Конспект открытого урока по географии в 6 классе тема: "Стороны горизонта"

МБОУ Зареченская классическая гимназия












Конспект открытого урока

по географии

в 6 "б" классе

тема: "Стороны горизонта"











Автор: учитель географии

Зайцева Наталия Николаевна







с. Тоцкое 2

19.09.2013 г.


Цели и задачи:

- создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и азимуту;

- формировать умения в определении сторон горизонта и направлении на плане и карте;

- развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач;

- развивать мышление учащихся через решение проблемных ситуаций;

- создать условия для развития творческих способностей;

- развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность;

- воспитывать чувство товарищества и помощи.

Оборудование: презентация, план местности (раздаточный материал), компас, атлас, транспортир, памятки.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: текущий.


Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, пожелание удачи в совместной деятельности.

II. Постановка темы и задач

- Сегодня на уроке мы рассмотрим новую тему и проверим вашу внимательность и наблюдательность, а чтобы все успеть надо настроится на хорошую работу.

- А начнем мы с приятного. Сейчас я прочитаю вам отрывок из русской народной сказки (слайд 2) "Налево пойдешь - коня потеряешь. Направо пойдешь - себя потеряешь. Прямо пойдешь - богатым будешь."

- Узнали сказку? А мы с вами можем также ориентироваться в городе - направо, налево, прямо... (ученики отвечают)

- А теперь другая ситуация (слайд 3). Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились... Что вы чувствуете оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данной ситуации? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

- Правильно. Нужно знать стороны горизонта. А в жизни нам это нужно?

- Попробуйте назвать тему урока (слайд 4)(при необходимости уточняю - "Стороны горизонта").(слайд 4)

- Давайте откроем тетради и запишем тему урока.

- А какая задача нашего урока? (слайд 4)(Научиться определять стороны горизонта и направление на плане и карте).(слайд 4)


III. Изучение нового материала

- Что такое ориентирование? См. стр. 15 (это умение находить стороны горизонта).

- Какие стороны горизонта вы знаете?

- Давайте начертим схему сторон горизонта. (Вызывается ученик к доске)

С


З В


Ю

- Эти стороны горизонта являются основными.

- Ещё есть промежуточные стороны горизонта, которые находятся между основными.

СЗ С СВ

З В


ЮЗ Ю ЮВ


- Как вы думаете, для чего они нужны? (Промежуточные направления используют для уточнения ориентировки, если направление на предмет не совпадает строго с направлением на одну из основных сторон горизонта).

- А теперь проверим как вы уже можете определить на местности стороны горизонта.

Работа в парах. Каждая группа объясняет способы нахождений сторон горизонта.

Задание: Объясните, как можно сориентироваться по местным признакам. (В помощь атлас стр. 8-9)

1) по муравейнику (муравейник располагается с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная)

2) по ветвям одиноко стоящего дерева (ветви дерева более развиты, гуще и длиннее с южной стороны)

3) по годичным кольцам пней (толщина годичных колец спиленного дерева с северной стороны меньше, чем с южной)

4) по таянию снега весной на крышах (снег на крышах домов оттаивает быстрее с южной стороны)

5) по таянию снега весной на склонах холмов (снег на северных склонах оврагов таит быстрее, чем на южных)

6) по Поляной звезде (Полярная звезда находиться в созвездии Малой Медведицы. Полярная звезда всегда находиться над северной стороной горизонта)

7) по мху и лишайникам (они покрывают стволы деревьев, камни, склоны с северной стороны)

8) по культовым постройкам (алтари в православных и лютеранских церквей обращены на восток, католических на запад. Буддийские пагоды обращены фасадом на юг) (слайд 5)

- Молодцы. На местности мы с вами сориентироваться сможем. А сможем ли мы с вами сориентироваться на плоскости, давайте проверим. (Работа в тетради) (слайд 6)img1

Отступите 2 клетки вниз, поставьте точку.

2 клетки на восток, 2 клетки на юго-восток,

2 клетки на северо-восток, 2 клетки на восток,

3 клетки на юг, 3 клетки на запад,

2 клетки на юго-восток, 1 клетка на юг,

2 клетки на запад, 1 клетка на северо-запад,

1 клетка на юго-запад, 2 клетки на запад,

1 клетка на север, 2 клетки на северо-восток,

3 клетки на запад, 3 клетки на север.

- Что у вас получилось? (бабочка).(слайд 7)

- Молодцы. (слайд 8)Чему мы научились? (находить стороны горизонта на плоскости)

- Посмотрим на рисунок на доске.

- Вы обозначены на плане крестиком и вам предстоит дойти до железнодорожной станции, через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (на северо-восток)

- Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему.

- Покажите направление на железнодорожную станцию и направление на север.

- Но ведь на северо-востоке находиться и железнодорожный мост. Как узнать куда идти? А в этом нам поможет азимут.

- Давайте посмотрим в учебнике на стр. 15. Что азимут? (это угол между направлением на север и направление на какой-либо предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке).(слайд 9)

- Покажите на схеме где азимут.

- Определите значение азимута с помощью транспортира.

Памятка "Нахождение азимута на плане" (слайд 9)

1. Определение направления на север.

2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

3. Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелки.


- Выполним задание 1 стр. 15. (Определите азимут на объекты, изображенные на рис. 8 Б. Мост - 320о, дом - 30о, колодец - 240о, дерево - 120о) (Чему равен азимут? Какое направление?)

- На планах определить азимут поможет транспортир. А на местности что? (компас)

Выступление с рассказом о компасе.(слайд 10)

Компас это прибор, указывающие направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.

Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих грузов». В нём «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, Выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.

В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям – румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший названия « роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.

- Познакомимся с правилами работы с компасом.(слайд 11)

Памятка "Правила работы с компасом"

1. Компас положите горизонтально на ровную неметаллическую поверхность.

2. Подождите пока компасная стрелка установится.

3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с 0о. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.

4. На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

5. Азимут отсчитывается от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

- Давайте попробуем определить азимут на предметы в кабинете. (слайд 12) (учительский стол, доска, входная дверь).


IV. Закрепление нового материала (слайд 13)

- Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

- Что такое азимут?

- Какие направления сторон горизонта соответствуют азимуту: 0о, 225о, 45о, 360о, 180о, 315о, 90о, 135о.


- Сегодня мы поработали очень хорошо, надеюсь вам не было скучно. (Выделить активных учеников выставить оценки)


V. Домашнее задание (слайд 14)

§ 6, зад. 3 стр. 16


VI. Рефлексия (слайд 15)

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?

- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?


- Ребята, а сейчас по десятибалльной системе покажите на пальцах на сколько вы поняли тему.


(слайд 16)

Спасибо за работу на уроке.














6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ