приближении геометрической оптики, т.е. в приближении, когда длина волны света много меньше размеров всех частей оптической системы.
 
 
 
 
Литература.
 
 
- « Физика 11» Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев (Издание 2003 года); (издание 1991 года). 
- « Физика в школе» №47, 2004 г., Э.Геттис, Ф Келлер, М. Скоуб « Физика классическая и современная», Гл. 35, Геометрическая оптика. 
- А.П.Рымкевич, П.А.Рымкевич « Сборник задач по физике», М., «Просвещение, 1983 г. 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ