Конспект урока на тему "Облака. Атмосферные осадки"

Т.В.Несветеева, учитель начальных классов

Саумалкольской школы-гимназии №2

Айыртауского района Северо-Казахстанской области





Тема урока: Облака. Атмосферные осадки.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные: - сформировать представление о видах облаков, осадков

-дать знания о причинах образования осадков, их видах

Развивающие: - продолжить формирование умений работы с учебником

Воспитательные: - развивать наблюдательность, внимание, любовь к природе

Оборудование:

- приборы для демонстрации образования дождя

- мультимедийная презентация

- дидактические карточки

Методы и методические приёмы.

- частично поисковый

- демонстрационный

- беседа

- работа с учебником

- наблюдения



Ход урока

1. Организационный момент.

-Я рада сегодня приветствовать вас,

Как в классе светло от сияющих глаз.

Давайте урок поскорее начнем, чтоб исследовать мир, в котором живём.

-Сядем тихо, очень дружно, это в школе очень нужно,

Не болтать и не лениться, мы пришли сюда учиться.

2.Актуализация знаний и умений.

Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадки:

Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (Облако)

Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?   (Дождь)

Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал.   (Снег)

Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)

3. Седой дедушка у ворот
Все глаза нам заволок. (Туман)

Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

-Так о чём пойдёт речь на уроке?

- О дожде, снеге, граде, росе.

- Как можно одним словом назвать все то, что вы перечислили.

- Осадки.

- Молодцы, ребята! Тема сегодняшнего урока: «Облака и атмосферные осадки”. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами облаков, атмосферными осадками и причинами их возникновения.

3. Изучение нового материала

3.1.Работа с листами юного исследователя

-А кто - нибудь знает, как называются люди, которые занимаются исследованием облаков и атмосферных осадков? Ответы детей.

-Хорошо (Если знают).

- Люди, которые занимаются исследованием облаков и атмосферных осадков называются метеорологами. Сегодня мы с вами и будем метеорологами.

Мы начинаем работу нашей лаборатории по исследованию воздушной оболочки нашей земли. У вас есть лист для записи результатов наших исследований.

Лист юного исследователя



1. Какие вы знаете атмосферные осадки? ____________________________________________________________


2. Причины образования осадков:_____________________________


3. Прибор для измерения атмосферных осадков________________________________________________________


4.Что такое облака? __________________________________________________________


5. Виды облаков: _____________________________________________________________


6. Основные признаки облаков

_____________________________________________________________


_____________________________________________________________


_____________________________________________________________



Демонстрация картинок ( туман, облака, лёд, снег)

-Что объединяет все эти картинки?

-На всех картинках изображена вода.

-А что отличает их друг от друга? (вода показана в разных состояниях)

-В каких состояниях вода встречается в природе? ( вода встречается в трёх состояниях : в жидком, твёрдом, газообразном)

-Как же вода участвует в процессе образования атмосферных осадков?

3.2. Демонстрация опыта.

Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже. Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекают её за собой тёплые потоки воздуха.

Легкий водяной пар поднимается все выше от нагретой солнцем земли, забирается он высоко, туда, где постоянно, даже в самый жаркий летний день, очень холодно, как зимой.

Пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе, парят и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.

Теплый воздух подбрасывает капельки еще выше, холодный тащит их вниз; так они и летают, крохотные путешественники, то вверх, то вниз; они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее. Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.

Опыт 1.

В банку налить немного горячей воды. На металлическую поверхность положить несколько кусочков льда и поставить её на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться образуя облако.

Пока капельки воды маленькие, они лёгкие и парят в воздухе. Но, встречаясь, они сливаются, образуя всё более крупные капли, которые уже не могут держаться в воздухе. Вот они и проливаются на землю дождём.

Опыт 2.

Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

Если вокруг очень холодно, капельки примерзают друг к другу и образуются снежинки. Идёт снег.

Количество осадков измеряют с помощью осадкомеров .

Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах. Если выпадает снег, то осадкомер вносят в теплое помещение, где снег тает. Высоту слоя воды также определяют с помощью измерительного стакана. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и 19 часов вечера.

А если капельки одиночные, они настолько лёгкие, что упасть на землю не могут. Они зависают в воздухе и образуют облака.

-Как вы думаете, сколько весят облака?

-Как утверждают метеорологи  — люди, составляющие прогноз погоды – средняя туча весит примерно 5-10 тонн. Другие учение подсчитали, что если слон весит около 6 тонн, тогда вода в одном только кучевом облаке будет весить столько же, сколько весят 100 слонов, а в грозовой туче может содержаться столько воды, сколько весили бы 200000 слонов. 















3.4. Знакомство с процессом образования облаков.

-Учёные метеорологи, изучающие погоду, различают несколько видов облаков.

-Какие бывают облака, вы узнаете, прочитав научную статью на карточках.

Небесные странники

Часто можно наблюдать слоистые облака, напоминающие слоённый пирог. Это самые низкие облака. Они затягивают небо на высоте 1-2 км. Это облака плохой погоды. Летом из них идут дожди, а зимой - снег. Именно слоистые облака несут затяжные дожди.



Кучевые облака образуются в результате подъёма тёплого воздуха вверх и появляются на высоте 5-8 км.

Эти облака появляются лишь в тёплое время года. Кучевые облака-облака хорошей погоды. Лишь иногда , когда по их краям образуются «площадки», кучевые облака несут дождь с градом или грозой.



Перистые облака - самые высокие. Они летят над землёй на высоте 8-10 км. Перистые облака состоят из мельчайших капелек льда и не дают осадков. Тонкие и прозрачные, они не закрывают Солнце, а во время восхода и заката окрашиваются в разные цвета.

-Какие бывают облака?

Составьте классификацию облаков и занесите в таблицу их характеристику.

-Какие виды облаков встречаются в природе?

-На какой высоте располагается каждый вид облаков?

-Какой вид осадков несут эти облака?

Перистые облака самые высокие и тонкие. Они плывут очень высоко над землей, где всегда холодно. Капельки пара в них превратились в кристаллики льда. Это красивые холодные облака. Сквозь них просвечивает голубое небо. Они имеют самые различные формы: в виде тонких полупрозрачных полос, завитков, узловатых точек, языков пламени, похожи на длинные перья сказочных птиц. Поэтому их называют перистыми. Располагаются они на высоте 8-10 километров.

Иногда вершины облаков достигают высоты 20-125 километров над Землёй. На большой высоте формируются перламутровые и серебристые облака, состоящие только из кристалликов льда.


Слоистые облака – сплошные, бледно-серые. Они застилают небо однообразным серым покрывалом. Такие облака приносят ненастье: снег, моросящий дождь на несколько дней. Располагаются на высоте от 50 до 2000м

.

Дождевые кучевые облака – большие и тёмные. Они мчатся друг за другом, словно наперегонки. Иногда ветер несет их так низко, что, кажется – облака задевают крыши.

Кучевые облака – самые красивые. Эти облака располагаются на высоте 5-8 км. Они напоминают крутые горы с ослепительно белыми вершинами, освещенными солнцем. За ними интересно наблюдать: бегут по небу веселые кучевые облака, постоянно изменяются. Они похожи на зверей, на людей на каких-то сказочных существ – на все, что подскажет твоя фантазия.

Облачность играет роль одеяла над землей: ночью она препятствует понижению температуры воздуха, а днем ослабляет нагревание поверхности Земли Солнцем.

4. Закрепление изученного материала

Определить по фотографии вид облака. (Учащиеся определяют вид облака и называют его. Обосновывая ответ.)

Природа потрудилась над созданием облаков, они бывают причудливой формы. Теперь вы уже знаете, разные виды облаков, но кроме этого нужно представлять их форму. Попробуйте в парах из материала на вашем столе изобразить модель облака. (Используется вата, клей, лис картона голубого цвета).

1 ряд – кучевые

2 ряд – слоистые

3 ряд – перистые

Демонстрация лучших моделей.



Бегут по небу разные зверушки:

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

Плывут по небу снежные утёсы

И даже корабли, на них – матросы.

Оказывается, облака есть не только на нашей планете. Оказывается, что везде, где есть газовая оболочка, есть и облака. Но состоят они не из воды, а, например, из серной кислоты.

Существуют типы облаков, которые относятся к довольно редким явлениям природы. Они имеют очень необычные формы, цвета.

Грибовидные облака Облака-завитки Облака-лошадки

Глядя на эти причудливой формы облака на ум приходит всем известная песенка «Облака - белогривые лошадки»

5. Рефлексия

-Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Текст учебника с. 39-41

- Подберите к следующему уроку народные приметы об облаках.

Например: солнце прячется за тучи - к дождю.

СПАСИБО ЗА УРОК.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ