Научно-теоретические основы гимнастики
Научно-теоретические основы гимнастики
Спирин В.Н.
Преподаватель физической культуры
ГБОУ СПО ВО «Покровский
педагогический колледж»
Научно-теоретические основы гимнастики
Спирин В.Н.
Преподаватель физической культуры
ГБОУ СПО ВО «Покровский
педагогический колледж»
Гимнастика имеет свое содержание, теорию, историю, методы
преподавания, область научных исследований.
Педагог в своей работе не может обходиться без систематического
пополнения знаний, без постоянного совершенствования своего методического мастерства, потому что он имеет дело с обучением и воспитанием детей. На нем лежит большая ответственность за качество своего труда. Тем более что с течением времени к его квалификации предъявляются все более высокие требования.
Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу
специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздоровительные,
образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, военно-прикладными двигательными действиями и др.
Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффективные
гимнастические упражнения, методику их исполнения, музыкальное
сопровождение, использовать имеющиеся в распоряжении педагога средства
восстановления работоспособности, повышения интереса к занятиям,
тщательно подбирать слова, правильно формулировать мысли и выражать их
четко, доходчиво и эмоционально.
Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только
хорошо знать ее содержание, владеть средствами и методами, но и добротно
изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику
гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию,
физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-
тренировочном и воспитательном процессе.
Гимнастика тесно связана с музыкой, изобразительным искусством, с
хореографией и театром. Эта связь была блестяще показана в 1980 г. на XXII
летних Олимпийских играх в Москве, на Играх Доброй Воли в Москве (1986) и Санкт-Петербурге (1994), на Всемирных юношеских играх в Москве (1998).
Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содержанием
гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности, с ее задачами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам проводится научная и научно-методическая работа.
Изучаются потенциальные возможности гимнастики в подготовке человека к
здоровому образу жизни, к учебной трудовой деятельности и воинской службе.
История гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на основе
общих законов развития общества, культуры и физической культуры. В
научной разработке теории и методики гимнастики большое значение имеет
изучение не только опыта прошлого, но и современной теории и практики,
предвидение путей дальнейшего развития гимнастики и отдельных ее видов, их оздоровительных и прикладных, образовательных, воспитательных возможностей.
Методика преподавания гимнастики является частью методики
физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспитания
применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений.
Частные разделы этой проблемы — методика урока и других форм занятий
гимнастикой, методический разбор отдельных групп упражнений, разрядных
нормативов, методы и приемы обучения и спортивной тренировки,
классификационные программы и другие вопросы.
Самым плодотворным способом пополнения знаний, повышения
педагогического мастерства является научная работа. Она может проводиться
по всем разделам гимнастики. Основные направления научной работы:
1.Раскрытие потенциальных возможностей средств гимнастики при
использовании их в оздоровительных, образовательных, воспитательных,
спортивных, прикладных и других целях с учетом многоструктурности и
многофункциональности гимнастических упражнений; выполнение их под
музыкальное сопровождение; специальные условия, в которых проводятся
занятия гимнастикой со спортивной направленностью и спортивные
соревнования.
2. Теоретическое и экспериментальное обоснование возможности
изучения, развития и прогнозирования способностей у школьников к учебной
спортивной, трудовой, военной и другим видам деятельности с помощью
средств и методов гимнастики.
3. Разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование методов
дифференцированного, индивидуального и личностного подхода к
занимающимся гимнастикой.
Научная работа в области гимнастики — это специфическая деятельность
исследователя, направленная на приобретение (разработку) и теоретическую
систематизацию знаний: об отличительных особенностях средств и методов
гимнастики; об условиях, в которых проводятся занятия; об их
оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных
возможностях; о гимнасте как личности и субъекте спортивной деятельности.
В процессе научной работы постепенно накапливаются и
совершенствуются знания и опыт, необходимые не только в гимнастике, но и в учебе, труде, спорте, военном деле и других видах деятельности.
На каждом историческом этапе научное знание использует специфическую совокупность познавательных форм, фундаментальных категорий, принципов, методов и схем объяснения вновь полученных экспериментальных фактов.
Иными словами, у каждой эпохи свой стиль мышления: для античного периода было характерно наблюдение как основной способ получения нового знания; наука Нового времени опиралась на эксперимент и аналитический метод (например, суставная гимнастика Песталоцци); современная наука стремится к целостному, многостороннему охвату изучаемых объектов (принцип целостности). Этим принципом руководствуется и гимнастика как наука. Это означает, что процесс овладения гимнастическими упражнениями вовлекается
личность гимнаста в целом, а не отдельные его свойства (способности).
Гимнастика как научная дисциплина находится на грани между
естественными, общественными и техническими науками. Поэтому
исследования в ее области опираются на законы механики, сведения из
анатомии, физиологии, психологии, педагогики. Каждая из этих наук имеет
свою сложную систему научных дисциплин. В связи с этим большую роль
играют междисциплинарные (комплексные) исследования.
Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гимнастике
может проводиться по всем изучаемым темам, включая особенности питания
гимнастов, закаливание, массаж, использование сауны, фармакологических и
других восстанавливающих средств, а также оборудования гимнастических
залов, площадок, инвентаря, применение тренажеров, средств ТСО,
вычислительной техники и др.
Усвоение знаний обучаемыми — это процесс сознательного и активного
превращения систематизированных научных данных и практического опыта
в личное достояние занимающихся, в орудие их мышления и успешной практической деятельности, в жизненную потребность.
Для педагога сознательно овладеть научными знаниями в гимнастике
означает изучить и осмыслить, научиться практически использовать тот круг
явлений и закономерностей, которые она в себя включает, овладеть системой
знаний:
1. Гимнастика как предмет познания, ее место в системе физического,
эстетического и нравственного воспитания человека.
2. История развития гимнастики.
3. Гимнастическая терминология как своеобразный язык гимнастики.
4. Основы техники гимнастических упражнений.
5. Методика обучения гимнастическим упражнениям и спортивной
тренировки в гимнастике.
6. Формы занятий гимнастикой, структура урока гимнастики,
особенности занятий с детьми.
7. Мероприятия, обеспечивающие предупреждение травм на занятиях
по гимнастике.
8. Правила соревнований по гимнастике и судейство.
9. Правила гигиены, режима труда, занятий гимнастикой, питания,
отдыха занимающихся гимнастикой.
10. Возможности средств и методов гимнастики в укреплении
здоровья, в улучшении физического развития и физической
подготовленности обучаемых, в образовательном и воспитательном
воздействии на них, в подготовке их к труду и службе в Российской
Армии.
11. Научная работа в области гимнастики.
12. Спортивная тренировка юных гимнастов.
Эти разделы научно-практических знаний тесно взаимосвязаны и каждый
из них может быть с пользой усвоен только в совокупности со всеми
остальными, а весь курс гимнастики — в тесной связи с другими спортивными и смежными теоретическими дисциплинами: биомеханикой, анатомией, физиологией, психологией, педагогикой, теорией и методикой физического воспитания и др.
Приведенный выше перечень вопросов, подробно изученных , вовсе не означает, что в содержание учебной работы с гимнастами надо переносить все, что накопилось в гимнастике как научно-практической дисциплине. В содержание обучения включается лишь то, что общественно необходимо, педагогически разумно и доступно занимающимся в связи с их возрастом, образованием и способностями, важно для решения
образовательных, воспитательных, оздоровительных и прикладных задач.
1. Гимнастика: Учебник для студентов вузов под редакцией М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. М. – Академия, 2001.
2. Иванов, К.М. Педагогические и технические аспекты применения гимнастической терминологии / К.М.Иванов. – Педагогическая позиция специалиста по физической культуре. – СПб.: СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1996
3. Крючек, Е.С. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе: Учебное пособие / Е.С. Крючек, Л.Т. Кудашова, А.А. Сомкин, О.М.Малышева. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 1994. – с. 75.
4. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов высш.учеб.заведений / П.К.Петров – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- с. 447.
5. Чепаков, Е.М. Основы гимнастической терминологии (статические положения): Учебно-методическое пособие / Е.М.Чепаков. - ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001. – 62 с.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физкультура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ