Конспект урока для 4 класса "Россия и её соседи: Япония – страна восходящего солнца"
МОУ «ООШ» с. Лунино
Технологическая карта урока
Предмет и УМК: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2014г, 4 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)
Тема урока: «Россия и её соседи: Япония – страна восходящего солнца».
Иванова Галина Викторовна
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
Технологическая карта урока.
Учитель: Иванова Г.В.
Предмет и УМК: Окружающий мир, 4 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)
Тема урока: « Россия и её соседи: Япония – страна восходящего солнца».
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: Сформировать представление о географическом положении Японии, природе, быте и культуре японского народа.
Задачи урока:
1. Актуализировать знания обучающихся о стране Японии, которая находятся на границе с Россией.
2.Создать условия для выявления обучающимися существенных особенностей страны Японии.
3. Способствовать выявлению сходства и различия культуры страны, граничащей с нашим государством.
4. Развивать познавательную активность обучающихся по данной теме.
5. Организовать самооценивание обучающихся по данной теме.
6.Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравстенную отзывчивость.
Оборудование к уроку:
Презентация «Япония – страна восходящего солнца»,
учебник «Окружающий мир 4 класс 2 часть», автор Н.Ф. Виноградова, словарь, предметы японского быта, карта, карточки, звукозапись японской музыки.
Этапы урока: задачи в деятельности обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Актуализация знаний обучающихся
-Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
Мы совершим путешествие в загадочную, необыкновенную и удивительную страну, которую называют очень странно: «Страна наоборот» и для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
(звучит Японская музыка)
-Вы догадались, о какой стране пойдёт речь?
Ответы детей.
Личностные
(самоопределение,
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация)
Познавательные
Целеполагание
Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий
Вы правильно думаете, мы сегодня будем знакомиться с Японией!(показ страны на карте).Слайд 2
Прочитайте тему урока.
« Россия и её соседи: Япония – страна восходящего солнца».
Прочтите пословицу.
« Добрый сосед – всегда есть хлеб».Слайд3
У России много государств-соседей.
А зачем нам надо знать соседей своей страны?
Как вы думаете, можно ли успешно общаться с соседями, если не знаешь, как его зовут, что он любит, чем интересуется?
-Чтобы сохранить дружеские отношения с народами других стран – нашими соседями по планете Земля, нужно знать их. Независимо от того, какой национальности люди, на каком континенте они живут, должны сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание.
-А что вы знаете о Японии?
-А можете вы мне ответить на вопрос: В чём особенность страны-соседа Японии?
А что бы вы хотели узнать о Японии?
План работы.Слайд 4.
-Сегодня мы с вами, конечно, не сможем всё узнать про Японию, но попытаемся исследовать это государство, ответив на пункты нашего плана.
Как вы предлагаете фиксировать наш результат исследования?
Дети читают тему урока: « Россия и её соседи: Япония – страна восходящего солнца».
Ответы детей.
Ответы детей.
Нет.
План работы.
1. Географическое положение страны.
2.Особенности архитектуры. Особенности японского дома.
Промышленность Японии.
Особенности занятий людей.
Особенности искусства и традиций.
Особенности жизни японских детей.
Ответы кратко записывать в таблицу.
Регулятивные
(принятие темы)
Коммуникативные
(высказывания детей)
Коммуникативные (высказывания детей)
Личностные
(мотивация к новому учебному материалу)
Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)
Регулятивные
(планирование действий)
Коммуникативные (высказывания детей)
Открытие новых знаний
Учиться выделять существенные черты страны Японии и её жителей, умение выдвигать предположения и гипотезы по решению проблемы, делать выводы.
Приступим к работе по первому пункту плана.
Издавна Японию называют «Страной восходящего солнца»,
-А попробуйте предположить почему?
Посмотрите на флаг Японии.Слайд 5.
Как вы думаете, что символизирует круг красного цвета в центре белого флага?
Японию называют страной восходящего солнца. Со дна океана поднялись высокие горы, их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. Со временем люди поселились на этих островах. Никто точно не помнит, как попали сюда отважные предки, возможно, и вправду их призвала Аматерасу – лучезарная богиня Солнца. До сих пор здесь поклоняются ей, с трепетом и восхищением любуясь по утрам торжественным восхождением её огненного диска из вод океана. Люди прозвали свою страну Ямато,Ниппон (или Ниххон).что переводится как «путь гор».
Но это легенда, а мы с вами воспользуемся достоверными фактами и ответим на 1 пункт плана.
Исследуем географическое положение страны.
-Что нам в этом поможет? Где мы можем найти информацию?Слайд 7,8
Используя карту и учебник найдите ответы на 1 вопрос.
Выслушаем ответ.
Дополнительная информация учителя:
Острова Японии вытянуты с севера на юг.
В Японии лето жаркое с проливными дождями. Осень - пора цветения хризантем, ярко-красной листвы клёнов. Зима - мягкая, снег выпадает, но быстро тает. Весной цветёт сакура, лилии, ирисы, азалии. Из-за обилия солнечных дней и влаги растительный мир Японии очень богат и разнообразен. Животный мир Японии, напротив, не отличается разнообразием.
Самая высокая гора – потухший вулкан Фудзияма (3776м). Эта гора считается у японцев священной.
Национальный состав населения исключительно однородный, где японцы составляют 99% населения.
Переходим ко второму пункту плана.Прочитайте, какой следующий этап нашего исследования?
Посмотрите на карту.
Какие цвета преобладают?
О чём это говорит?
-Какие особенности японского дома?
Слайд 11
Дополнительная информация учителя.
Япония – страна самобытной культуры. В традиционных японских домах очень мало мебели. Весь пол покрыт циновками из рисовой соломки. На полу сидят, когда обедают, на полу спят, подстелив специальные матрасы. Обувь оставляют в прихожей и по циновкам ходят только в носках.
Переходим к третьему пункту плана.
-Важнейшая черта японца – это трудолюбие, что позволило им добиться успехов во многих отраслях промышленности.
Слайд 12,13.
Прочитайте, какой следующий этап нашего исследования?
Японская мудрость гласит:
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите необычное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое,
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.
-Какие главные слова этой мудрости?
Информация учителя.
В Японии полагают, что тому, кто не воспринимает красоту Природы, нельзя доверять ни в чём, поскольку у него «Сердце из камня».
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть, расслабиться и насладиться прекрасной японской музыкой и полюбоваться пейзажами.
Физминутка. Слайд 14
Переходим к 4 пункту плана. Особенности занятий людей.Слайд 15,16,17,18,19,20,21
Самое знаменитое, что построили японцы, - это… сады! И самый необычный – сад камней!
Здание японского храма – пагода – похоже на изящную лёгкую башню.
Главная хозяйка дома – женщина. Одежда японок – кимоно.
Японская письменность – это сложные иероглифы. Поэтому японский язык – один из самых сложных.
Традиционные японские виды искусства - создание композиций из срезанных цветов – икебана.
Есть в Японии настоящие
чудеса. Один из них – бонсай -
миниатюрные сады.
Японцы отличаются самой высокой средней
продолжительностью жизни в мире (мужчины
около80 лет, женщины – около 85 лет).
-Почему японцы живут долго?
-Переходим к 5 пункту плана. Прочитайте.
Переходим к 6 пункту плана. Прочитайте.
-Найдите ответ в учебнике на стр 48.
Дополнительная информация учителя.
Миниатюрность японских детей изумительна. По сравнению с русскими детьми маленькие японцы действительно маленькие.
В Японии нет рыжих. И русоволосого японца вы не увидите. У всех ослепительно черные волосы. Как смоль. Гладкие, блестящие, всегда чистые.
С чего начинается японская школа? Если театр начинается с вешалки, то японская школа ...с обуви, а вернее, с переобувания. На крошечном пятачке у входной двери все, как один, снимают грязную уличную обувь - по русским меркам вовсе и не грязную, ведь японцы даже улицы моют с шампунем - и надевают «домашнюю», то есть школьную.
Специальной формы в начальной школе нет, она появляется в средней школе. Кроме того, здесь убеждены в том, что похожесть одежды учителей и учеников сближает их между собой. Дети в начальной школе не должны чувствовать резкой границы, стены между собой и учителем, поэтому учителя одеваются так же, как и дети.
Сэнсэй!» - так всегда обращаются дети к учителю. Иногда к этому слову (по-русски «учитель») добавляют фамилию: «Сато-сэнсей!» А учитель называет своих учеников по фамилии, добавляя к ней уважительное «сан» (господин, госпожа). И так с самого первого класса. Согласитесь, когда с тобой, шестилетним, обращаются как с господином, то и ты в ответ будешь вести себя вежливо и уважительно.
Подведём итог:Слайд 26
Краткий блиц-опрос
Национальная одежда
Любимый народный праздник
Детские праздники
Это родина солнца.
-
Круг красного цвета в центре белого флага символизирует восходящее солнце,
а её герб – золотая хризантема – тоже символ солнца.
Слайд 6
Ответы детей
На карте. В учебнике.
Используя карту и учебник дети находят ответы на1 вопрос.
Где находится Япония относительно России?
Какие моря омывают?
Сколько островов, какие самые крупные?
Столица Японии?
Дети записывают информацию в таблицу.
Один ученик отвеСлайд 9,10
Дети читают.
Особенности архитектуры. Особенности японского дома.
Коричневые.
Преобладают возвышенности.
Дети находят ответ в учебнике.
Ответ детей.
Записывают ответ в таблицу.
Промышленность Японии.
-Товары, производимые в Японии?
Дети находят ответ на вопрос и записывают в таблицу.
Особенности занятий людей.
Ответы детей.
Японцы видят красоту в простом, повседневном, незаметном.
Физминутка.
Дети читают.
Особенности занятий людей.
Ответы детей.
Все продукты в магазинах наисвежайшие.
Само отношение к жизни. Японцы как никто другой народ в мире
знают и понимают, насколько хрупка жизнь.
В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.
Привычка ходить «Десять тысяч шагов в день ради здоровья.
Гигиена. Каждый чихающий носит на лице, прикрывая нос и рот,
специальную маску.
Ответ дети фиксируют в таблицу.
Особенности искусства и традиций.
Доклад ученика.
Слайд 22, 23, 24
С каждым временем года у японцев связаны определённые обычаи и обряды.
Особую известность получили ханами – любование цветами.
У большинства японцев ханами ассоциируется с сакурой.
Это японская вишня
Праздник цветущей сакуры – один из древнейших обрядов японцев, цветение сакуры очень кратковременное – всего несколько дней, а иногда несколько часов и это явление для японцев символизирует то, что жизнь быстротечна и надо дорожить каждым её мгновением.
Каждый год в конце марта, когда начинает цвести сакура, тысячи туристов приезжают в Японию.
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции.
У японцев приняты поклоны
и улыбки.
Чаепитие в Японии
представляет собой
целый обряд, который
Называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония».
Дети заполняют таблицу.
Ответ детей.
Особенности жизни японских детей.
Дети находят ответ в учебнике.
Ответ детей.Слайд 25
Дети записывают ответ в таблицу.
Кимоно
Цветение сакуры
День девочек, день мальчиков
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные (удержание цели)
Познавательные
(информационные: извлечение информации)
Коммуникативные
(дети работают в парах: один с текстом, второй с картой, находят информацию, заносят в общую таблицу)
Коммуникативные
(монологическое высказывание)
Познавательные
Познавательные
(извлечение информации, работа с текстом)
Познавательные
(извлечение информации, работа с текстом)
Познавательные
Коммуникативные
(монологическое высказывание)
Познавательные
(причинно-следственные связи)
Коммуникативные
(высказывания детей)
Коммуникативные
(монологическое высказывание)
Познавательные
(поиск информации)
Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Учиться распознавать особенности Японии
Работа в тетради Слайд 27
Выбрать то, что относится к Японии, сравнить с Россией
Найти, что есть общего в наших странах.
Проверка заданий.
Самостоятельная работа детей.
Дети читают ответы.
Познавательные
(поиск информации)
Рефлексия
Формирование умения оценивать себя
Обратимся к поставленным в начале урока задачам. Все ли учебные задачи решены?
Достигнута ли цель урока?
Решение каких задач вызвало у вас затруднение?
Почему?
Что нового узнали?
Почему это важно для нас?
Давайте обменяемся мнениями по теме данного урока. Для этого продолжим фразы:
Я узнал (а)…
Я понял (а)…
Я могу…
Хотели бы вы побывать в этой стране?
Ответы детей.
Регулятивные (удержание цели)
Регулятивные (внесение корректив)
Личностные (компетентности в поступках и деятельности)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности)
Выбор домашнего задания.
Я предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания.
Домашнее задание по выбору
Задания на карточках - найти информацию.
1 – Найти ошибки о Японии в тексте.
Япония – западный сосед России, страна озёр и болот. Финны называют свою страну «Страной восходящего солнца»
В Японии живёт Санта-Клаус. В этой стране создано много технических изобретений. Здесь зародились спортивные единоборства: дзюдо, карате, айкидо. Столица Японии – город Хельсинки.
2
Найти в интернете ответы на вопросы:
Что такое икебана?
Бонсай и банзай в чём отличие?
Что такое оригами?
Икебана – Искусство составления красивого букета
Бонсай – выращивание карликовых деревьев
Банзай – приветствие, пожелание долголетия
Оригами – создание фигурок из бумаги
3 – Отгадать японские загадки
1) Идёт по снежной дорожке, рассыпая за собой золотые монеты? - следы от башмаков.
2) Пока не ударишь по голове, не слушается? – гвоздь
3) Повязав голову белым полотенцем, ползёт по крыше (дым)
4) Ходят вокруг дома, звеня колокольчиками (дождевые капли)
4 - Отгадать кроссворд.
Как называется японское кушанье, состоящее из морепродуктов, риса и морских водорослей?
Японская вишня –
Японский воин, рыцарь?
Национальный вид спорта?
Учитель, наставник?
с
у
ш
и
а
м
у
р
а
й
у
м
о
а
к
у
р
а
а
н
с
е
й
5Нарисовать рисунок на тему: «Япония».
Выбор детей.
Познавательные
Итог урока.
Мы разные, но нужно уметь жить в мире и согласии друг с другом, своими родственниками и соседями.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ