ВОСПИТАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И АКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
ВОСПИТАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
И АКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЯ
В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся еще в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Под осанкой понимают привычную, непринужденную позу человека при стоянии, сидении, ходьбе, сохраняемую без излишнего мышечного напряжения. Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник образует красивую волнообразную линию с равномерными углублениями в шейном и поясничном отделах (лордозы) и выпуклостями в грудном и крестцово-копчиковом отделах (кифозы). Таз по отношению к позвоночнику находится под определенным углом, зависящим от пола и возраста. При такой осанке положение тела наиболее устойчиво, так как направляющая силы тяжести проходит через оси коленных и голеностопных суставов, оставаясь в пределах площади опоры, образованной стопами. При правильной осанке максимально выражены амортизирующие свойства и сопротивляемость позвоночника при статических нагрузках (сидении, стоянии) и при движении (ходьбе, беге, прыжках и т. д.) [6].
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всем внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный — выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый — выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, еще на этапе внутриутробного развития. Когда ребенок научится поднимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз — с того времени, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить [3].
Четкие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребенка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки и свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
Следует помнить, что в основе нефизиологических искривлений позвоночника в передне-заднем (сагиттальном) или боковом (фронтальном) направлении могут лежать и разнообразные врожденные аномалии, рахитические, посттравматические и др. изменения в мышечно-связочном аппарате и костной системе.
Позвоночный столб можно сравнить с мачтой, которую удерживают в вертикальном, прямом положении многочисленные растяжки. Роль растяжек выполняют короткие и длинные мышцы, протянувшиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, тазу, черепу, между поперечными и остистыми отростками позвонков (самые короткие глубокие мышцы спины). Поэтому очень важно, чтобы все эти мышцы были хорошо развитыми, крепкими и напрягались равномерно. Правильное положение тела, в основном, обусловлено степенью развития и тонусов мышц и связок, окружающих позвоночный столб — его «мышечным корсетом». Правильная осанка является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза, задней поверхности бедер и, конечно, результатом воспитания соответствующей привычки.
Правильная осанка не возникает сама по себе: как и любой двигательный навык, ее необходимо формировать с самого раннего детства. Если ребенок ест руками или пьет из тарелки, родители и воспитатели обязательно покажут ему правильный способ еды и будут добиваться доведения этих навыков до автоматизма. А вот если ребенок при сидении, ходьбе, в игре неправильно держит свое тело, то, к сожалению, мало кто его поправляет. Формированию нарушений осанки способствует гипокинезия — недостаток общей двигательной активности, на фоне которой в первую очередь страдает мышечная система.
Осанка в большой мере отражает внутренний мир человека — его настроение, самочувствие и даже характер. Известно, что когда человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается — подтягивается, распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области. У подростков нарушения осанки могут возникать и вследствие их собственных сознательных усилий. Так, некоторым из них кажется, что широко расставленные ноги носками врозь и общее напряженное положение тела с крепко сомкнутыми зубами есть признак силы и мужества. В результате у подростка быстро утомляются мышцы, он невольно ищет облегченную, часто неправильную позу, например стояние с отставленной в сторону полусогнутой ногой.
Другие подростки имитируют не силу и мужество, а «умудренность» жизненным опытом, усталость от жизни, демонстрируя их с нарочитой небрежностью, общей расслабленностью и вялостью. Как правило, при этом они принимают неправильные позы и при сидении (посадка с повернутым, наклоненным в сторону или сильно согнутым вперед туловищем, с косой установкой плечевого пояса или таза, поворотом таза).
Известна также привычка высоких девочек-подростков, стесняющихся своего роста, стоять и сидеть со скрещенными на груди руками и согнутым корпусом.
Таким образом, воспитание осанки не только медицинская и педагогическая, но и психологическая проблема.
Нарушение осанки чаще развивается у детей осторожных, страдающих какими-либо хроническими заболеваниями. Нередко их освобождают от занятий физкультурой в школе или переводят в так называемую специальную медицинскую группу. Этим детям настоятельно рекомендуется дополнительное посещение оздоровительных центров и занятия в группах гимнастикой, способствующей предупреждению прогрессирования замеченных дефектов осанки [3].
Во многом решение задачи по воспитанию правильной осанки облегчает увлечение детей спортом. Спортивные тренировки, помимо положительного влияния на состояние мышечной системы, способствуют развитию двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Они «отрабатывают» также и морально-волевые качества, необходимые в дальнейшем для самосовершенствования. В современном спорте применяют иногда чрезмерные нагрузки, которые конечно же совершенно не совместимы с задачами физического воспитания детей, имеющих дефекты осанки. Поэтому разрешение на профессиональные занятия спортом может дать только спортивный врач после соответствующего обследования.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны контролировать Позы детей при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют своевременное полноценное питание, свежий воздух, подбор мебели в соответствии с длиной тела, оптимальная освещенность, привычки правильно переносить тяжелые предметы, сидеть за столом, расслаблять мышцы тела и следить за собственной походкой [2].
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребенка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5-2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперед (рис. 1) Расстояние от глаз до тетради или книги — 30 см. При чтении предплечья должны лежать симметрично. Чтобы туловище не наклонялось вперед, под книгу надо подкладывать наклонную подставку (пюпитр). При письме тетрадь надо класть под углом в 30 градусов (этот угол, открытый вправо, образуется краем стола и нижним краем тетради).
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жестким (волосяной, травяной или ватный) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка — невысокой (15-17 см). Длина кровати должна быть больше длины тела ребенка на 20-25 см (чтобы он мог спать с вытянутыми ногами) [1].
Засыпать следует лежа на правом боку — такое положение обеспечивает лучший отдых мышцам. Сон на левом боку затруднит работу сердца. Полезно для осанки спать на спине или животе, но в этом положении дети труднее засыпают.
Отчетливо ухудшает осанку у младших школьников привычка читать лежа на боку или спине, подложив под голову большую подушку; стоять подолгу на одной ноге; носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, сумку с продуктами и т. д.). Педагоги и родители обязаны своевременно исправлять эти «маленькие» недостатки. Школьные принадлежности детям рекомендуется носить до 4-5-го класса в ранце за спиной.
Следует помнить, что при занятиях, связанных с асимметричными движениями (теннис, бадминтон, фехтование и т. д.), при ошибках в методике тренировок могут возникнуть боковые искривления позвоночника. У боксеров и велосипедистов часто из-за постоянного статичного напряжения корпуса появляется сутуловатость и круглая спина. Занятия акробатикой, художественной и спортивной гимнастикой могут вызвать чрезмерную гибкость позвоночника, что также грозит появлением дефектов осанки. Поэтому только внимание и забота со стороны тренеров и спортивных врачей может обеспечить гармоничное развитие юного спортсмена.
На формирование осанки школьника большое влияние могут оказать рабочие позы на уроках труда. При правильном положении во время работы голова приподнята, спина выпрямлена, ноги прямые. Через каждые 15-20 минут урока следует проводить физкультурные паузы, например походить энергично на месте или несколько раз прогнуться с вытянутыми вверх руками [5]. Именно в этом возрасте закладывается стереотип поведения и контроля за положением тела во время «погружения в работу».
Школьников следует обучить обращению с тяжестями. При подъеме и переносе груза стоять нужно устойчиво, удерживая его как можно ближе к телу. Поднимать груз следует с прямой спиной, избегая сгибания позвоночника, т. к. при этом нагрузка на межпозвоночные диски окажется неравномерной. Очень важно, чтобы школьники научились дифференцировать степень напряжения и расслабления мышц в покое и в движении.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:
- упражнения стоя у зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью старшего ее восстанавливает, развивая и тренируя мышечно-суставное чувство;
- упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение ног, рук в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц — от 3 до беек., расслабление — от 6 до 12 сек;
- упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные орехами, мелкой галькой, опилками, песком), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, держа руки перед грудью и в стороны, ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба по бревну; ходьба на коленях, ползание на четвереньках; приседания; лазание по гимнастической стенке, не уронив при этом положенный на голову предмет;
- упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц осанке. Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота. Известно, что брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Так, например, увеличенная поясничная кривизна при кругло-вогнутой спине во многом объясняется слабостью брюшного пресса. Поэтому 2-3 упражнения «для подкачки» брюшного пресса в комплексах оздоровительной гимнастики необходимы [4]. Следует проводить и профилактику плоскостопия, т.к. уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для исправления плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.
С целью воспитания осанки проводятся подвижные игры, в которых дети должны принимать заранее установленные позы (остановка по хлопку или команде «Замри!» ведущего, имитационные движения в замедленном темпе).
Особенно полезно для профилактики нарушений осанки систематическое плавание и занятие танцами.
Физические упражнения, применяемые на занятиях лечебной (корригирующей) гимнастикой делятся на две группы: общеразвивающие и специальные. Общеразвивающие упражнения укрепляют мышцы ног, спины, живота, рук, шеи, улучшают подвижность плечевого пояса и позвоночника. Полезны упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями, эспандерами, скакалками. Специальные упражнения подбираются с учетом типа нарушения осанки и особенностей психомоторики ребенка.
Примерный комплекс упражнений для исправления осанки и профилактики ее нарушений у детей 6-7-летнего возраста.
Построение в шеренгу. Встать в положение «основная стойка»: голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.
Упражнения в ходьбе по кругу
Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).
Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.
«Журавлик». Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.
Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.
«Вырастаем большими». Ходьба на носках (руки вверх, «в замке») 20-25 шагов.
Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.
«Мишка косолапый». Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою — топ!».
Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.
Ходьба с ускорением и переходом в бег.
Ходьба с последующим замедлением.
Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.
Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох — на 2 шага, выдох — на 4 шага.
Вдох глубокий через нос. Выдох — через губы, сложенные трубочкой.
Упражнения в положении «стоя»
«Воробышек». Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.
Отводя локти назад, сближать лопатки.
«Лягушонок». Из И.П.— ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором «квак», вернуться в И.П. (4-6 раз).
В положении «кисти к плечам» локти должны быть прижаты к бокам.
«Большие круги». Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) — 6-8 раз.
Следить за тем, чтобы дети
не опускали руки ниже уровня
плеч.
«Мельница». Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).
Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.
«Резинка». Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки—вдох. Вернуться в И.П., произнося звук «ш-ш-ш» — выдох.
При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.
«Вместе ножки — покажи ладошки». Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И.П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).
Держать спину ровно и не выпячивать живот.
«Потягивание». Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И.П., расслабив руки (4-8 раз).
Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.
Упражнения в положении «лежа на спине»
«Здраствуйте-прощайте». Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).
При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.
«Волна». Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз).
Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.
«Пляска». И.П.— лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И.П. (6-8 раз).
Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.
Упражнения в положении «лежа на животе»
«Воробышек». Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.
Голова приподнята.
«Рыбка». Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).
Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.
«Лягушонок». Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И.П. (6-8 раз).
Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга).
Проверка правильности осанки в положении «стоя» и в движении.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что нарушения осанки нередко приводят к серьезным изменениям в организме, и поэтому медикам, воспитателям, педагогам и родителям необходимо принимать все меры по формированию у детей правильной, красивой осанки и профилактике её нарушений.
Литература.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого -М.: Физкультура и спорт, 1988.- 288
Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / Предисл. В.Н.Мошков.– М.: RETORIKA-A: Флингта, 1999. - 560 с.: ил.
Зыков Б.К., Бармин Г.В. Анатомические основы формирования правильной осанки детей 6-7 лет возраста // Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста: Материалы науч. -метод. конференции Волгоград: ВГАФК, 1994. – С. 84-86.
Лебедева Н.Т. Физическая культура шестилеток: кн. для учителя и др.- 2-е изд. –Мн.: Нар. Асвета, 1987. -136 с.: ил.
Степанова Г.А. Лечебная физическая культура: Учебно-методическое
способие- Сургут: РИО СурГПИ, 2004- 106 с.
Шарманова С.Б., Федоров А.И., Калугина Г.Н. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие.- Челябинск: Урал ГАФК, 1999.-208с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физкультура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ